Стена распада

повесть*1

         
       Лес. Как же пахнет лес ранней весной в пору рястового цветения ! Цветёт ряст*2 на все цвета. Лиловый, фиолетовый, рубиновый, бордовый,  – не цвета – голоса. Такая гамма оттенков, и мелодий, и чувств. А запах, аромат!Лучшим французским духам потягаться бы с тем тончайшим ароматом!Испокон веков эти края
озаряет ряст.И сколько же силы заключено в этом кратком слове, жизненной силы и энергии, и воли к жизни!... Это по-местному, народному, ряст. По науке же, хохлаткой, что ли, называют. В лихие времена, в годину лишений народных родилось это поверье: топтать ряст, чтобы выжить… Потому что сколько не мни его, сколько не вытаптывай, а стебли его, цветочка этого вешнего, снова встают и снова животворно пленяют простор, пренебрегая любыми препятствиями. Всё дело – в корне. В нём-то – вся мощь!
      Ульяна ступает по роскошному мягкому рястовому ковру, с головой нырнув в свои думы. «Вот так, напросила у Бога себе напастей, терпи теперь, выдержать бы» - размышляла о данном когда-то обете под аккомпанемент свежего ветра, вдыхавшего
силы в терзаемую сомнениями душу… «Какой-то пяток лет продержалась – и на тебе!
Душой ведь уже приросла к этой школе! Свет немил за работой; я же своих детей не вижу», - размышляла  добросовестная учительница! «А чужих деток да с дефектами и вдвойне ведь жалко, они то, что виноваты? Господи, Ты видишь, я же деткам этим обездоленным, я же наизнанку… я же всю себя, Господи, Ты один видишь, знаешь…» -  беззвучно вопило всё её естество.
      Она не заметила, как приблизилась к знакомой черте – шлагбауму. «Прибужская вспомогательная школа-интернат» - серповидная красочная надпись в обрамлении, которую едва ли не скрывали еловые ветви, свидетельствовала о том, что всякой сказке приходит конец. А может, через мгновение она начнётся снова. Топчи ряст, чтобы выжить!
      Внезапно скрипнула дверь. В класс без стука вошла заместитель директора по  внеклассной работе Лия Павловна
      - Ульяна Степановна, Вас директор вызывает, - донеслось где-то из левого угла наперекрёст, глухо. как из бездны.
       - Подам урок, закрепим с детьми материал, затем подойду, - почти на автомате проговорила Ульяна. Её стаж в ту пору в качестве дефектолога приближался уже к пятнадцати годам.
       Топчи ряст, чтобы выжить!
       - Так не подпишете? – лицо Михаила Никаноровича стало наливаться свинцом,
черты перекосились, вены подозрительно вздулись.
        - Не подпишу, иначе опозорю имя учителя, советского учителя, - твёрдо и спокойно сказала Ульяна. – В этой писульке нет капли правды. У меня полкласса
хуже успевают, чем этот мальчик…. – зачем я, советская учительница, буду говорить то, чего нет… Она была уже довольно расстроена и на волне эмоций могла, наверно,выплеснуть справедливые фразы возмущения, но начальник резко перебил:
      - Будете говорить, будете писать то, что я скажу!
       - Не буду! – захлопнула дверь
       -Ты о своих детях подумала?- неслось вслед.

**********
  Анонимка.Она проникала в бытие Человека сквозь все сферы его жизнедеятельности - до самого дна.Она, подобно инфекции, подобно заразной болезни, тайно вторгалась в самую сердцевину человеческого разума и чувств, парализуя,  обездвиживая их. Точно осьминог, захватывала она свою жертву в тиски, не оставляя путей к отходу.Горе тому, кто испытал на себе её скользкие, коварные вредоносные щупальцы...
(продолжение следует)
1События происходят в конце 70-х годов XX века(прим.авт.)
2Ряст - хохлатка, чуб жаворонка;автор использует именно это название, поскольку оно вписано в этнокультурную среду, и  в произведении несёт образную и смысловую нагрузку(прим.авт.)


Рецензии