Зодчество и архитектура Охота на слова

Всё началось со слова зодчий. Дёрнуло меня заглянуть в школьный этимологический словарь, а из него узнать, что зодчий происходит от существительного зьдъ – глина. Явная ложь. Это же надо так врать школьникам. Зачем эти составители с польскими фамилиями так нагло врут? Я полночи не спал, я интернет замучил, разыскивая хоть нечто похожее на зьдъ в значении глины.  И не нашёл. Потом понял, что  эти учёные от лингвистики вовсе и не учёные, к тому же жили чужим умом, они воспользовались изысканиями Макса Фасмера, который хоть и вырос в России, но был русофобом, словарь готовил для фашистской Германии, а после того, как русские добили фашизм в Берлине, а бомбардировками якобы были  уничтожены все его книги, записи, заготовки и картотеки, Макс стал просоветским и очень быстро создал солидный по объёму этимологический словарь.

Читаем:
«Зо;дчий, зо;дчество, др.-русск., цслав. зьдъчии "гончар, строитель, каменщик" от зьдъ "каменная стена", зьдати (см. здать); ср. Соболевский, ЖМНП, 1894, май, стр. 218; Педерсен, KZ 38, 322. Образование аналогично кра;вчий, ло;вчий, стря;пчий».

Надо сказать, что Шанские, составители школьного этимологического словаря, додумали, что где гончар, там глина, но не додумались привести свои примеры слов на  -чий, а могли бы добавить такие слова, как  кормчий, охочий, рабочий, лесничий, которых нет у Фасмера.

Удивляет, почему нужно придумывать какое-то зьдъ в значении глина? Русский язык без этой лжи, по оценке классика, неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей. (Горький М.).  Открыли бы словарь Даля на слове  ЗОДЧЕСТВО и узнали бы, что это наука и искусство созидать здания, строить; архитектура. Зодческий, к зодчеству относящийся. Зодчий -  архитектор, строитель. Смотрите: здание и зиждить.

И никакой глины… А если бы люди эти были подобросовестнее, то они бы и во многих заимствованиях из немецкого, английского, испанского, французского, голландского, итальянского, латинского, греческого увидели бы русские корни. Просто после раздела Великой империи и очень кровавой войны имперское прошлое вычеркнули и заменили фальшивой историей. А мы сейчас вступили в период перемен, торжества правды, и мир уверенно движется к признанию, что было несколько столетий тотальной лжи.  Ложь  ещё льётся с телеэкранов, звучит по радио, составляет основу многих газет с миллионными тиражами, только веры ей всё меньше.
Зодчество  и архитектура – это одно и то же, искусство создавать, то есть проектировать и строить сооружения различного предназначения. Зодчество как вид искусства оказывает непосредственное влияние на духовное развитие общества, формирует эстетические взгляды человека.  Это списано с официальных источников. Я сам давно уже знаю, что зодчество и архитектура – не одно и то же.

Зодчество – слово сложное, первый корень указывает на создание, созидание, на деяния, а также на здания и сооружения.

Зодчество появилось гораздо раньше других видов искусства, имею в виду литературу, музыку, хореографию, театр.  Нужно было прежде всего позаботиться о жилище. Звери, птицы, насекомые тоже нуждаются в жилище, им природой, то есть самим  Богом, дано умение создавать жилище по определённым нормам, и, к примеру, муравьи разные, а муравейники они создают по одному достаточно сложному типу строительства во всём мире, различаются они только особенностями материалов и размерами. Навык создавать сложное жильё имеют бобры, медведи, ласточки, сороки, вороны,  пчёлы, осы, рыбы корюшки и так далее.

Каждую весну из окна наблюдаю, как птицы носят ветки, мох, пух для своих гнёзд в ветвях деревьев. А возле пруда смотрю, как утки, гуси, лебеди, другие водоплавающие нередко в острых спорах между собой отвоёвывают пространство и тоже делают гнёзда, делают умело. Человек не имеет таких навыков от природы, он к этому приходит постепенно, потому в мире так много разнообразных форм зданий, хотя по мере развития строительной индустрии выработаны определённые пропорции, стандарты, приёмы.

Зодчих, создателей жилья, строителей зданий и сооружений уважали, и это уважение заложено в самом слове зодчество. Вспомните у Грибоедова: «По отцу и сыну честь». Так вот, это понятие – честь - стало вторым корнем в слове зодчество: зод + честь + суффикс в + окончание о.

Корень ЧЕСТЬ не со всяким другим корнем можно соединить. Например, отчество – честь по отцу, отечество – честь по месту рождения, по родине, а высочество и величество – это о тех, кто занимал в прошлом лидирующее положение в системе власти. Честь объединению людей – человечество, объединению торгового люда – купечество, учащегося населения – ученичество или  студенчество. Есть слова с корнем ЧЕСТЬ, указывающие на определённый возраст людей: младенчество, отрочество.

Пока нет такого слова, как ОДНОКЛАССНИЧЕСТВО, честь объединения людей с общими интересами в социальной сети, но, думаю, со временем такое слово появится.

Есть слова с негативным отношением, к примеру, безчестие, жульничество, стукачество. В связи с последним примером вспоминаются горбачёвские времена, в редакции газет зачастили гости из-за границы, учили нас демократии. Помню немец из Лейпцига на ломаном русском убеждал, что в демократическом обществе не должно быть стукачества. Это слово – стукачество - из его уст выходило особенно часто. Ему поверили.  А когда я приехал на ПМЖ в Германию, то понял, что стукачество поощряется, стукачи получают проценты с оштрафованных нарушителей.  Столкнулся и сам.

Купили мы швейную машинку. Аида поехала на трамвае по делам, а я с машинкой в коробке подошёл к велосипеду, чтобы ехать домой. И тут случилось непредвиденное. Я не смог открыть кодовый замок на велосипеде. До дома я доехал на трамвае, поставил машинку, взял ножовку и вернулся к велосипеду. Надеялся перепилить тросик. Но мне это сделать не дал парень, подъехавший на велосипеде. Я убеждал, что это мой велосипед, мой замок. По хэнди (сотовому телефону) он вызвал полицию. Пришлось ждать. Подъехавшим полицейским я объяснил, что не смог открыть, назвал код. Пока полицейский изучал мой аусвайс, его коллега легко открыла то, что мне не давалось. Передо мною полицейские извинились, и я поехал домой, а с информатором они о чём-то продолжили беседу. Заработать на мне у него не получилось.

Вернёмся к нашему слову зодЧЕСТво. Пытался я присоединить корень честь к иноязычным словам, но у меня ничего не получилось. Язык защищается сам от таких связей.

Зодчество связано с особенностями строительства в Великой империи, которую после семнадцатого века, когда в России власть захватили Романовы с прозападной ориентацией, а европейские страны разкромсали весь мир на зоны своего влияния, поделив  тем самым мир на богатые метрополии и абсолютно бесправные колониальные владения. Недавно на политическом форуме в Европе об этом говорил министр иностранных дел России Сергей Лавров. Вы бы видели, как зло смотрели на него европейцы, когда он говорил, что кончилось время, когда богатые страны выкачивали ресурсы из колоний.

До недавнего времени об этой вселенской лжи – делении на богатые метрополии и бедные колонии -  даже не вспоминали, а теперь в интернете можно увидеть, каким был колониальный тип  архитектуры до развала империи. Да и колонии не были бесправными и отсталыми. Колониальное зодчество - красивые здания с колоннами, их можно и сегодня встретить по всему миру, на всех континентах. Построены они, похоже, по единым правилам, но не повторяют друг друга. Они до сих пор привлекают своею необычностью.

В Европе было два города, названные колониями в чистом виде, это современный Кёльн и часть Берлина с таким же названием.

По всей Европе остались величественные храмы, за которыми сохранилось наименование ДОМа. Главный вход таких домов-храмов всегда выходил на запад, отсюда название – вестибюль, то есть со стороны западной улицы, бульвара. Почти о каждом из таких храмов-домов написано в лексиконах и энциклопедиях. Искажённая история приписала, что они строились по 400, 500, 600 и даже 800 лет. А ещё можно найти, что они построены не на пустом месте, а на месте более величественных древних храмов. Лувр в Париже, оказывается, строился тоже долго на месте красивого замка.

Долго я не мог понять сказки Шарля Перро про кота в сапогах. Король, владеющий всем и вся на своей территории, объезжает королевство с инспекцией, а ему какой-то пришлый кот рассказывает, кто тут живёт и чем занимается. Ну, неужели экскурсию по своему огороду я доверю проводить только что приехавшему гостю? А гость будет показывать, где у меня растёт лук, а где ещё только всходит редиска. И об урожае прошлого года гость знает лучше меня…

Когда мы впервые оказались в Париже, то в Лувр не пошли, гуляли по улицам, наблюдали за гостями города на  берегу Сены, а от рассказов экскурсоводов во дворце Версаля у меня сложилось впечатление, что короли там не жили, а только играли роль, словно попали туда случайно. Король с королевой общались через переписку. А дети как появились? А может, они на самом деле заняли чужие места и не умели пользоваться обычными вещами?

Понаблюдав за величественными домами-храмами в Европе, я для себя сделал вывод, что только в древних храмах главный вход смотрит на запад, а храмы, строительство которых началось после 30-летней войны (1618 – 1648),  противоречат этому требованию, то есть алтарь может быть где угодно, как и главный вход.

Хочу отметить, что зодчие  обеспечивали требование, что алтарь должен смотреть только на восток, а главный вход – вестибюль – только на запад. Архитекторы, пришедшие на смену имперским зодчим, это требование уже не соблюдали.

Всмотримся в само слово АРХИТЕКТУРА, где  архео   - старый, древний,   тех – начало слова техника (искусно, мастерски сделанное,  особенность), а   -тура – это переписанное на латиницу слово ТИП (А),  а всё вместе АРХИТЕКТУРА  – это  старая, древняя типовая техника строительства. Так просто.  Но, заметьте, словари, лексиконы и энциклопедии даже не пытаются раскрыть смысл корней, которые составляют слово архитектура. Значит, есть что скрывать.

Уточню свою позицию. Была в прошлом Великая империя, все части, все народы которой жили по единым законам или стремились к этому. Зодчество формировало внешне разнообразную, но единую по принципам среду обитания. От той эпохи и остались  величественные храмы, дворцы, крепости. Прошлое переписано, оплёвано, оклеветано.

Яркий пример – отношение к сталинской эпохе, когда люди, находящиеся у власти, проклинают Сталина и сталинизм, но пользуются тем, что было создано при нём, поскольку не в состоянии сделать лучше и качественнее.

Так вот, эпоха зодчества выглядывает из нагромождения всего, что создано позднее, манит, привлекает непревзойдёнными образцами, требует справедливости.

В распоряжении современных архитекторов  новейшая техника, невиданные прежде металлы и материалы, они в состоянии строить быстрее, выше, глубже, они задумывают города, населённые роботами и электронными машинами, но не в состоянии  затмить привлекательность, допустим,  храма Святой Софии в Стамбуле ( я в нём не был, но очень много о нём читал и видел фотографии), величественности Московского Кремля или северных монастырей, деревянной архитектуры острова Кижи, устремлённости вверх башен Кёльнского или Ульмского соборов, Пражского Града, недостроенного собора Нотр Дам де Пари, Ограды Барселоны, соборов Святого Петра в Риме или Святого Исаакия в Санкт-Петербурге.

Я родился и вырос в городе Кыштыме, его возникновение связано с именем Никиты Никитовича Демидова, который купил окрестные земли у башкир и по решению Берг коллегии в 1755 году приступил к строительству заводов: Нижне -Кыштымского железоделательного и Верхне-Кыштымского чугунолитейного. Историки уверяют, что эти места не были прежде заселены. Первыми поселенцами были приписанные к заводам крестьяне из центральных районов России, крепостные мастеровые, находящиеся в собственности Демидовых, беглые каторжане. Годом основания Кыштыма принято считать 1757год,  когда была  выпущена первая продукция - железо с маркой «Два соболя», которое сразу оказалось востребовано в Европе, им покрывали крыши домов Лондона и многих европейских городов.

Это я пересказал факты официальной истории. Именно к этим фактам у меня есть вопросы, на которые я ответы не знаю. Или почти не знаю.

Чтобы построить два завода одновременно, нужно было провести изыскания  не только руд, но и рек, и всей территории, нужно было решить и  определить, где ставить плотины, где вырубить лес, где сделать запруды, где строить жильё, чтобы и к заводу было близко, и к лесным угодьям был выход. Эти изыскания должны делать специалисты, за неделю, да и за месяц таких работ не сделать. Много видел сообщений о поисках Демидовым и его окружением руды, но я не встречал нигде сведений, чтобы производились изыскательные и проектные работы. Как будто это случилось  само собой.

А как плотины строили? Кто давал указания построить плотину так, чтобы падающая вода вращала колёса механизмов? Откуда появились эти механизмы? Их привезли из Европы или создавали на месте?

Допустим, с питанием проблем не было, за 20 - 25  лет до этого были освоены  равнинные плодородные земли по реке Теча, там были построены и кирпичные заводы. Лес, кирпич, камень для жилья – всё рядом. Видел сообщения, что крепости Чебаркульская, Челябинская и Миасская строили для защиты хлеборобных районов от кочевников.

Но чтобы построить два завода да ещё с высоким уровнем технологии, нужны были кадры, где и когда их успели подготовить? Под соснами в лесу у Голой сопки?

Построенная значительно позднее плотина на озере Сугомак была прорвана во время паводка вскоре после войны, а плотины на кыштымских прудах выдержали и продолжают выдерживать подъёмы воды более 260 лет. К тому же в прошлом существовали пристани на Уфе и окрестных реках и речках, по высокой воде водным путём отправляли баржи с металлом в Москву и далее. В 1962 году мы видели остатки пристани якобы демидовской  эпохи на реке Уфе недалеко от Нижнего Уфалея. Брёвна сгнили, но сооружение вызывало уважение. Ничего подобного ныне близко нет.

Верхнее-Кыштымский завод построен на естественной возвышенности между двумя речками, после запруды которых образовалась система прудов, позволявшая водным путём добираться до Увильдов. В прошлом можно было проплыть до Тютняр, попасть в Малые Ирдяги и Большие Ирдяги.  Были канавы и каналы между озёрами, которые с годами заросли и обмелели. Было сделано настолько разумно, что вызывало уважение. А от Нижнее-Кыштымского завода водным путём можно попасть и в Тобольск, и в Тюмень, и в Екатеринбург, и в Ледовитый океан.

В детские и молодые годы я облазил все окрестности Кыштыма пешком, на автобусах, на велосипеде. Был на крыше Аргаяшской ТЭЦ. Был не территории  закрытого города и не один раз. Меня удивляло, как грамотно уровень воды в Кыштымских прудах выровняли с увильдинским зеркалом.

А потом, когда узнаёшь, что эти пруды, плотины на реках, заводы на прудах построены всего за два года, то есть с 1755 по 1757, возникает убеждение, что тебя держат за дурака.

По территории верхнего завода проходит или русло одной реки или рукотворный канал. На нём когда-то была построена электростанция, а до неё – множественные механизмы, использующие силу падающей воды. Дно этого канала выложено огромными металлическими плитами. Я об этом слышал в детстве, мне это подтвердила мэр города во время короткой встречи в 2017 году. Сегодня на территории Кыштыма нет условий, технологий, чтобы изготовить такие плиты. Как их сделали?

Ни за что не поверю, что пришлые люди сумели за два года разобраться в системе рек и озер этого края, заложить прочнейшие основы предприятий металлургии, выстроить цехи и выпустить готовый металл высокого экспортного качества

Повторю. Я облазил с детства все окрестные леса, побывал почти на всех водоёмах. И меня поражала система водообеспечения без насосов, уровень воды таков, что  на лодке можно было уехать очень далеко, поскольку между реками, озёрами и прудами были каналы и канавы. Всё выглядело естественно и обоснованно. Сейчас канавы обмелели и заросли, а канал между Увильдами и Аргазями являет собой жалкое зрелище. Жестокие люди сделали его, когда Челябинск нуждался в Увильдинской воде. Сделали наспех, грубо, а потом просто всё забросили, как ненужное барахло. И никто за это не спросил. И уже не спросит, поскольку у власти временщики, равнодушные и к людям, и к природе.

Подходы к делу зодчих и архитекторов совершенно разные.

Ещё в детстве я облазил и весь Белый дом. В Кыштыме он появился раньше, чем в Вашингтоне. Он построен на скале, у него нет подвалов, при строительстве широко использован природный камень, особенно в воротах и башнях, а потом сверху было всё заштукатурено прочным известковым раствором, сохранившемся местами до нашего времени. Что меня удивило? Первый этаж был очень высоким, с двумя рядами окон. Потому уже, в советское время,  этаж разделили. На первом этаже не стало лепнины, зато на втором этаже лепнина была непомерно большой для низких потолков. Спор об имени архитектора не прекращается, хотя достраивал его Михаил Павлович Малахов, родившийся в 1780 году.

В Белый дом я попал в тот момент, когда ремесленное училище было выселено в здание женской прогимназии. Я ходил по пустым комнатам с исписанными стенами и местами отвалившейся штукатуркой. В училище второй этаж с низкими потолками,  видимо, использовался как спальни. Лепнина из гипса была частично оторвана и за нею проступала деревянная дранка и доски потолка. Провода электропроводки с толстым слоем известковой побелки были частично оторваны, а патроны и выключатели срезаны. С того времени побывать в комнатах второго этажа мне не приходилось.

Большую часть третьего этажа более 20 лет занимал дом пионеров. Это были лучшие комнаты дворца, а в самой большой из них с  двумя каминами сделали сцену и расставили стулья. В этом зале я был часто в детские годы, читал стихи со сцены, а потом года два посещал литературный кружок у местного поэта Василия Ивановича Щербакова. Но это к моей растолковке не имеет никакого отношения.

За два года пришлый человек с артелью крепостных сумел в диком лесу построить великолепный металлургический завод, и не один, организовать строительство жилья, а вполне цивилизованный город с квалифицированными инженерами, металлургами, строителями и так далее за 20 лет не в состоянии сделать реконструкцию исторического Белого дома. А ведь кадры решают всё.

Ещё раз уточню, что были зодчие, а а потом стали и есть архитекторы. У них разный уровень компетентности и отношения к делу. На мой взгляд, зодчие выбирали место для города. Зодчие планировали пруды. Зодчие строили плотины и главную часть заводов. Но, конечно, не за два года. Мне не ведомо, когда зодчие пришли в эти места, но я точно знаю, что Белый дом строили не зодчие, а архитекторы, и это была совершенно другая эпоха.

А от той, начальной, таинственной, мудрой, остались небольшие следы. Это в первую очередь две плотины, перегородившие две реки и поднявшие уровень прудов. Стены бучила в городе были выложены природным камнем, они простояли более 200 лет, летом мы ловили здесь рыбу и раков, а когда возвращались из школы, то нередко на спор поднимались и опускались по почти отвесной стене не менее десяти метров. Потом я неожиданно обнаружил, что стены залиты сверху донизу слоем бетона.
 
 Водопад на территории завода близко я не видел. В сети на короткое время выставляли видео из канала: ровные боковые стены и каменные перекрытия, а на дне с десяток каменных полушарий неизвестного мне назначения. Вид всего этого только подкрепило моё убеждение, что это творение другой эпохи.

Несколько лет назад открыл для себя гигантские каменные блоки в фундаменте Свято-Троицкой церкви, в которой в советские годы был заводской клуб имени Кирова. Моя мать очень гордилась, что причастна к сохранению этого здания. Она работала в чугунолитейном цехе формовщицей, была бригадиром лучшей бригады. В цехе организовали собрание, где решалась судьба церкви. В связи с тем, что религия – опиум для народа, поступило предложение взорвать церковь. Многие выступили в поддержку такого решения, а в бригаде формовщиков кто-то предложил оставить. Они посовещались между собою и предложили бригадиру выступить, и мать сказала: не мы строили, не нам и ломать. Здание можно использовать для других целей. Собрание забурлило и приняло решение сохранить здание. Потом мать побывала ещё на двух цеховых собраниях, готова была выступить, но там с самого начала люди выступили против взрыва здания.

Само здание ничем особенным не отличается. Стены построены из кирпича и природного камня, своды – из кирпича, но в фундаменте – полигональная кладка, редкая для нашей цивилизации. Огромные каменные плиты уложены вместо ступеней. Я указывал на них многим, но, похоже, интереса никто не проявил. А ведь точно такой же блок лежит возле дороги на Тютняры и называют его Дунькиным сундуком. Нет единого мнения, куда и откуда его везли, называли дату – февраль 1861 года, когда дошла весть об отмене крепостного права. 150 лет лежит безхозным.

И ещё есть один объект, который я бы отнёс к эпохе зодчества. И тоже сегодня почти безхозный. Имею в виду городской фонтан.

Когда-то фонтан был главной примечательностью центра города. К нему сходились… Нет.  От него разбегались  улицы в разные стороны. Я помню, как он действовал с ранней весны до поздней осени. К нему лошадями подвозили большие деревянные бочки и в них из пасти змея наливали воду. Это была тёплая техническая вода.  Она поступала по трубам из городского пруда, но я об этом узнал впервые на Бажовском фестивале в 2012 году. Инициативная группа предлагала вернуть его на прежнее место или куда-то рядом, чтобы он снова стал самотечным. Наполовину разрушенный, фонтан стоит возле полуразрушенного Белого дома. Я считаю, что фонтан тоже из эпохи зодчества во времена Великой империи. Сегодня у него осталось только две чаши из четырёх, не сохранились металлические плиты, выложенные вокруг большой чаши. Почему я отношу фонтан в доромановской эпохе? Потому что там жили настоящие мастера-умельцы. Я уверен, что в Челябинской области не найдётся мастеров, способных сегодня отлить из чугуна такую чашу.

Далёкая эпоха Великой империи манит многих. Именно тогда строили храмы, башни, минареты, колокольни необычайной красоты.  Строили и дворцы. Почему-то все они были около водоёмов. И только в конце 19 века стали строить в стороне от воды. Я смотрел великолепные храмы в Праге, в Париже, в Берлине, в Кёльне, в Дюссельдорфе, в Ленинграде,  в Москве, на фотографиях в Вене, в Стамбуле, в  Риме.

Сегодня тоже строят у водоёмов. В Челябинске, например. Пойма Миасса застроена высоченными домами. Не все из них заселены. А жители ведут  неравную борьбу с хапугами за сохранения кусочка парка, бывшего когда-то садом камней. В России как будто земли мало, если всех сгоняют на ограниченные пространства городов-миллионников. Чем думают архитекторы, или они по-прежнему считают, что живут в криптоколонии и выполняют волю партнёров, которые спланировали цели для томагавков.

Люди, которые планируют сегодня города, неужели не понимают, что в  небоскрёбах можно переночевать, но нельзя жить. Все в таких домах испытывают неудобства, особенно дети. Да и природа защищается, дети в таких городах не рождаются, а если родятся, то много внимания требуют. В деревне среди полей, около речки намного уютнее. И люди там добрее. И здоровье крепче.

Из всего сказанного короткий вывод.

 То, что по силам было зодчим, оказалось недоступным архитекторам.


Рецензии
взгляд на этимологию слова зодчий: http://www.liveinternet.ru/users/oprichnik46/post430564133
связный пост: http://www.liveinternet.ru/users/oprichnik46/post430453260/

Вале Вале   01.03.2018 15:27     Заявить о нарушении
Александр, вы молодец, охота на слова, прямо в цель. Ваше имя означает защитник Бога. Это щит и тишина. До принятия христианства-ваше имя было-Олександр. ЗОдЧий-три буквы как три цифры-три, ноль и четыре. На Руси буквами считали не читали. Буква "О" некое начало счёта-определения. Счёт: Ё переходит в О. Саша и Лёша начинаются одинаково: АЛЕКС-Андр(Саша)+ей(Лёша)=Андрей.
Изменение букв то же не с проста. Буквы-некие кирпичики для дома-слова.
Я лично тоже не поняла, конь была кобыла и стала лошадь, почему? Как вы с глиной. Языческую Русь сделали христианской и О переходит в А, слышим "а", пишем "о". Глина как некая лингвистика слов-если зодчая.

Даша Новая   30.04.2018 20:13   Заявить о нарушении