Смех и на войне ценен...

Давно-давно, когда мои, ныне уже ставшие бабушками, дочери ходили в школу, выпало мне возглавлять школьный родительский комитет, а с этим и организовывать различные школьные мероприятия.
Одним из них и была, накануне Дня Победы, встреча учеников с ветеранами войны.
Много всего из военной жизни рассказали участники и свидетели тех страшных событий.
И говорили о них ветераны со слезами на глазах. Тяжело давались им эти воспоминания. Но...
Почему-то особо живо в памяти выступление участника войны с редчайшей фамилией - Кривоногий. Не Кривоногов, заметьте, а именно Кривоногий.
В нашем селе Сергей Михайлович (а попросту - дядя Серёжа) Кривоногий был очень уважаемым человеком, благодаря своему жизненному опыту и доброму, с юмором, характеру.

Ах, сколько лет минуло с тех пор. Давно уже нет среди нас неунывающего дяди Серёжи, а рассказ его на той школьной встрече мне запомнился на всю жизнь:
- Да, ребята, пережитая нашим народом война - страшная, кровавая, жестокая. - говорил дядя Серёжа. - И вспоминать о ней очень горько и тяжело. Это так. Но, она была бы во много раз страшнее, если бы даже в тех тяжелейших, нечеловеческих условиях не находилось места для юмора и смеха. А поэтому хочу я вам рассказать о приключившимся в нашей роте забавном моменте, участниками которого оказались я и.....
Здесь рассказчик загадочно улыбнулся и продолжил заговорщицки:
- Представьте себе, ребята, что в нашем полку оказались два кривоногих Сергея. Я - Кривоногий по фамилии. И второй по-кличке - "кривоногий". Вообще-то он был Сергей Потапов. Но из-за невероятно кривых, ну истинно колесом, ног кличка "кривоногий" так прилипла к нему, что многие фамилию его и не знали. А кто знал, и тот забыл.
Так вот: был тот кривоногий Серёжка любимцем всего полка за добрый нрав и отличные качества солдата. Он был ведущим во всём. Но, что ценнее всего - стрелок он был отличнейший! Без снайперской винтовки, мог высмотреть любую цель и поразить её из автомата.
Вот с этой его способностью и связана моя история.
А дело было так:

Никак не удавалось нам подступиться к одному, занятому фашистами, очень важному для нас объекту.
Засел там, отлично, надо признать, замаскировавшись, пулемётчик и по любому движению с нашей стороны косил очередью, как траву косой. И вот подзывает к себе ротный кривоногого:
- Сынок, (мы все, в основном, были ещё юными пацанами) на тебя вся надежда. Очень прошу - постарайся!
А нам команду: всем залечь и не шевелиться, будто нет нас здесь.
Так и сделали. И не выдержали нервишки у фрица. Высунул он на мгновение личико-то из-за укрытия. Но этого для Серёги было достаточно. Тут он его и успокоил одним патроном из автомата.
И мы рванули!!!.. Как ураганом смели фашистские укрепления.
.
Каким-то образом стала эта история известна нашему высшему военному руководству. Но, поскольку в разговорах тех фигурировал КРИВОНОГИЙ, так оно и дошло до верхушки. А в списке-то бойцов нашего полка я один числился: Сергей Кривоногий. Кумекаете о чём я?.
Короче: в один из дней, подбегает ко мне посыльный и сообщает тревожно:
- Слушай, Серёга, наш генерал приехал. Требует тебя к себе. Что натворил-то?
- Да ничего я не натворил!..
- Всё равно - иди. Ждёт!
С лёгкой тревогой в сердце вхожу и с порога: - Боец Кривоногий по вашему прик..
- Да ладно, ладно!.. Проходи!

Меня встречает солидных лет генерал и с пожатием руки говорит:
- Молодец, боец Кривоногий! За твой вклад по взятию важного нам объекта, объявляем тебе благодарность и будем представлять к Государственной награде!
Я на мгновение опешил, но тут же сообразил, что на моём месте здесь должен быть наш стрелок - КРИВОНОГИЙ.
А генерал тем временем продолжает:
- С такими орлами, как ты, мы быстренько и до Берлина дойдём!
- Служу Советскому Союзу - звонко отпарировал я.
- Я же говорю - орёл!!! - уже обращаясь к сопровождающим его офицерам, воскликнул генерал. И вновь ко мне:
- Свободен, боец Кривоногий! Служи так же до полной нашей Победы! Ступай!
Взяв руку под козырёк, я и крутнулся к выходу. Но тут и замер на месте:
- Как же это я вот так легко принимаю незаслуженную награду? Негоже это!,
Решительно разворачиваюсь:
- Товарищ генерал, разрешите обратиться.
- Разрешаю. Обратись! - говорит и смотрит на меня с нескрываемым любопытством, - Слушаю тебя, боец Кривоногий.
- Товарищ генерал, это не я совершил тот поступок, а кривоногий.
Вижу, как от удивления поползли вверх широченные брови генерала:
- То есть, как не ты?! Ты же только что представился: "боец Кривоногий". А, теперь говоришь, что ты не Кривоногий. Я тебя правильно понимаю?
- Так точно, товарищ генерал! Я Кривоногий, да! Но я - не кривоногий. Кривоногий у нас Серёга. Понимаете?
Вижу брови Генерала ещё более поползли вверх и в глазах застыло полное недоумение.

С этими словами дяди Серёжи, до этого слушающие его с раскрытыми ртами, ребята буквально грохнули смехом, а с ними и все взрослые.
Выждав пока смех утихнет, рассказчик, без тени улыбки, продолжал:

- Нет! Я ничего не понимаю. Как это можно понять? Ты - Сергей Кривоногий. И ты же - неее Сергей Кривоногий. Правильно?
- Совершенно точно, товарищ генерал!
- А как такое может быть?! То ты Кривоногий, то не Кривоногий. Кто же ты на самом деле?!..
- Да, очень просто, товарищ генерал. Я - Сергей Кривоногий. Но я - не кривоногий. Понимаете?! А кривоногий у нас Сергей. Понимаете?!

Тут опять зал грохнул смехом. А дядя Серёжа так же спокойно продолжал:
- Вы что-нибудь понимаете, товарищи офицеры, или я здесь один такой тупой?..
- Никак нет, товарищ генерал! И мы не понимаем,- сквозь смех дуэтом ответили офицеры.
- Отлично! Таааак! Начнём сначала, боец Кривоногий. Отвечай на вопросы быстро и чётко: Имя?
- Чьё имя, товарищ генерал?
- Твоё имя, ядрёна вошь! - с явными уже нотами раздражения уточнил генерал.
- Сергей! - мгновенно выпалил я.
- Фамилия?
- Кривоногий
- Оооо, мама моя! - выдохнул генерал, - И что же ты нам тут комедию разыгрываешь, боец Кривоногий? Ещё одно слово и получишь НАРЯД вне очереди, вместо награды. Ты понял, шутник?!
- Так точно, товарищ, генерал! Но, только это правда - не я! - уже чуть не плача, продолжаю упорствовать. - Это кривоногий. А я не кривоногий. Посмотрите сами, ну разве я кривоногий? У меня вот какие ноги прямые! А это у Серёги ноги кривууущие!... Прямо колесом! - Затараторил я, вертясь перед носом генерала в демонстрации своих идеально прямых ног.
И вот тут генерал натурально лишился дара речи. Приблизился ко мне вплотную, ловя ртом воздух, как выброшенная на берег рыба. И, наконец, прошипел прямо в лицо:
- Ты что, сразу не мог об этом сказать, боец Кривоногий?!..
- Так я же и говорил, товарищ, генерал! Я же..
- Молчать! - под неудержимый хохот офицеров криком приказал генерал, - Круууугом! И марш отсюда, боец Кривоногий!
- Слушаюсь! - козырнул я. Но, едва сделал рывок к выходу, в дверях появился наш Герой в сопровождении ротного.
- О! А вот и кривоногий, товарищ генерал! - радостно выпалил я и выскользнул за дверь.
Нет, конечно же, я мог сразу, в двух словах, объяснить генералу, что я не тот кривоногий. Но не смог упустить момента и не подурачиться над подвернувшейся ситуацией.
Вот такая случилась забавная история. Долго ещё она переходила от солдата к солдату, обрастая всё новыми невероятными, уморительными подробностями. Да, смех и на войне ценен.

Всё это дядя Серёжа рассказывал под периодические всплески смеха аудитории. А закончил с нескрываемой грустью в голосе:
- До Берлина мы с Серёгой дошли. А вот до Победы - я один. Догнала его фашистская пуля в один из жестоких боёв на подступах к городу.
При этих словах скупая солдатская слеза всё же не удержалась в загрустивших глазах дяди Серёжи. Он неловко смахнул её рукавом видавшего виды кителя:
- Но, это война... Будь она проклята!
А вам, ребята, я желаю, никогда не познать ужасов той войны. Жить, шутить и смеяться только под мирным небом! Только под МИРНЫМ!


Рецензии