Чтец

Часть первая 

 

Когда мне было восемь–девять лет моя мама брала меня с собой в церковь (на которой тогда и куполов не было, просто старый дом ). По праздникам церковь переполнена, поэтому мы там бывали в "обычные дни", когда людей были единицы (это сельский храм). Часто рядом стояла одна девочка, я всё время смотрел на неё, она казалось такой доброй, черты лица были приятные и нежные, во взгляде было что-то тихое, но при этом ещё что-то загадочное. Рядом с девочкой стояла её мать, их внешность была очень похожа. Ещё помню мне нравилось пение в церкви, я будто бы чувствовал внутри эти звуки (особенно литургия Григория Диалога ), хотя я не понимал ни слова. 

Прошло время. Мне было уже пятнадцать и я стал ещё более замкнутым чем в детстве, друзей у меня не было. Общения мне не доставало и это было видно. Мама перестала ходить в церковь, когда мне было около двенадцати лет, почему-то в 15 мне захотелось ещё раз там побывать. Теперь когда я находился в церкви меня заворожило это всё, как театральное действо, но было ещё какое-то чувство, оно отдалённо напоминало надежду на что-то. Наверное я хотел избавится от пошлых мыслей, которые в условиях одиночества разрастались в моей голове, как бурьян в благоприятных условиях, из-за них я чувствовал себя ненормальным. 

"Поёт хор красиво, но вот чтение вовсе без чувств " – думал я, когда начал чаще посещать то место. Я думал, что справлюсь с этим лучше и я подошёл после службы к регенту (приятная женщина маленького роста) и заявил что хочу присоединиться к этому действу. Она сказала, что в следующий раз мне доверят один псалом, чтобы проверить мои способности. 

–Если батюшке понравится мы тебя примем. 

Батюшке понравилось. Мне давали тексты на русском, пока я не выучил славянский. Особенно мне нравилась часть службы, когда по всему храму выключали свет и гасили свечи, кроме одной, что была у меня в руке. Темнота... я чувствовал спокойствие. Помню я ненавидел исповедь, ужасно. 

Теперь мне казалось, что я уже не так одинок. 

 

Часть вторая 

 

При церкви была воскресная школа для детей. Учитель – скучная женщина. Я решил посещать эти "занятия", причину я сам не знаю, наверное потому что там были дети. Вскоре я подружился с Ваней – сыном священника. Он был добрым, часто весёлым девятилетним мальчиком, которому многое было интересно. Когда мы были на занятиях в воскресной школе Ваня сидел у меня на коленках, таким образом когда учитель его о чём то спрашивал я шептал ответ ему на ухо. Я привязался к нему. Когда он был рядом самые скучные занятия, или что-то ещё скучное становилось интересным, например когда мы таскали дрова, чтобы топить церковь зимой, носили вёдра с водой для молебна. Помню когда мы гуляли он держал меня за руку. 

У Вани был младший брат – Петя. У Пети наблюдалась задержка в развитии, интересный ребёнок. Они с братом были совсем не похожими друг на друга. 

 

Однажды в воскресную школу (уже к концу занятий ) пришёл мальчик в белой рубашке в сопровождении старой женщины с волосами, крашеными в оранжевый. Её голос меня раздражал. Эта женщина рассказывала кому-то о том, что родители мальчика сектанты и он растёт дрянью (я не помню всех эпитетов, которыми она пользовалась ). Её взгляд и обращение с мальчиком показались мне чересчур жестокими, я начинал испытывать отвращение к каждому её слову и жесту. 

Мальчик мне хорошо запомнился. Этот неприветливый недоверчивый взгляд, его лицо было прекрасным... обычное лицо, но... не знаю как это описать, передать. Он всё время молчал и почти не делал никаких вольных движений, глаза смотрели в землю. Мне хотелось подойти к нему и что-то сказать, но я только смотрел на него, сердце сдавливало непонятное чувство. 

Потом они ушли и больше не приходили. 

 

Часть третья 

 

Прошло пол года. 

Раньше нахождение в церкви действовало на меня разслабляюще, но теперь я начинал нервничать, с каждым днём всё больше. Я начинал боятся людей. Мне казалось, что я жалкое создание, а за клиросом, сзади стоит великан. " Они все смотрят... что у них в голове! " Строки становились мутными, становилось трудно дышать, кровь поднималась к голове. Я пытаюсь говорить, но не получается, слова застряют в горле, ничего не могу сделать, на глаза наворачиваются слёзы. Регент удивлялся и не понимал что со мной. Так продолжалось изо дня в день. 

Надоело. Я перестал туда ходить и про меня вскоре забыли. 

Я стал ещё более замкнутым. 

Ваню я иногда видел в школе. Я подходил к нему и всё время стоял рядом, не мог поддерживать разговор, будто что-то забирало мысли из головы, наверное я выглядел ужасно странным. Потом священник с семьёй куда-то переехали.


Рецензии