Сказки

                СКАЗКИ

                СЕМЕЧКО

        Эта сказка о приключениях, которые подстерегали семечко на трудном пути к своей самой заветной цели, как оно сумело преодолеть все преграды и встретить много верных друзей.
        А все начиналось так: на огромном поле росли подсолнухи. Это очень красивые, стройные, высокие  растения с крепкими зелеными листьями на толстых стеблях, верх которых венчают круглые большие цветы с ярко-желтыми лепестками. В середине каждого цветка живут семечки, с начала они светлые и мягкие с нежной кожицей, а по мере вызревания изменяют свой цвет, становятся  темными,  твердыми и  блестящими.  Подсолнухи любят своих деток-семечек, они их убаюкивают,  качая на ветру, купают в дождевой воде и греют в солнечных лучах. С самого утра, как только взойдет солнышко, мамы подсолнухи поворачивают свои головки-цветки с детками на встречу ласковым солнечным лучам и до самого заката не расстаются с ними. Солнышко двигается по небу с востока на запад, и подсолнухи поворачивают свои головы вслед за солнцем. Вот потому и называют эти красивые растения подсолнухами, потому что их цветы всегда под солнцем, всегда смотрят на солнце.
        В одном самом красивом и большом подсолнечном цветке проживало наше семечко. Семечку было очень хорошо среди своих братьев и сестер, которые, также как и  оно,  располагались в
отдельных маленьких ячейках, плотно прижатых
друг к другу. Семечки жили дружно и весело. Они с утра до вечера, пока не уснут, переговаривались, пели песни, смеялись, радуясь солнцу и жизни. Но иногда на них нападал страх, и они дрожали от какой-то, непонятной им, опасности. Часто это происходило в тот момент, когда, вдруг, солнце закрывало крыло птицы, парящей над ними. И вот, однажды, когда птица, пролетая, совсем приблизилась к цветку, Семечко так испугалось и заволновалось, что стало раскачиваться, подпрыгивать из своей ячейки и, вдруг, выскочило и полетело вниз. Оно только хотело встать, оглядеться, как резкий порыв ветра подхватил Семечко и понес от родного подсолнуха все дальше и дальше.
- Ой, ой – закричало Семечко.
- Ветер, что ты делаешь?! Я же не найду свой дом! Как я буду жить в одиночестве?
Отвечает ветер Семечку:
- Не кричи, глупое Семечко! Ты даже не понимаешь, что я спасаю тебя от птицы, которая уже собиралась тебя склевать.
- Как склевать? Что значит склевать?
- Глупое Семечко – отвечает ветер:
- Склевать – это  склевать! Раз, и нет тебя!
- Но этого не может быть! – заволновалось Семечко:
- Тогда унеси меня подальше от этой птицы, пожалуйста, ветер.
И ветер понес Семечко в другие, неизведанные дали. Так Семечко оказалось на лесной опушке   среди  кустиков земляники.
        На веточках кустиков висели  красные  ягодки.
        -    Ой, какие ягодки! Давайте познакомимся.
Ягоды земляники были  гордые и  не  захотели
разговаривать, а покраснели еще больше от досады, что их потревожили. Но Семечко, уже не смотрело в их сторону, оно замерло от восторга перед красивым грибком с красной шляпкой.
- Вот это чудо! Можно мне с Вами подружиться великолепный красавец?
- Конечно. Меня зову Подосиновик, а ты кто?
- Я Семечко из подсолнуха. Меня спас ветер от птицы, а теперь я не знаю, что мне делать и куда дальше идти.
- А ты забирайся ко мне на шляпу. Я быстро росту и когда стану большим, ты с высоты увидишь все вокруг и выберешь себе путь.
Семечко  так  и  сделало.  Лежать    на  шляпке
Подосиновика было очень удобно и незаметно для себя Семечко уснуло крепким сном. Хорошо спать, когда тебя качают. Сквозь сон дитя подсолнуха почувствовало, что Подосиновик как-то странно сильно раскачивается, и приоткрыло глаза, решив узнать, в чем тут дело. То, что увидело Семечко, поразило и даже испугало: оказывается Подосиновик уже не стоит  на земле, а лежит в корзине среди множества грибов с разноцветными шляпками и желтыми, и коричневыми, и даже сине-зелеными. Оказывается, это не Подосиновик качается, а корзина раскачивается, потому что ее несет кто-то, ухватившись рукой за дужку.
        Семечко заволновалось: 
- Куда я попаду? Вдруг там много птиц?!
Но долго волноваться не пришлось, так как корзину
внесли в дом и поставили на лавку. Быстро Семечко выпрыгнуло из корзины и огляделось:
- Здесь очень уютно и тепло, и птиц нет.
 
- Какое счастье, что я попало в этот дом, но что это за странные звуки? Кто шуршит?
Там, откуда слышался шорох, находилась норка мыши. Мышка была очень хитрая и когда пряталась в свой домик, вход закрывала обрывками бумаг, чтоб никто не мог увидеть ее норку. Когда она вылезала, бумага шуршала, вот этот-то звук и было слышно. Семечко увидело вылезающую из норки мышку и хотело уже окликнуть ее, чтобы познакомиться, но в это время серая мышка схватила передними лапками корочку хлеба с пола и стала грызть острыми белыми зубками.
- Она так и меня загрызет – подумало Семечко и забегало по лавке, чтоб найти укромное местечко и спрятаться.
И скоро нашлось укрытие. В доске лавки, от выпавшего сучка было небольшое углубление, в него-то и нырнуло Семечко и увидело, что в ямочке сбоку есть ниша, туда  оно заползло и спряталось. Это было сделано очень вовремя, потому, что мышка уже сгрызла корочку хлеба и забиралась на лавку, чтобы найти, еще чего-нибудь, поесть. Несколько раз серая плутовка подходила к ямочке в доске, чувствуя, что там что-то есть для нее полезное, и пыталась лапкой достать это. Но всякий раз у  нее ничего не получалось, и пришлось мышки уйти, не солоно нахлебавшись.
        Семечко поняло, что в этой ямочке у нее самое безопасное место и можно здесь жить долго.
        Так прошла осень, потом зима и наступила весна. Снег растаял, солнышко обогрело землю, на которой появилась травка и первые цветочки.
Хозяева дома стали выносить на улицу вещи для просушивания и проветривания. Они вынесли лавку, в которой жило Семечко, и, перевернув ее, стали чистить и протирать мокрой тряпкой. Вот в это время Семечко и выскочило из своего спасительного местечка, и побежало по рыхлой такой родной земле, чтоб найти себе еще ямочку, в которую можно спрятаться.
- Ну, вот какое чудесное углубление! Мне будет здесь очень уютно и тепло. А чтоб меня никто не беспокоил, я сверху подгребу себе земли и укроюсь ею.
Семечко лежало на новом месте счастливое и
радовалось, что нашло себе такое чудесное гнездышко, и очень гордилось собой. Эта гордость распирала изнутри, и дошло до того, что Семечко лопнуло, а там, где образовалась трещинка, показался маленький расточек. Он был очень нежный и слабый. Семечко сразу полюбило его и стало отдавать себя ему, чтоб он мог пробиться сквозь землю на свет. И он смог  выбраться к солнышку, потому что Семечко стало его корнями.
        Прошло время. На огороде рядом с домом, неожиданно для хозяев, вырос красивый, высокий подсолнух. Стебель его был крепкий с широкими ярко- зелеными листьями, а корни, разросшиеся во все стороны в земле, служившие ему надежной опорой, были сильными. Верх растения увенчивал большой цветок с желтыми лепестками, в середине которого тесно в ячейках сидели семечки. Семечки зрели и наливались соком под теплым солнышком, и каждое семечко понимало, что оно и все они живут благодаря тому, что одно  прекрасное Семечко сумело отдать себя ради них.

 
                ЗЕРКАЛО


        У одной женщины было необыкновенное зеркало, которое каждое воскресенье стояло у нее на крыльце дома. Зеркало было обрамлено красивой, старинной рамой овальной формы. Рама крепилась на деревянной подставке в виде переплетенных разных цветов и листьев. Необыкновенность этого зеркала заключалась в том, что оно отражало не реальные образы, а то, что человек предполагал увидеть в нем, чего, возможно, боялся, или  что не нравилось в своей внешности. Много бед принесло это зеркало людям. Путники, проходя мимо дома женщины, останавливались у крыльца, чтобы полюбоваться чудесным зеркалом, но старались в него не заглядывать, потому что были наслышаны о его коварстве.
        Однажды в зеркало заглянула девушка, которая считала, что она слишком полная и увидела там себя очень худой.
- Да, оказывается я худая! Надо мне больше есть, чтоб поправиться.
Девушка начала есть и есть, да так растолстела, что уже не могла даже пройти в дверь. В другой раз в зеркало заглянула невеста, для которой шили свадебное платье. Ей думалось, что она слишком худая и боялась, что платье будет смотреться на ней плохо. Когда она увидела себя в зеркале, то там отразилась очень полной и неуклюжей. Испугавшись, невеста отказалась от еды совсем, чтобы срочно похудеть, и попала в больницу от 
истощения и свадьба расстроилась. Мужчины тоже ради интереса смотрели в зеркало. Один некрасивый парень заглянул и увидел себя красавцем. Он стал задирать нос перед девушками, считая их недостойными его, да так и остался один без жены. Много было еще случаев, когда зеркало приносило людям несчастье. И решили жители того села, где жила женщина, разбить его, да только не смогли. Что не делали, как не били – не бьется! А хозяйка зеркала и сама была не рада, что обладает таким необыкновенным чудом. Спрятать его она не может, потому что, как только она не убирала, как только не запирала в чулане на замок, зеркало в воскресенье уже с утра стояло на крыльце.
        Горевала, горевала женщина и решила пойти к знахарке, которая жила в дремучем лесу.  Дорога к ней была долгой и трудной, потому что не каждого знахарка хотела видеть у себя дома. Но женщина удивительно легко нашла дом колдуньи, а та уже ждала ее:
- С чем пожаловала ты ко мне, милая?
- Что  делать мне, бабушка,  как  избавиться
        от этого проклятого зеркала?! Люди уже             ненавидят меня из-за него. Как разбить это злое стекло?
- Разобьет  это  зеркало  только  тот, кто  не
будет желать видеть себя в нем другим.
        Сказала так старуха, да и исчезла вместе с домом, а женщина оказалась у себя на крыльце рядом с зеркалом. Загоревала хозяйка:
        -   Да разве найдется такой человек, который не захочет что-то изменить в своей внешности?! 
        -  Видно мучиться мне с этим проклятым         зеркалом до самой смерти.
        Сидит женщина на крыльце и плачет от горя, а тут как раз мимо пробегал мальчик. Увидел он плачущую женщину и решил ее утешить:
- Что ты плачешь? Кто тебя обидел? Хочешь,  я тебе конфетку дам?
- Спасибо тебе милый, за то, что пожалел меня. Плачу я оттого, что не могу избавиться от этого зеркала, не могу его разбить.
- Вот, это да! – засмеялся мальчик:
- Чего проще? Посмотри как это легко!
Посмотрелся мальчик в зеркало, поднял камень и бросил в центр рамы. Зеркало раскололось на мелкие куски, осыпалось на землю и исчезло.
        Вот так закончилась эта сказка.


               
                КАМЕННЫЙ МАЛЬЧИК


        Жил на свете мальчик и звали его Гоша. Был он добрый и ласковый, но один недостаток имелся у него – любил приврать. Кто угодно,  о чем бы, не спросил его, тут же получал неправдивый ответ. И лгал то он не для выгоды или своей пользы, а просто так - не мог он говорить правду. Спросят его, например, в какой стороне магазин, он покажет в ту сторону, где никогда магазина не было. Мама позовет его обедать, а он соврет, что уже ел. И друзей-то у него не было, все ребята отвернулись от него, надоело им обман слушать.
 
        Вот, однажды, встретился мальчику старый дедушка, такой старый, что ели-ели шел, видно ноги больные и спросил его:
- Милый, подскажи мне, где тут рядом   скамеечка есть? Не могу больше идти, надо посидеть, отдохнуть.
Гоша хотел сказать, что тут рядом, за кустами есть лавочка, да как всегда соврал:
- Иди, дедушка, вон за тот дом, там и найдешь скамейку.
Посмотрел  старик  внимательно на Гошу  и сказал:
- Знай, что как только ты скажешь неправду, солжешь, у тебя будет каменеть маленькая часть тела. Не перестанешь врать – весь сделаешься камнем. А освободишься от этого только тогда, когда жизни своей не пожалеешь за правду.
Сказал    дедушка и  исчез, а   мальчик,  вдруг,
почувствовал, что у него на ноге мизинчик стал твердым как  камень. Удивился Гоша и засмеялся, уж очень ему это показалось забавным. Но потом уже мальчику было не до смеха, потому что говорить правду он не мог, лгал, а каждая его ложь вызывала окаменение. Гоша умолял всех кто был рядом с ним, не спрашивать его ни о чем, не задавать ему вопросов, но кто-то обязательно задавал вопрос:
- А почему тебя нельзя спрашивать?
- Я так хочу – отвечал мальчик и каменел еще.
Сильно уже захватила Гошу эта каменная болезнь, остались у него нормальными только руки, шея и голова. Родители мальчика возили его по больницам к разным докторам, а те только 
разводили руками, мол, науки неизвестно такое заболевание и чем его лечить они не знают. Мальчик ходить уже не мог,  его выносили на руках на улицу и ставили, чтобы он гулял на свежем воздухе. Гоша наблюдал за всем, что происходило  вокруг него, очень печалился, что не может бегать как дети, которые резвились рядом. Ему уже давно никто не задавал вопросов, потому  что все принимали его за памятник.
        Однажды, вечером Гоша увидел, как ограбили старушку. Все произошло очень быстро: шла бабушка и держала в руке сумку, а за ней шел парень в куртке с капюшоном, надвинутым на лоб. Этот парень огляделся, увидел, что поблизости никого нет, и, пихнув старушку, вырвал у нее сумку. Бабушка упала на землю, а грабитель резво побежал в сторону Гоши. Он и дальше бы побежал, но встретился взглядом с мальчиком и понял, что тот живой и все видел, поняв это, он вытащил нож и приставил его к горлу мальчика.
- Пикнешь и лишишься жизни!
К старушке уже спешили прохожие, чтоб помочь ей. Кто-то вызвал полицию, но преступника никто не мог видеть, он прятался за спиной каменного мальчика, держа наготове нож. Гоше очень жаль было бабушку, он понимал, что только если закричит,  грабителя могут поймать, и он решился:
- Сюда! Скорей! Бандит здесь!
В тот же миг Гоша в беспамятстве упал на землю, а когда очнулся, то понял, что вся окаменелость исчезла. С тех пор мальчик Гоша стал говорить только правду и всех призывать жить честно.


 
                ЗВЕЗДОЧКА В НЕБЕ


        В небольшом городе в красивом кирпичном доме жила девочка Веста. Вообще-то имя ее было Светлана, но бабушка называла ее Веста, и все подруги тоже стали  так звать. Девочка жила с бабушкой, а все другие дети жили с мамами, и   Веста никак не могла понять, почему с ней рядом нет мамы. Однажды она спросила:
- Бабушка, почему у всех детей есть мамы, и они живут с ними, а у меня нет? Где моя мама?
Бабушка очень любила свою внучку. Она старалась сделать все, чтобы Веста не страдала оттого, что у нее нет мамы. Она  баловала девочку: никогда ее не ругала,  хвалила за каждую мелочь, ласкала ее, рассказывала ей сказки и забавные истории. На вопрос внучки она ответила так:
- Весточка, ягодка моя, твоя мама живет на небе и оттуда на нас смотрит, и помогает нам. Она очень болела и ангел забрал ее туда.
- А она может спуститься к нам? Мне так хочется ее увидеть.
- Нет, дорогая, не может, но мы обязательно к ней поднимемся, когда придет время, но это будет не скоро.
- Бабуля, а нельзя сейчас на минуточку подняться туда  и вернуться назад?
- Нет, Веста, нельзя, еще никогда никто  оттуда не возвращался.
 
Веста весь день думала о том, что услышала от бабушки, и когда вечером легла в постель все продолжала думать и от этого не могла уснуть. Она ложилась то на один бок, то переворачивалась на другой, наконец, измучившись, поднялась с кровати и вышла на балкон. Было темно, только от луны исходил свет, да множество звезд сверкали на небе. Девочка заворожено смотрела на звезды и думала:
- Наверное, одна из них моя мама.
Веста стала пристальнее вглядываться в звездное небо. Наконец, она выбрала, как ей показалось, самую красивую и добрую звезду и обратилась к ней:
- Я, думаю, звездочка, что ты и есть моя мама. Я чувствую, как добрый свет струиться ко мне и ласкает мои волосы. Мама-звездочка, я буду приходить на балкон каждую ночь, чтобы увидеть тебя и поговорить с тобой
После того, как Веста пообщалась со звездой, она спокойно уснула и увидела во сне прекрасные, сказочные сны. Так и повелось: Каждую ночь девочка выходила  на балкон и рассказывала маме-звездочке обо все, что происходило за день и о том, что ее волновало.
        Однажды Веста пришла на свидание к звездной маме вся в слезах и, всхлипывая, стала делиться своей бедой:
- Мама-звездочка, я очень боюсь, что моя бабушка улетит к тебе, и я останусь одна. Вот уже второй день она не встает с постели. Она болеет и ничего не ест. Что 
- мне делать? Помоги мне! Скажи мне что-нибудь!
Девочка смотрела на звездочку и протягивала к ней руки, а по щекам ее текли горькие слезы. Вдруг, она увидела, что звездочка сдвинулась и стала приближаться. Веста с замиранием следила за ее полетом и ясно увидела, как она, подлетев совсем близко, превратилась в красивую молодую женщину. Конечно, это была мама девочки. Она обняла дочь и нежным голосом стала успокаивать Весту.
- Не плачь, доченька, все будет хорошо. Бабушка скоро будет здорова. Она не улетит ко мне, пока ты не вырастишь. Вы еще долго будите вместе.
- Мамочка, какое счастье, что я тебя вижу! А ты можешь остаться здесь со мной? Как бы я этого хотела!
- Нет, моя любовь, меня отпустили сюда всего на несколько минут, чтобы успокоить тебя. Знай, я всегда с тобой рядом, я буду помогать тебе, если ты обратишься ко мне. А теперь мне надо возвращаться назад. Я тебя очень люблю, прощай, мое дитятко.
И мама девочки исчезла, чтоб снова превратиться в звездочку светящуюся на небе. Все так и случилось: лишь, когда девочка стала совсем взрослой, ее бабушка покинула этот мир. А Веста встретила красивого, благородного юношу  и полюбила его, и он, очарованный   красотой и   добротой    девушки, тоже   полюбил ее. Веста и молодой человек поженились, и у них родился чудесный мальчик. Когда сын подрос, 
Веста рассказала ему о своей маме и бабушке, а ночью вышла с ним на балкон и, указав на две звездочки на небе, сказала:
        -   Вот, сын, ты видишь на небе эти две звездочки, они  такие красивые и добрые, так знай, это и есть твои бабушка и прабабушка. Обращайся к ним, и они будут тебе помогать. Не забывай их.



                РЫБКА И КОТ


        У одного дедушки в квартире жили красноперая рыбка и пушистый кот. Рыбка, конечно, жила в аквариуме, в котором росли водоросли, и стоял красивый, сделанный из ракушек, домик. Она целыми днями плавала среди растений, заплывала в дом, играла с пузырьками воздуха, и дедушка думал, что рыбка очень счастлива, ей живется хорошо. Однако сама красноперка так не думала, потому что ей было ужасно скучно жить одной в таком большом аквариуме. И если бы не кот, возможно рыбка и умерла бы от скуки. Он не давал ей особенно скучать и расслабляться, потому что у него была мечта поймать рыбку. Кот долгими часами сторожил красноперку, ждал, когда она потеряет бдительность и поднимется вверх настолько, что он сможет подцепить ее острым коготком. Рыбка, увидев сквозь стекло, как страшный котища выпускает когти,  начинала его дразнить, плавая высоко от дна аквариума. Иногда она замирала на месте, и вот тут то кот быстро нырял лапой в воду, 
чтоб ее схватить. Но рыбка стремглав устремлялась вниз, от души веселясь над бедным котом. Кот, обиженно отфыркиваясь, отходил от аквариума и укладывался спать. Он выгибался и зевал во весь рот, показывая рыбке, что он к ней полностью равнодушен. Так и жили рыбка красноперка и пушистый кот.
         Но, однажды, все, вдруг изменилось. К дедушке приехал внук, который мог понимать разговор животных. Он спросил у рыбки:
- Скажи мне, рыбка, как тебе живется? Есть ли у тебя мечта?
- Есть  - ответила рыбка:
- Моя самая большая мечта – это плавать не одной, а в компании с такой же, как я рыбкой, и еще, чтобы этот пушистый кот не желал меня поймать и съесть.
Мальчик, выслушав рыбку, немного подумал и сказал ей:
- Я узнал, о чем мечтаешь ты, но поскольку твои мечты затрагивают кота, я должен послушать, что скажет он.
И внук дедушки отправился разыскивать кота, а его и не надо было искать, он довольный выходил из кухни, где вкусно пообедал.
- Уважаемый кот – обратился мальчик:
- Скажите мне, есть ли у Вас в жизни мечта? Чего Вам хотелось бы больше всего?
Кот не думал ни одной минуты, а сразу промяукал:
- Я хочу съесть эту вредную рыбу!
- Вот это да! Вот какая трудная задача у меня! И как мне ее решить? – подумал мальчик.
 
Он думал день, думал другой и, наконец, придумал. Но чтобы осуществить задуманное, ему нужно было получить согласие на его предложение от красноперой рыбки и кота.  Сначала  мальчик обратился к пушистому коту:
- А не хотелось бы Вам, уважаемый кот, научиться плавать в воде, нырять и быть таким же стремительным как рыбка?
Кот, как всегда, не тратя время на размышление, заурчал:
- Конечно! Я очень хочу плавать в воде,
      ходить  по дну и быть ловким и быстрым.
- Ну, что ж, это желание можно осуществить, но при одном условии: Вы, кот, значительно уменьшитесь в размере.
- А моя мечта – съесть рыбку, она исполниться?
- Да, но я, думаю, что эта мечта у вас пропадет. А сейчас я покидаю Вас.
Мальчик подошел к рыбке и заговорил с ней:
        -    Рыбка, я исполню твое желание и дам тебе
             друга, но ты перестанешь дразнить кота.
- Я согласна – ответила рыбка.
        После того, как мальчик получил согласие  рыбки и  кота, он достал свою волшебную палочку, которую получил в подарок от дедушки на День рождения и взмахнул ею. Пушистый кот уменьшился и стал такой же маленький, как рыбка. Он прыгнул в аквариум и начал плавать и бегать по дну. Рыбка сначала испугалась, увидев кота рядом, но он был такой маленький и симпатичный, что ей захотелось с ним подружиться. Коту тоже понравилась рыбка, и желание ее съесть пропало. Вот так они подружились и жили вместе счастливо.
 
                КАЛЕЙДОСКОП



У мальчика Саши был праздник. К нему пришли его друзья, чтобы поздравить с Днем рождения и подарить подарки. Всем детям было очень весело, они играли, танцевали, ели всякие сладости  и пили чай с красивым тортом. Когда гости разошлись по домам, Саша стал, не спеша, рассматривать подарки. Здесь были: красная пожарная машина, краски для рисования и альбом, маленькие гантели, две книжки, электронная игра и, вдруг, он увидел странную трубку из цветного картона с круглыми стеклышками на концах. Саша заглянул в трубку и замер от восхищения. Он увидел разноцветный необыкновенный узор, а когда повернул трубочку, узор изменился и менялся всякий раз при повороте. Саша побежал к маме, чтоб показать такой необычайный подарок:
- Мама, смотри, что у меня есть, что мне подарили! Что это?
- Сыночек, это калейдоскоп. В нем находятся маленькие разноцветные стеклянные частички, это они создают причудливые разные узоры, если поворачивать трубочку.
Саша весь вечер не расставался с калейдоскопом. А когда, пришло время, идти спать, взял его к себе в кровать  и попросил:
- Мама, не выключай свет, дай мне еще чуть-чуть полюбоваться на узоры.
- Ну, хорошо, сыночек, даю тебе еще пятнадцать минут.
 
Саша стал вращать трубочку и, вдруг, среди узора увидел девочку. Это было так неожиданно. Мальчик замер, боясь повернуть калейдоскоп и потерять незнакомку. Он смотрел на нее, и ему казалось, что и она видит его. Но тут пришла мама и сказала, что время вышло и ему пора спать. Трубочка в руках у Саши дрогнула и девочка пропала. Саша долго не мог уснуть, а когда сон к нему пришел, он увидел во сне ту самую девочку, которую рассмотрел в калейдоскопе. Она была очень красивая,  в голубом платье и в блестящих туфельках. Девочка подошла к нему и сказала, что злая колдунья заколдовала ее и, сделав  маленькой, поселила жить в калейдоскопе до тех пор, пока ее не увидит добрый мальчик, который захочет ее спасти.
        Когда Саша проснулся, он сразу вспомнил свой сон и стал искать на кровати калейдоскоп, но его рядом не оказалось, тогда он стал бегать по квартире, заглядывая во все углы и места, но чудесной трубочки нигде не было:
- Мама, мама, где мой подарок, мой калейдоскоп?!
- Не знаю, Сашенька. Ты же его оставил у себя в постели, поищи там.
- Но его там нет! Скажи, может быть, кто-то приходил к нам пока я спал?
- Да, приходила соседка и она заходила к тебе в комнату, чтобы полюбоваться какой ты стал большой после Дня рождения.
- Ах, мама, это она, возможно, забрала мой подарок…
- Но, сыночек, зачем ей твоя трубочка, не придумывай.
 
- Мама, там, в калейдоскопе живет маленькая заколдованная девочка. Ее надо спасать!
- Саша, это тебе приснилось, успокойся, нет никакой девочки, а игрушка твоя найдется.
Но мальчик не мог успокоиться. Он понимал, что ему никто не поверит. И еще он знал, что девочку никто, кроме него не спасет.
- Мама, ты мне не веришь, но поверь, я ее видел. Она очень красивая, у нее длинные светлые волосы и голубые глаза, и платье у нее голубое, а туфельки блестящие.
- Ох, сыночек, похожая девочка Маша из дома напротив пропала в прошлом году. Ее до сих пор ищут. Мама этой девочки не смогла пережить такое горе и, заболев, попала в больницу. Ты, Сашенька сходи к тете Вале, может и правда, она взяла калейдоскоп.
Саша побежал к квартире, где жила соседка и уже собирался позвонить в дверь, как она открылась, и на пороге он увидел тете Валю, которая, взглянув на мальчика, смутилась и покраснела, а потом пригласила войти:
- Входи, Саша, ты, наверное, пришел за своим калейдоскопом?
- Да, это Вы его взяли?
И соседка тетя Валя рассказала Саше, как все получилось: «Все началось с того, как я пошла на рынок за яблоками. Самые спелые и сочные яблоки продавала сгорбленная старушка. Я купила у нее фрукты, а в придачу бабушка дала мне бесплатно красивую картонную трубочку, сказав: «Возьми ее себе, она мне не нужна, может быть, 
ты ее кому-нибудь подаришь».  Мне эта трубочка тоже была не нужна, но отказаться я не посмела. По дороге домой мне встретилась твоя мама, которая сказала, что у тебя сегодня День рождения, и я отдала ей калейдоскоп как подарок тебе. На следующий день, рано утром я увидела из окна, что на лавочке у подъезда сидит та самая старушка, у которой я покупала яблоки. Вид у нее был болезненный, и она плакала. Спустившись вниз, я подошла к ней и спросила о том, что ее так расстроило, почему она плачет. Бабушка сказала, что она заболела после того, как отдала мне трубочку и попросила вернуть ее назад. Я ответила, что не могу этого сделать, потому что передала ее в подарок. Старушка возразила: «Как это не сможешь?! Она твоя, вот и забери ее обратно! Если стыдно попросить, то забери без спроса, потихоньку пока мальчик спит». Я стала возражать, что это уже воровство, а бабушка заплакала еще громче и запричитала: «Какое воровство! Ведь трубочка твоя! Если ты мне ее не принесешь, я умру!». Вот тогда я и решилась забрать ее. Не обижайся на меня, Саша, я не могла поступить иначе. Как только я отдала трубочку старушке, она сразу успокоилась и помолодела на несколько лет, бодро пошагала прочь и вдруг растворилась в воздухе».
        Мальчик внимательно выслушал рассказ тети Вали и горестно произнес:
- Эта старушка и есть та колдунья, которая заколдовала девочку Машу и обрекла ее жить в калейдоскопе.
 
- Как жить в трубочке?! Какую Машу?! Саша расскажи мне немедленно об этом. Это что, я помогла колдуньи?!
Мальчик рассказал женщине обо всем, что узнал от девочки, когда видел ее во сне, и о том, как разглядел Машу среди узоров в калейдоскопе. Посовещавшись, тетя Валя и Саша решили, что будут искать эту колдунью вместе, а начнут эти поиски с места, где продавались яблоки, и пошли на рынок.
По дороге женщине под пятку попал камень,  она упала и вывихнула ногу. Прохожие вызвали скорую помощь, и на ней тетю Валю отправили в больницу. Саша остался без помощницы, но его намерения найти колдунью,  не изменились.
        На рынке было многолюдно. Покупатели ходили между рядами прилавков, на которых были выложены всевозможные фрукты и овощи, и выбирали покупки. Продавцы были разные: молодые и пожилые, но Саша высматривал сгорбленную старушку и, наконец, увидел ее. Он неспешно подошел к ней и спросил:
- Бабушка, это Вы отдали вместе с яблоками калейдоскоп тете Вале?
- Какой калейдоскоп? Не знаю никакого калейдоскопа! Трубочку какой-то женщине я отдавала вчера. А тебе-то что надо?
- Это Вы попросили ее вернуть обратно?
- Да, я. Ну и что?
- Может быть, это Вы заколдовали Машу и заставили жить ее в калейдоскопе?!
- А даже если и так, что ты сделаешь?
 
- Я прошу Вас немедленно вернуть ее обратно домой. Машина мама лежит от горя больная. Как Вам не стыдно делать такие гадости? Скажите что Вам надо, чтобы Вы отпустили девочку.
- Ты на все согласен? А ты согласен ради спасения Маши просидеть с ней вместе в трубочке год и три дня? Ты можешь согласиться или струсил?
- Да, я согласен, но с одним условием: трубочка будет  дома у моей мамы, чтобы она могла меня видеть в ней, и чтобы она знала, что я вернусь через год и три дня домой вместе с Машей.
- Хорошо! Обещаю исполнить. Да будет так!
Старуха подула на Сашу, и он, сразу, стал маленьким. Она поднесла калейдоскоп к мальчику, и он очутился в нем среди цветных стеклянных кусочков. Это было так неожиданно, непонятно, что он растерялся и не знал, что ему теперь делать. Вдруг он увидел рядом Машу, которая воскликнула:
- Саша, ах, зачем ты согласился! Она ни за что не отпустит нас домой, а через год и три дня мы станем такими же стеклянными бусинками, как эти.
- Не может быть, ведь она обещала исполнить мои условия!
- Она никогда не выполняет обещания. Она злая, жестокая колдунья. Ты думаешь, это просто стеклянные кусочки? Нет, это такие же мальчики девочки как мы с тобой, она так же их обманула.
- Но зачем ей это нужно? Для чего?
 
Маша взяла за руку Сашу и вывела его за узор, который в этот момент образовался в калейдоскопе, и тихонько сказала:
- Мы спрячемся за этим узором как за занавесом, а я расскажу тебе все, что узнала и поняла.
И Маша начала свой рассказ: «Моей маме тоже этот калейдоскоп подарила бабушка, когда она была на рынке, и я, как и ты, увидела среди узора маленькую девочку и захотела ей помочь. Как это сделать я не знала и побежала к старушке спросить об этом, а дальше все произошло так же, как и с тобой, и вот уже больше года я здесь нахожусь. За это время я увидела, как разноцветные стеклянные кусочки опять становятся детьми. Это происходит один раз  на Новый год. Ровно в двенадцать часов бывает это превращение, а через час они опять становится стекляшками. Я осталась в таком виде, потому что должна была показаться тебе девочкой, чтобы заманить тебя сюда, но когда наступит Новый год, превращусь в стеклянный осколочек».
        Саша был поражен рассказом девочки. Он надолго задумался, а потом спросил у Маши:
- Как ты думаешь, можно ли спастись из этого плена?
- Да, Саша, я уверена, что можно освободиться, но как это сделать даже не представляю.
- А, у меня появились некоторые соображения.
 
Саша, вдруг, почувствовал в себе уверенность, и от этого сразу как будто вырос и повзрослел.
- Помнишь, Маша, когда колдунья просила тетю Валю вернуть ей калейдоскоп, она сказала, что может умереть без него. Когда старуха получила его обратно, она сразу помолодела. Я, думаю, что она питается узорами этой трубочки, и если этих узоров не будет, то она исчезнет.
- Да, это верно. Но что мы можем сделать, чтоб их не стало?
- Мне, кажется, я придумал. До Нового года осталось три месяца и нам придется это время прожить здесь, но когда наступит момент превращения, и мы окажемся среди детей, а не стекляшек, надо сделать вот что: всем крепко-крепко прижаться  друг к другу и тогда, когда придет время, нам изменятся, мы станем одним куском стекла. Один стеклянный кусок не может делать узоры.
- Саша, какой же ты молодец, что додумался до этого! Какой ты умный!
Мальчику было очень приятно слышать такие слова в свой адрес. От удовольствия он даже смутился и покраснел.
        Три месяца прошли незаметно, потому что Саше и Маше было очень интересно находиться рядом. Они стали хорошими друзьями. Маша, до того как попасть в калейдоскоп, прочитала много книг. Это были сказки, рассказы о животных, повести о приключениях. Она пересказывала эти книги Саше, а он внимательно слушал и удивлялся тому, как много знает девочка. Часто дети играли в
прятки. Весело было прятаться среди стеклянных кусочков, образующих узоры, которые время от времени менялись. Саша знал, что узоры меняются потому, что трубочку поворачивает колдунья. Она не выполнила своего обещания и не отдала калейдоскоп его маме.
        И вот, наконец, дети дождались тридцать первого декабря. Чем ближе время подходило к двенадцати часам, тем все больше и больше их охватывало волнение. С последним боем часов стеклянные кусочки резко зашевелились и, вдруг, превратились в детей. Три мальчика и две девочки окружили Сашу и Машу, они были очень веселые, и можно было подумать, что им нравиться здесь находиться. Саша решил не тратить время даром и сразу выяснить, согласятся ли дети с его планом и будут ли рады им воспользоваться:
- Друзья, есть возможность покинуть это место, этот калейдоскоп и вернуться домой к своим родителям. Скажите, вы хотите этого или нет? Вы такие веселые.
- Да, да, да!!! – закричали дети – но это не возможно. А веселые мы потому, что так редко нам можно быть людьми.
- Возможно! При условии, если мы все объединимся, крепко прижмемся, как бы приклеимся, друг к другу, будем верными друзьями, а дружба творит чудеса.
К тому времени, когда должно было произойти превращение, дети обнялись и стали как единый организм, сплоченный одним желанием – остаться людьми. И это произошло! Они не стали одним кусочком стекла, а остались мальчиками и девочками. Вдруг  калейдоскоп разлетелся на 
части, и дети оказались на земле. Они не были маленькими человечками, а были нормального роста. Счастье и радость наполнили сердца девочек и мальчиков, они стали прыгать, хлопать в ладоши и не заметили сразу, что рядом на земле сидит старушка, а когда увидели, подошли к ней, и  спросили:
- Бабушка, уж не Вы ли та самая колдунья, которая держала нас в калейдоскопе? Если это Вы, то пойдемте к нашим родителям, и пусть они Вас накажут за то горе, которое им пришлось испытать.
- Что вы детки, я самая обыкновенная старушка. Я смотрю на вас и радуюсь, что вы такие дружные и веселые. Может быть, я и была когда-то злой колдуньей, но сейчас уже забыла об этом.
Сгорбленная бабушка, кряхтя, медленно поднялась на ноги и, вдруг, растворилась в воздухе, словно ее никогда и не было. Но дети не опечалились этим, а поспешили по домам к  родителям, которые просто потеряли дар речи, когда увидели своих, вновь обретенных детей. В каждом доме было веселье и праздник. Машина мама, при виде доченьки, сразу выздоровела. А мама Саши не могла налюбоваться на своего сына и очень гордилась им, ведь благодаря тому, что у Саши добрая душа, умная голова и отважное сердце, были спасены все дети.





 
                КАПЕЛЬКА



         Жила была на свете Капелька. Она была очень маленькая и чистая, такая чистая, что сквозь нее можно было все увидеть. Появилась она на свет из большой сосульки, которая свисала с крыши пятиэтажного дома. Сначала Капелька услышала, как рядом с ней со всех сторон пищат, устремляясь вниз такие же капельки, как и она. Потом она увидела яркий свет, исходящий от большого желтого источника в виде большого круга в голубом пространстве, от которого было тепло и радостно. Капелька еще не знала, что это солнце на небе. Затем Капельке стало очень тепло и щекотно, и она весело засмеялась, и вдруг, сначала медленно, потом все быстрее стала скатываться вниз, попискивая: «Ой,…ой!». Капелька оказалась на самом конце сосульки и изо всех сил старалась удержаться, потому что было очень страшно сорваться с такой высоты. Но удержаться долго она не смогла, так как на нее уже давили другие капли и, закрыв глаза, Капелька устремилась вниз. В первое мгновение она не почувствовала какое   это блаженство   летать,  но   открыв глаза, тут же забыла о страхе, потому    что испытала сразу  необыкновенный восторг, запомнившейся ей на всю жизнь. Было так  хорошо и  радостно, что ей даже захотелось  петь, и она запела нежным голоском.
        Летела Капелька совсем не долго, потом со звоном упала в лужицу, состоящую из множеств

таких же капель. Лужа становилась все больше и больше, и когда вода переполнила небольшую канавку, все капли устремились вперед, образуя веселый ручеек. Капелька плыла в ручейке и делилась впечатлениями со своими подругами. Когда этот ручеек встречал другой, и они сливались, Капелька знакомилась с новыми друзьями, такими же подобными себе.
         Долго ли коротко ли плыла Капелька, но вдруг она ощутила, что ручей сильно изменился, превратившись в огромный поток воды. Это была река, название которой Капелька еще не знала, но, может быть, это была Волга, настолько река была широка и глубока. Сначала Капелька оказалась в глубине, куда не доходили лучи солнца. Ей было холодно и темно, но ни настолько, чтоб не увидеть, что вокруг нее кто-то плавает. Она вежливо  обратилась: «Скажите, пожалуйста, кто Вы?».
        -  Я рыбка и зовут меня Окунек.
        -  Уважаемый Окунек, не могли бы Вы помочь мне оказаться поближе к солнцу?   -  попросила Капелька.
        -   С огромным удовольствием!  Цепляйся!
Капелька ухватилась, и они вместе поплыли вверх. Оказавшись на поверхности, она попрощалась с рыбкой и огляделась. Вокруг нее была голубая вода, которая искрилась на солнце, и не было ей конца и края – это было море. От восторга Капелька радостно запрыгала. Она прыгала все выше и выше и, вдруг, почувствовала, что летит прямо к солнцу. Необыкновенная легкость появилась в ней. Капелька не знала, что она уже не капелька воды, а пар, поднимающийся в небо. 
Возможно, она долетела бы до солнца, но на пути у нее появилось облако. Оно было нежное и пушистое. Капелька удобно устроилась в нем и крепко уснула.
        Спала она очень долго, поэтому не видела как облако, проплыв над морем, отправилось путешествовать дальше над сушей мимо стран с прекрасными городами, мимо лесов и полей. Проснулась Капелька оттого, что ей стало как-то неуютно и тревожно. Она не узнала облако, в котором уснула. Куда делась светлая воздушность? Сейчас это была грозная темная туча, льющая на землю холодный нескончаемый дождь среди раскатов грома и сверкания молний. Капелька дождем упала на землю, просочившись вместе с другими глубоко вниз. Земля наполнялась   влагой, которую с жадностью пили корни   растений, вот и капелька оказалась в одном из них. Это был корешок ромашки. Она изнемогала от жажды и уже начала засыхать, ожидая неминуемую гибель. Спасительные капли влаги возродили ее к жизни. Умирая, Капелька давала жизнь цветку, но умерла она не надолго. Ранним утром она появилась на цветке в виде капельки росы, которая опять превратилась   в пар и  воспарила к солнцу.
         В этот раз Капелька поднялась еще выше и попала в холодное облако, состоящее из множества сказочно прекрасных снежинок. Каждая снежинка имела свой особый узор. Капелька тоже преобразилась. Она стала снежинкой, чтоб потом упасть на землю и, дождавшись весны, снова стать Капелькой.

 
                КОТ ЛЕЖЕБОК И МЫШКА


        Кот Лежебок гулял во дворе. Лежебоком кота назвали потому, что он был удивительно ленив, большая часть дня у него проходила в лежании  на диване. Там же он и спал по три-четыре часа кряду. Если кот выходил на улицу, то шел важной походкой, неспешно.  Вот и сейчас он медленно переставлял ноги и оглядывался по сторонам. Вдруг Лежебок заметил мышку, которая грызла корочку сыра. Мышь так увлеклась едой, что не заметила около себя кота, а когда увидела, то поняла, что бежать поздно. Кот тоже это понимал:
- Ну, что дорогая, попалась! Вот ты ешь сыр – это твоя еда, а ты для меня – моя еда.
- Не спеши уважаемый Лежебок, подожди пока я съем сыр, ведь мышь с сыром вкусней, чем без сыра. Так?
- Да, ты права, ешь до конца, я подожду.
Мышка продолжала грызть сыр, а голова ее была занята одной мыслью – как спастись? Она думала, думала и придумала. Неожиданно она упала на спину и пронзительно запищала:
- Ах, я бедная, несчастная мышь! Как могла я съесть отравленный сыр! Ой, ой я уже умираю! Никто не спасет меня! Кот, милый, отнеси меня к моей норке, дай мне простится с моими детками.
Кот пожалел мышку, тем более, он теперь не мог ее съесть, она же отравленная, и он может отравиться. Лежебок   подхватил мышку, отнес ее к норке, где она жила и положил у входа. Мышь юркнула в свой дом, а кот остался  ни с чем.

 
                ТРИ ДЕРЕВЦА


        В большом каменном городе жили-были старик и старуха. Жили они в высоком доме на девятом этаже. С высоты своей квартиры в окно они видели широкое шоссе, по которому нескончаемым потоком ехали машины. Чад и гарь от машин поднимались от земли вверх и проникали к ним в комнату, даже если окно было закрыто. Плохо было им в старости жить в таком смраде, и они решили уйти из города и найти себе избушку в лесу. Долго старики бродили по лесу и, когда уже отчаялись найти себе жилье, вдруг вышли на опушку и увидели там небольшой домик с черепичной крышей, резными окнами и красивым крыльцом. Дом, как будто, приглашал к себе путешественников, и они с радостью поселились в нем и зажили счастливо. Рядом с домом был фруктовый сад. Весной яблони, груши, сливы и вишни цвели и благоухали. Только три небольших деревца никогда не цвели, и это раздражало старика. Однажды он позвал старуху в сад и подвел ее к деревцам, которые среди пышного цветения яблонь казались неказистыми.
- Смотри, бабуля, как красиво вокруг, сколько разнообразных цветов, какой аромат от них и цветущего сада, только эти три дерева портят всю гармонию и красоту. И что это за деревья? Непонятно как их называть. Я решил спилить их. Что ты на это скажешь?
Старик не знал, что деревья понимают человеческий язык, и потому не заметил, как 
задрожали листочки на ветках у них. А старуха заметила и, подойдя близко к ним, стала гладить стволы деревьев, приговаривая:
- Не  бойтесь  милые, не  дам  я  вас в обиду.
Дедуля, не надо их пилить, пусть они еще подрастут, а на следующий год будет видно.
Прошел  год.  Наступила  весна, и   сад   снова
зацвел. Но что это? Деревца, которые никогда не цвели нарядились красивыми нежными цветочками  фиолетового цвета с розовым оттенком. Эти цветы источали необыкновенно приятный аромат.
- Вот это цветение! – восторгался дед.
- Ну, а ты что не цветешь? – обратился он к третьему деревцу.
- Или тебе особое приглашение надо? Ладно, уж подожду, не буду тебя трогать пилой.
        Прошло время, и два дерева дали старикам богатый урожай сладких и сочных абрикосов. Теперь  было ясно, как они  называются. И только   третье дерево пока скрывало свою  тайну, лишь спустя два года эта тайна открылась, и деревце подарило старикам свои плоды, а это оказались персики. И понял старик, что нельзя губить дерево, не узнав его плодов. Как человека судят по поступкам, так и дерево оценивают по плодам его. А старуха, понимая язык всего растительного мира,
знала, что этот мир живой, и каждой травинке, каждой веточке или цветочку бывает больно, когда их срывают.

    
      

 
                ПУТЕШЕСТВИЕ ВАСЬКИ


        У одной девочки был любимый котенок, которого звали Васька. Девочка очень баловала своего подопечного и старалась не оставлять его одного дома. Однажды она ушла в магазин, но прежде,  предупредила котенка, чтоб он никуда не выходил из дома. Как только за ней закрылась дверь, Васька тут же залез на подоконник и в открытое окно прыгнул вниз на улицу. Хорошо, что это был первый этаж, и под окнами росла мягкая травка, это помогло ему не ушибиться. Маленький путешественник смело направился в сторону от дома и вышел на дорогу, по которой ехала машина. Автомобиль остановился, увидев котенка:
- Куда ты, котенок, идешь? Где твоя хозяйка?
- Кто ты такой, чтоб меня спрашивать? Я тебя не знаю.
- Я любимая машина своего хозяина мальчика и пока его нет дома, мне захотелось покататься.
- Вот как здорово! Меня зовут Васька, и если ты не возражаешь, я буду тебя звать Авто.
- Конечно я не против этого имени, оно даже мне нравится. Хочешь, Васька, я возьму тебя с собой погулять в парк. Там много хороших дорожек и все они ведут к аттракционам.
- Очень хочу! А что такое аттракционы?
- О, это такие интересные забавы! Можно качаться на качелях, крутиться на карусели 
- или высоко подниматься на колесе обозрения.
- Поедим же скорее туда!
Котенок забрался в кузов Авто, и они поехали развлекаться. Парк поразил Ваську: громко играла музыка, куда не посмотришь, везде были работающие аттракционы. Он не ожидал, что здесь так много детей. Они качались на качелях, крутились на каруселях, бегали по дорожкам на перегонки, строили дома в песочницах. Авто и Васька захотели прокатиться на карусели и попросили мальчика, который поднимался по ступенькам к вращающемуся кругу, взять их с собой. Он согласился, и они втроем разместились на спине фанерного слона. Котенку и машине очень понравилось кататься на карусели, а мальчику понравились новые друзья, и они вместе продолжили развлекаться. Когда веселишься, время летит быстро. Дружная компания даже не сразу заменила, что парк начал пустеть, все меньше и меньше оставалось в нем детей. А тут еще мальчика, их нового друга, позвали идти домой, и он, простившись с Васькой и Авто, побежал к своему папе. Васька загрустил и огляделся по сторонам:
- Смотри Авто, уже почти никого нет,
- Да, Васька, и становиться темно, и музыки больше нет.
- Хорошо тебе, Авто, тебе не надо еды, а я уже проголодался. Давай поедим домой.
- Я согласен, но в какую сторону нам ехать? Когда было светло, я знал куда направляться, а сейчас, не знаю 
- Ну, давай же уже куда-нибудь отправимся, а то наступит ночь, и тогда уж точно мы ничего не увидим, и придется нам здесь ночевать в холоде, а мне еще и голодному.
Котенок опять залез в кузов Авто, и они поехали. Сначала они ехали в одну сторону, потом в другую, а потом поняли, что просто ездят по кругу в парке.
Авто загрустил, но не плакал, а вот Васька уже не мог сдерживать слез:
- И почему я только не послушал хозяйку. Зачем я ушел из дома! Теперь я умру в этом парке от голода и холода. Ай, бедный я несчастный! А дома так хорошо, там тепло и много еды.
Слушая, как котенок плачет и причитает, Авто тоже начал подвывать ему и пыхтеть. Друзья, уже не надеялись попасть домой, и остановились на ночь у большого куста, продолжая скулить. Но вдруг, они услышали голоса:
- Васька! Ау! Васька, где ты?! Отзовись!
- Моя машинка, куда ты уехала? Где ты?
У Котенка и у Авто сразу высохли слезы. Они узнали голоса своих любимых хозяев, и побежали туда, откуда они звучали. Ну, вот встреча произошла. Девочка взяла на руки Ваську и не больно потрепала его за ухо, приговаривая:
- Не убегай из дома, не убегай из дома! 
Хочешь гулять в парке? Скажи, и мы пойдем вместе. Это хорошо, что мальчик знает, куда любит ездить его машинка, а то, как бы я тебя нашла?!
А мальчик не ругал свой автомобиль, наоборот, он его протер салфеткой и за веревочку повез в 
сторону дома, а за ними пошла девочка со своей ношей. После этого случая мальчик и девочка подружились и часто гуляли в паке вместе. 
 


               
               


               

   
       
 



 
   

 
               

               


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.