План в литературе

СТАТЬЯ ДЛЯ ЖУРНАЛА

В интернете как-то возникла странная дискуссия о плане в творчестве. О написании такового или ненаписании. Пишущий эти строки за план, я плановик и, вдобавок, могу указать пальцем на примеры криво, кое-как написанных книг. Очевидно, что в литературе существуют такие, даже среди самых известных. Умышленно выбираю любимый народом роман, «Золотой теленок»!
Для пока живущих поколений читателей книги Ильфа и Петрова – часть менталитета, его культурного кода. Но если приглядеться...
Первоначально авторы задумали другое название романа, «Великий комбинатор». Бендер там должен  был служить домоуправом, но все пришлось переписывать. Задуманные идеи решили воплотить в третьем романе будущей трилогии, но с этим третьим романом, как известно, не получилось.
«Золотой теленок» писался торопливо. Видно, что авторы писали наобум, не зная, куда повернет сюжет. Петров жаловался, что Ильф писать ленился, не хотел, увлекся фото и убивал время на это.
Эти снимки посейчас мелькают в интернете. Храм Христа Спасителя ( Первый вариант, еще неразрушенный ) и моменты его разрушения. Портрет Хармса, вот он высунул голову из окна Дома книги в Ленинграде.
В романе удивляет, прежде всего, сюжет – история шантажа богатого человека. Такое небогатое по смыслу событие может стать основой рассказа, повести... Ну, если это не детектив. Поэтому повествование растянуто, история с Корейко занимает небольшую часть, много ненужных эпизодов. Почему-то роман начинается в другом городе. Зачем это в истории с шантажом? Потом герои на бесплатно арендованном авто едут в Черноморск (Одессу). Видимо, авторам сначала казалось, что роман станет историей путешествий, вроде первой части, «Двенадцати стульев».
Сплошь нестыковки, столкновения с элементарной логикой. Один читатель в интернете как-то заметил, что Балаганов замышлялся как умный и хитрый жулик, прекрасный организатор, Мавроди прежних лет. Он замыслил и провел Сухаревскую конвенцию и сумел поделить Союз Республик между сыновьями и дочками лейтенанта Шмидта. Потом, очень скоро Балаганов стал тупым идиотом. Мошенник- интеллектуал превратился в урку.
Пишущий эти строки заметил, что Корейко три раза встречался с Паниковским, но не узнал его. В первый раз Паниковский изображал сумасшедшего нищего и требовал миллион, потом появлялся в образе слепого, а затем возникал перед ограблением на берегу моря. Впрочем, кроме этого Паниковский еще часто появлялся в «Геркулесе».
Таких столкновений об логику еще много, впрочем, лучше не впадать в критику. Интернет - не место для литературы и критики, особенно.
Видно, что, желая написать быстрее, авторы смешали первостепенное, второстепенное, третьестепенное и ненужное. В одну кучу сбросили стили, героический очерк о строителях Турксиба, почти фотографический, с сатирой и прочее.
Предвижу при этом возражения -  а почему «Золотой теленок при этом так любим в народе? А потому, что ничего другого не  было, не существовало конкурентов у Ильфа и Петрова.   Слаще    морковки здесь не ели. Смешные и интересные книги считались великим дефицитом, таковые писать боялись. И за самого Ильфа-Петрова можно было пострадать. В 1949 году разгромили издательство «Художественная литература» за издание «Золотого теленка», уволили всех причастных, от главного редактора до корректора. А через несколько лет, в 1952 году Ю. Благов напишет:
Нам, товарищи, нужны
Подобрее Щедрины
И такие Гоголи,
Чтобы нас не трогали.
Догадываюсь, что сейчас кто-то говорит: Ну, дай тебе такого же неуспеха, как с «Золотым теленком». Да, авторы, не смотря ни на что, сумели создать веселую и интересную книгу. Но сильно заметно, что им пришлось писать с великим трудом, продираясь сквозь субъективные тернии.


Рецензии