Мой прадед Вергилесов Владимир Агафонович

Мой прадед Вергилесов Владимир Агафонович.

Отец Вергилесова Михаила Владимировича, вошедшего в историю уральской литературы и журналистики как Ратушного Порфирия Илларионовича.
Известно, что фамилию эту – Ратушный – он заимствовал у родной сестры, проживавшей постоянно в Киеве. Известное упоминание в воспоминаниях о Бутырке – позднейшая вставка, поскольку дед работал в ЧК по заданию партии левых эсеров с февраля 1918 по 6 июля 1918 и затем был отправлен лично Дзержинским в Киев, как единственный эсер, которому он – Дзержинский - доверял. Позднее дед публиковал рассказы о чекистах и первых их расследованиях, а также приступил к большому детективному роману «Дорога в Рим» опубликованному частично.
Но сегодня я об отце моего деда.
Годы жизни Владимира Агафоновича – 1848-1905
Константин Ярославцев, человек интересующийся историей и генеалогией собрал  для меня колоссальную информацию из различных источников.
Вот фрагмент нашей переписки:
Константин:
Отправил. Вся информация взята из официальных источников - профильных справочников, приказов и т. д.

Алексей:
Получил, скачал, закрепил Огромное вам спасибо!

Константин:
Не за что. Сохранять память о защитниках Отечества - дело всей моей жизни. Этим я занимаюсь уже 24 года. Ни за деньги, ни за награды, а по воле сердца и души...

Справка от Константина Ярославцева:

ВЕРГИЛЕСОВ ВЛАДИМИР АГАФОНОВИЧ
«Родился в 1848 г. Из семьи чиновника. Окончил курс наук в 1876 г. в Императорском университете св. Владимира в г. Киев с получением ученой степени лекаря. С 1876 г. служил в Военном министерстве. Участник Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Пожалован орденом св. Станислава 3-й степени с мечами и медалью «В память русско-турецкой войны 1877-1878 гг.». В дальнейшем служил в Земстве. В последующем отставной лекарь. Поступил на службу в Министерство Внутренних Дел. 5 октября 1882 г. назначен на должность Алтайского объездного врача Бийского округа Томской губернии. 4 июля 1883 г. назначен Бийским городовым врачом. 26 августа 1884 г. перемещен на место Кузнецкого городового врача Томской губернии. Произведен в титулярные советники. 4 июня 1885 г. уволен в отпуск по Томской губернии на два месяца. 5 ноября 1885 г. перемещен на должность Томского окружного сельского врача Томской губернии. Произведен в коллежские асессоры. 18 мая 1887 г. произведен за выслугу лет в надворные советники со старшинством с 20 июня 1886 г. 26 января 1889 г. назначен участковым сельским врачом в с. Смоленское Бийского округа. 9 апреля 1891 г. произведен за выслугу лет в коллежские советники со старшинством с 20 июня 1890 г. 23 мая 1892 г. перемещен на должность участкового сельского врача в с. Булатовское Нижне-Каинской волости Каинского округа Томской губернии. 28 января 1893 г. назначен Нарымским объездным врачом Томского округа. 24 октября 1897 г. уволен в двухмесячный отпуск в пределы Европейской России. 1 декабря 1898 г. назначен участковым сельским врачом Нарымского участка Томского уезда с 1 января 1899 г. 16 июня 1899 г. уволен для излечения болезни в отпуск в пределы Европейской России сроком на 28 дней. Пожалован орденом св. Анны 3-й степени за беспорочную 12-летнюю службу в одной должности не ниже VIII класса. 13 декабря 1900 г. переведен на должность участкового врача в с. Белоглазовское Змеиногорского уезда Томской губернии с 1 января 1901 г. 3 октября 1901 г. отчислен от занимаемой должности за переходом на службу в Енисейскую губернию. На 1903 г. сельский врач 7-го участка Минусинского уезда Енисейской губернии. На 1904 г. 2-й городовой врач г. Кустанай Кустанайского уезда Тургайской области. Умер 20 апреля 1905 г., похоронен на Кустанайском городском кладбище.»
Конец Справки от Константина Ярославцева

Мои первые комментарии:

Благодаря этой потрясающей справке я теперь – в 65 лет!!! – узнал надёжно, что мой прадед закончил тот самый Университет в Киеве, напротив которого я десять лет ежедневно играл в шахматы, в том числе и со своим сыном Владимиром. До этого я даже не знал, что этот самый Университет носил имя святого Владимира. Прадед закончил этот университет ровно за сто лет до рождения Володи! Умер он ровно за сто лет до рождения моей младшей – Дашеньки. За сто лет до рождения моей третьей дочки Машеньки прадед перебрался в Кустанай!
Родился он за сто четыре года до моего рождения и ровно за сто лет до ареста моей мамы – его внучки. Четыре – это основное число великой Чатуранги, матери Шахмат.
Сто четыре – это константа (постоянное число) суммы пронумерованных полей, в квадрате 5х5, накрываемое любой из четырёх Основных фигур шахмат – королём, ладьёй, слоном или конём. 25 – число рождения моей Машеньки, перевёрнутая дата моего года (52-ой), 16 – основное Число матрицы Чатуранги – число рождения и моего и мой Дашеньки, её год рождения – 2005!
Обращает на себя игра некоторых чисел в судьбах:
1 января
26 января между 26 и 28 января арестован его сын Михаил (Порфирий)
28 января
9 апреля
20 июня, апреля
18 мая
23 мая
4 июня и июля
3 октября (4 октября публикация в «Советской России»)
5 октября
24 октября
5 ноября (родился его внук Михаил в Киеве)
1 декабря
13 декабря дата моего первого Ареста в Свердловске
16 июня
26 января и августа (с числом 26 у меня связано очень очень многое)

1877-1878
1977 Сто лет спустя родилась Света
1978 Сто лет спустя основан Архангельский шахматно-шашечный клуб

Приложение: о селе Булатове

(По материалам, собранным Л. Ковалевой
«Трудовая жизнь» №31-33 (12277) 14 марта 2006 г.)

ОДНО ИЗ САМЫХ ПЕРВЫХ

Село Булатово расположено на территории Барабинской низменности. До революции наша местность входила в состав Каинского уезда, Томской губернии. Заселена была очень редко кочевыми племенами (преимущественно татарскими и ногайскими) и были редкие разбросанные селенья остяков (ханты) и вогулов (манси). В начале XVIII века (1722 г.) царским правительством построен Каинский форпост с целью охраны местных жителей от опустошительных набегов калмыков и киргизов.
 
Возникновение с. Булатово связано с проложением Сибирского (ныне Московского) тракта в 1733 г. Вдоль него возникли первые населенные пункты. Среди них было и с. Булатово (1752 г.).
По словам старожилов села, до советской власти дома здесь были в основном из плетня, сплетенные и обмазанные глиной. Сверху покрыты пластами земли. В домах стоял стол, кровать. Вдоль стен тянулись лавки. Стояли сундуки для одежды, палата под потолком возле печей. Вечером зажигали лучину. Делали коптилки: из картофелины вырезали подставку, наливали в нее сало, вставляли фитиль. Позже появились керосиновые лампы. Матрасов и одеял не было, все делали из соломы.
Село Булатово (раньше Булатовское сельское общество) располагалось между рекой Узаклой и озером Булатовка. 95 человек заняты были в строительстве дворовых мест. Население составляло 1089 человек. Мужчины - 528 чел., женщины - 557 чел. Имелась церковь во имя святителя Николая Чудотворца, одно сельское училище, волостное правление, 2 хлебозапасных общественных магазина и кроме того резиденция земского председателя, 3 участка. Имелось 5 лавок. Из них 2 с мануфактурными товарами и 3 мелочных, 2 кузницы, 1 питейное заведение.
Церковь стояла на возвышенном месте (где сейчас стоит памятник павшим в Великой Отечественной войне). В воскресенье звонили заутреню, обедню. Рядом стояла школа, построенная в 1914 г., но учились не все. Многих не отдавали родители - надо было помогать дома вести хозяйство, теребить куделю (шерсть). А из тех, кто учился, заканчивали по 2-3 класса (в школе было всего 4 класса) учащихся было примерно 60 чел. Наблюдателем был Соболевский. Первым уроком был закон Божий, а потом остальные. Дисциплина на уроках была строгая - если кто повернется, сразу наказывали.
Рядом с церковью был поповский дом (после детсад и продуктовый магазин). Поп имел рабочих для ведения своего хозяйства. Место, где располагались его земли, теперь называется Поповской гривой. Хорошей одежды не было. Жили бедно, плохо. Носили полотняные вязаные рубахи; ткали зипуны, опояски, подпоясывали длинные шабуры, которые ткали из льняной и шерстяной нитки. Из овчин шили шубы.
До советской власти жили единолично. Каждый вел свое хозяйство, в котором производили все необходимое для семьи: одежду, пищу, обувь. Выращивали лен, пшеницу, овес, ячмень. Пахали на конях деревянной сохой. Сеяли вручную. Жали серпами пшеницу, ячмень. Молотили цепами или палками, а потом зерно молотили на мельнице. Если были излишки хлеба, то сдавали купцам в город.
Сено косили вручную, косой. Лошадей держали мало семей. Крестьяне держали по 3 коровы, середняки по 5-6 коров и столько же лошадей. У богачей было до 12 коров. У Кондратьева (дед Веры Михайловны Кондратьевой) было 40 коров.

На иллюстрации родной сын Владимира Агафоновича - Михаил (Порфирий)


Рецензии