Уважительное единение

   Осмысление эпохи и личности Сталина всегда было важным и актуальным, так как тесно связано с днями текущими. Когда-то и я, пытаясь со ступени своего производственного, литературного и просто житейского опыта осмыслить напряженно-перестроечное время Горбачева – Ельцина, раздумывал и на эту «руководящую» тему. И сейчас не отрекаюсь от ранее сказанного. Более того, с еще большей настойчивостью хочу сказать: наше спасение, наше будущее только в УВАЖИТЕЛЬНОМ единении опыта, текущего поиска и мечты.
   Позволю себе привести небольшую выдержку из старых своих заметок (1989 г.) "Цепная реакция. Полемические заметки". (В журнале не решились на полемику, и я опубликовал заметки в интернете в 2012 г. – http://www.proza.ru/2012/12/12/1508). Конечно, многое стало уже как бы понятным и не особо полемичным. Хотя... Вот и подчеркну, пожалуй, самое главное и конфликтное: в духовно-исторической памяти людей, с одной стороны, СТАЛИН – это ПОБЕДА, сталь, Сталинград и другие великие достижения, сделавшие нашу страну мощной державой, а с другой стороны, это СИСТЕМА СТРАХА – сталинизм, жернова которой до сих пор мучают души многих людей неуверенностью и пугливой беззащитностью перед властью, ослабляющие нашу страну и фактически лишающие ее победного конкурентного социально-экономического развития.
   Вот и будем изучать и учиться уважительно воспринимать нашу историю как ЕДИНОЕ ПРЕОДОЛЕНИЕ людей и страны в целом и, значит, с критическим, но не озлобленным пониманием относиться к противоречивой жизни наших отцов и дедов. К сожалению, как известно, история не знает сослагательного наклонения, нам ничего не изменить. Главное, не повторить худшее, а продолжить хорошее и лучшее. Разве сейчас мы не мучаемся поиском ПРИЕМЛЕМОГО ДЛЯ БОЛЬШИНСТВА граждан компромисса между свободой и насилием, между человеком и государством, чтоб сделать и свою жизнь, и жизнь наших детей и внуков полноценной и счастливой. Цепная реакция жизни продолжается и, конечно, продолжается преодоление.
   А вот и упомянутая выдержка из старых заметок (1989 г.):
   «...И вот тут я и хотел бы сказать несколько слов не о «простых тружениках города и деревни», а о тех, кто руководил нами, кто правил, кто решал нашу судьбу и судьбу всей страны. Кто же они? Тоже люди. Но какие люди? Как сейчас в основном преподносится, это были параноики, шизофреники, человеконенавистники, убийцы, мафиози, тупицы и такие же, как мы, чурбаны (чурбановы!) и дураки. Думаю, что в этом что-то есть, хотя и звучит тоже мрачно. Во многих из правящей верхушки далекого и близкого времени сидели те же врожденные и приобретенные «черточки», что и у простых смертных. Но такая простота в объяснении делает «руководящую картину», по-моему, еще мрачней. (А может быть, чем мрачней, тем приятней для нас? Ведь поиск «рыжего петуха» продолжается.)
   Не будем сейчас опять же фантазировать, так как многое из нашей истории мы пока не знаем и о многом не ведаем, только скажем одно: история человечества это не только история борьбы классов, но и история борьбы внутриклассовой. А вот нашу советскую историю определила борьба внутрикастовая. И эта борьба за личный авторитет, за престиж и за личную власть, конечно же, подогревалась не только «свинцовыми инстинктами». Бытие вносило свою достойную лепту своей жестокой противоречивостью: догмат «нового мира», строящегося на новых(!) коллективистских(!) началах (сплошная коллективизация!), неизбежность войны (форсированная индустриализация!), непримиримый и боевой дух мировой революции (идеологизация всего и вся!), победа любой ценой...
   И здесь я, пожалуй, скажу главное по этому «руководящему» вопросу. Уверен, что Сталин и его окружение жаждали не просто личной власти, это само собой, жаждали не просто «вождизма», что тоже само собой, а ВЕРИЛИ в эту административно-командную систему управления и народом, и страной в целом.
   Гитлер, думаю, тоже верил в свои принципы (без кавычек), и это было его убеждение, его жизнь. Поэтому и солдаты фашистской армии, и простые труженики Германии поверили фюреру и его принципам и шли на смерть, завоевывая и защищая. Настоящие враги человечества не могут быть примитивными, ибо тогда явно примитивной будет их идеология и люди за ними не пойдут. А вот «соратники» и исполнители могут быть примитивными, и тогда жестокость может не знать границ, так как «свинцовые инстинкты» будут помножены на жестокость самой идеологии.
   Вот и Сталин, и его окружение наверняка не считали административно-командную систему бюрократической, так как чуть ли не с самой революции все боролись с этими бюрократизмом (и сейчас, естественно, боремся), а верили, что как раз эта система и победит бюрократизм, так как основана на жесткой и даже жестокой дисциплине (ох, как дисциплина нам и сейчас нужна!), четкой плановости (и сейчас еще мечтаем о ней), на сильной роли государства (мы и сейчас заботимся об этом, коль строим правовое государство). И даже сталинская теория обострения классовой борьбы при социализме мне кажется не искусственно придуманной Сталиным для Сталина, как пытаются, по-моему, упрощенно объяснить появление этой жестокой теории («идеологическое прикрытие» и тому подобное), а родилась «отцом народов» не только, повторяю, из жажды «вождизма», но и из ВЕРЫ в СВОЮ теорию.
   Конечно, потом эта теория и идеология дополняли и помогали друг другу — с одной стороны, уничтожали «врагов народа», с другой, готовили народ к войне с фашизмом, с Гитлером. Одна жестокость шла против другой, Сталин против Гитлера, Гитлер против Сталина.
   Да, было так... и было, конечно, не так. Два мира, два идеала и одна судьба людей — война. Люди шли и умирали со словами на устах «за Сталина», «за Гитлера» — символами родного дома и родины, мирного неба и счастья. Сейчас-то мы понимаем: они воевали против Сталина, против Гитлера.
   Да, время рождает своих героев и своих извергов. И нет забвения героям, и нет прощения извергам, какими бы «орешками» они не были. И в этом тоже наша надежда на преодоление противоречий человеческого духа и человеческого бытия.
   Так что же мы построили и строим? И кто есть МЫ? Кто есть Я, то есть каждый из нас? Только знаю: мы не хотим быть пешками в «руках» социализма, не хотим, чтоб наш общественный строй, наше бытие было пешкой в чьих-то руководящих руках... И знаю еще: никто нам не даст никаких гарантий. Вот почему «Неопознанные Людские Объекты» (тоже НЛО) — человек и человеческое общество — должны быть стимулом для нашего исторического творчества. И признаемся: вопрос о «синей птице» и «рыжем петухе» с повестки истории не снят, ибо причину наших неудач еще надо искать и искать. И никакие «верха» без наших осознанных усилий это не осуществят, никакие «умные головы» нас всех не заменят, и перестраивать нашу жизнь мы будем, как опять же говорил В.И. Ленин, «не из фантастического и не специального нами сделанного человеческого материала, а из того, который оставлен нам в наследство... Это очень «трудно», слов нет, но всякий иной подход к задаче так несерьезен, что о нем не стоит и говорить».


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.