Она прожила чужую жизнь. глава 2

Глава 2
Детство Ларисы прошло в маленьком провинциальном городке. Война не причинила особых разрушений одноэтажному городку, где не было никакой промышленности. Возник и существовал он благодаря железной дороге. Во всех семьях  кто-то там работал : то ли в депо, то ли на станции, то ли в обслуживающих структурах. Даже школа, в которой работали родители и училась она и её сёстры, была железнодорожной.

Всё детство Ларисы было связано со школой, где её отец  работал  директором. Одно время они даже жили в двух смежных комнатах, выделенных в  двухэтажном здании школы семье директора, демобилизованного после войны.
Городок отстраивался, хатки строили глинобитные, крыши были соломенные, железные,  шиферные,  камышовые - кто как мог по деньгам и возможностям достать материал. Через какое-то время и семья Ларисы отпраздновала новоселье в доме, который родители построили почти своими руками.

Училась легко, с раннего детства было присуще ей чувство ответственности. Ей,старшей дочери в семье, родители постоянно внушали: - Ты должна хорошо себя вести, ты должна хорошо учиться, быть скромной, трудолюбивой, вежливой и терпеливой, так как отвечаешь не только за себя, но и за своих младших сестёр.  Они ведь во всём будут брать пример с тебя.

Это чувство долга, с одной стороны, дисциплинировало девочку, а с другой, вырабатывало комплексы, от которых не удалось избавиться никогда. То, что её отец был директором, а также благодаря способностям и повышенному чувству ответственности и требовательности к себе, не позволяло учиться кое как, она не могла пойти в школу с невыученными уроками. Вполне спокойно, зная, что это заслуженно, ежегодно получала похвальные грамоты за отличные знания и примерное поведение.

Дети в школе сторонились её, считая, что доверять дочке директора, да ещё отличнице, нельзя, она, мол, всё расскажет отцу.
Эта  вынужденная  изоляция  накладывала отпечаток на характер девочки,  вынуждая  замыкаться в себе и быть скрытной и с ровесниками, и с родителями, и с сёстрами.

В школу Ларису определили, когда ей не исполнилось ещё семи лет. В классе оказалась самой младшей, но физически не уступала остальным детям. Она была очень активной: занималась спортом, участвовала в хоровом, вокальном, танцевальном,  драматическом и других кружках, не только в школе, но и в клубе железнодорожников. Вместе с одноклассницей Милочкой, пели дуэтом на концертах  художественной самодеятельности в клубе, который был основным местом культурного отдыха в маленьком городке.

Иногда вечером, лёжа в постели перед сном, она мечтала о своём будущем. Ход мыслей был примерно таким: "вот сейчас я в четвёртом классе, а потом окончу пятый, шестой и седьмой, потом поступлю и окончу техникум, потом институт, а потом университет". Это был предел её мечтаний, о котором думала,  как о чём-то очень далёком и почти несбыточном.

После окончания седьмого класса наступили долгожданные  каникулы.  Лето,  солнце, свобода! Катались на велосипедах, купались в пруду, вечерами собирались вместе у кого-нибудь на лавочке возле дома и общались: рассказывали всякие страшные истории, пересказывали интересные книги, обсуждали события прошедшего дня. Потом они с Милочкой долго провожали друг друга, и в эти тёплые синие украинские вечера так не хотелось идти домой! Шли по улице, и каждый куст казался чем-то сверхестественным, кроны деревьев превращались в головы огромных великанов. Особенно зловещим казалось дерево, стоявшее посредине пути, и они затихали, проходя мимо, а потом переводили дух, и с опаской оглядываясь на него, шептали: «Какой страшный дядька».
Наконец, нагнав на себя достаточно страхов, наспех прощались возле «страшного дядьки» и быстро, как мышата, разбегались по домам.

Как-то Милочка предложила: - Давай поступим в техникум.
Лариса удивилась, несмотря на все мечтания о будущем, это предложение застало врасплох, ведь жили в маленьком городке, где даже профтехучилища не было.
- А в какой техникум? На кого учиться будем?
- Не знаю, давай подумаем, - ответила подружка.
Дома Лариса сказала, что они с Милочкой хотят поступать в техникум.
- Какой  ещё  техникум,  - возразила мама, - тебя  не примут, ведь тебе сейчас только тринадцать лет. Представляешь себе, что надо ехать в большой город,  жить самостоятельно. Нет, нет, закончишь десять классов, потом и будешь поступать.

Но Лариса не  успокоилась, ведь это было так интересно - попробовать поступить в техникум! Надо всё узнать точно, всё, что касается поступления.
И они с Милочкой начали действовать: собрали все необходимые для поступления документы и теперь всё свободное время посвящали подготовке к собеседованию, а им предстояло именно собеседование, поскольку семь классов  закончили  на «отлично». Тем не менее, штудировали учебники и придирчиво экзаменовали друг друга. Но главный вопрос оставался открытым:
- Так в какой же техникум будем поступать? -  в который раз спрашивали друг друга.
- Может, в педагогический, или в строительный? - Лариса выжидательно смотрела на  Милочку, и та вдруг, неожиданно для себя выпалила:
- Давай мы с тобой выучимся на экономистов!
- А что это за работа? - удивилась Лариса.
- Это очень хорошая работа, - Милочка посмотрела многозначительно, - мой  папа работает экономистом в депо. Ему нравится.
На том и порешили.

Увидев, что дочь решительно готовится к поступлению, родители Ларисы  растерялись.
Что делать? Отговаривать? А вдруг это судьба, ведь ничего плохого в её намерениях нет. Поддерживать? Страшновато отпускать тринадцатилетнюю  провинциальную девочку в большой областной город.
 И они решили пока не вмешиваться, пусть дочка попробует, ведь наверняка её по возрасту не примут. Хоть и отличница, не надо сдавать экзамены, идёт вне конкурса, по результатам собеседования.  Успокоив себя тем, что принимают с четырнадцати лет, а ей только тринадцать, решили: пусть пробует, в жизни ей этот опыт пригодится.

Подготовив  все необходимые  документы, девочки собрались ехать в город. Мама Ларисы везла младшую дочку на консультацию в областную больницу, так что решили ехать все вместе, чтобы подстраховать девочек на первых  шагах в большом городе. Поезда туда ходили часто, ехать решили рано утром, чтобы располагать временем.
Так как Милочка жила далеко от вокзала, то по пути должна была зайти к Ларисе.

И вот, уже всё собрано, посредине веранды стоит маленький чемоданчик  «балетка», в котором аккуратно сложены все документы для поступления, уже и мама с меньшей сестричкой собраны и готовы идти на вокзал, а Милочки всё нет и нет. Лариса уже несколько раз бегала к переулку, выглядывала, но подружка запаздывала. Мама сердилась:
- Чего ты бегаешь? Придёт твоя Милочка. Не бегай больше,  надо ведь иметь свою гордость.  Бери чемоданчик и пошли на вокзал, Милочка туда придёт.
- Мамочка, я последний раз сбегаю, и пойдём.
Тут уж мама совсем рассердилась:
- Бери чемоданчик и пойдём! - приказала сердито,  но Лариса уже побежала к переулку, на ходу крикнув:
- Я вас догоню!
Выглянув в переулок и убедившись, что он по-прежнему пуст, бегом забежала во двор, заглянула в веранду - чемоданчика на месте не было и, решив, что мама его взяла, поспешила на вокзал.

Мама уже купила билеты, они с сестричкой стояли на перроне. Лариса присоединилась к ним, с нетерпением поглядывая  в сторону, откуда должна появиться Милочка.  Наконец, она пришла с папой, который её провожал, и тут же объявили прибытие поезда. Вагон был в середине состава, проводница проверила билеты, стали садиться в вагон, и тут вдруг мама растерянно спросила:
- А где твой чемоданчик?
- Как, где? - удивилась Лариса. - Вы же его взяли. Я смотрела в веранде, там его не было.
- Нет, я его не брала, - мама смотрела укоризненно.
- Но я ведь смотрела в веранде! Его там точно не было!
- Он там, - вздохнула  мама,- я его поставила в сторонку, в уголок, а то ты ведь выставила на середину веранды.

По радио объявили отправление. Подумав, мама сказала:
- Лариса, оставайся. Иди за документами. Без них ехать напрасно.
Паровоз дал предупредительный гудок и вагон, в котором уезжали мама с сестричкой и Милочка, медленно двинулся, набирая скорость. Лариса ничего не понимала, в её сознании отчаянно билась одна мысль:
- Как же так? Они сейчас уедут, а я? Я ведь тоже должна ехать, и билет куплен, за него деньги заплатили, и в техникум я должна сегодня явиться, и вообще, что мне делать?  Что делать!?

А поезд набирал скорость. И тут, неожиданно для самой себя, Лариса уцепилась за поручни последнего вагона. Увидев это, проводница ахнула, ухватила  её за руку и втянула в тамбур, Милочкин папа бросился вдогонку, но что он мог сделать? На бегу сунув проводнице билет, остановился, перевёл дух и сокрушенно покачал головой.

А Лариса стояла в тамбуре последнего вагона счастливая тем, что тоже едет в город. Проводница закрыла дверь, повернулась к ней, сердито протянула картонный прямоугольничек билета:
- Иди в свой вагон, сумасшедшая девчонка. Уходи с моих глаз долой!
Взяв билет, пошла искать свой вагон. Проходила через вагоны, всматриваясь в лица пассажиров, чтобы не пропустить маму с девочками. Вот и они, наконец!
- Мама! Я еле вас нашла!
Мама ошеломлённо смотрела на дочку, словно увидела привидение.
- Как ты здесь оказалась? Ведь должна остаться дома, вернуться в веранду, взять чемоданчик с документами, и по этому же билету следующим поездом приехать в город. Мы бы тебя подождали на вокзале.
Немного подумав, мама решительно сказала:
- Придётся тебе выйти на первой станции, дождаться обратного поезда, вернуться домой, и потом с документами приехать в город.

Вернувшись, Лариса бегом побежала домой. Утреннее солнышко освещало молодую зелень сада, по дорожке навстречу шёл отец. Увидев  дочку, недоуменно спросил:
- Почему ты здесь?
- Папа,  я  забыла дома документы, и вот вернулась, чтобы их взять.
Отец смотрел на неё укоризненно и снисходительно:
- Какая из тебя студентка? Ты ведь настоящая раззява. Я вышел в веранду, смотрю, чемоданчик с твоими документами стоит, а вас уже никого нет. Понял, что вы их забыли, быстро оделся, пошёл на вокзал и передал чемоданчик проводнику следующего поезда, попросил, чтобы он передал его в справочное бюро вокзала, а там объявили об этом по вокзальному радио. Так что твои документы уже едут в город, и будут там раньше, чем приедет мама, поскольку едут скорым поездом.

Лариса чуть не плакала:
- Что же мне теперь делать?
Отец задумался, потом решительно сказал:
- Быстро пошли на вокзал! Сейчас должен быть ещё один скорый  поезд,  постараюсь отправить тебя. Если не будет мест, постараемся  уговорить проводника, у тебя ведь билет есть.
Выйдя  из  вагона скорого поезда  в  городе,  Лариса услышала объявление по радио, чтобы подошла к справочному бюро - её ожидают.
Наконец, всё и все были в сборе.
И начинался новый этап в жизни Ларисы.

(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)




Рецензии
Очень интересно, Людмила!
Читаю с неизменным интересом и удовольствием!
Затягивает история. СПАСИБО!

Елена Потемкина   29.04.2020 18:04     Заявить о нарушении
Спасибо, Леночка. Очень рада Вашему интересу.
Всегда Вам рада.
С теплом и симпатией,

Людмила Киреева-Силенко   04.05.2020 10:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.