Прорвёмся о любви к себе

Любовь к себе - это начало романа, который длится всю жизнь.
Оскар Уайльд

Любовь к ближнему - вот так и хочется сказать, что с неё начинается всё. И в общем-то никогда не перестаёт, уходит куда-то в бесконечность толи души, толи космоса, толи взаимопереплетения судеб. Она не умирает, хотя вполне логично было бы сказать, что то, что имеет начало, имеет и свой конец. Но здесь по-прежнему действует правило - из ничего не творится ничто. Будь то пристрастие к человеку или к позолочённой ложке, новому айпаду или наркотикам - всё это вырывается откуда-то из нас, даже не очень хорошее, что Богом не было дано, идёт из нас. Ничего не возникает на пустом месте, но в то же время оно и не может уйти в пустоту. Именно поэтому невозможно бороться со своими недостатками, просто устранив их. Это как слово паразит: избавишься от одного - появляется другое, а всё потому, что нужен эквивалент, тот заменитель, который не искажает, а преображает. Так и с любовью, если вы любили, а не подменяли чувство суррогатом, то и любовь ваша никуда не денется: останется с вами, а потом и вне вас поплывёт по волнам человеческой памяти, человеческого тепла другого тела.
Однако как-то вдруг неожиданно получается, что начинается всё совсем не с ближнего, а с самого себя: "ВОЗЛЮБИ БЛИЖНЕГО ТВОЕГО, КАК САМОГО СЕБЯ; делай ему всякое, какое можешь, добро, как себе самому, не делай и не желай ему никакого зла, как не желаешь зла себе самому. Сколько стараешься и заботишься о себе самом, столько же старайся и заботься и о ближнем твоем". Я есмь, именно я после Бога первопричина своей жизни, её течения и состояния, её настроения и окружения, её продолжительности и характера испытываемых мной чувств здесь и сейчас. И как-то вот получается, что всё это, согласно заповеди, должно зиждиться на любви к самому себе.
Можно было бы сказать, что вот чего-чего, а себялюбия у современного человека предостаточно. Холим, лелеем, летаем в Турцию во времена тяжелые для отечества, стараемся поменьше работать, чтобы было без напряга, в юном возрасте ещё как-то сохраняем активность, двигаемся, а уж потом лежим-лежим-лежим, дуя на пузо в чипсах или не дуя в ус, кальян-мальян, шашлыки-машлыки, новогодняя вакханалия в компании Нагиева и Бузовой (такой феерично-стразовый фон жизни), ну да салюты, салюты, салюты, куда же без них?
Обычно в процессе жизни рядом с нами ещё и образуется кто-то "ближний", как правило, для услады тела: короче, у меня от тебЮ приятный ощущения, я тебЮ люблю, а ещё я люблю романтику и простАту. Может, всё-таки простотУ, а не простАту? Хотя от этого особо не легче, ведь понимание слова романтика у нас не идёт дальше красиво оформленного стола, пары свечек и светло-розовых ленточек, слово свидание так удачно заменяется словом "романтик". Простите, наверное, я что-то путаю всё же: на романтике едят тушку уточку - фуагру какую-нибудь, а на свидании можно и чай за мой счёт попить... Да я ж не жадная, только не просите меня вступить в партию, надавливая на то, что в Древней РимеГреции аполитичные люди назывались идиотами. Ну вы поняли, не сошлись мы характерами.
И вот начинается ещё одна новая песТня: я вся такая прекрасная, но ужасно одинокая, даже несмотря на наличие твово бренного тела под боком, а самое главное - я недооценённая!!! Я же ж прЫнцесса, не, берите выше - королевишна, вот как это там - не хочу быть дворянкой столбовою, хочу быть царицею морскою. И голос из Ынтернетов: "Ты достойна лучшего"... А раз лучшего нет, на безрыбье рыба - рак, то тогда вот ты дурак, а раз я на тебя трачу свои драгоценнейшие силы, энергию, то вот енто я, глупая, себя не люблю.
Что характерно, вторая сторона с таким раскладом тоже не согласна: она хоть и отдыхает, но чтит свою уникальность и исключительность. Ну не купили мальчику новый телехвончик, а чем он хуже спрашивается, значит-с, и он страдает, жертва обстоятельств-с, а кто этого не видит, тот простите сам дурак или самодура. Тоже ведь могла бы жизня получше сложиться... Эх, злые вы, не цените вы меня, уйду я от вас.
А теперь вопрос: вот вы можете себе, хотя бы на минуту представить, чтобы Иисус Христос сказал кому-нибудь, что он прекрасный и исключительный, а его не ценят, более того, он как никто другой достоин лучшего, ведь он же Бог??? Страдать от отсутствия нового телефончика, фуфло-косметички, устраивать показательные истерики и демонстрационные жесты с выбеганием чемоданов в подъезд? Переживать из-за невозможности полететь в Турцию и не успеть покурить кальян за две минуты до Нового года?
Что? Не представляется? И не представится... потому что в этом всём как-то совсем нет любви к самому себе. Нет никакого развития не только что физического, духовного роста нет, нет стремления к чему-то бесконечному. Получается кособокость, карикатурное чувство к себе самому, гиперпристрастие, наполненное сознанием своей исключительности на пустом совершенно месте. Вся эта недооценённость оборачивается вдруг эгоцентризмом, исключительной зацикленностью на себе, на прирастании к земному, сугубо материальному, к массовому понимаю успешности (богатый, красивый, знаменитый).
Но скажете вы, ведь бывает итак, что человек о себе и не думает, делает всё исключительно ради других, такая Забота Заботушкина, печётся о нас, печётся, того и гляди ласты склеит, а чтобы ей полегче жилось иногда забываться старается, убегает в свой мир - у какой иллюзия, у какой трудоголизм и ещё разные-преразные -измы. В общем даже голову помыть некогда... Но и тут вдруг возникает перекос - почему же это Заботушка не думает, что если не сохранит себя, то помочь другим уж будет некому. Самоуничтожиться в заботе не так-то уж и сложно. А ещё посмотрите слово-то с чего начиналось - с "само-"... Вот и вопрос - к кому и на кого эта любовь была направлена. Куда не кинь - всюду клин!
О какой же тогда любви к себе говорил Спаситель? Ведь явно не про Мейбеллин, айфон, пальмы с кокосами и тёплое, приносящее мне удовольствие тело рядом, от которого исключительно приятно. "Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвлена стала"*. Вот вам и ответ... Наша жизнь полна страданий, горе окружает нас с разных сторон, трудностью становится отнюдь не вставание по звонку будильника, а болезнь или преграда к реализации мечты, смерть близких. Однако всё это не может заслонить радость жизни, её наполненность смыслом, счастье момента. Не так уж и велики наши страдания, да и крест не ноша тяжёлая, а то, что своё, которое любят, и оно, как известно, не тянет. А раз так, прорвёмся!!! И здесь сразу на поверку образуются критерии охранения себя: стойкость, мужество, развитие, склонность к изменениям, принятие жизненной ситуации и влияние на неё, способность брать ответственность за свою жизнь на себя, умение отпускать старое и признавать новое, не метать бисер перед понятно кем и создавать своё окружение, победа страха перед мечтой, бегство от уныния и радость, которой можно поделиться, жизнелюбие, умение оставаться одному, противостоять невзгодам, ничего не ждать для себя, но стремиться к воплощению цели, уверенность в себе и в завтра, ибо не оставит Бог, ощущение своей самоценности, чувство собственного достоинства, осмысленность бытия... Иными словами, жить, несмотря ни на что, жить вопреки и против, жить ради... ПРОРВЁМСЯ - вот что значит ЛЮБИТЬ СЕБЯ!

* Александр Николаевич Радищев "Путешествие из Петербурга в Москву".

https://vk.com/id17532052?w=wall17532052_2529


Рецензии