Письмо Татьяны к Онегину

Взялась перечитать письмо Татьяны к Онегину.. . Его писала юная уездная барышня. Как водится в те времена, писала по-французски. Переступая через нравственные запреты, сама пугаясь неожиданной силы своих чувств: Я к вам пишу - чего же боле? Что я могу еще сказать? Теперь, я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать.. .
Уже в этих строках - вся Татьяна. Ее понятие о приличиях страдают от одного - ей приходится первой признаваться в любви мужчине. Но в глубине души, я уверена, Татьяна наверняка была уверена во взаимности. Она предполагает, что могла бы быть счастлива с другим. В этом есть доля столь несвойственного ей кокетства. Но тут же стремительность чувств берет верх и выплескивается: Другой!. . Нет, никому на свете Не отдала бы сердца я твоя...Резкий, внезапный переход на "ты" - наверняка случайный, неосознанный. Почему?. . Татьяна абсолютно откровенна. Она излагает все полностью, ничего не скрывая, честно и прямо. И мы читаем такие строки: Вообрази: я здесь одна, Никто меня не понимает, Рассудок мой изнемогает, И молча гибнуть я должна.
Что Татьяна искала она в Онегине? . Понимание ...
Онегин, с его светской пресыщенностью, казался ей, юной деревенской девочке, человеком необыкновенным, а значит, способным ее понять. Но Татьяна сама осознает ужас своего безнравственного в глазах света и в ее собственных поступка, .. И пишет: Кончаю! Страшно перечесть.. . Стыдом и страхом замираю.. . Но мне порукой ваша честь, И смело ей себя вверяю.. .
Какая сила и простота в этих словах!. . И вновь - переход на "вы"... Опомнилась, спохватилась, пожалела о собственной смелой искренности ("страшно перечесть"). Но ни единого слова не исправила.
Вот она - Татьяна Ларина, героиня романа.
Онегин не таков. Кстати, не надо забывать, что Онегин в начале романа и в конце его - разные люди. Как и Татьяна, он переступает через неписаные законы общественной нравственности (пишет любовное письмо замужней даме!) : Предвижу все: вас оскорбит печальной тайны объяснены? , Какое горькое презренье Ваш гордый взгляд изобразит!.. Здесь не стремительный юный порыв Татьяны, а глубокое чувство зрелого человека. Понимая, что он может повредить репутации Татьяны, Онегин ни в коей мере не ставит ее под удар, ничего не просит. Нет, поминутно видеть вас, Повсюду следовать за вами. Улыбку уст, движенье глаз ловить влюбленными глазами. Вот и все, о большем он не смеет сказать. Теперь это совсем другой человек. Прежний Онегин - тот самый, что дал такую строгую отповедь Татьяне в парке - не смог бы полностью подчиниться такому чувству, не смог бы так любить. А этот - может: И, зарыдав у ваших ног, Излить мольбы, признанья, пени, Все, все, что выразить бы мог, А между тем притворным хладом Вооружать и речь и вздор.. . Онегин - не Татьяна. Он не может. Не смеет, не имеет права иначе выразить свою любовь. Он вынужден притворяться. И в итоге герой признает себя побежденным: Но так и быть: я сам себе Противиться не в силах боле; Все решено: Я в вашей воле И предаюсь моей судьбе. Заметим, что здесь почти дословное повторение письма Татьяны: "Все решено: Я в вашей воле", - пишет Онегин, а она: "Теперь, я знаю, в вашей воле... ".Быть "в чужой воле", зависеть от кого-то - и счастье, и несчастье одновременно.


Рецензии