Рядом со Сталиным 2

 

     РЯДОМ СО СТАЛИНЫМ

     2

     Одиннадцать лет назад я решила узнать о дяде отца как можно больше. Набрала в строке поиска браузера первые слова: генерал-лейтенант Генштаба С.П. Платонов.

     И сразу же первая удача. Интернет предоставил возможность прочитать электронную версию интересной книги генерал-полковника С.М. Штеменко «Генеральный штаб в годы войны». Книга захватила меня. Отставной военный рассказывал о трудной судьбе генштабиста, вспоминал о совместной работе с замечательными советскими военачальниками, не щадившими себя ради приближения долгожданного Дня Победы.

     О, тяжела ты, шапка Мономаха! Носить в те времена звёздочку на погонах было настолько же опасно, насколько и почётно. Для меня немного приоткрылась завеса тайны сложного управления государством во время войны. Я узнала, как трудно приходилось порой генштабистам в начале Великой Отечественной войны правильно оценивать текущую обстановку на фронтах. Искусный в войне противник жестоко наказывал за просчёты. Поэтому шлифовалось каждое слово в практических предложениях для командующих фронтами и официальных распоряжениях. Учитывая донесения разведки, генштабисты разрабатывали планы предстоящих операций, планировали, как обеспечить фронты вооружением, боеприпасами, создать резервы. Для этого требовались незаурядный ум и, как ни странно, творческое вдохновение.

     Фашистская агрессия заставила неподготовленную к войне страну работать на износ. Советская боевая техника уступала новейшему вооружению противника. Не хватало грамотных командных и инженерно-технических кадров. Сталинские репрессии уничтожили костяк командного состава Красной Армии и флота. В тюрьмах сгинул почти весь высший командный состав.  Поэтому в первые недели войны обескровленная армия несла огромные потери в «живой силе и технике».

     И во второй раз всемирная паутина помогла мне. Будучи в отпуске, я часами сидела за компьютером в поисках нужных книг. В интернет-магазине «Озон» я купила за две тысячи старую советскую книгу 1958 года издания. Это военно-исторический очерк под общей редакцией С.П. Платонова. Получив на почтамте бандероль, распаковала её. Взяла в руки толстый том – почти в тысячу страниц. На твёрдой серой обложке выделялись ярко-синие буквы названия книги: «Вторая мировая война. 1939-1945». С трепетом открыв оглавление, я узнала, что в очерке особое внимание уделялось Великой Отечественной войне.

     Едва переступив порог дома, тут же открыла купленную книгу. Во вступлении авторы объясняли главную причину написания исторического труда: многие книги, вышедшие за рубежом, сознательно извращали факты Второй мировой войны, принижая решающую роль советского народа и его Вооружённых Сил в победе над фашистами; знать правду о той войне необходимо, чтобы правильно понимать многие политические, экономические и военные проблемы современности.

     Я села за чтение, забыв о неотложных семейных делах. Читала запоем несколько дней, пока не прочитала около двухсот страниц. Множество дат и цифр не мешали воспринимать лёгкий слог очерка. О летних событиях 1941 года в книге рассказывалось так: «В организации и ведении оборонительных и наступательных боёв имелись серьёзные недостатки. Не все войска хорошо готовили оборонительные позиции в инженерном отношении и недостаточно использовали средства заграждения. <…> На организацию наступления в большинстве случаев не отводилось достаточного времени. Разведка противника проводилась слабо. Командиры всех степеней, как правило, не успевали организовать взаимодействие между родами войск и с соседями и начинали наступление без необходимых данных о противнике, без учёта условий местности, не согласуя свои действия с соседями. <…> Только 29 сентября 1941 г. приказом Ставки за подписями Сталина и Шапошникова запрещалось проведение неподготовленных атак, приводивших обычно лишь к обескровливанию ещё незрелых войск».
 
     Военная тема уже не оставляла меня в покое. Я искала и читала не только книги о Генштабе, но и обо всех событиях прошедшей войны. Постепенно передо мной предстала вся организация подготовки репрессированной Красной Армии во время борьбы с гитлеровскими захватчиками.

     После неудач в первый месяц войны в военных училищах открылись курсы с сокращёнными сроками обучения. Младших офицеров готовили преподаватели, уже имевшие опыт ведения боевых действий. В конце обучения сдавались экзамены по политической подготовке, службе войск, топографии, тактике, огневой, строевой и военно-медицинской подготовке, по специальности. Выпускникам училищ присваивалось звание «лейтенант», если экзамены были сданы на «хорошо» и «отлично», или звание «младший лейтенант» с оценкой «удовлетворительно». В запасных частях армии и при соединениях тоже готовили младший командный состав, а также специалистов по родам войск: танкистов, артиллеристов, миномётчиков, пулемётчиков, сапёров, связистов…
      
     10 августа 1941 года И. В. Сталин утвердил разработанное с участием генерал-майора А.М. Василевского «Положение о Генеральном штабе». В 19 военных академиях  на заочных и вечерних отделениях началась подготовка всего высшего командования Вооружённых Сил.

     Семён Павлович Платонов получил военную подготовку в академии Генерального штаба. За мобильность, превосходную память и ответственность за порученное дело сорокалетнему офицеру предложили возглавить информационный отдел Генштаба. Исполнительный начальник отдела регулярно составлял подробные оперативные сводки для Верховного Главнокомандующего и Совинформбюро. Читая о высоких требованиях Сталина к руководящим военачальникам, я поражалась мужеству офицеров, которые, несмотря на печальную судьбу боевых товарищей, осмеливались докладывать Сталину о тяжёлом положении на фронтах и ставить перед ним трудные вопросы. Грозный руководитель страны часто был недоволен этим и действовал в обход Генштаба. Военные историки считают, что для И.В. Сталина Генштаб стал главным органом военного планирования и управления только к середине войны.


3 февраля 2018 года
Светлана Грачёва
Воскресенск

                Продолжение следует 


Рецензии
Да, это так, Светлана. Квалиграфический почерк Василевского и его искренность, запросто грозящая повторить судьбу Павлова, убедили Сталина начать доподготовку в российско-уральской глубинке ещё довоенных офицеров до более высоких уровней управления.
Мой дед лейтенант Полубуткин Филипп Фокич, отступая с боями от западной границы, попал в их число и позже готовил сапёров в Саратове. Но, как и сотни тысяч офицеров РККА, не смирившихся с ситуацией и не желавших пережить войну в глубоком тылу, попросился из училища на фронт. Воевал, 13 октября 1943 года погиб (умер от ран) под с. Старый Орлик, Полтавской области. Могилу якобы перенесли под Новый Орлик, перед затоплением (в 1950-х). Место упокоения деда водами водохранилища и даже его искажённая фамилия ("Полубокин"), но с правильными датами рождения и смерти (13 октября,в один день) была вынесена на новый обелиск. Но я туда не поехал. На примере перезахоронения жертв террора 1937-38 годов в Виннице, будучи пацаном, воочию видел как "для проформы" работает экскаватор на могилах. Мне эта символика не нужна. Лучше помолюсь за упокоение души моего деда - воина Филиппа.
С благодарностью за тему,

Сергей Кувалда   09.07.2025 14:38     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, Сергей!
После любой войны победно наступает мир,
и люди хотят быстрее стереть из памяти всё,
что вызывало когда-то боль и страх. И только
родственники помнят о "своих" воинах. И молятся
о них - святых воинах!

С душевным теплом,


Светлана Грачёва   09.07.2025 18:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.