А ты веришь

Она застала её за этим занятием однажды и совершенно случайно.
Так уж вышло, что уже более пятнадцати лет Зинаида с мужем живут вдали от детей и внуков. Жизнь разбросала их по разным городам и странам. Так что видеться с дочерьми и внуками ей выпадает лишь раз в год, во время долгожданного отпуска. С каждым, приближающим заветное желание днём, сердце женщины билось всё сильнее, а нетерпение обнять родненьких просто зашкаливало. Так было и на сей раз.
Чемоданы с подарками давно собраны. А вот и желанный день наступил. Урааа!!! Счастливые родители едут в гости к детям!!!
Отправимся и мы за ними...

Приехали! Обнялись! Прослезились светлыми слезами радости. И, как водится, засиделись до позднего часа. Наконец, дочь Валя, уложив всех участников события спать, пожелала устало:
- Всем спокойной ночи! И я пойду....
В доме всё затихло. Утомлённое радостью встречи семейство погрузилось в сладкий сон. Стала задрёмывать и Зинаида. Но тут, вдруг, вспомнила, что не приняла обязательную на ночь таблетку: - Фу ты, незадача!
Но делать нечего... Поднялась и тихонько, на цыпочках, взяла курс на кухню.
Осторожненько, чтобы не скрипнула, открывает дверь и видит: её Валюшка, одиноко сидит за столом перед раскрытой, довольно объёмной книгой.
- О! .. А ты чего не спишь?! - шёпотом вопрошает Зинаида, - Тебе же утром на работу. И что за книга? Наверное, очень интересная. Как называется?
Дочь светло улыбнулась маме и сказала просто:
- Библия.
Ответ Зину, прямо таки, шокировал.
- Библияяя!!! Ты читаешь библию??!!
- Тебя это удивляет?
- Признаться - да. И почему читаешь сейчас, ночью?
- А когда? Другого времени у меня для этого нет.
- А, ну да... конечно. И как часто ты занимаешься этим чтением? - продолжала допытываться Зинаида, присаживаясь напротив полуночницы.
- Каждый вечер. Когда все лягут спать.
- Каждый вечер?!.. И ты искренне веришь в Бога?! По настоящему?!
- Да! Искренне. По настоящему.
- Очень любопытно! Но, ты никогда не говорила об этом.
- А, что об этом надо кричать на весь белый свет? Это моё личное. Я этого не скрываю. Но и не афиширую. А тебе не говорила... к слову не пришлось. Да и не очень хотелось. Я же знаю твоё отношение к Богу.

Тут надо честно признать: завершая уже пятый десяток лет своей жизни, Зинаида серьёзно к вопросу о Боге не относилась. Нет, она никому не доказывала, что его нет, но и признать, что он есть - у неё тоже язык не поворачивался. До сего времени её никто не смог убедить ни в том, ни в другом. А потому, есть ли Бог или нет его - Зина не знала. И, главное-то, не очень этим незнанием тяготилась .
Однако же, это нечаянное открытие в отношении дочери к Всевышнему очень взволновало её сознание и душу .
Вот так, слово за слово, разговорились родимые. Вернее, говорила Валя, а Зинаида во все глаза и уши слушала, удивляясь глубоким познаниям дочери в области религии в целом и, в частности, о Боге.

Не ставя перед собой цели передать подробно весь тот одухотворённый, ночной разговор, остановлюсь лишь на одном его моменте:
- Ответь-ка мне очень искренне, мамуля, ты веришь в чудо?
Щекотливый тот вопрос прозвучал настолько неожиданно, что Зинаида на мгновение растерялась и замешкалась с ответом.
- Яяяя?... Нуууу...как сказать?...
- Вот так честно и сказать. Так веришь или нет?
- Я верю в стечение обстоятельств, - ушла от прямого ответа Зинаида.
- Понятно! Значит - не веришь. Так послушай, что я тебе расскажу:

Было мне в ту пору лет семь-восемь. И ты, конечно, помнишь, что бывало оставляла меня на ночь у папкиных родителей.
- Помню, конечно. И что?
- Так вот. Оставаясь у старичков на ночь, я не раз видела, как баба Катя вечером, управившись со всеми делами, брала с верхней полки большую книгу. Чинно усаживалась за стол, осторожно открывала её и с головой погружалась в чтение.
Так было и в тот, на всю жизнь запомнившийся мне, вечер. Дедушка давно улёгся в кровать, а меня бабушка долго не могла угомонить. В конце-концов, устав "воевать" со мной, занялась своим обычным, по-вечерам, занятием - чтением любимой книги. И тут, впервые, во мне проснулось любопытство:
- Бабушка, а какую книгу ты читаешь?
Она ласково глянула на меня и сказала тихонько:
- Библию, внученька.
- Библию?!.. Я такую не знаю. А про что эта библия?
- Про Бога.
Да, книгу Библию я в то время не знала. А вот про Бога была осведомлена основательно. Ведь я уже ходила в школу.
- Аааааа... про Боога, - разочарованно протянула я. - А Бога нет! Ты разве не знаешь? Нет, нет! Бога нет! -
затараторила я, прыгая при этом, смеясь и кривляясь . И тут бабушка, отложив книгу в сторонку, приказала с явным недовольством моим поведением:
- А ну перестань кривляться! Сядь! И послушай, что я тебе расскажу. А потом скажешь - есть Бог или нет его.

На эту несвойственную бабушке строгость я мигом притихла и, присев напротив, точно как ты ко мне сейчас, приготовилась слушать.
- Давно это было, внученька, очень давно. - ровным, уже спокойным, тихим голосом начала баба Катя свой рассказ. - Шла война Советского народа с Германией. Ты знаешь об этом?
- Знаю, конечно. Нам в школе всё об этом рассказали. И про войну, и про нашу победу.
- Вот и хорошо. Значит ты знаешь, что шла война с немцами. Так?
- Так, бабушка.
- А кто мы с дедушкой по нации ты знаешь?
- Да! Вы - немцы. - с гордостью продемонстрировала я своё знание и этого вопроса. - И мои мама с папой - немцы. И я - немка.
- Правильно! Умница! Но слушай дальше: Страшная то была война. Много-много горя принесла она людям.

Словом, мамочка, рассказала мне бабушка о том, как замечательно они жили до войны в Саратовской области. И о том, как были сосланы в Сибирь, подальше от линии фронта, только потому, что были немцами. Да эту их историю ты и сама хорошо знаешь. Но то, о чём она поведала мне далее, вряд ли.
- Ой, Валечка! Ты меня вконец заинтриговала. Уже мурашки поползли по спине.
- Вот-вот!... Немудрено..
И я тогда, несмотря на свой малый возраст, слушала рассказ бабы Кати, раскрыв от изумления рот: таких историй нам в школе не рассказывали.
А бабушка, с заметной грустью в голосе, продолжала, внутренне возвращаясь в то страшное и очень болючее для неё время.

- Сразу, как только мы прибыли на место ссылки, твоего деда Фёдора забрали в тайгу, на вырубку леса. Был он в ту пору молодым и здоровым мужчиной. А меня, с двумя малыми ребятами (восемь и семь лет), оставили в посёлке. Это были твои дядя Саша и дядя Володя.
Встретили нас сибиряки неласково. Трудно! Ох, как же тяжело было выживать, каждый день находясь между жизнью и смертью. Голод!... Вот то самое страшное, что пришлось мне с детьми пережить.
И, чтобы как-то с ребятками прокормиться, ходила я с утра до ночи к местным жителям, прося у них хоть какую-нибудь работу по дому. Иные входили в моё безысходное положение и давали мне, за старание, что-то из продуктов. Но их было настолько мало, что едва хватало чуток накормить детей. Сама же я довольствовалась самым малым, лишь бы как-то держаться на ногах. Но страх однажды утром не проснуться, умереть от голода, преследовал меня постоянно. А без меня не выживут и дети.

Рассказывала мне об этом бабушка с такой печалью в голосе и со слезами в глазах, что моё детское сердечко сжималось от жалости к ней.
По сей день помню тот, заданный ей вопрос:
- Ой, бабушка! И почему они так вас не любили? Вы же хорошие!
- Ах, Валечка!..- горько улыбнулась бабушка, - В то страшное время разбираться - плохие мы или хорошие? - было некому и некогда. Так что помощи и сострадания ждать нам было не от куда.
Но, слушай дальше:

И вот однажды, по-весне, в одном доме дали мне за работу целое, БОЛЬШОЕ(!!!) ведро картошки.
Радости моей и счастью не было предела: Вот сейчас я сварю её, накормлю досыта детей и наемся, хоть разок, сама!!!
Но, пришла домой и сильно задумалась:- Да, сегодня я до сыта накормлю ребят. А чем буду кормить, когда вновь придёт зима? Эту еле-еле пережили.
И, борясь с собой, пошла я, внученька, в управление. Вымолила кусок земли под посадку этой картошки. А когда увидела, где мне выделили участок, горькие рыдания вырвались из груди. То была очень заболоченная, мёртвая земля. Ни оной травинки не росло на ней. Каждое попавшее в неё семя просто сгнивало. Посадить здесь картошку было, конечно же, безумием.
Упала я тогда на колени, протянула руки к небу: - Что же мне делать, Господи?!! Умоляю - подскажи! Но молчало небо. А какой-то внутренней голос говорил: - этим ведром картошки ты не спасёшься от голода ни так, ни эдак. Рискни - посади!
- Ой, бабушка, миленькая!.. - не смогла удержать я эмоций, - И ты посадила?!..
- А, что было делать?
Со слезами пополам, повтыкала я свою заветную картошечку в ту мёртвую землю, как похоронила.
Ни малейшей возможности ей здесь расти не было и не могло быть.
Но одна робкая надежда у меня, всё-же, была - на Бога. Ему я и молилась ночами, стоя на коленях перед крошечной иконкой: Не оставь, Господи! Помоги уберечь детей от голодной смерти! - умоляла я его. - Помоги, Господи!!!

Так прошло лето. Наступила осень. Все местные жители уже собрали хорошие урожаи со своих плодородных участков. И только я не торопилась к своей мёртвой земле, разумом понимая, что убирать там будет нечего. Но допекли ребята:
- Мама, ну когда же мы пойдём копать нашу картошку?..
В один свободный день я и пошла с ними на свой участок, с невыносимой болью в сердце: как объясню детям, почему наша картошка не выросла и нам опять нечего будет есть.
- Ой, бабушка! - прошептала я, съёжившись на стуле, - Мне так жалко вас!..
- Не перебивай, Валечка. Слушай дальше:

На потянутой болотной сыростью земле не было ни малейшего признака, что в ней что-то росло. Не помня себя от горя, с силой воткнула лопату в мёртвую ту землю. Но, что это?!.. Я явно почувствовала, как вонзилась она во что-то твёрдое. Казалось, сердце выпрыгнет из груди от радостного предчувствия: - Но, как это могло случится?! Нет! Не может быть! Таких чудес в жизни не бывает... Господи, неужели?!!!...
Дрожащими руками поднимаю землю, а вместе с ней... картошку!!!. Да такую крупную, что родиться может только в сказке. Картофелина не умещалась в ладони!
Собрали мы с ребятками свой богатый урожай и большую часть зимы спасались этим от голода.

Вот так было, внученька. А теперь скажи: - как могло такое случится? И кто это чудо сотворил? Кто спас нас от голода, от смерти? Разве не Бог?!
- Я не знаю, бабушка, - честно ответила я. И добавила с детским упрямством. - Бога же нет!
- Ну, ладно, - снисходительно улыбнулась мне баба Катя, -  Мала ты ещё это понять. Но всему своё время.

Эти слова бабушки оказались пророческими. Пришло это время.
И, конечно, я тогда и думать не могла, что спустя тридцать лет, так же как она, буду сидеть по вечерам и читать библию, твёрдо веря в Бога и творимые им чудеса.
Вот я тебя и спрашиваю, мамуля: что это было с картошкой? Стечение обстоятельств, как ты говоришь, или великое, сотворённое Богом, чудо?
- Ой, не знаю, Валечка! - честно ответила, поражённая рассказом дочери, Зинаида, - мне надо над этим хорошенько подумать.
- Подумай, мамочка! У тебя ещё есть для этого время. А сейчас - спать! Пора уже..
Да, мам, - окликнула Валя, уже шагнувшую за порог кухни Зинаиду, - а зачем ты приходила-то?
- Ах!... Так за водой же! Таблетку запить.
С того памятного разговора мамы с дочерью, прошли годы. И всякий раз, наблюдая, проснувшись, зарю за окном, Зинаида с благодарностью восклицает: - Как хорошо-то, Боже!!!
За это чудо жить и радоваться каждому дарованному тобой дню, спасибо, Господи, тебе!!! Спасибо!!!


Рецензии