Комсомольская деревня 1962-1963

Из сборника «Страна, которую мы забыли»

Глава 2. Шесть раз в новый класс. Краткий гид по московским школам (1959-1969)

2.3. Комсомольская деревня (1962-1963)

     Летом 1962 года отец получил квартиру от ЦК ВЛКСМ, и мы переехали в комсомольскую деревню. Это был ряд блочных трехподъездных пятиэтажек по нечетной стороне 2-го Новоостанкинского переулка. В каждом подъезде было по двадцать квартир, по три двухкомнатных и одной трехкомнатной на этаже. Итого шестьдесят семей в доме.
     Комсомольской она называлась по номенклатурному признаку. Квартиры здесь выделяли сотрудникам ЦК ВЛКСМ, а также родственных и подведомственных комсомолу организаций, например КМО (Комитет молодежных организаций) или издательство «Молодая гвардия». Одна двухподъездная пятиэтажка была определена под общежитие, тоже ведомственное.
     Деревней она была, поскольку жители вместе работали в одних и тех же конторах  и хорошо знали друг друга, лично или по слухам. Не могли ускользнуть от внимания соседей и перемещения по карьерной лестнице. Когда сосед по лестничной клетке на пятом этаже нашей «хрущевки» перешел на работу в КГБ, мой отец, прекрасно зная об этом, тем не менее, что называется «из вредности», попытался уточнить, где же тот теперь работает. В ответ Коля Михеев замялся и, слегка потупившись, промямлил: «Да так, в одной организации». Между тем, Валерусика, его сына, во дворе ребята между собой иначе как «сын шпиона» не упоминали. Ну, еще можно похвастать, что старожилы помнят, как старшая сестра прогуливала здесь в коляске будущего миллиардера Мишу Прохорова.
     Школа №304 находилась прямо напротив нашего дома. Вполне естественно, что меня записали именно в нее. Рядом со школьным зданием еще сохранился частный жилой дом. Таких в то время в Останкине оставалось немало. Но в основном о них напоминали чудом сохранившиеся на радость подросткам садовые деревья. Сегодня владельцы домов и, соответственно, земли в одно мгновение стали бы миллионерами. А тогда они радовались, получив вместо своей убогой собственности новые квартиры в Медведкове. В конце 60-х для 304-й школы на месте дома с садом наконец-то построили спортзал.
     Самой большой достопримечательностью 2-го Новоостанкинского переулка была ветеринарная лечебница, известная на всю Москву. Сюда привозили собак, чтобы сделать прививки от бешенства, и сдавали бездомных или надоевших животных. Моя белая собачонка с претензией на породу болонки тоже была зарегистрирована в этом учреждении, о чем свидетельствовал металлический жетон на ошейнике. По весне нам регулярно присылали открытку с напоминанием о необходимости явиться для прививки. Другими неприятностями регистрация не грозила. Впрочем, подобные строгости как-то незаметно сошли на нет. Когда и по какой причине, вспомнить не могу.
     Лечебница существует по сей день и теперь носит гордое наименование СББЖ СВАО (Станция по борьбе с болезнями животных Северо-Восточного административного округа). Вместо простенького просматриваемого насквозь штакетника территорию окружает непроницаемый бетонный забор. Поэтому не берусь судить об изменениях внутри весьма солидного по площади прямоугольника. Претендентов на такой лакомый кусок в ныне престижном районе должно быть предостаточно.
В 304-й я проучился всего один год. Незадолго до окончания четвертого класса, выяснилось, что, начиная с пятого, нам будут преподавать на выбор или немецкий, или французский язык. Такая альтернатива моих родителей не устраивала. У мамы было твердое убеждение, что в нашей стране никто из тех, кто изучал в школе и далее в институте немецкий язык, похвастаться его хотя бы маломальским знанием не может. Даже её английский после алма-атинского университета потребовал доквалификации. Поэтому  уже в Москве она окончила платные вечерние курсы при инязе. Французский язык не вызывал энтузиазма ввиду ограниченности его применения.
     Ближайшей школой, где преподавали английский язык, была 271-я. В неё по окончании учебного года меня и перевели. Ни фотографий, ни каких-либо других следов пребывания в четвертом классе 304-й школы у меня не было. Новых знакомств она тоже не прибавила. Можно сказать, прошла мимо меня незамеченной.

Мышецкое, сентябрь 2017


Рецензии
Николай! Добрый День! Мне очень интересно читать Ваши воспоминания. При этом как бы снова впадаешь в далекое, но милое сердцу детство. Вспоминаются друзья, учителя, различные эпизоды того периода, о которых, казалось бы, уже давно и забыл. Ан нет! Они остались в памяти. Остались, как правило, в милом сердцу и часто в юмористическом виде.
Я вот тоже начал писать с оформления резюме, а потом как пошло, как пошло... Остановиться не могу.
Успехов Вам на этом поприще!!! Удачи в жизни!

Виктор Ардашин   08.02.2018 09:13     Заявить о нарушении
Дорогой Виктор! Признателен за добрые слова. Меня тоже удивляет и восхищает свойство человеческой памяти извлекать из закромов забытые детали, лица, и даже имена и фамилии.
Не могу сказать, что изложение всего этого доставляет мне большое удовольствие. Скорее, пишу из чувства долга. Когда вокруг столько вранья, считаю себя обязанным добавить ложку правды.
Стараюсь ограничиваться "голыми фактами".
Так называемых рецензий не пишу, так как на просторах прозы.ру право на существование имеют только короткие восторженные отклики. К тому же наши писатели весьма обидчивы, а я по природе своей критикан.
Однако за Ваш отклик еще раз большое спасибо. Он неподдельно искренен.
С наилучшими пожеланиями, НП.

Николай Прошунин   08.02.2018 16:00   Заявить о нарушении