Разведка индейцев. Шпионаж Ч. II

Мы не будем освещать подробности Войны ямаси, и лишь остановимся на нескольких эпизодах, указывающих на ее тайную сторону – шпионаж.
 Причины этой войны различны. В общем плане можно выделить следующие: захват земель европейцами; введенная ими торговая система, злоупотреблений со стороны торговцев; обращение индейцев в рабство; истощение популяции оленей из-за охоты на них белых людей; рост индейских долгов и одновременное возрастание благосостояния вождей и племенной элиты, а также благосостояния ряда поселений колонистов; распространение рисовых плантаций,  конкуренция французских маклеров Луизианы с английскими торговцами; давние связи индейцев с испанской Флоридой; борьба за торговое пространство между индейскими племенами.
Итак, племена, населявшие преимущественно территорию штатов Джорджия, Южная и Северная Каролины, часть северных районов Флориды, и восточной части Алабамы ямаси, крики (маскоги), чероки, чокто, чикасо, катавба, куапо, ючи, шауни, апалачи и апалачикола, к началу 1715 года выказали массовое недовольство политикой англичан в отношении индейцев.
 Немаловажную роль в разжигания данного накала страстей сыграли «слухи», целенаправленно распространяемые индейскими дезинформантами.
Эти слухи рождали вожди индейцев, погрязшие в интригах и стяжательстве. Многие из вождей к тому времени были развращены белыми людьми настолько, что говорить об их патриотических чувствах вовсе не приходилось. Эти вожди отчетливо понимали, что вооруженный конфликт созрел и для некоторых из них вопрос заключался в том, чью сторону принять, дабы не остаться не у дел.
Отправной точкой послужила вброшенная кем-то из индейских вождей «деза», будто бы торговцы из Южной Каролины расправились руками «великих человекаубийц» за неуплату долга с наследником верховного вождя криков (маскогов) из Коветы. На то, что подобный слух имел место,  указывает обстоятельство на сколько остро в то время у индейцев Юго-востока стояла проблема задолженности белым людям. Например, чтобы расплатится с долгами один из крикских вождей, в точности вождь из Касситы, приказал своим тайным помощникам (агентам) организовать похищение детей у соплеменников, и продать их в рабство.
Как одну из причин начавшегося конфликта с белыми людьми некоторые исследователи видят в заговоре индейских вождей, в центре которого находился вождь криков по прозвищу Старый Брим – прирожденный  интриган и отец индейских шпионов всех мастей. Историки Барнуэлл и Макинтош считали, что Старый Брим, когда ставил пред собой цель, то достигал ее исключительно с помощью армии шпионов, которую взращивал возле себя. Всякое решение, которое требовалось принять, он принимал на основе данных получаемых от тайных информаторов.
Накануне военных действий крики и ямаси между собой состояли далеко не в дружественных отношениях, хотя и те, и другие, поддерживали союзные отношения с англичанами. Агенты Старого Брима  находившиеся  как в среде английской колониальной администрации, так и в окружении вождей ямаси и чероков, донесли вождю, что ямаси намерены выступить против англичан, и в этой связи развернули работу по привлечению на свою сторону, чероков, катавба, кикапу, чокто и чикасо. Брим моментально развернулся на сто восемьдесят градусов по отношению к «дружественным» англичанам, и в скорости переформатировал свои отношения с ямаси, решив также выступить против белых на стороне индейцев. Бриму к тому же стало известно, что ямаси, якобы провели успешные переговоры с испанцами – давними врагами англичан, и те, мол, пообещали индейцам помощь в их войне с англичанами. К тому же шпионы Брима докладывали вождю, что готовность выступить против англичан изъявили и множество мелких племен.
Вожди ямаси также вели агентурную разведку не только в среде сочувствующих племен, но и среди англичан. Стоит отметить, что английские колониальные власти регулярно получали разведанные о готовящемся заговоре «дружественных» им индейцев. Сохранилось ряд свидетельств, указывающих на то, что англичане успешно использовали индейских агентов двойников. Например, английские власти наградили некоего ямаси по имени Каффи из селения Юхоу, за то, что он доставил им упреждающую информацию о намерении его соплеменников вырезать всех англичан. В награду за это Каффи получил 10 фунтов стерлингов и куртку, а его семья была освобождена из рабства. Так же имеются свидетельства шотландского торговца Джона Фрэйзера который водил дружбу с одним из ямаси по имени Сануте. Последний явно был агентом влияния, поскольку постоянно нагнетал обстановку в среде колонистов, и указывал на то, что скоро все индейцы в округе поднимут восстание против англичан, и, что это восстания якобы поддержат испанцы, которые снабдили племена большим количеством оружия.
 Проанализировав всю информацию, поступающую от индейских информаторов, англичане почему-то решили, что угроза исходи от очиси-криков и их вождя интригана Старого Брима, «известного злодея, предпочитавшего боям на поле брани тайную войну шпионскими средствами». Поэтому англичане решили сработать на упреждение, не зная того, что Брим подобным образом уже сработал раньше их.
 Англичане направились в главный город ямаси Покаталиго. В состав делегации входили представители колониальной администрации и торговцы: Томас Нэйран, Джон Райт,  Сэмюэл Уорнер, Уильям Брей и капитан Сеймур Барроу. 14 апреля 1715 года они выступили на совете племени, старясь всячески сгладить недовольство индейцев ямаси. Ямаси выслушали посланников и, когда те отправились отдыхать, ночью собрали свой совет, на котором сделали выбор в сторону решения войны с англичанами, хотя среди членов племенного совета было немало вождей, выступавших против войны с белыми. Данное решение было принято вождями ямаси не без помощи агентуры влияния среди членов совета, подкупленных Старым Бримом, оценившим ситуацию не в пользу англичан, и, посчитавшего их на то время самым слабым звеном в клубке противоречий. В ту ночь только трое из делегатов спаслись. Райт и Нэйран были замучены индейцами. Так началось восстание индейцев Юго-востока, вошедшее в историю под названием «Война ямаси».
Начавшаяся война привела к расколу среди нации чероки.
Нижние чероки готовы были вступить в войну на стороне ямаси и криков. Нагорные  чероки, наоборот видели в англичанах верных союзников в войне против криков, и, поэтому считали целесообразным поддерживать с Южной Каролиной мир. С целью привлечения чероков на свою сторону англичане отправили в их страну разведывательную миссию. В награду за согласие выступить в войне на стороне англичан английские разведчики пообещали вождям нижних чероков 500 фунтов стерлингов. Результатом работы английской разведки  стал приход в Чарлстон в октябре 1715 года делегации  из восьми вождей чероки и двенадцати их военных лидеров под предводительством черокского  вождя Цезаря из Чоты. В ходе переговоров  с индейцами англичанам удалось заключить с ними союз. Чероки  согласились выслать против верхних криков свои лучшие силы, а против индейцев апалачей направить остальных.
 Но что же произошло? Чероки не явились к обусловленному месту для того, чтобы выступить против криков, потому, что в это время шпионы Старого Брима склонили их к переговорам с криками.
В страну чероки англичане направили колонну волонтеров полковника Мориса Мура. На пути Мур не встретил сопротивления, но лазутчики Старого Брима двигались за ним по пятам, и на протяжении всего пути отсылали бегунов с вестями для доклада вождю.
Чероки торжественно встретили  экспедицию  Мура, и устроили в честь англичан пир. На совете верховный жрец заявил, Муру, что чероки никогда не будут воевать против англичан, но и воздержаться от войны с ямаси и криками. В этой связи жрец направил послание к вождям криков, предлагая им в течение двух недель прибыть на мирные переговоры с англичанами.
В то же время вождь Цезарь из Чоты, опираясь на силы Мура, совершал дипломатические вояжи по стране Нагорных, Средних и Нижних чероки, призывая соплеменников выступить против криков. Но среди нижних чероков активничали шпионы Брима, убеждая последних не присоединяться к Цезарю и прежде выслушать крикских вождей.
Англичане же всеми средствами старались подтолкнуть чероков к войне. В столице Нагорных чероки вождь Цезарь воодушевлял молодежь, а  агент Старого Брима  индейский торговец Александр Лонг, наоборот доводил до индейцев информацию, о том, что англичане после войны с криками  намерены истребить всех чероки. Более того, Нагорные чероки потребовали видения от Хранителя Божественного Огня, для того чтобы убедиться на чьей стороне им стоит выступить.
 Жрец получил такое видение. Он сказал, что Высшие силы любят белых людей как своих детей,  но среди них были двое соглядатаев (агенты англичан), которым  сохранена была жизнь, но двое индейцев из «великих человекоубийцы» (черок. «абекуа» – шпионы Брима) подосланные «красными людьми» все же убили их. Далее, жрец поведал, что будет первым, кто нападет на врагов англичан, и призвал всех чероки избавляться  от влияния злонамеренных россказней.
На совете чероки решили, если крики не явятся на совет, то чероки  начнут готовиться к войне.
Крики явились, но со значительным опозданием. Двенадцать членов делегации криков подверглись нападению чероки в Тугале. Одиннадцать из них были убиты. Убит был также и самый главный агент Брима среди вождей чероки, не вовремя выступивший за то, чтобы выслушать делегатов.
Резня в Тугале способствовала неизбежному союзу чероки и англичан, в этой связи вожди криков, и, в частности, Старый Брим, вынуждены были пересмотреть дальнейшую стратегию взаимоотношений с чероки. Всех агентов из враждебного лагеря Брим отозвал, и в дальнейшем использовал их во внутриплеменных разборках, затянувшихся на долгое десятилетие.
Применительно к разведывательной практике ряда индейских племен североамериканского континента проживавших на Востоке, основным продуктом их политической и военной мысли можно считать так называемую стратегемность, то есть стратегическое планирование, при реализации которого в отношении противника использовалась хитрость, и он в итоге попадал в ловушку.  Другим словом можно сказать, что  индейская стратегемность – это синтез стратегии и разведывательного искусства, умение расставлять для противника скрытые западни, искусство мыслить на перспективу, составлять долгосрочные планы, умение просчитывать ситуацию на достаточное количество ходов вперед, применять стратагемные ловушки для достижения успеха.
Непревзойденными мастерами стратагемности  из числа  индейских вождей обозначенного региона по праву считаются вождь оттава Понтиак и вождь шауни Текумсе.
 Категории стратагем успешно реализуемых этими легендарными вождями в ходе проведения ими шпионской деятельности, условно можно подразделить на несколько составляющих.
– камуфлирование шпионажа под дипломатию, то есть когда с дипломатической миссией к противнику направлялись шпионы, задачей которых был не только переговорный процесс, но и сбор информации о противнике.
– различные способы введения в заблуждение объектов развединтереса (объект разведывательного интереса – это то, на что направлена, или тот против кого ведется разведка – И.К.);
– захват добычи как следствие заранее проведенных разведывательных мероприятий;
– блокада противника, также есть результат проведения предварительной разведки;
–  обязательное получение преимущества, в ходе проведения разведдеятельности, иначе указанные индейские лидеры не видели смысла в шпионаже;
–  соблазнение, то есть способ подкупа для решения разведывательных задач;
–  бегство – вывод своих шпионов из игры в целях их безопасности при полной безнадежности мероприятия, а также по окончании решения ими той или иной разведывательной задачи;
Хорошо известно, что вождь оттава Понтиак (алгонкин. Obwandiyag), смог объединить для борьбы с колонизаторами десятки индейских племен от Атлантического  океана до Миссисипи, от канадских рек до современной Джорджии. Ему удалось не только сплотить нередко враждующие между собой племена, но и своим чрезвычайным талантом военного стратега стать примером для других героев индейских войн. Понтиак разработал точный тактический, и даже стратегический план шпионской войны, благодаря чему одним из первых в истории индейских войн в Северной Америке на практике применил стратегему «блокировки противника», выразившуюся в осаде вражеских крепостей (тактический прием ранее несвойственный военному мышлению индейцев).
Когда в соответствии с договором 1760 года французские форты на Великих озерах перешли к англичанам, то выяснилось, что индейцы не собираются смотреть на это сложа руки. Великим сахемом союза западных племен стал Понтиак, который поначалу довольно-таки сносно отнесся к вторжению британцев в земли оттава, но и, помогая им, он не переставал обдумывать план, как собрать вместе всех краснокожих, которых объединяла дружба с Францией, и изгнать алчных англичан  с индейских земель.
 Для того чтобы объединить племена для борьбы с непрошенными гостями, разорявшим охотничьи угодья индейцев, Понтиаку не раз требовалось применять стратагему «комуфлирования шпионажа», то есть под видом послов направлять во всем племенам региона своих надежных разведчиков. Наряду с официальными функциями раскуривания трубок и вручения нитей вампума, шпионы Понтиака должны были  досконально изучить состояние этих племен: количество военной силы, настроение вождей и воинов, их отношение к англичанам, зависимость от торговых связей с британцами, ну и самое главное готовность выступить против них единым фронтом.
Помимо засылки шпионов к соотечественникам, Понтиак разработал  систему получения информации из среды противника – англичан. Для работы в фортах британцев Понтиак посылал индейских женщин, в точности метисок,  которые предлагали  военным услуги в качестве служанок, прачек, да и чего греха таить, проституток. Задачей женщин-шпионок, преимущественно являлось наблюдение за противника по месту дислокации.
Метиски, немного знавшие язык белых людей, помимо визуальной разведки, отчасти проводили еще и агентурную, изучали слабости офицеров,  их наклонности, авторитет. Помимо того, шпионы Понтиака вели наблюдение за лицами из числа трапперов и фротирменов, лояльно относящихся к индейцам, для того чтобы, если потребуется, возможности и статус указанной категории можно было использовать в интересах индейцев.
Также Понтиак развернул агентурную работу среди английских торговцев, от которых ему требовалось не только оружие, но и информация. Всякий белый торговец, торговавший с  индейцами, так или иначе, был связан с производителями оружия, контрабандистами и военными. Через индейских торговцев к Понтиаку шел не только поток огнестрельного оружия, но и информации. Торговцы на фронтире считались первыми разносчиками разного рода новостей и слухов. В отношении этой категории людей, в целях использования их в своих интересах, люди Понтиака применяли стратагему «соблазна» – играли на их «шкурных» интересах, предоставляя им за информацию и иные услуги, шкуры животных.
Таким образом, во всех концах страны Великих Озер среди десятков племен у лагерных костров работали соглядатаи Понтиака, убеждая индейцев в необходимости сплочения против засилья белых.
 В 1761 году к оттавам прибыли Киашута и Тиханадорис – посланцы Лиги Ирокезов и передали Понтиаку красный военный вампум, в знак того что они принимают его призыв к восстанию против англичан. Однако Понтиак тогда медлил, ибо считал выступление преждевременным, поэтому союз, предложенный ему самой сильной Конфедерацией индейских народов, не поддержал. Причина, как считают некоторые исследователи, заключалась, в том, что шпионы Понтиака, работавшие среди англичан, в предоставляемой вождю информации, указывали на то, что силы белых превосходят  индейские, а посему война с англичанами преждевременна.
«Для чего Понтиаку нужны были агенты в фортах англичан и около, – задается вопросом исследователь Фред Андерсон. – Потому что он намеревался  на первом этапе силами объединенных индейских отрядов произвести захват этих фортов и, таким образом, очистить предполье английских колоний, которые еще не продвинулись слишком далеко в глубь индейской территории, и, которые эта разорванная цепь фортов защищала наподобие «линии Мажино»  (линия Мажино  – система французских укреплений, на границе с Германией от Бельфора до Лонгийона. Сооружена в период 1929 –1934 годы – И.К.).
По мнению Андерсона это был сложный план, и обзавестись в каждом из фортов шпионами было не реально, тем более, что от самого дальнего форта Эдвард Аугустус, который англичане построили на территории современного Висконсина, до моря было свыше одной тысячи километров. На этой огромной территории проживали десятки племен, многие из которых, совсем недавно открыто враждовали друг с другом. Связи между собой эти племена не поддерживали, как, впрочем, и английские форты, ибо находились на значительном удалении друг от друга. На последнее как раз и рассчитывал Понтиак.
По плану Понтиака в заранее определенный день десятки индейских племен должны были одновременно нанести удар по отдельным укреплениям и захватить их. Для подготовки реализации этого плана он задействовал многочисленных лазутчиков, отправившихся по его приказу вглубь индейской страны.
Понтиак, изучивший с помощью средств шпионажа военную силу своих врагов, не хотел напрасно проливать кровь индейцев. Он рассчитывал, брать укрепления и форты англичан применив стратагему «блокады», то есть  по возможности выманивать  силы гарнизонов за стены фортов и там их уничтожать, или, наоборот, под любым предлогом проникать внутрь фортов и там наносить удар.
В качестве примера применения такого рода стратагемы, можно привести эпизод взятия индейцами форта Мичилимакинак самого важного после Детройта на территории Великих Озер.
 Агенты Понтиака из числа фронтирменов, торговцев и индианок, осевших в этом форту, постоянно сообщали о том, что солдаты и офицеры гарнизона, проводят свои будни весьма уныло.  Порой от безделья они не находят себе места, и всякой представившейся им возможности хоть как-то развлечься отдаются с превеликим удовольствием и воодушевлением.
Тонкий и проницательный Понтиак, для достижения цели проникновения в форт, решил использовать состоянии его обитателей.
 4 июня 1763 года, уже после осаждения Понтиаком Детройта, в день рождения короля Англии возле форта собрались сотни индейских воинов, в основном союзные оттавам чиппева и саук. Дабы  отвести всякие подозрения англичан, индейцы, сообщили, что хотят разделить радость белых в день рождения их короля, и в его же честь устроить большую игру в мяч.
Увлеченные необычным зрелищем, солдаты форта расслабились и потеряли бдительность. Большинство  из них вышли за ворота форта и стали наблюдать за игрой. А индейцы только этого и ждали.
 Как будто случайно, мяч залетел за ворота форта, и игроки, крича и толкаясь, все как один ринулись туда. Оказавшись внутри форта, индейцы набросились на ошеломленных солдат. Не давая им опомниться, они перерезали и скальпировали семьдесят человек. Те, кто остался в живых (двадцать человек) попали в плен.
 Индианка из племени шауни, как сообщает Фред Андерсон в работе  «Crucible of War: The Seven Years' War and the Fate of Empire in British North America, 1754—1766», являвшаяся осведомителем Понтиака, чтобы, как говориться «не попасть под раздачу», спряталась в доме одного торговца. Она рассказывала потом, что «необузданная, дьявольская ярость охватила нападавших, что они рубили англичан в куски и лакали их кровь, как дикие звери».
Самым же укрепленным фортом англичан считался форт Детройт и к тому времени, когда Понтиак собрался штурмовать его, там работали несколько его шпионов. Одним из них исследователи считают капитана английской армии Кэмпбелла, который симпатизировал индейцам и не являлся сторонником войны с ними. Индейцы часто гостили  в форту, ибо капитану нравились их экзотические танцы, и в этой связи он частенько приглашал танцоров, для развлечения солдат. Поэтому через Кэмпбелла, посредством применения стратагемы «введения в заблуждения» Понтиак планировал легко захватить Детройт. «Понтиак планировал устроить в форту грандиозное танцевальное шоу, и настоящие намерения, конечно же, скрывал от Кэмпбелла. – писал Андерсон, – По сути, ему было наплевать на Кэмпбела, ибо цель оправдывала средства. В успехе  его убеждали засланные им лазутчики, а также пророки типа Попе».
Попе – пророк делавэров в свое время, призывал индейцев вернуться к доевропейскому образу жизни и начать войну с иноземцами. От имени самого Хозяина жизни он требовал изгнания англичан из Америки. Пророк, как он утверждал, долго искал священный путь к Хозяину жизни и однажды покинул землю, а через восемь дней дошел до Создателя. Потом, после «возвращения на землю», он передал делавэрам волю Хозяина жизни. Приказ Создателя передавался из уст в уста и наконец, дошел до Понтиака.
Создатель сказал также пророку, что его врагами являются только англичане. Французы, мол, обращаются с его детьми-индейцами хорошо, поэтому и они относятся к числу детей «Хозяина жизни».
Понтиак находился под влиянием видений пророка и нисколько не сомневался в успехе своего дела, ибо слова пророка подтверждались агентурной информацией. Агенты в фортах и среди союзных племен сообщали Понтиаку о необходимости проведения решительных действий. «Французы и испанцы готовы перейти на твою сторону, как только ты начнешь генеральное наступление», – сообщал шпион Понтиака по имени  Пискатауэй, по все вероятности агентуривший среди французских друзей вождя в Луизиане.  Понтиак в ответ также направил сообщение  в Луизиану, в котором подбадривал французов, и уверял их в своей силе и возможностях.
Понтиак намеревался войти в форт Детройт с группой танцоров около 300 человек, провести танцы и под шумок горсткой отборных воинов, перебить гарнизон форта. Одновременно за стенами форта индейцы должны были начать общий штурм. Воинов-танцоров Понтиак вооружил обрезами (их легко было спрятать под индейскими одеялами). Он наказал им действовать, как только он передаст коменданту вампум (пояса вампума у алгонкинов и особенно у ирокезов имели ряд особых функций: они были украшением одежды, служили валютной единицей, а главное,  с их помощью передавались разные важные сообщения – И.К.), таков был условный сигнал.
Однако комендант форта, майор Глэдуин, узнал о заговоре, арестовал  капитана Кэпбелла и некоторых других тайных помощников Понтиака изобличенных англичанами. Произошло это благодаря предательству. Одна из индейских женщин, шпионивших в форту, была приставлена к майору Глэдуину. Эта женщина принесла майору пару мокасин из лосиной кожи. Тот похвалил ее работу и просил сшить ему еще пару. Она же ответила, что не может этого сделать, потому что вряд ли кто из англичан доживет до завтрашнего вечера. Майор, заподозрив неладное, выведал у нее всю информацию.
Англичане начали готовить Понтиаку свою игру, стараясь сделать так, чтобы  индейцы не о чем не догадались.
Воины Понтиака всю ночь напролет танцевали и пели песни. Наутро группу индейцев во главе с Понтиаком пропустили в форт. Вождь заметил, что поведение солдат изменилось, и насторожился.  Глэдуин поспешил успокоить его, сказав, что просто идут учения. Понтиак начал свою речь в надменном и вызывающем тоне, но тут же раздался бой барабанов. Солдаты взяли мушкеты наизготовку, офицеры обнажили сабли, а сам Глэдуин, подойдя к Понтиаку, сдернул с него одеяло и показал на заряженный обрез. Так замысел индейцев раскрылся. Майор мог арестовать хитроумного вождя, но счел это бесчестным и позволил Понтиаку уйти.
Понтиаку выдержать бы паузу, но он решил действовать, гордыня не позволила быть в числе обыгранных. Индейцы численностью от 500 до 1000 человек осадили Детройт. Комендант форта отказался от мысли об отступлении. Французы, которые жили в Детройте, пытались устроить переговоры, но Понтиаку нужна была только безоговорочная капитуляция гарнизона.
В июле 1763 года английские войска при попытке атаковать лагерь Понтиака были разбиты и уничтожены. Тем не менее, взять Детройт индейцам не удалось, и в октябре Понтиак был вынужден снять осаду.
В то же время союзные Понтиаку потаватоми захватили форт Сент-Джозеф в Западном Мичигане, по принципу захвата форта Мичилимакинак.
 Солдаты гарнизона форта еще не знали о восстании Понтиака и впустили индейцев в форт, те разошлись по казармам, развлекали солдат, а потом по знаку вождя, напали на них, и в течение двух минут с фортом было покончено.
Одной из стратагем Понтика в ходе ведения ми развернутой  шпионской работы в тылу противника можно отметить такую форму как «вывод агентуры» или мероприятия по организации бегства агентов из стана противника.
Исследователь Дэвид Диксон, изучив ряд шпионских стратагем,  применяемых вождями индейцев в ходе Восстания Понтиака, выделяет одну   заметную форму «стратагемы бегства».
К августу 1764 года наметился спад активности военных действий  индейцев. В этой связи Понтиак и ряд других вождей, в точности лидер племени сенека Гаясута (Guyasuta), понимали необходимость в сохранении жизни тех осведомителей, которые по тем или иным причинам оказались заложниками ситуации. Для того чтобы договориться о мире с англичанами снова пошла в ход индейская дипломатия. Понтиак и Гаясута развернули обширный переговорный процесс, в который наряду с решением основных вопросов касающихся территориальных притязаний, продвигали вопрос обмена пленными. Англичане не возражали. Британский генерал Гэйдж – командующий британской армией и полковник Буке (Букет) – командир форта Питт также потребовали от индейцев вернуть пленных, в том числе и тех, кто был захвачен индейцами ранее и усыновлен ими.
В число пленников англичан входили и ряд шпионов Понтиака,  изобличенных англичанами и ожидавших смертной участи.  По данным Дикинсона такими шпионами являлись несколько родственников Понтиака и Гаясуты, а также две женщины метиски – сестры авторитетных индейских воинов.  Помимо этого Понтиак и Гаясута добились от англичан, условий включенных в пункты мирный договора, по которым британцы предоставят право находящимся на подконтрольной им территории индейцам, беспрепятственно покинуть ее, и присоединиться к соплеменникам, ушедшим за реку Миссисипи, которая стала в то время границей английских владений. Таким вот образом, легально, по условиям  мирного договора индейским вождям удалось вывести из стана противника большинство своих агентов. «В английских фортах резко сократилось число индейских женщин, работавших там кухарками и прачками, – пишет Диксон, – куда-то запропастились трапперы и их семейства, торговцы также ушли вслед за индейцами. Казалось, вся инфраструктура востока перебралась к Миссисипи. Полковник Буке удрученно говорил тогда: «Стоит признать, что в этой войне по части шпионажа, дикари переиграли нас».


Рецензии