Слухи о страшном суде были преувеличены?

Преобладает мнение, что в Евангелии много говорится о суде, осуждении и наказании грешников. Каждый даст Богу отчёт о своей жизни – это якобы чуть ли не главная тема.

Человек сильно впечатляется образами, а картины страшного суда смотрят на нас с западных стен христианских храмов. Мастера росписи и рисунка соревновались в том, кто детальнее и живописнее изобразит мучения грешников разных категорий…

Так что, Бог, несущий Высшую Любовь, жаждет суда над теми, кого он «засунул» в этот мир, и вообще-то – без согласия?

А ведь святые старцы почему-то говорят, что Бог любит всex , пpаведных и неправедных. Его терпение безгранично, как безгранично и стремление сделать человека подобным Себе. «Судиться не христианского жития дело; об этом нет и намёка в учении Христовом» - написал преп. Исаак Сирин.

В этом и предлагаю разобраться.

Суд в Евангелии без сомнения упоминается. Христос ясно говорит: «...за все свои слова люди дадут ответ на суде», «осуждённых ждёт геенна». Но если сравнить с другими темами Его проповедей, то тема суда самая несодержательная. Ни в Евангелии, ни вообще в Библии – ни в каких первоисточниках суд не называется «страшным».

А само Евангелие – явно не о суде, а о совершенно противоположном. Христос опирался на установленные правила как на что-то само собой разумеющееся и не подлежащее пересмотру. Правила правилами, а вот Благая Весть – о чём-то намного более важном.

Представления о том, что после смерти человек предстает перед некими высшими сущностями и даёт им отчёт о своей жизни, были свойственны очень многим народам, в них нет ничего специфически христианского. В древнем мире представления о посмертном суде содержатся в египетских «текстах пирамид». Эти тексты служили своеобразным пособием по прохождению «посмертного суда». Египтянин с рождения готовился умирать, почему фараоны и строили пирамиды.

А вот в Ветхом Завете подобных воззрений не находим. Он вообще не особенно задается вопросом о том, что будет с человеком после смерти, всё его внимание сосредоточено на взаимоотношениях с Богом. К чему знать подробности того, что произойдет когда-то потом? Они только отвлекут от главного. Если Бог следит за каждым, ждёт ответа на Свой призыв сейчас, а не когда-то в будущем, то за гробом человек не сможет дать ответ. Он просто «присоединится к народу своему».

Ко времени Нового Завета представление о посмертном воздаянии уже звучало, но в них удивляет полное отсутствие какой-либо судебной процедуры. В притче о богаче и бедном Лазаре первый после смерти был отнесён в ад, другой – на лоно Авраама, и никаких разбирательств, всё происходит «автоматом», само собой. Как же это в ней пропущено самое интересное – судебный процесс, обвинительный акт?

Более детально Христос высказывается о судах земных. Но речь также не идёт о наказании грешников, а о восстановлении справедливости по отношению к бедным и незнатным, бессильных перед угнетателями и обидчиками.

А Сам Христос ответил пришедшему разрешить его спор с братом о наследстве: «...кто поставил Меня судить или делить вас?» А «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» - это вообще было более чем странно людям и тогда, и сейчас.

Можно даже решить, что Иисус противоречит. На самом деле никакого противоречия нет, всё просто и логично: если можешь восстановить попранную справедливость в отношении другого человека - ты обязан это сделать. А если обидели тебя – не осуждай, а лучше прости, потому что сам нуждаешься в прощении.

В Евангелии от Иоанна говорится предельно ясно: «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришёл в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идёт к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны».

В Евангелии от Матфея люди предстают перед Сыном Человеческим, пришедшим во славе, а Он делит их на две части, одну посылает на вечную муку, а других – на вечную жизнь. Но при этом нет процессуальных разбирательств, нет весов для взвешивания грехов и добродетелей, как на многих средневековых изображениях. Критерий назван только один: как ты обращался с ближним? Накормил голодного, одел раздетого, посетил заключенного – или прошёл мимо? Если накормил, одел, защитил – всё это ты сделал с Ним, с Христом. А если нет – то ты для Христа никто и звать тебя никак.

И нет никакого противоречия. Суд уже происходит здесь, в каждый момент нашей жизни – а результат его раскроется в вечности. Никого нет на месте судьи, нет прокурора, и не поможет адвокат. Не слушаются оправдания и прения сторон, потому что в мир пришёл свет, и просвечивает всё. И ты уже сам выбираешь, быть в свете или укрыться от него.

Христос может этот выбор сделать окончательным и бесповоротным. Для прошедших этот суд. Хотя судом это называется только потому, что нет у нас более близкого понятия, чем такая аналогия с иносказанием.

«Я вам сейчас открою большой секрет, дорогой мой. Не ждите Страшного суда. Он происходит каждый день» – Альбер Камю, «Падение».

На стене небольшой церкви на островке Торчелло вблизи Венеции есть мозаика XII века, мрачной эпохи крестовых походов и междоусобных войн. А вот суд выглядит на мозаике не как страшная кара, а как окончательное торжество добра. Воскресли усопшие, и море отдало своих мертвецов по зову ангельской трубы, все они встречают своего Господа и с радостным трепетом предстают перед Ним. В правом нижнем углу изображено и воинство сатаны с теми из людей, кто встал на его сторону и обрек себя на ту же учесть, но совсем не это побеждённое воинство занимает центральное место…

Художник, проникшись духом Евангелия, ТАК УВИДЕЛ. Увидел, что суд, о котором говорил Христос – это победа Света над тьмой.


Рецензии
Спасибо, Слава.
---
Несовершенство саморазрушительно. Оно само себя осуждает тем, что несовершенно...
«в нашей власти состоит суд, произносимый о нас» -Иоанн Златоуст.
===
Божией помощи нам.

Саша Человекиз   02.02.2018 12:06     Заявить о нарушении
«в нашей власти состоит суд, произносимый о нас» -Иоанн Златоуст.
===

Здесь нет никакого иносказания. Здесь говорится о том, что мы судим, находясь в месте* свободного выбора, по выбору идеализированных ценностей. Которыми каждый полон, через их призму - это правильно, а это неправильно, к своим интересам приспосабливая, и судим. Видеть дальше своего носа не способные. Своим носом всё время тыкаясь в свою сокровищницу, в которой хранится избранное в мире сём. Да и то, только то, что власть имущий, князь мира сего, допускает. Воздействие которого хоть и не очевидно, происходит внутривенно, так сказать, по кровным каналам.
« Вот идет князь мира сего и не имеет во мне ничего » - сказал Христос (Иоанна 14-30)

Что значит "...и не имеет во мне ничего"? Ниточек нет в Христосе каналов связи с ним, ибо не от мира Он сего. Не подвластен Христос ему, чего нельзя сказать о рождённых "плоть от плоти"

Так что, наши суды подсудных, ибо ложествуем и не каемся, говоря своё.., а в точности..
Прочтите последние рецензии Валерию Артамонову.

Чтобы Его понимать, Слово Христа - мало.. читать.

Благословен Грядый во Имя Господне! - и есть Суд Вседержителя.
Предвестие же - повальная непримиримость как природы с "царями", так и людей с людями.

Лена Валевич   02.02.2018 16:11   Заявить о нарушении