Правда-матка

Встретились две подруги и одна другой говорит:
- Ты знаешь, а вот у меня дома проблемы: канализацию прорвало.
- О, да у тебя вечно что-нибудь не так. Это всё твой муж криворукий.
- Мой муж хоть и криворукий, зато зарплата у него большая. Не то что у твоего.
- А у тебя дети на одни двойки учатся.
- А твои только по подъездам сидят.
- Ты вообще сама уродина.
- А ты жиртрест.
- Что-то у меня от нашей встречи настроение испортилось.
- Не переживай, зато дружба у нас настоящая:
мы всегда правду друг другу говорим. Всё по-честному.


Правда - это то, что является чуть ли не самой важной составляющей нашей жизни. За правду стоят, правды добиваются, правдой служат и по правде проявляют искренность. Правда всегда ассоциируется с чем-то необходимым, как воздух. Люди задыхаются в лицемерии и лжи, им необходимо
это ощущение честности и искренности, но между тем паутинные нити обмана оплетают нас с разных сторон всё больше и больше. Реклама обещает нам избавиться от прыщей за два дня, соблазнить девушку запахом дезодоранта, студент вешает преподавателю лапшу о том, почему он не готов к зачёту и сдаёт чужую тетрадь вместо своей, в магазине ценники вообще нонче модным стало не размещать, а с личным... ну что уж говорить о личном, в общем "Привет!". По подсчётам учёных мы врем восемь раз за один час. Поверили? А зря: я вот пишу этот текст и вру - создаю свою вязанку из фактов, дабы вас обаять, точнее - обАять. На самом деле я не помню с какой периодичностью мы врём, но мне кажется, что это и не важно, главное - что врём. Именно поэтому таким модным стало пальцекрученое слово "реально" (говорить немного в нос с интонационным выделением на звуке "а"), всё же "чисто" и "конкретно" - прозрачная схема отношений от интимных до деловых.
И тем не менее при всём моём стремлении к правде меня всё чаще мучает вопрос: а правда ли, что правда - это правда? В своих убеждениях и утверждениях мы всё как-то подразумеваем под правдой вовсе не правду, а правоту, своё личное понимание мира, которое вполне может быть ошибочным. Иными словами, мы часто подменяем правду личным мнением, своим взглядом на вопрос. Отсюда и правда у каждого своя - имеем право, но вот так ли уж нам хорошо от этой самой правды, стоит ли её высказывать и знать? И может ли правда быть единственной? А то и вовсе ложь во спасение - это форма правды?

Только три вида людей скажут вам правду: дети, пьяные и люди в гневе.

Попробуем разобраться с данным тезисом! Кто здесь говорит правду и какую... Дети, их искренность считается вроде как отприродной, врать они при рождении не умеют, да им это и не надо. Это мир взрослых учит их лжи, поскольку из лжи может быть извлечена какая-то выгода, поэтому соседский ребёнок вполне себе спокойно может вам сказать, что у вас пузцо уже ниже колен, сумочка страшная и борода на лице совсем не у дяди Вани, а у тёти Маши! Такие заявления можно считать правдивыми, поскольку они действительно имеют место быть: пузцо уже не пролезает в узкий проём двери, у сумочки порвался карман, а тётя Маша каждое утро начинает с выщипывания волосков бороды, но какой-то из фолликулов, ах ...да и упускает. Но дело здесь ещё и в детской оценке происходящего.
- Тебе нравится дядя Серёжа?
- Да! Очень!
- А почему?
- Он смеётся, как лошадь.
Дома мама ругается на меня, а на следующий день мы идём извиняться перед дядей Серёжей и его женой, и я начинаю врать, говоря, что дядя Серёжа хороший, это шутка такая была - мне так нравится его переливчатый добрый смех, напоминающий звон колокольчика. Очень мило - не правда ли? И я понимаю, что в каждой шутке - лишь только доля шутки, а всё остальное... ну вы поняли! Хотя звон колокольчика мне тоже нравится, но это совсем не дядя Серёжа, к тому же ржание лошади мне нравится намного больше. Иными словами, моя правда в мире взрослых начинает выступать как хамство, при этом почему-то никто не учитывает того, что правда здесь совсем не одна: когда я говорю, что ржание дяди Серёжи меня привлекает, я вовсе не хамство проявляю, как интерпретируют взрослые, а возвожу в разряд положительных качеств то, что в мире взрослых положительным качеством не является, поэтому и вызывает бурную реакцию в виде смеха. Но самое главное в том, что правда взрослых здесь совсем не совпадает с моей детской правдой. Значит, их понимание моей правды - это искажённая реальность, то есть ложь. Отсюда дети говорят совсем другую правду, ибо их оценка события идёт в разрез с оценкой того же события взрослыми. Меня может умилять и пузцо, на котором можно скакать, и страшная сумочка может вызывать радость, ибо мне теперь отдадут её в игрушки, и борода тёти Маши для меня очень неожиданное удивительное явление, которое вызывает ни больше ни меньше восторг!
"А что же с пьяными? - спросите вы. - Это ведь взрослые люди!". Сразу же напрашивается известная фраза: "Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке". Только вот почему-то никто не учитывает, что этот трезвый ум может совершенно иначе оценивать то или иное явление. И снова экскурс в моё детство.
Был у моего дедушки друг, предположим, по фамилиии Клюев, да, пусть будет такая фамилия - звучит!!! И вот этот Клюев наКЛЮкался на нашей кухне. В начале всё шло хорошо: мы трое (я, дедушка и Клюев) были бодры и веселы, несмотря даже на то, что и я, и дедушка были трезвыми. Клюева посетила радость бытия, он смотрел большими округлыми глазами в алкогольной дымке, широко улыбался и всё повторял, похлопывая дедушку то по плечу, то по спине: "Я тебя люблю, я тебя люблю... Ты слышишь, я тебя люблю!". Ничто не предвещало беды, как вдруг весь вид Клюева изменился: глаза наполнились гневом, улыбку сменила ухмылка, похлопывание - стучание кулаком по столу. Как вы догадываетесь изменился и клюевский месседж: "Я тебе УБЬЮ! я УБЬЮ тебя! Ты чё смеёшься, я сейчас тебя УБЬЮ!". Что было со мной, словами не передать. Поскольку дома были мы одни, то я с тала сторожить Клюева, чтобы он не убил дедушку. И не могла понять, почему дедушка по-прежнему бодр и спокойно слушает эти речи о его уничтожении различными путями. Я прокралась к дедушке, чтобы его предупредить о таком непонимании слов Клюева, но он ответил мне, что бояться нечего - Клюев ничего ему не сделает. И, действительно, Клюев через некоторое время опять начал провозглашать свою песнь любви!
Конечно, всем нам в разных ситуациях приходилось сталкиваться с пьяными людьми, говорящими самые разные вещи. И дело даже не в том, что они говорят, а дело в том, что правда в этом была и есть только своя: нет, у Лариски не прямые ноги, женщина на остановке выглядит, как курица, а молодежь уж что-то сильно преборзела, но пьяному в этом всём важно совершенно другое - я есть! Сообщая "правду" нетрезвый человек стремится самоутвердиться, задеть, сообщить о своём существовании, поэтому люблю легко сменяется убью, лишь бы была реакция. Мели Емеля - твоя неделя. С таким же успехом можно сообщить что-то противоположное, так же являющееся "правдой", но в том-то и дело, что трезвый ум - это как правду разумеет лишь частично, оценка событий может быть совсем другая. Лариску любят, не смотря на кривизну её ног, поскольку она кристальной души человек, женщина на остановке нуждается в помощи, а преборзевшая молодёжь, оказывается, ещё умеет читать книжки и даже делать замечания в автобусе об асоциальном поведении. "Правда" пьяного легко проверяется степенью доверия? Доверите ли вы пьяному человеку везти машину ночью в горы, если вы пассажир? Вряд ли, ну если только вас не посещают суицидальные мысли. Правда о том, что пьяный таксист хороший водитель со стажем, по его словам, не убедительна совершенно. Здесь всё интерпретируется совсем с другой точки зрения: я хороший, люди, я имею право на ... всё, заметьте это. Вот вам и вся правда, которую сообщает нам человек под шафе.
Нет, мы не все были пьяными! Но зато нет на свете человека, который не был в гневе. Ах, эти школьные года, меня сгубили...
На перемене я и мой одноклассник играем в безобидную игру - не поверите, "В города"! Да, такое бывает между мальчиками и девочками. Он сидит спереди, я за ним - на второй парте (ну, конечно, - за второй партой). Долго думаю над ответом, поскольку все города на букву А мы уже перебрали. Одноклассник злорадствует, я нервничаю. Он уже готов объявить о своей победе, как вдруг я вспоминаю и говорю:
- Армавир...
- Нет, ты долго думала, всё, ты проиграла.
- Ну как же проиграла, я же вспомнила город.
- Ты долго думала, время твоё истекло.
- Послушай, но я же назвала... - говорю я, и беру его за край рукава рубашки, слегка потягивая. Мне не повезло: рубашка была, видимо, уж очень хлипкая и она на моих глазах рвётся по шву. Мой друган вскакивает, начинает прыгать возле моей парты и ругаться, точнее вопить, сообщая, что я не знаю, с кем я связалась, как я могла так поступить с его рубашкой, и не слушает даже то, что я её порвать и не смогла бы - у меня сил маловато. Его тирада заканчивается какими-то обзывательствами и угрозами, что он натравит на меня свою собаку и та меня сожрёт, сами понимаете, не подавится. Ну а дружбе конец...
На следующий день я встречаю его с собакой: это оказывается двухмесячный щенок, который, увидев меня, дрожит, а, пообвыкнув, начинает вилять хвостом и ласкаться. Нет, ну что вы, дружба на том не была порвана, как рубашка. Вот вам и вся правда человека в гневе.
Согласитесь, поведение человека в гневе не очень-то отличается от поведения пьяного человека: здесь важно доказать собственную правоту, нахамить и с этой помощью обрести свою значимость. Унижая другого, мы самоутверждаемся. Здесь не имеет принципиального значения возрастная категория, важно другое - ни одно из оскорблений не может быть правдивым! Ты свинья, козлище, чмо в погонах или без оных, падлюка. Истинным может быть лишь слово "подонок", да и то если рассматривать его с позиций детского словотворчества: "Подонок - это тот, кто всё время падает". Какая же это правда? А правда в том, мой друг, что у тебя болит голова, а точнее душа. Даже сложные конструкции, состоящие из утверждений больших размеров, и то быстро теряют свой смысл после их произнесения. Слова человека в гневе к нам не относятся, это о своей неполноценности говорит гневливый человек. Терпел, терпел, держал в себе и открылся: "Вы мне надоели. Меня раздражают ваша розовая кофточка, ваши сиськи и ваш микрофон". На Ароян, действительно, надета розовая кофточка, и грудь у неё есть, потому что она женщина. Правдивы ли слова Киркорова? Более чем! Только вот правдой в данном случае является не то, что другой - мерзость поганая, а то , что другой не хочет склониться перед моей правотой и звездностью. "Меня это достало" - расхожая фраза... Только вот достаёт каждый себя сам, как ни странно из желания быть выше, чем другие. Может ли кто-то быть выше или ниже нас? Да, но чисто-конкретно по антропометрическим параметрам. Хамство правдой быть не может: "Юпитер, ты сердишься - значит, ты не прав".

Что же совсем нет правды на Земле*? И нам не к чему стремиться? Из хода наших рассуждений выпало одно важное условие понимания и произнесения правды, заключённое в словах, приписываемых апостолу Павлу: "Правда БЕЗ ЛЮБВИ делает человека критиканом". В любви правда может быть абсолютно любой, поскольку любовь является истиной, стоящей над правдой, она создаёт свою особую реальность той правды, которая не ранит человека, а делает его лучше, позволяет развиваться.
Любовь не подрезает крылья,
Оковы тяжкие снимает,
В минуты гордого бессилья
Над бренным миром поднимает:
В ней есть свобода и участье,
Забота и души полёт,
Когда родного друга счастье
Нам высшей правдой предстаёт.
Поэтому правда - это та истина, в которой выражается любовь, а не чей-то субъективный опыт оценок, способный убивать.

Фраза из произведения А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери" : "Все говорят: нет правды на земле. / Но правды нет — и выше".

https://vk.com/@17532052-pravda-matka


Рецензии