II. 8. Мир изменился

Современная ситуация в значительной степени обусловлена процессами, происходившими в мире на протяжении последних двух веков. В 1800 г. н. э. произошло особо важное событие как в антропологическом, так и в психологическом смысле – преодоление демографического рубежа в 1 млрд человек. За период с 1900 по 2016 год население земли увеличилось с 1,6 млрд до 7,3 млрд человек. Социальные институты, традиции, методы социального и личностного воспроизводства, системы управления, формы инициации перемен – все, что формировалось веками и тысячелетиями, подверглось серьезному испытанию. Кластеры общественной жизни, которые обеспечивали связь времен и органично взращивали каждое новое поколение, не справились с последствиями гиперболического роста населения земли и демографическим взрывом в отдельных регионах планеты. Человечество возросло в количестве и изменилось в качестве. Последствия хозяйственной деятельности оказали выраженное негативное воздействие на окружающую среду, а внутренние трансформации сообществ привели к новым проблемам и новым угрозам.
 
В XX веке человеческое сообщество стало свидетелем и одновременно участником конфликта времен. Новые социальные и идеологические тенденции расширяли границы познания и опровергали многолетние убеждения. Прогресс заменил мораль, а стремление к накопительству стало новой идеологией. Это не могло не отразиться на мировом сообществе. Многочисленные революции, войны, две из которых мировые, смена политических режимов, финансовые и производственные кризисы, дестабилизация социальных и духовных институтов, утрата моральных ценностей и психологического спокойствия и прочие негативные события свидетельствуют о том, что время простых решений прошло. Человек живет в пространстве поливариантного развития событий. Каждый раз приходится выбирать: что делать и как быть? Отсутствие выбора – это тоже выбор, и он также влечет за собой последствия.

Информационный хаос, порожденный научно-технической революцией, привел к необратимому распространению и увеличению информации на каждом этапе развития сообществ во всех сферах жизни. Человек хоть и является обладателем разума и развитой системы передачи информации как вертикально – из поколения в поколение, так и горизонтально – в пространстве информационного взаимодействия, тем не менее оказался физически и морально не подготовленным к новому этапу глобального развития. Неспособность успеть за динамично изменяющимся миром лишает людей возможности развития, отнимает у них даже право на эту возможность. Обстоятельства вынуждают не только человека, но и целые сообщества обосабливаться, останавливаться в развитии и, как следствие, деградировать.
   
На глобальном уровне процессы деградации очевидны и повсеместны. Они затрагивают мировые традиции и современные цивилизации, начинающие борьбу за влияние над сообществами, за власть над их сознанием, за паству и ее деньги. Процессы деградации проникают в государства и этнические группы, стремящиеся к обособленному существованию на собственных территориях проживания. Они затрагивают международные корпорации и банки, вступающие в откровенные войны за ресурсы, рынки и потребителя. Все это приводит к еще большему междоусобному противостоянию глобальных игроков и все более откровенным противоречиям во всем мире. Эта борьба проникает и на другие уровни социальной организации, наследуется поколениями и становится частью их действительности. Она отнимает большую часть сил и времени у человеческой цивилизации, разлагая ее изнутри.

Там, где еще некоторое время назад были мир и взаимопонимание, а люди объединялись для успешного решения совместных проблем, сейчас идут настоящие войны. Конкуренция перестала быть здоровой. Для лиц, принимающих решения, «выиграть» – означает любой ценой обеспечить проигрыш остальных, «стать победителем» – значит остаться одному. Корпорации, жаждущие установления контроля над глобальным рынком, расшатывают национальные и региональные рынки, чтобы обеспечить им новые противоречия и ликвидировать их.  Такие корпорации вступают в противоборство с региональными и национальными производителями, правительствами и целыми союзами государств. При этом не менее ожесточенно они сражаются между собой за обладание все более сокращающимися источниками ресурсов, которые во многих регионах истощены и уже не в состоянии поддерживать потребности 7,3 млрд человек в полном объеме. Более миллиарда человек голодают и не имеют доступа к питьевой воде. Данная ситуация обостряется низким уровнем дохода большей части населения земли, бедностью, отсутствием нормальных жилищно-бытовых условий, необходимостью тяжелого физического труда. И это лишь малая часть тех проблем, которые прочно вошли в повседневность.

Природные богатства и ресурсы практически всей планеты принадлежат небольшой группе лиц, владеющих транснациональными корпорациями. Их цель – прибыль и ее накопление, удержание власти и контроль над рынком, овладение новыми источниками ресурсов. В этих условиях рынок, а следовательно, и хозяйственная деятельность людей подчинены интересам таких корпораций. Манипуляция сознанием сообществ и формирование потребительского мировоззрения обеспечивают корпорациям развитие, капитализацию и еще большую власть. Сообщества в этом аспекте обслуживают интересы корпораций. Этот дисбаланс приводит к проблемам другого уровня, более энергоемкого, определяющего судьбу сообществ и человечества, – уровня личности, почти утраченного в некоторых сообществах. Оставшееся население медленно, но постепенно осознает свои перспективы и начинает включаться в заведомо проигрышную борьбу, что приводит к еще большей утрате культурного, интеллектуального, духовного и генетического капитала человечества.

Деятельность развитых государств в области улучшения условий жизни сообществ, испытывающих дефицит в ресурсах, невещественна и является скорее имитацией такой деятельности. Выяснение отношений на государственном и международном уровнях стало неотъемлемой частью внутренней и внешней политики национальных правительств. На это накладываются жестокие мировоззренческие конфликты между крупнейшими мировыми сообществами. Идеологические и культурные войны за право быть лучшим, первым, главным ввергают сообщества в бесконечные распри, разделяя целое на части.

Дестабилизация и распад присутствуют на всех уровнях социальной организации, они проникают в глубь человека, проявляясь в виде противоречий и дисбаланса на личном уровне. Индивид оказывается перед выбором: поступить «как надо, как должно быть» или «как выгодно в данный момент». Ограниченное развитие заставляет поступать «как выгодно». С этого начинаются коррупция, власть, обеспеченная грубой силой, финансовые и производственные кризисы, утрата навыков и знаний, обособленность и распад человеческих сообществ. Когда поведение обусловлено реакцией на внешние обстоятельства, оно не учитывает последствий и приводит к обособлению, не способному обеспечить развитие. Гипертрофированное потребление и накопительство – это такие же формы реактивного поведения в ответ на внешнее раздражение – дефицит, реальный или искусственный, как резкое движение руки при касании огня. Потребление ведет к саморазрушению, деградации, упрощению сложных систем, их распаду на составные части, к энтропии и последующей полной утрате человеческого капитала.

Человек сегодня живет в эпоху глобального дефицита, как реального, так и искусственного. Реальный дефицит ресурсов несравним с искусственным дефицитом времени, общения, предметов быта и обихода, денег. Ценности и поведение людей в этой ситуации не являются предметом их волеизъявления, они являются реакцией на внешние раздражители. Реактивное мышление, реактивное поведение, реактивные чувства – все это свидетельствует о процессах распада личности и присутствии наиболее опасного феномена – войны с самим собой.

Природа современного общества не представляется устойчивой, она разлагается иллюзорными идеями о наличии прав и свобод, в то время как развитие обеспечивают не права и свободы, а наиболее полное знание, воля и долженствование. Отсутствие у человека знаний, воли, автономии, личного пространства, достоинства, свойственных в основном высокоразвитой личности с присущей ей индивидуальностью, приводит к утрате профессиональных и бытовых навыков, опыта, культуры социальных отношений и достигнутых уровней развития. Это проблема! И эту проблему не решить тем умом, который ее допустил. Решение данной проблемы находится в осознанной эволюции.


Рецензии