Шизофреногенная мать

К сожалению, шизофрения – самая распространённая психиатрическая проблема нашего времени. При этом, дети и подростки страдают этим недугом в среднем в 5-6 раз чаще взрослых. А не секрет, что психические отклонения детей, как правило, провоцируются их родителями.
Кто же это такая – шизофреногенная мать? Почему она толкает своё дитя в болезнь, хотя, казалось бы, должна, наоборот, всячески оберегать ребёнка от этой болезни?

Значение термина
Прежде всего, важно понимать, что у самых что ни на есть шизофреногенных мам порой вырастают абсолютно здоровые дети. А в нормальнейших, совершенно здоровых и счастливых, семьях встречаются случаи шизофрении у детей.
То есть, никакое поведение матери не ведёт автоматически к болезни её ребёнка. Здесь нет жёсткого детерминизма. Речь идёт лишь о статистических закономерностях.
Скажем, шансы заболеть для сына или дочери, если их мать правильно к ним относится, правильно воспитывает, любит их, – порядка десятых процента. У ребёнка шизофреногенной мамы они могут приближаться к 70-80%.
Тем не менее, мы все сами себя губим и сами себя спасаем.
У психиатров и психологов есть такое выражение – «уход в болезнь». Так вот, когда мы заболеваем психически, это всегда именно «уход в болезнь». То есть мы это делаем сами: мы сами уходим в болезнь – а не нас кто-то туда запихивает.
Человек по природе своей – внутренне свободное существо: он сам выбирает свой путь.
Однако шансы выбрать именно этот путь – путь в болезнь – у сына или дочери такой матери, о которой здесь пойдёт речь, очень велики. У растущих в здоровой семье – ничтожны.
Мать может провоцировать болезнь своим отношением к ребёнку, своим поведением. Но не мать её вызывает, а, как ни странно, сам больной. Это его собственное решение, хотя и неосознанное.
И второй очень важный момент. Такая женщина – совсем не злодейка и преступница. Она сама больна и нуждается в помощи.
Правда, в подавляющем большинстве, такие женщины, невольно провоцирующие уход в болезнь своих детей, психически вполне здоровы. Но у всех у них есть серьёзнейшие внутренние, психологические проблемы.
Именно нерешённость этих проблем приводит к неправильной позиции в отношении своего ребёнка.
Женщина вредит своим детям: да, это ужасно. Но она сама тоже страдает. Она творит зло, но в то же время является жертвой.
Её нельзя осуждать. Она нуждается в понимании и сочувствии.
Она в беде: вместе со своим ребёнком.

Портрет шизофреногенной матери
Ольге около 35 лет. Это энергичная современная деловая дама с двумя высшими образованиями: она журналист-фотограф и управленец. Она работает на двух работах: главным редактором крупного журнала и директором и преподавателем фотошколы. У неё двое детей: мальчик и девочка. Им 9 и 6 лет соответственно.
Дети эти – от разных отцов. С отцом Святослава (так зовут сына Ольги) она никогда не была расписана. Они расстались ещё до рождения мальчика. Затем Ольга некоторое время была замужем за своим коллегой и подчинённым по фотошколе, но вместе они были недолго и со скандалом разошлись.
Весь день Ольги расписан по минутам. Она всегда страшно спешит. Живёт она одна, с детьми. Когда у неё только родился Святослав, с ней жила её мама, но они постоянно конфликтовали. Мама уехала, сейчас она – в другом городе. Ольга с ней почти не общается.
Вообще она никогда ни с кем не общается неформально. Она очень деловая. Просто общаться, в её представлении, - значит – терять время. Кроме того, она очень неуверенна в себе в общении, даже боится его. При любых неформальных контактах она ощущает себя словно голой: ей тяжело, стыдно, страшно, хочется, чтобы это поскорее кончилось.
Стиль её общения – отрывистый и резкий. Она не явная хамка, но подчинённые её побаиваются. Она очень требовательна и придирчива.
Так же она обращается и с детьми. Разговаривает она с ними мало: в основном, это какие команды, распоряжения.
Однако Ольга – крайне заботливая мама. Святослав занимается с тремя репетиторами, ходит в бассейн и музыкальную школу. Ольга даже ездит за ним в бассейн и в музыкальную школу на машине (туда он едет сам, на городском транспорте). Соня, её дочь, уже занимается танцами, хотя она ещё только собирается идти в первый класс.
Ольга хорошо разбирается в кулинарии, умеет готовить. Детей она отлично кормит, одевает.
Однако, несмотря на все её заботы, дети, даже на вид, выглядят несчастными. У Святослава тонкое, бледное личико, большие уши, он всегда выглядит усталым, унылым, каким-то пришибленным. У Софьи уголки рта, как у старухи, опущены далеко вниз, а глаза всегда с тёмными кругами под ними, будто она не высыпается или постоянно плачет, хотя это не так.
Друг с другом дети тоже общаются мало: у них у каждого – своя комната. Ольга – обеспеченный человек: она зарабатывает более 100 тысяч рублей в месяц, это не считая журналистских гонораров и доходов от рекламы. Общий её доход – более 250 тысяч в месяц. Она платит большую ипотеку. У неё прекрасная квартира в престижном районе, в новом доме.
Ольга никогда ни о чём не советуется с детьми: все решения принимает сама. Дети никогда и не пытаются высказывать своё мнение: и Святослав, и Софья – покорные, послушные. Весь день их расписан мамой, от подъёма до отбоя. Ничего своего в их жизни нет, и они не могут себе представить, что может быть.
Мама – их полная, абсолютная владычица. Ольга не терпит ни малейшего противоречия себе, ни малейшего непослушания. И не только от детей.
И на работе она мгновенно избавляется от тех, кто ей хоть чем-то, хоть какой-то мелочью, не угодил.
Внешне Ольга – типичная деловая дама и типичная начальница. Она высокого роста, плотного сложения. Лицо у неё амимичное, несколько бледное, холодное. Взгляд тоже отодвигающий, холодный, и такой же голос, резкий, отрывистый. Она никогда не смотрит в глаза собеседнику. Движения у неё тоже резкие, быстрые. Она часто роняет и бьёт посуду, потому что всегда торопится куда-то и не успевает. Несмотря на свою деловитость, она рассеянная: часто забывает, что назначила кому-то встречу, и не приходит на неё. Она плохо спит и принимает сильнодействующие снотворные.
Свою личную жизнь Ольга совсем забросила. После скандального развода с мужем она уже 2 года одна,  у неё нет близкого мужчины, и она ничего не пытается делать, чтобы он появился.

Основные черты шизофреногенной матери

Самая странная, с обыденной точки зрения, особенность такой женщины – она крайне заботливая мать.
Правда, есть и противоположный тип такой матери: психологи называют его «отвергающим». Такая мать откровенно ненавидит своё дитя, постоянно ругает, критикует, игнорирует. Но это в наше время тип чрезвычайно редкий.
Сейчас почти все такие женщины отличаются именно своей преувеличенной заботливостью о детях.
Однако, если внимательно проанализировать отношения такой матери со своими детьми, становится понятно, что она не испытывает никакой радости от общения с ними.
Ольга, портрет которой дан выше, между прочим, пишет и популярные статьи для родителей (её журнал – это глянцевый журнал для родителей), в которых часто называет заботу о детях «работой и ответственностью».
Для неё это не радость человеческого общения, не счастье – а каторга, тяжкий труд.
Мы легко можем заметить, что преувеличенная забота о ребёнке не является следствием большой любви к нему. Более того, такая мать на самом деле никогда не любит своё дитя, не умеет любить. И в глубине души чувствует это. Иногда она даже полна скрытой от неё самой враждебности к своему малышу.
Чтобы скрыть это от себя, она и заботится о детях так фанатично. Это своего рода самовнушение. Женщина внушает себе: «Я прекрасная мать. Я отдаю всю себя детям».
Однако мы так же легко можем заметить, что не только сама мама вовсе не выглядит счастливой, но и её облизанные с ног до головы дети.
Такие женщины склонны к попустительству, даже откровенному баловству. Они закрывают глаза на многое в своих детях, что не прошло бы мимо внимания здоровой матери, за что она бы детей отругала и наказала. Но одновременно такие женщины деспотичны.
Они стремятся контролировать буквально каждый шаг ребёнка, хотят добиться от него безоговорочного послушания. Фактически их цель – превратить малыша в мёртвую куклу, которой можно манипулировать по своей прихоти.
Если ребёнок сопротивляется, такая мать самыми разными способами стремится сломать его, сделать покорным. Это не всегда жёсткое давление. Иногда мать плачет, делает вид, что заболела, чтобы «сыграть на жалость».
Если поговорить с такой женщиной о её ребёнке, которого мы хоть немного знаем, мы обнаружим, что она, его мама, не знает о нём почти ничего. То есть, она знает множество фактов из его жизни, его внешних черт, но ей совершенно непонятен его внутренний мир, она не понимает его как человека.
При этом, маме кажется, что она знает своё дитя, но на самом деле в её сознании – выдуманный ею самой, фантастической образ, никакого отношения к действительности не имеющий. Именно с этим воображаемым малышом она и строит отношения, игнорируя ребёнка реального.
Итак, основные черты шизофреногенной матери:
- она не сумела устроить свою личную жизнь, она несчастлива,
- она не умеет строить отношения с детьми, мало общается с ними неформально, но одновременно окружает их преувеличенной заботой,
- она не даёт ребёнку свободы, самостоятельности, требует от него безоговорочного послушания,
- она фактически не любит своего ребёнка и не интересуется его внутренним миром, его человеческими особенностями.

Почему такое поведение матери провоцирует уход с болезнь?
Перед растущим человеком стоят определённые задачи. Прежде всего, это задача – найти себя, состояться в качестве человека, личности и индивидуальности. На этот путь толкает каждого малыша его человеческая природа.
Однако маленький человек крайне зависим от мамы. Он не может обойтись без неё буквально ни дня, он связан с ней психологической пуповиной. И его мама, его опора, его надежда, его самое близкое существо, его земной Бог – фактически требует от него: не будь человеком. Стань моей куклой, которой я буду манипулировать. Откажись от себя, чтобы угодить мне. Тогда я буду довольна тобой.
Выбрать путь развития – значит оказаться в конфликте не только с мамой (хотя и это для большинства детей невыносимо), но и с самим собой. Ведь своего рода обожествление родителей – характернейшая особенность психологии всех детей.
Поэтому такая позиция матери толкает малыша на другой путь (а третьего не дано) – отказа от себя.
Это и есть путь в болезнь.

От чего зависит, заболеет ребёнок или нет
Если ребёнок действительно решил отказаться от своей самостоятельности, чтобы угодить маме, он не превращается в куклу на самом деле, а остаётся человеком – и останется им до самой смерти.
Что же происходит в его душе? Ему по-прежнему нужно ощутить себя кем-то, хотя в реальности он никто и ничто, потому что сам так решил.
Тогда он начинает фантазировать. Он выдумывает себя и жизнь, которой нет, начинает верить в неё, как будто всё это реально. Связь между его фантазиями и реальным поведением теряется.
На самом деле он является манипулируемой, хотя и биологически живой, куклой. Но внутри себя он иной.
Такое явление в психиатрии называется «раздвоением личности».
Уместно напомнить, что «шизо» - это «раскалывать на куски», а «френос» - «голова» (в переносном смысле – «душа»).
Так человек перестаёт быть цельной личностью, что является характерной особенностью любого здорового человека. Этот человек состоит из кусков, как минимум, двух, которые не связаны друг с другом и могут даже ничего не знать друг о друге.
Это уже шизоидный психопат.
Если его не лечить, болезнь перейдёт в клиническую стадию.
Однако шанс всегда есть.
Ребёнку могут помочь друзья во дворе (если они есть).
Ему может помочь любимое дело (если он его нашёл).
Ему может помочь взрослый друг (если найдётся такой).
Ему может помочь внутреннее сопротивление влиянию мамы (это теоретически возможно, практически встречается очень редко).
Но если не за что ухватиться, шансы уйти в болезнь очень велики.

Шизофреногенный отец
Отцы редко, по сравнению с мамами, провоцируют болезнь. Однако это возможно.
Такой отец, если у него дочь, отвергает её: явно не любит её, не интересуется ею, не принимает участия в её жизни. Он является отцом только формально. Фактически это чужой человек.
Если у него мальчик, отец провоцирует болезнь, когда предъявляет сыну невыполнимые требования и жёстко наказывает за их невыполнение, особенно, если эти наказания связаны с насилием над личностью малыша, унижением. Также провоцирующим является на внешний взгляд прямо противоположное поведение отца по отношению к сыну: попустительское, бесхарактерное, без всяких требований. Таких мужчин ещё называет «тряпками». На такого отца нельзя опереться, положиться.
Это тоже не настоящий отец.

Шизофреногенная семья
Более половины будущих шизоидных психопатов растут в неполных семьях.
Однако и полная семья может толкать малыша в болезнь.
Так происходит, если взрослые живут каждый своими интересами, не имеют общих целей. Они живут в одной квартире, но фактически не являются семьёй. Они не вместе, а порознь.
Если мама и папа постоянно ссорятся, на глазах детей, в том числе, это тоже провоцирует уход в болезнь.
Если отношения в семье холодные, отчуждённые, формальные, нет дружбы и любви, это тоже болезнетворный фактор.

Нужно добавить, что рост числа заболевших шизофренией детей провоцируется самим современным обществом. С точки зрения его норм и ценностей такая дама, как Ольга, например, - абсолютно идеальная мать.
Именно уклад жизни и ценности Общества Потребления ведут к появлению огромного количества несчастных женщин с несложившейся личной судьбой, а уже эти женщины, пытаясь компенсировать отсутствие подлинного смысла и счастья в своей жизни, невольно начинают толкать своих детей в болезнь.
Как правило, взрослый человек, ведущий себя так, не признаёт своих проблем и всячески защищается от информации, которая могла бы раскрыть ему глаза.
Однако в глубине души женщина полна отчаяния и молит о помощи.
Ей и её малышу можно помочь, но только в том случае, если она сама захочет этого.


Рецензии