Жизнь прожита не зря!
Она сидела у окна и долго смотрела во двор. За окном «кипела» жизнь. По дороге сплошным потоком неслись машины. Люди спешили по своим делам, а у неё сегодня не было никаких дел. И особенно сегодня ей было одиноко. День рожденья, 80 лет. Как быстро летит время! И мысли понесли её в прошлое…
Её мама была «солдаткой», когда с фронта пришел сосед, бравый рыжий солдат, и посватался к кроткой вдове. Мать согласилась, так как жить в семье погибшего на войне мужа уже не могла. У них родилось 12 детей, но все они умирали один за другим. В живых остались только трое, - она и два брата. В стране был голод. Жили бедно и трудно. Когда родители находились в поле или на работе, она водилась с младшим братом, давала ему соску – нажёванный хлеб, качала люльку. Шли годы. Они выросли. Жить бы да жить, но началась Великая Отечественная. Старшего брата забрали на войну и, почти сразу, убили. Мать еле-еле перенесла это горе, - он был её любимчиком. А вскоре пришла повестка и отцу. Стоял холодный ноябрь. Провожать мужа до станции мать поехала на лошади с младшим братом. Когда возвращались,- в поле их настигла пурга. Трое суток плутая, потерявши замёрзшего коня, они боролись за свою жизнь. Их нашли случайно. Маму и брата выхаживали всем селом: кто молоком, кто салом, кто мёдом (хоть соседи и сами жили впроголодь). Мать заработала астму на всю оставшуюся жизнь, а у братишки почернели и отпали отмороженные пальцы на ногах.
Вскоре получили похоронку… Отец погиб, когда немец бомбил эшелоны с бойцами на подступах к Москве. Он и повоевать-то не успел.
Настала весна. Нужно было кормить мать и брата, но кушать было нечего. Пошла трава. Стали собирать и есть травы. Вскопала сама весь огород и засеяла его просом. Лето выдалось хорошее, просо выросло отменным, колосья свисали до земли. Осенью убрали урожай и всю зиму были с блинами и кашей. В этом году ей исполнилось 17. Этой же осенью её взяли на работу учётчиком в сапожную мастерскую, а через год (благо, что она окончила 7 классов) – зав. складом. Строгие военные годы,- строгий учёт! Колхоз имел своё подсобное хозяйство. Растили просо, овёс, рожь, пшеницу. Мололи на мельнице и выдавали пайком по 5кг, 200грамм на каждого работника. Из неё варили «затируху», а из отрубей – кисель. Помнит, как ездила на мельницу и учитывала всё это хозяйство. Однажды, пожалев солдатку с маленьким ребёнком, она отдала ей неучтённую муку, чтобы не умерли с голоду. На неё написали донос. Была проверка дома и на работе. Когда комиссия посетила их дом и увидела нищету (ничего не найдя), молча ушли. Сняли с должности председателя колхоза, а ей выдали премию за хорошую работу,- шерсть на шаль и валенки. Излишки шерсти увезла в город и поменяла на одежду.
Война подходила к концу. Домой стали возвращаться парни. Как часто ловила на себе взгляды раненных бойцов! Но судьба распорядилась по своему.
К соседке на побывку приехал брат, старшина по званию, старше её на 11 лет. Познакомились. Обещала ждать. Он писал ей письма и, когда война закончилась, приехал. Посватался. Её матери он не понравился (особенно после первого застолья), но делать нечего, мужиков на селе не было. Прожила с ним 50 лет, а вспомнить счастливые дни не могла. Их не было. Были ссоры, пьяные разборки, измены. Прятала ножи, топоры (чтобы чего не вышло!). После каждого застолья убегала к соседям или пряталась в подполье. Но детей родили и вырастили. Четырёх девочек…
Но вот уже десять лет, как она вдова. И не знает, что лучше, с мужем деспотом или одиночество в старости? Девчонки давно выросли, у них свои дети, работа. Им не до неё. Слёзы текли сами по себе. Она и не вытирала их уже.
Тревожный, громкий звонок прервал её горькие думы. Тихой походкой подошла к двери и, почему-то не спрашивая, открыла замок. На пороге стояли все: и дочки с мужьями, и внуки со своими половинами, и правнуки. Все весело улыбались: «С днём рождения, бабуля! Принимай гостей!» Подарки, цветы, торт! Боже, как же она могла подумать, что одинока? Похоже, жизнь прожита не зря и она продолжается!
2015 год.
Свидетельство о публикации №218020300412