Дремучий лес

СКАЗКА ИЗ ПРЕМУДРОСТИ

Дремучий лес

Древняя премудрость гласит: "пойди туда - неведомо куда, найди то - неведомо что".

Жили-были, себя забыли, и вот, однажды - поспешили они искать Неведомое. А где искать - не искали, потому начали с того что знали: так и нашлось неизвестное в известном. И сделали это известным, прославив своё знание самим себе. Неведомое осталось в Неведомом, а они сделались - невеждами. И посадили себе дремучий лес, и потерялись в нём.

Другие из них, хотели было бежать, но ума-разума им не хватило, потому сели они в мыслях напрасных и рассудили друг друга. Когда овладел всеми сон прелестный, одному лишь не спалось - впотьмах пребывал он: и идти не шёл, и ходил по кругу. Стемнело так, что ночь стала темнее темного, и вдруг послышался голос вдалеке, словно позвали кого. Тогда решил он идти, будто эхо на зов.

Озираясь вокруг, пошёл он налево и - пришёл туда же. Пошёл он направо, и - возвратился направо. Затем стал идти он назад, и - пришёл назад. Осталось ему идти прямо в ночь, и - ночь он нашёл повсюду. Тогда смекнул он, что если идти в ночь, то ночь и будет его путь, куда бы не повернул он. Огнём затрепетали в нём слова премудрости, и познал он их заново, не как свет от огня, но как тепло в руках.

Прежде чем идти - мыслил он, надобно выяснить главное: не сплю ли я, как други мои, в их сне прелестном, не воображаю ли я небылицу-небывалого, не ослеп ли я от невежества моего, или всё сказка из премудрости это?

И спросил он гласно: где я?... И повторил он, всматриваясь: где нахожусь, и где иду я? - не это ли неведомо из всего неизвестного, и первее первого? Если и знаю куда пришёл, то и во сне знаю. А если ослеп в невежестве, то и знание моё хуже незнания. Если воображение моё - есть местонахождение моё, то даже сон будет ближе к истине, нежели истины воображаемые. Только-только сказка из премудрости может включать всё это вместе, быть путешествием верным, и не быть ничем из этого порознь. Ежели и знаем, где найти себя - это ли наше истинное пребывание, коли, если место помысленное и место увиденное, совсем и не место, а само всему место даёт и вмещает то, во что сами вмещаем себя?

Тогда замер он в неподвижности и замыслил мысль свою: "Во сне идти, что в ночи безрассветной, пока не разбудят тебя, те, кто тебе снится, но не спящие, а наблюдающие возлегающим тебя. Воображение же само созидает пути и проложит их в бесконечность, иначе, как оно продолжить себя может? Из невежества выходит страдание, и ведёт оно в безумие, ибо неужто ослепший от ужаса своего побежит прямо к себе - на смерть верную? Невежество будет скрываться и таиться от лица своего, и переполнившись собой - решит убивать себя, ибо безумно. Ни одно из этих мест не имеют выхода, как нет его у слова, ибо что сказано, то и сказывается.

Подумал тогда так идущий, что прежде движения его - то, что само не двигается, но всему движению место, а прежде того, что не движется само - источник без истока. Поэтому путь его будет извилист и дороги кручёные, но раз из источника берут начала - и первое, и последнее, то и последнее ведёт к источнику также, как и первое, если воссияет идущий ярче сновидения, великолепнее любого вымысла, тоньше самого изощренного невежества - идя путём сказочной премудрости.

И задался тогда он вопросом - "С чего всякий путь начинается?" Реки спускаются с неба и возвращаются в небеса. Если идущий знает куда придёт он, то и в течение пути познает - где находит себя и куда путь его. Потому как: будь это то самое место, куда идёт он - путь верно завершён. Если же в пути увидит он ненайденное, то последует верно и дальше, различая истинное и временное, как остановку и конец движения, и в конце концов найдет себя там, где пребывает найденное им.

Если идущий не ведает куда идти, то сможет ли найти он? Тогда и местоположение его уже есть конец пути, и значит он как раз на месте своём. О, преисполнится радостью он, когда увидит это: что не может страдать тот, кто истинно в доме своём, как не может медведь страдать в лесу. Но если забыл он дом свой и озирается сомнениями, то найдет ли он дом свой в другом месте?

Если идущий не ведает куда идти, и понимания о своём местонахождении не имеет, то идти он будет лишь туда, откуда уже пришёл, как река вспять и против течения, и страдание неизбежно его - искать неизвестное в неизвестном, и если изначально не на месте он, то путь его окончен, даже не начавшись.

Посему идущий может не видеть где он, и кто он, и местопребывание своё до поры не различать, будто в чуждом лесу очнувшись, и пусть страдание его велико, и кружится ему по дремучим дебрям, но как только вспомнит, что есть он, а живым ему быть только в истинно доме своём, так и станет он - Идущим верно, и с этого путь его все начала возьмёт.

Хоть и не видно в лесу дремучем ни зги, и глаза закрыты, то ли веками, то ли туманами тьмы - он есть идущий, и может идти верно, покуда всматривается в Невидимое и вслушивается в Неслышимое. Даже если глаза его закрыты - он видит, что ничего не видит, даже если тьма укутывает его туманами - он видит, что ничего не видно. И во тьме - есть свет, без которого не ослепнуть во тьме: истово отличая свет, идущий верно, мало-помалу разоряет любую тьму.


Рецензии