Вы пилот. Часть вторая. Летим в Ванкувер

   Вас привлекает авиация? Вы мечтали стать пилотом? Вы хотели бы полетать в качестве пилота? Вам интересно узнать «самолётные» премудрости? Значит я не зря старался!

   «Ну как, ты готов к полёту? — приветствуя, спросил меня Род. — Сегодня мы летим в Ванкувер!»
 — А это далеко? Это где?
 — Это в Канаде. Мы же от границы где-то в двухстах километрах находимся. Так, что нам лететь туда около двух часов! Заодно и поговорим...

   На этот раз нам повезло и мы сходу оказались на старте. «Вон видишь? — говорит Род,  — цифра 34 Рис4. А ближе лежит буква R это начальная буква слова RIGHT, правый значит, правая ВПП. А если бы мы находились на противоположном конце ВПП то там увидели бы 16L. L от слова LEFT, значит левый, левая ВПП. Мы же на правой ВПП находимся. Ну, всё нам взлёт разрешили и мы ни минуты не должны занимать эту самую ВПП!» Род увеличил обороты двигателя до предела и Цессна легко покатилась вперёд. «Как только скорость дойдёт до 75 узлов, потянешь штурвал на себя. Но не резко! А плавно, но уверенно!» — напутствовал меня Род. Он внимательно смотрел на приборы: «Давай на себя, потихоньку...» Я потянул штурвал на себя, но самолёт продолжал нестись по полосе. «Давай-давай, не стесняйся!» — подбадривал меня Род. Я потянул сильней и вдруг почувствовал как нос самолёта как бы приподнялся, ещё мгновение и исчез шум шасси, — мы в воздухе! Мы летим! Ура! Мы летим!..

   «Потяни-ка ещё на себя, — скомандовал Род. — Мы должны подниматься под углом в 13 градусов. Нам разрешили занять высоту в 2000 футов. Это примерно 600 метров! И не выше. А далее вот в этой точке изменим курс и начнём снижение». Род сделал какие-то манипуляции: «Теперь можешь отпустить штурвал». Горизонт приподнялся и стал виден выше приборной панели. Мы в горизонтальном полёте. Он нажал несколько каких-то кнопок на панели и повернувшись ко мне сказал:
 — Теперь он сам полетит куда надо!
 — Что на автопилоте!?
 — Да! На нём самом!

   «Ну, вот теперь можно поговорить о чём-нибудь полезном, — продолжил Род, — ну скажем о том почему мы летим? Вот смотри рис1., это самолёт, а красные стрелки, — силы действующие на него. Что это за силы?

1. Сила тяги, создаваемая вращающимся винтом. Винт соответственно вращает двигатель.
2. Сила возникающая при движении самолёта в воздухе, — сила трения.
3. Подъёмная сила, действующая на крыло самолёта.
4. Наконец четвёртая сила, — сила тяжести или гравитации.
Задача пилота, твоя стало быть, — найти правильный компромисс».

   «Чтобы повернуть самолёт и изменить направление полёта, — продолжал Род, — мы вращая штурвал, заставляем один элерон подниматься, а другой опускаться. Отчего подъёмные силы действующие на правую и левую часть крыла будут разными по этой причине самолёт наклонится рис2. Теперь подъёмная сила А будет состоять из двух составляющих: вертикальной В и горизонтальной С. Как видишь, вертикальная меньше чем была до этого и это надо учитывать, удерживая самолёт на одной высоте! А вот горизонтальная будет отклонять самолёт от основного направления и заставляет самолёт повернуться».

   «Теперь мы наконец-то разберёмся что такое триммер и для чего он нужен? — Род внимательно посмотрел на приборы. — Конечно полёт на малые расстояния, скажем до Брементона не очень утомляет. Можно и порулить. Но как же быть в полёте на большие расстояния, допустим до Сан-Франциско? Это тысяча километров... Конечно можно зафиксировать штурвал. Но самолёт это такая хитрая и не очень стабильная штука!? Поэтому нужно как можно точнее подобрать параметры полёта и продолжительное время удерживать самолёт на одной высоте и нужного курса! Конечно существует автопилот. Но он может ведь и отказать в самый неподходящий момент! Что тогда? Триммер и предназначен для более точного подбора режима руля высоты рис3. Триммер это маленькая пластинка, прикрепленная к той поверхности (в нашем случае, это руль высоты), которой ты хочешь управлять. На рисунке виден триммер и рычаг триммера, который изменяет его положение. В настоящих самолетах этот рычаг находится между двумя передними креслами или в нижней части панели инструментов. В принципе триммера могут находиться и на других поверхностях».

   «Прошлый раз, если ты помнишь, я обещал рассказать о руле поворота. Руль это вертикальная полоса, закрепленная на хвосте самолета сзади. — Род показал на рисунок. — Ее назначение — удерживать постоянное направление носа самолета во время поворота — но не для поворота! Помни, самолеты поворачивают при помощи крена. Руль просто компенсирует давление тех сил, которые пытаются развернуть и закрутить самолет в направлении, противоположном требуемому. Этим занимаются сразу несколько сил, в том числе и гироскопический эффект вращающегося винта! Как руль высоты заставляет поднимать нос самолёта, также руль поворота заставляет повернуть тот же нос в сторону поворота. Руль управляется двумя педалями. В нашем же случае есть авторуль, который справляется лучше любых педалей, в отсутствие таковых!»

   Чувствую приближается момент истины и пришла пора мне Вам уважаемые читатели, признаться! Граждане хорошие! Я дико извиняюсь, что не сообщил вам, — мы летим не на настоящем самолёте, а на виртуальном! А всё это называется авиасимулятор! Полное название: 737 Pilot in Command — Flight Simulator 2004. Сразу же отвечу на ваш бестактный вопрос: «Не знаю!? Я покупал его в обычном ларьке, где продавали всякую всячину, в те славные времена когда сумасшедшие программы стоили 400-600 долларов! А в нашей воровитой стране, все вместе и плюс ещё и Windows, — всего лишь за 75 рублей! И не доставайте меня, пожалуйста».

   Раз уж я проговорился, то придётся вас познакомить с этим самым симулятором. Постараюсь быть кратким...

1. Если вы рискнёте полетать на самолёте, то я вам даю 100% гарантию, что вы никогда: не разобьётесь, ничего не сломаете, не получите травму! Одним словом с вами ничего плохого не случится!
2. Вы сможете полетать на разных типах самолётов (гражданских!) от старинных до современных! Плюс ко всему два вертолёта и планер. Авиасимулятор американский и стало быть все летательные аппараты американские!
3. Вы можете побывать в любой точке земного шара, за исключением полярных областей Арктики и Антарктики. Побывать в 20000-х аэропортах.
4. Выбрать на свой вкус любое время года и суток. Любую погоду.
5. Если вам покажется скучным медленный полёт, — процесс можно ускорить, до 64-х кратного уровня. К сожалению не для всех типов самолётов!? Для Цессны только до 16-ти крат.
6. Вы можете на свой вкус выбрать один из заранее подготовленных разработчиками полётов. По интересным и не очень местам и маршрутам.

   Посмотрим на рис4. Мы в кабине виртуальной Цессны. Перед нами естественно виртуальная приборная панель. Прямо за приборной панелью видна ВПП с направлением в 340 градусов. Много всяких приборов, — не пугайтесь! Как минимум на первых порах половина из них не понадобятся, если вообще понадобятся когда-нибудь!? На рис5. выделена часть панели с шестью самыми необходимыми приборами. Задержим наш взгляд на этой приборной панели. В левом верхнем углу кнопка АР, кнопка автопилота. Я её увеличил раз в десять, для наглядности конечно. Но вернёмся к нашим необходимым приборам. Их шесть штук рис5. Слева-направо: первый, третий и шестой работают плюс/минус как барометры на давлении воздуха. Первый измеряет давление в трубе, направленной навстречу встречной массе воздуха. И чем быстрее движется самолёт тем больше давление. Прибор отградуирован в единицах скорости, узлах (узел одна морская миля в час). Зелёная дуга, — рабочая скорость. Белая, — скорость при которой можно пользоваться закрылками. Жёлтая, — недопустимый диапазон, опасный. Красная метка и выше, самолёт может разрушиться. Реальный конечно! А нам-то всё по барабану! Второй прибор, если кратко, — искусственный горизонт и определят положение самолёта: крен и его величину, дифферент, наклон продольной оси. Голубая половина как бы небо, тёмная, — как бы земля. Прибор привязан к гироскопу. Третий прибор, — альтиметр или высотомер. Измеряет давление воздуха относительно уровня мирового океана и пересчитывает в величину высоты на которой находится самолёт. Требует всё время корректировки. Так ещё установки высоты на конкретным аэропортом. Четвёртый прибор, — измеритель крена самолёта. По фигурке самолёта можно понять в каком положении находится на данный момент самолёт? Пятый прибор, — индикатор направления, гироскоп, как бы компас. Существует также и магнитный компас! Шестой прибор, — индикатор вертикальной скорости. Проще, показывает в каком состоянии находится самолёт: летит горизонтально, поднимается вверх или опускается? И с какой скоростью?

   На Рис6, пять положений индикатора положения самолёта. Слева-направо: Самолёт либо стоит в аэропорту, либо летит горизонтально, без каких либо отклонений. Во-втором случае поворот вправо. Земля и небо на индикаторе также как и в реальности. Третий вид, аналогичный второму с разницей, — поворот влево. Четвёртый вид, нос самолёта направлен вниз. Пятый вид, наоборот нос вверх. Но это вовсе не обязательно, что это набор высоты, просто самолёт так расположен в пространстве. Если я не ошибаюсь, так Челенжер движется в верхних слоях атмосферы в момент приземления?

   На Рис7 два момента показаний альтиметра. Слева, три тысячи футов (метров). Справа, тринадцать тысяч футов (метров). Как и в часах маленькая стрелка показывает тысячи, а большая сотни футов (метров). Казалось бы это всего лишь два одинаковых рисунка? Однако это не так. Разница в положение белой точки. В первом случае она находится между нулём и единицей (сектор от нуля до десяти тысяч). Во втором случае она (точка) находится в секторе между десяти тысяч и двадцати и тд. На Рис4 самолёт в аэропорту Сиэтла и альтиметр показывает высоту около 440 футов. Хотя по данным аэропорта высота должна быть 429 футов. Плюс высота точки в самолёте, там где и измеряется истинное давление! По-видимому не было изначальной корректировки?.. Что-то не сходится?

   И последнее. На приборной панели Рис4 двумя галочками показаны: жёлтой кнопка раскрытия интерактивной карты. Мы о ней поговорим в следующей части. Зелёной галочкой помечена маленькая панелька Рис7a управления закрылками несущей плоскости (крылом). Вещь нужная и полезная в ограниченных моментах полёта! Это в случаях посадки и взлёта с малых ВПП и выход из горных ущелий.

  На рис9 показано интерактивное окно симулятора. В нём Вы можете выбрать: тип самолёта, тип погоды, аэропорт в любой стране, время года и суток. Ну и ещё записать свой полёт и даже сделать его исходным, то есть при запуске автоматически попадаете не только записанный аэропорт, но все составляющие: погода, время, и сезон... Познакомимся поближе с нашим виртуальным самолётом. Для начала посмотрите на рис8. На фото реальный самолёт, один из вариантов Цессны. Судя по приборам, самолёт идёт на посадку с почти горизонтальным планированием. В данный момент он находится на высоте 1800 футов над уровнем мирового океана. Это примерно около 600 метров. Но глядя на вид из кабины, мы оцениваем, что он находится над землёй всего лишь в десятках метрах. Стало быть аэропорт находится не на берегу моря, а на возвышенности. Впереди ВПП. «Зебра» означает, что посадку можно совершить только после неё. Видны обозначения, выделенные мной, — 30 L. Это значит, что направление полёта нашего самолёта 300 градусов относительно магнитного направления на Север. Грубо говоря, мы летим (совершаем посадку) на северо-запад. Буква L означает, что мы садимся на левую ВПП и значит существует правая ВПП идущая параллельно нашей. А аэропорт, получается довольно приличный!

   На Рис10 на врезке видим панельку и ту самую кнопочку интерактивной карты, обещанной мною в предыдущей мини-лекции. Жёлтая стрелочка и указывает на эту кнопочку. А на Рис10 собственно и есть та карта нашего первого полёта в Бриментон. Конечно карта сильно стилизованная, без мелких подробностей. Но нам это и не надо! Основное ведь это аэропорты и их данные. При полёте в полной темноте, да не зная местности грохнуться куда-нибудь по счёту РАЗ! Вот и я об этом же?! По значимости аэропорты условно, увеличенные в масштабе, обозначены соответственно: так как аэропорты Сиэтла, в виде ВПП, меньшего значения также как и в Брементоне, и далее по понижению кружками и окружностями различных диаметров. Хотя Вам это собсвенно и не очнь имеет значение?! В виде условных обозначений мы видим в Сиэтле башню (вышку), аэропорт откуда и был совершён вылет. А в Брементоне маленький самолётик, место посадки. К сожалению из-за небольшой площади рисунка не вместились и ряд полезных мелочей как-то: данные местонахождения самолёта (или вышки), его высота, скорость, курс! Есть возможность отбражения других, менее значимых для нас с Вами данных. И более важная особенность для тех кто не просто покататься решил, а вникнуть в процесс, — возможность отката. Так ещё вернуть самолёт в исходное положение прямо по кривой его маршрута. Но продолжим наш полёт в Ванкувер!

   «Ты заметил? — говорит мне Род, — мы ведь летим по прямой и никуда не сворачиваем?»
 — Ну, я ничего не могу возразить, так-как не в курсе где этот Ванкувер?
 — Смотри, вот карта. Мы с тобой подлетаем к гористому месту. Видишь вон там озеро?
 — Вижу!
 — Там небольшой аэродром, даже два. Один на озере, для амфибий. Над этим озером мы начнём снижаться, а потом сделаем поворот влево. Пройдём вблизи Беллингема и далее через Ванкувер к точке захода на курс ВПП. Конечно нам не дали бы разрешение идти на ВПП, загруженную большими самолётами. Но мы же на виртуальном летим, а значит нам что? Что? Нам всё по барабану! Куда хотим, — туда и садимся! Род нажал на кнопку АР и отключил автопилот. «Ну, давай, заруливай! — дал команду Род, — только не резко, чуть-чуть влево! Ну вот, мы уже и развернулись... Слева от нас Беллингем. Вон видишь аэропорт? Это и есть Bellingham Intl. А мы дальше полетим, в точку на несколько миль восточнее аэропорта Ванкувера. Кстати, он (аэропорт) находится на острове СИ Айленд! Там три ВПП! Две параллельные 26L и 26R И ещё одна под углом к ним 30. Мы могли бы идти прямо на неё. Но мы пойдём на правую 26R! Так интересней! — засмеялся Род. Через несколько минут мы уже катили по полосе. Нам вполне хватили и небольшого кусочка! А всего полоса 3342 метра. Так, что мы могли на своей тарахтушке три раза сесть и тут же взлететь!»

   «Вот мы и совершили перелёт из Сиэтла в Ванкувер. Что нам это дало? — задался вопросом Род. — Посмотрим на рис10. Это та самая интерактивная карта. Вы видите маршрут нашего полёта из Сиэтла в Брементон. Видны условные изображения аэропортов. Голубым цветом, — серьёзные. Пурпурным менее, а окружности просто поляна в большинстве своём с травяной и короткой ВПП. У аэропортов видны название аэропорта, а также высота на уровне мирового океана и через косую черту длина ВПП. Если сделать большое увеличение то появятся крупным планом все ВПП порта с углами направлений. И ещё! Вы можете мышкой подцепить самолётик и перетащить куда угодно. А перетащив отпустить. Если высота того места равна или выше, скажем Брементона, то самолёт будет просто стоять на месте! Если же ниже, то полетит! На карте мы видим наш маршрут: прямая линия до озера, поворот на Ванкувер, ещё поворот и маневрирование для выхода на ВПП. В маленьких окошках я показал в увеличенном виде планы аэропортов в Сиэтле „c “ и „а “ в Ванкувере. А внизу интерактивный график нашего полёта с разрезом рельефа местности и самой кривой по высотам. Внизу километраж, расстояние между пунктами отправления и конечным (около 230 км.) Судя по кривой мы шли далеко не так как нужно! Мы должны были подняться до 2000 футов и следовать до точки начала снижения. А на самом деле самолёт летел практически сам, по себе... Автопилот удерживал лишь курс! Хотя и была возможность задать высоту полёта! Интерактивный график работает синхронно с картой. Мы можем сыграть назад (сделать откат) и просмотреть поэтапно весь свой маршрут, как по горизонтали (на карте), так и по вертикали на графике. График можно растянуть и сжать, тем самым проследить в подробности каждый отрезок нашего маршрута! Это одна из полезных особенностей нашей интерактивной карты!»

   Всем кто захотел полетать, хотя бы на симуляторе я желаю счастливого полёта и приятного времяпровождения! Мой любимый маршрут из Сьона, это Швейцария в Великобританию, аэропорт Лондон Сити. Это недалеко от стадиона Арена 02, находящегося на полуострове Гринвич!

 


Рецензии