21. О цивилизациях и цивилизованности
Если вспомнить, как себя именуют страны Запада, то сразу всплывут: страны свободного мира, демократические и обязательно – цивилизованные. Об истинности причисления себя к сонму «демократических» мы уже в некоторых главах говорили, думаю, вполне справедливо было бы другое, более короткое и точное – ограниченно демократические. Уж больно значимо и влияние денег на эту самую демократию, и насильственных методов «воздействия» на своих оппонентов.
Размышляя над причинами отсутствия даже попыток избавления от упоминавшихся угрожающих конфликтов, пришел к выводу, что одной из главных является всячески демонстрируемая поддержка населением политики нынешних лидеров. То, что власти Запада не откажутся по своей воле от своих замыслов понятно – они ставленники бизнеса, и всегда будут заботиться о его интересах. Но почему молчат сотни миллионов простых граждан, это логически непонятно.
Как удалось этой парочке - власть + бизнес - добиться если не взаимопонимания с народом, то, по крайней мере, его отстраненности от проблем? В одной из предыдущих глав упоминался признак цивилизованного государства: способность поддерживать стабильную экономическую, политическую и социальную жизнедеятельность на своей территории.
Логично допустить, что в цивилизованном государстве и население в большинстве своём должны быть цивилизованным. Вновь покопаемся в словарях, поищем значение понятия «цивилизованный человек». Энциклопедическое толкование осторожно - неопределенное: когда народ становится цивилизованным. Только воспользовавшись Словарём современного русского языка Д.Н.Ушакова нахожу синонимы этого слова: благовоспитанный, высоконравственный, гуманный, образованный, просвещенный…
И, наконец, последний этап «лингвистических» исследований: выяснение значения слова «цивилизация». Энциклопедический словарь расставляет все по своим местам: оказывается , что это поздняя, самая последняя, стадия развития общества.
Таким образом внешне сходные выражения «цивилизованное государство» и «цивилизованный человек» характеризуют совершенно разные явления, и прежнее, подозреваю не только моё, представление о цивилизованном государстве как сообществе высоконравственных, гуманных и образованных людей оказалось обманом.
Следовательно, быть гражданином «цивилизованного государства» не означает автоматическую принадлежность их к числу цивилизованных граждан, а государства Запада, величая себя «цивилизованными», пользуясь созвучием выражений, пытаются придать себе и своему народу некую исключительность.
А какое толкование имеет один из синонимов цивилизованности - образованный человек? «Это разносторонне развитый человек, который обладает обширными, глубокими, разносторонними, точными и объективными знаниями, умеет критически мыслить и способный понимать жизнь».
Обратите внимание на заключительную часть толкования: способность понимать жизнь. Значит, цивилизованный человек должен видеть все те проблемы, которые угрожают ему, его детям и сегодня, и в будущем: угроза ядерной войны, последствия генных, социальных, нравственных экспериментов. Оставим в стороне деятельность власть имущих, они слуги бизнеса,как и
функционеров международных структур: ООН, Европейского союза – и у них нет проявлений озабоченности ситуацией в мире.
Таким образом мы имеем основания сделать два вывода.
1.Быть ГРАЖДАНИНОМ ЦИВИЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА НЕ ОЗНАЧАЕТ АВТОМАТИЧЕСКОЕ НАДЕЛЕНИЕ ЕГО ЕГО ПРАВОМ СЧИТАТЬ СЕБЯ ЦИВИЛИЗОВАННЫМ ЧЕЛОВЕКОМ.
2. ЦИВИЛИЗОВАННОСТЬ ОЗНАЧАЕТ: ОБЛАДАНИЕ обширными, глубокими, разносторонними, точными и объективными ЗНАНИЯМИ, УМЕНИЕМ КРИТИЧЕСКИ МЫСЛИТЬ и СПОСОБНЫМ ПОНИМАТЬ ЖИЗНЬ.
Но почему властям объединенного Запада удалось убедить себя и навязать мировому сообществу мнение о полной поддержке населением их действий по решению всех основных современных проблем? Они не врут, ведь народ западных стран молчит, а молчание – знак согласия. И это в условиях, когда обстановка требует поиска взаимоприемлемого, а не выгодного только одной стороне, выхода из гонки вооружений угрожающей термоядерным конфликтом?
А ведь «Часы Судного дня» тикают, и их стрелка на начало 2018 года опасно приблизилась ко времени «Ч». Напомню: Часы Судного дня, или Часы конца света - проект журнала «Бюллетень ученых-атомщиков» символически показывающий нарастание угрозы наступления полночи – ядерного катаклизма. Решение об определении положения «стрелок» принимает совет директоров журнала и эксперты, включая 18 лауреатов Нобелевской премии.В начале 2018 года до «полуночи» осталось только две минуты! Так близко к ядерной войне мир подходил только однажды - в 1953 году.
Западный мир дружно обвиняет Президента Сирии Асада, и Россию заодно, в применении химического оружия, но категорически отказывается от необходимости расследования и самого факта этой акции, и конкретных виновников. Можно привести ещё немало примеров, когда западная дипломатия и вторящие им журналисты и политологи выдвигают против России обвинения, абсурдность которых понятна любому думающему человеку: вмешательство русских хакеров и выборы президентов ( США, Франции), и в референдумы в Шотландии, Каталонии… Тема применения силы для продвижения «демократии» также никогда не обсуждается в средствах массовой информации на достойном уровне.
Причины такого единомыслия медиаресурсов очевидны: с одной стороны власти невыгодны любые обсуждения серьезных политических проблем в силу неубедительности своих позиций,а с другой - в руках бизнеса сосредоточен контроль за работой телевидения, газет, радио.
Но неужели в странах называющих себя цивилизованными так мало образованных и просвещенных ( напомню – это непременный признак ЦИВИЛИЗОВАННОГО человека) людей , способных и желающих самостоятельно разобраться в сложных проблемах , сформировать своё личное мнение? И это в просвещенной Европе, еще недавно гордившейся своими мыслителями, свободой мнений и плюрализмом,и еще более продвинутой Америке, регионах мира с самыми высокими уровнями ВВП, социальной защиты, а значит, располагающей возможностями обеспечить качественное образование?
Как случилось, что страны, называющие себя цивилизованными, лишили своих подданных способности критически мыслить, а еще недавно свойственный им плюрализм мнений переродился в знакомое нам единомыслие и «одобрямс»? Почему в цивилизованном обществе, в государствах с самыми передовыми технологиями, идет интеллектуальная деградация его людей?
А может цивилизованному государству вовсе не обязательно заботиться о цивилизованности своего народа? И прав был поэт-мыслитель Федор Иванович Тютчев, когда в середине 19 века в одном из своих стихотворений писал:
Напрасный труд – нет, их не вразумишь,
Чем либеральней, тем они пошлее,
Цивилизация – для них фетиш,
Но недоступна им её идея.
Свидетельство о публикации №218020200727