Конфуций. Теория управления

       Конфуция (552 – 479 до Р.Х.) боготворят в Китае, он воспринимается как высший авторитет нации, как величайший наставник. Этот не самый крупный по мировым меркам философ, живший приблизительно две с половиной тысячи лет назад, до сих пор находится в Поднебесной в небывалом почете. Целый научно-исследовательский институт занимается изучением его трудов («Кун-цзы яньцзюсо»). Открыт он был в 1985 году накануне судьбоносных событий в Пекине, которые в итоге привели КНР к взлету.

        Философия Конфуция исключительно посвящена земным проблемам. Высшей реальности (по-китайски «небу») он преднамеренно не уделял внимания, ибо считал это пустой тратой времени – оперировать домыслами было не в его правилах.

        Интерес для нас представляет конфуцианская теория управления. Данный вопрос в России всегда хромал на обе ноги, а ныне подобная хромота бросается в глаза.

        В Китае традиционно и исторически чиновничество было государствообразующим классом. Чиновников Конфуций делил на две большие группы: на нормальных, соответствующих китайскому философскому термину «ли» (благопристойность), и ненормальных в том смысле, что для них не существует ни духовных ценностей, ни моральных критериев. Иными словами, речь идет о «людях чести» и о «людях корысти».

       Мудрый правитель, согласно Конфуцию, не должен все решать сам, не должен произносить назидательных речей и являть собой пример для народа. Его задача сводится к тому, чтобы подобрать правильных чиновником и расставить их наилучшим образом. Они же, в свою очередь, должны позаботиться о благополучии общества.

       Уже имея свыше трех тысяч учеников, примерно в 50 лет от роду, Конфуций решил воплотить свои идеи на практике. Он стал главным советником богдыхана в родном княжестве Лу. Ничего путного из этого не вышло: на него недобросовестные и вороватые подчиненные писали доносы и ему через два года пришлось оставить должность.

       После провала на деловом поприще Конфуций совершил путешествие по раздробленной державе. Оно продолжалось весь двенадцатилетний цикл китайского календаря. Из своих странствий он вынес много полезных наблюдений, которые вошли в основополагающую работу «Беседы и суждения». Она была подготовлена и обнародована его ближайшими учениками. То, что не удалось Конфуцию доказать собственным личным примером, применяется не без успеха на практике в современном Китае. 

       Нам же остается повторить его тезис о том, что государством должны управлять не склонные к воровству чиновники, обладающие организаторскими способностями.

02.02.2018   


Рецензии