Бред сознания и предсознание

Мир всегда безумствовал и сходил с ума!
Бред общественного и индивидуального сознания настолько очевиден своей деструктивностью и безобразным, лишенным самокритичности самомнением (впрочем, какая уж тут самокритичность, если речь идет о бредящем сознании?!), что, если не позаботиться о сознании персональном, однажды ты неизбежно начнешь считать, что происходящее вокруг есть норма и, как многие миллионы других, перестанешь отличать черно-белое от цветного, а чёрное будешь назвать белым...
Чтобы полнее понимать причину того, что я называю «бред сознания», неплохо бы разобраться в том, что есть предсознание, в чем его важность. В конце концов, что-то же должно делать человека вменяемым!
Перечитав достаточное количество литературы, созданной специалистами от психических наук (психологами, психотерапевтами, гипнологами и др.), исколесив массу разнородных источников в Интернете, я пришел к выводу, что термин  «предсознания» создан не без оснований и введен этими специалистами в обращение с целью удобства объяснения некоторых абсолютно определенных процессов, протекающих где-то рядом с сознанием.
Думаю, найдется множество тех, чье профессиональное самолюбие будет задето моим  исключительно любительским, можно сказать, даже дилетантским пониманием содержательного аспекта этого термина,  и они попытаются оспорить правомерность моих рассуждений относительно того, что скрыто в термине «предсознание», однако это ровным счетом никак не может повлиять на суть того, о чем пойдет речь ниже.
Не может, потому что сфера психической деятельности личности не имеет строгих границ, динамична и критериев количественной оценки не имеет. Иными словами, нельзя измерить в сантиметрах, килограммах или литрах то, что и мыслями не назовешь, и к эмоциям не отнесешь, а если и отнесешь или назовешь, то увидишь, что рядом с ними есть еще что-то в виде энергии неясного типа, состояний, которые трудно отнести к мыслям, чувствам, ощущениям.
Думаю, что именно эта неколичественная составляющая однажды привела к тому, что в психонауках  стал встречаться совсем не психологический термин «когерентность».
Но перейдем к более или менее известной терминологии.
«Сознательное», «подсознательное», «бессознательное», «царство Ид», «физис» и др. - все эти термины введены специалистами в обращение для их практического использования и на сегодня они известны достаточно широкому кругу тех, кого называют не-специалистами.
«Предсознание» - термин не так хорошо известный обычным людям, как вышеназванные. Однако то, что за ним скрывается, на мой взгляд, не менее важно, чем то, что касается сознания и подсознания, бессознательного и более глубоких слоев психики.
Поэтому кратко остановлюсь на некоторых его определениях.
Предсознание - по мнению Зигмунда Фрейда, область, пограничная между бессознательным и сознанием. По З.Фрейду предсознательное обеспечивает взаимосвязь и взаимодействие сознания и бессознательного.
Бессознательное или неосознанное — совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида предметом действий по осознанию.
В психологии бессознательное противопоставляется сознательному.
Подсознание — область человеческой психики, отвечающая за безусловные рефлексы, а также за хранение и обработку поступающей информации.
Психологи считают, что на 90% наше поведение, привычки, образ жизни обусловлены подсознательными реакциями и убеждениями, и только на 10% — сознанием.
Сознание есть способность сознавать, т.е. отдавать себе отчет о своем состоянии, действиях и месте в мире.
В психологии сознание рассматривается как психическая способность человеческого организма в двух взаимосвязанных аспектах:
• в аспекте самосознания: как сознавание индивидуумом самого себя.
• в аспекте состояния: как нормальное состояние, в котором индивидуум владеет собой, контролирует себя, адекватно осознает свое место в мире, находится в сознании, в отличие от бессознательного состояния обморока, припадка и др. или сумасшествия.
Вот что пишет на своей Интернет-страничке  по этому поводу Э. Соколов.
«…Предсознание - второй, промежуточный слой психики, располагающийся между сознанием и бессознательным. Хотя повседневный контакт с внешним миром осуществляется сознанием - доступ к сознанию каких-либо важных сообщений, принятие решений и двигательные реакции контролируются предсознанием.
Предсознание - это память, ресурс информации. Оно является также цензурой, преграждающей вход в сознание тревожным мыслям и постыдным желаниям. Предсознание выполняет роль отборочного фильтра, выпуская на арену сознания те мысли и чувствования, которые подкрепляют сознательные намерения, позволяют их обосновать и развить.
Очевидна зависимость творческой продуктивности от установок, сформированных в предсознании. После "думанья" в одном направлении, работа переносится "в глубь". Мы начинаем автоматически, то есть, почти бессознательно фиксировать полезные для разработки темы впечатления, откуда бы они ни исходили. Нередко предсознание, защищенное от непосредственных повседневных воздействий, само выдает четкие словесные формулировки. В предсознании накапливается материал, который, в принципе, может стать доступным сознанию, чего нельзя сказать о бессознательном. Наконец, предсознание в большей степени соответствует истинному "я" личности, хотя в нем могут быть слои разной глубины.
Сознание, по Фрейду, есть, прежде всего, возможность восприятия, оно дает нам знание качеств, различий, границ. Сознание призвано воспринимать новое, поэтому оно должно быть открытым, пустым, однородным, по возможности индифферентным ко всему, входящему в него.
Бессознательное, напротив, имеет главной функцией поддержание преемственности и идентичности как человеческого рода, так и личности. Поэтому оно является инертным, закрытым, наполненным, хотя выглядит бурлящим и противоречивым.
Сознание не выносит логических и эмоциональных конфликтов, избавляясь от них с помощью целенаправленной работы или вытесняя их в бессознательное.
Бессознательное же может содержать в себе остро-конфликтный материал, оно как бы нечувствительно к противоречиям. Это достигается, по-видимому, отказом от логической, семантической и даже временной упорядоченности содержаний. В бессознательном истинное и фантастическое, будущее и прошлое, желаемое и реальное часто не разграничиваются.
Сознание питается энергией бессознательного, но требует, чтобы бессознательные влечения, входя в сознание, как-то определялись относительно смыслов и ценностей. Свою работу сознание осуществляет главным образом с помощью языка, ресурсы которого локализуются в предсознательном.
Сознание, предсознательное и бессознательное взаимодополняют и порождают друг друга, но одновременно - конфликтуют.
Их борьба - источник жизни, творчества, развития личности.
Интересен взгляд на эту тему и В.Аткинсона («Память и уход за ней»), который, в частности, отмечает следующее.
«….Прежде думали, что разум сознает все, в нем происходящее, но лучшие современные мыслители признают теперь, что в процессе мышления самосознание является лишь незначительной частью. Очень значительная роль в сфере мышления отводится также предсознательным идеям, впечатлениям, чувствам и мыслям. В настоящее время установлено, что всякий сознательный акт имеет за собой многое, что лежит в сфере предсознательной; иначе говоря, за каждым сознательным действием скрывается что-то другое, относящееся к предсознанию.
В некоторых переводах употребляется также термин «подсознательный» или «внесознательный», хотя лучше было бы пользоваться старым термином, введенным еще философом Гартманом в его знаменитой «Философии бессознательного», т.е. бессознательное поле мышления; ввиду неудобства конструкции русского языка, например, в выражении «бессознательное сознание», мы оставляем этот термин, заменяя его словом «предсознательный», но придаем ему то же самое значение, что и Гартман своему «бессознательному».
Ошибочность прежнего мнения, что разум сознает все, видна уже из того, что для достижения своего предельного самосознания разум требует много времени и упражнений, и действительно, факт налицо: самосознание ребенка многим разнится в своих суждениях от самосознания взрослого человека. Кроме того, внешний мир можно считать в отношении времени и изменяемости чем-то более постоянным, нежели самого человека; между тем, такое одинаковое и неизменное воздействие внешнего мира на человека воспринимается им в разное время его жизни совершенно различно; в этом может убедиться всякий, сравнив впечатления детства с позднейшими впечатлениями от одного и того же явления.
За пределом сознания находится обширная область предсознания. Последняя заключает в себе много таинственного, привлекающего внимание психологов и прочих мыслителей, оказавших своими трудами огромное влияние на идеи нашего времени. По их вычислениям едва только десять процентов ежедневного процесса мысли производятся сознательно, остальная же мыслительная работа совершается в области «бессознательного», или предсознания. Так называемое сознательное мышление является лишь вершинами скал, поднимающихся со дна океана. Мы находимся как бы в темном лесу в беспросветную ночь, наши факелы бросают только незначительный круг лучей, вне которого более широкое кольцо полутеней, а далее идет уже непроглядная тьма. Между тем, в этой-то тьме и полутенях совершается громадная работа, и ее результаты, когда это нужно, врываются в световой круг, называемый сознанием.
Память — это прежде всего одна из функций нашего предсознательного мышления. Громадная кладовая памяти именно и находится в обширной области предсознания. От момента получения какого-нибудь впечатления и до момента вторичного его появления в поле сознания работают силы предсознания. Так получается и откладывается нами впечатление.
Куда же оно откладывается? Не в область сознания — тогда бы оно было всегда перед нами, но укладывается именно в область предсознания между другими впечатлениями и так старательно, что мы с трудом находим его, когда оно понадобится.
Где же лежит оно иногда целыми годами, отделяющими момент откладывания в сторону впечатления от момента следующего за этим извлечения его? В громадной кладовой предсознания. Что же происходит, если мы хотим вызвать какое-либо впечатление снова?
Воля приказывает рабочим, занимающимся в этой кладовой, отыскать и вынести на свет когда-то спрятанное впечатление.
Чем тщательнее научились они прятать полученные им вещи и замечать их места, тем скорее при надобности они вынесут их на свет.
Нельзя рассматривать сознание как синоним разума. Если рассматривать сознание и разум как понятия равнозначащие и исключить понятие предсознания, то нам нет возможности объяснить, где в продолжении известного состояния сознания находится остальная часть разума; куда скрылись все прочие части умственного орудия, кроме тех, что находятся в употреблении. Поле сознания в отдельные моменты очень ограничено, как будто глядя в телескоп или микроскоп, мы видим только то, что находится в поле зрения нашего прибора; все остальное в это время как бы не существует. Разум воспринимает идеи, мысли, впечатления постоянно, но мы их еще не осознаем, пока они не появляются в поле сознания.
Есть предположение, что всякое полученное впечатление, всякая возникающая мысль, всякий совершаемый поступок — где-нибудь да остаются в предсознательном складе нашей памяти, и, следовательно, ничто не забывается окончательно. Многое, по-видимому, уже совершенно забытое в течение нескольких лет, приходит снова в область сознания, вызываясь ассоциацией мыслей, желанием, необходимостью или усилием. Конечно, многие умственные впечатления никогда не вернутся в область сознания, потому что не представляется необходимости к этому, но они останутся навсегда в области предсознания, властно влияя на наши мысли, идеи и действия. Другие впечатления в ожидании своей очереди будут скрыты в тайниках памяти, подобно свету и теплу, скрытым в пластах каменного угля, лежащего на обнаженных слоях земной поверхности и ожидающего времени, когда он будет употреблен в дело.
В отдельные моменты вами осознается лишь очень небольшая часть того, что сохраняется в нашей памяти. Многое, являясь как бы забытым и что мы часто силимся припомнить, возвращается иногда помимо нас в область сознания как бы по собственному произволу. Мы часто стараемся вспомнить какую-нибудь вещь, но она ускользает и мы прекращаем усилия, но спустя некоторое время эта мысль вдруг ярко вспыхивает в нашем сознании. Кажется, что наше желание вспомнить что-нибудь побуждает к труду молчаливых работников предсознания, а потом, когда мы уже совсем забыли это желание, они возвращаются, торжественно принося желаемое впечатление. Кроме того, случайное слово постороннего лица в состоянии открыть нам обширное поле воспоминаний, давно уже утерянных нами из вида. Мы часто видим во сне давно забытые лица, слышим и узнаем их голоса, звук которых уже давно забыт. Многие случаи так забываются, что, кажется, никакое усилие воли не может вызвать их снова, но однако они крепко держатся где-нибудь в предсознании, и какой-нибудь выходящий из ряда вон побудитель, усилие или особое физическое состояние выносит их снова на поверхность с такой ясностью, как будто они только что произошли.
В бреду горячки люди говорят о том, что ими давно забыто и о чем они едва ли вспомнят по выздоровлении, но что, если справиться, окажется действительно бывшим в их молодости или детстве. Утверждают, что перед глазами утопающего возникает вся его прошедшая жизнь, и много интересных заметок по этому поводу собрано в известнейших трудах по психологии. Сэр Френсис Бофор, спасенный из воды, утверждает: «Каждый случай моей жизни, казалось, проносился в моей памяти в обратной последовательности, картина ширилась и я видел перед собой будто панораму всей своей жизни...».
Колридж рассказывает, что одна молодая женщина, не умеющая ни читать, ни писать, но заболевшая горячкой, заговорила по латыни, по-гречески и по-еврейски. Записаны были целые цитаты; крайне затруднительно было разобрать смысл последних, ввиду слабой связи их друг с другом.
Лишь немногие из еврейских фраз ее можно было отнести к библейским изречениям, прочие же скорее принадлежали языку раввинов. Женщина эта была крайне невежественна, почему и не могло быть речи об обмане, и ее сочли бесноватой. Один врач, сомневавшийся в возможности такого беснования, решился раскрыть эту тайну и после многих усилий узнал, что она с девяти лет была в услужении у старого священника. Последний имел привычку ходить взад и вперед по галерее, смежной с кухней, и цитировать вслух тексты из сочинений раввинов, а также греческих и римских отцов церкви. Ознакомившись с его книгами, нашли в них все произнесенные девушкой стихи. Горячка явилась побудителем для предсознания, чтобы обнаружить некоторые из старейших его сокровищ.
Карпентер рассказывает об одном английском священнике, посетившем замок, в котором, насколько он помнил, никогда прежде не был. При приближении к воротам ему почудилось, что он был здесь когда-то и видел, как ему казалось, не только ворота, но и ослов у арки, и людей на верху ее. Пораженный таким обстоятельством, он, спустя некоторое время, обратился к своей матери, надеясь, что она сможет объяснить отчасти это приключение. Она рассказала, что когда ему было года полтора, она отправилась с ним в большой компании в этот замок, посадив его на осла; часть компании села завтракать под аркой, а ребенок был оставлен внизу с прислугой и ослами. Вид ворот при вторичном посещении вызвал старые воспоминания детства, показавшиеся ему сном.
Аберкромби говорит об одной даме, доживавшей свои дни в деревне. Из Лондона к ней привезли проститься ее маленькую дочь и после короткого свидания увезли обратно. Мать умерла, а дочь выросла, совершенно не помня свою мать. В преклонном возрасте ей случилось посетить снова тот дом, где умерла ее мать и войти даже в ту самую комнату, не зная, что именно здесь она скончалась. Войдя в комнату, она остолбенела, а когда присутствующее при этом лицо спросило о причине ее испуга, она сказала, что вполне ясно вспоминает, что когда-то была здесь и что дама, лежавшая в противоположном углу и, по-видимому, опасно больная, склонилась над ней и плакала. Итак, впечатление оставалось в кладовой предсознания детского разума, будучи неизвестным, пока его владелица уже сама не достигла преклонных лет и при виде комнаты не возобновила снова это впечатление, а память выдала одну из своих тайн.
Вот самые убедительные доказательства того, что ничто не забудется совершенно, если только воспринято разумом. Никакое впечатление, раз пережитое, не прекратит своего существования. Оно не затеряно, но только потускнело и продолжает существовать по ту сторону области сознания, куда снова может возвратиться много времени спустя усилием воли или ассоциацией.
Хотя многие воспоминания и не возобновляются никогда, ни при посредстве воли, ни при посредстве ассоциации, но впечатление все-таки существует и влияет так или иначе на наши мысли и действия. Если бы можно было спуститься в глубину предсознательного мышления, то мы нашли бы там всякое полученное когда-нибудь впечатление, каждую мысль, возникшую в нас, и воспоминание о каждом своем поступке. Все это заключается там, хотя и невидимым, но оказывающим свое влияние на нас. Благодаря нашим вчерашним мыслям, словам и действиям, благодаря тому, что мы видели и слышали, мы и являемся сегодня таковыми, а не иными.
Человек есть результат своего прошедшего. Нет ни одного впечатления, поступка или мысли в нашей прошедшей жизни без того, чтобы они не имели своей доли влияния на образование интеллектуальных или моральных особенностей нашей жизни. Наши настоящие мысли и мнения являются в значительной степени следствием длинного ряда незаметных опытов прошедшего, хотя давно забытых и никогда не приходящих нам на память…».
М.Кордуэлл («Психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г.») определяет предсознание как «термин психоанализа, обозначающий те мысли и воспоминания которые, не являясь частью нашего нынешнего осознанного опыта, все же остаются доступными для осознания».
В своей книге «Принятие решений: технология персонального стратегического планирования»  Г.А. Архангельский пишет дословно следующее.
«…Сознание человека может успешно работать только с одним объектом: делом, мыслью, документом. Умение некоторых людей работать с несколькими делами одновременно — следствие высокой переключаемости внимания.
Предсознание может контролировать 7+-2 объекта. Например, водитель, основное внимание которого сосредоточено на дороге, с помощью предсознания управляет несколькими ключевыми группами приборов. Занимаясь одной главной проблемой (документом, мыслью...), можно держать в поле зрения еще 5-9, но не больше! Объекты из предсознания легко перемещаются в сознание и наоборот, поэтому именно в предсознании нужно держать те дела, благоприятный момент для наступления которых может наступить в ближайшее время.
Подсознание работает с бесконечным количеством объектов. Пока ваше сознание работает над одной проблемой, подсознание работает над всеми остальными. Ошибка многих менеджеров состоит в том, что они пытаются удержать в сознании и подсознании гораздо больше дел, чем те способны вместить. Таким образом и сознание, и подсознание используются нерационально. Искусство эффективного управления задачами состоит в том, чтобы не пытаться решать все проблемы одновременно, а концентрироваться на одной, имея в виду несколько и забыв о всех прочих. Но для этого нужно создать систему, позволяющую оперативно перемещать задачи между уровнями сознания.
Как мы уже говорили, все дела и мысли должны быть материализованы, вынесены за пределы мозга для его разгрузки. Ваша система личной работы — это как бы продолжение, материализация вашего сознания. Соответственно, она должна быть структурирована так же, как структурировано ваше сознание.
Фокус внимания — область, соответствующая сознанию. В ней в один момент времени должен находиться только один объект — тот, с которым вы непосредственно работаете.
Область ближайшего внимания соответствует предсознанию. В ней должно быть 7 плюс/минус еще 2 объекта, необходимых вам для работы или для памяти.
Область далекого внимания соответствует подсознанию. В ней хранится вся остальная информация. Если вы предвидите в ближайшем будущем появление удобного момента для совершения какого-либо дела, нужно переложить указатель на это дело из области дальнего внимания в область ближайшего внимания. При этом, естественно, наименее необходимый объект из области ближайшего внимания нужно убрать, чтобы сохранить оптимальное число объектов 7 плюс/минус 2.
Особо отметим, что внутри этих трех областей может царить полный хаос. Главное — жестко придерживаться поставленных границ и «правил перемещения дел через границы». Это даст гарантию того, что вы вспомните о нужном деле в нужное время, не тратя слишком много сил на наведение порядка. При этом голова у вас будет всегда свободна для мыслей и творчества.
Систему, позволяющую вводить в поле зрения нужные дела в нужное время и основанную на вышеописанных свойствах сознания, мы будем называть системой структурирования внимания.
Возникает вопрос: можно ли перенести тот же метод на дела большего масштаба, чем дневной, и сделать систему структурирования внимания основой всего стратегического планирования?»
Автор дает положительный ответ на этот вопрос, четко отделяя сознание и  предсознание от  подсознания.
Для нас его рассуждения на эту тему представляют практический интерес, так как идея управления вниманием может быть использована человеком в его повседневной текущей жизни и жизни будущей, которую можно по аналогии со стратегическим планированием рассматривать, как объект стратегического управления.
Интересен здесь нам будет и еще один термин рефлексия.
Рефлексия (от позднелатинского reflexio — обращение назад) — размышление, деятельность самосознания, способность к анализу собственного психологического состояния. Эта способность зависит от степени сложности внутреннего мира человека и от его обучения.
Считается, что философы, писатели и политики вырабатывают у себя большую способность к рефлексии.
На мой взгляд, рефлексия есть то, что объединяет сознание и предсознание.
Таким образом, предсознательное - это воспоминания, неактуализированные знания и другие мысли, ассоциации и чувства которые:
- являются неосознаваемыми в данный конкретный момент; но
- могут стать осознанными при совпадении определенных условий.
Если обобщить сказанное, то нетрудно  заметить, что предсознание личности – это та часть его психики, где готовятся к свершению действия или бездействия, включая мыслительные процессы, которые однажды свершаются.
Принципиальный интерес представляет собой вопрос, а у каждого ли из нас есть предсознание?  И если есть, насколько сильно оно развито в каждом конкретном случае?
Наблюдение за поведенческой составляющей окружающих меня людей, их реакциями приводят меня к выводу, что огромная масса тех, кого именуют «народ», реагирует на внутренние или внешние раздражители спонтанно и практически не контролирует свои реакции и причины, их вызвавшие. Такой тип реагирования типичен для людей необразованных, неопытных, непрактичных или неадекватных.
Иными словами, если они и имеют предсознание, оно у них существует в стадии эмбрионального развития и практически не используется в повседневной жизни.
Образованный или имеющий жизненный опыт человек, по моему твердому убеждению, всегда имеют развитое предсознание, в силу развитого навыка рефлексии. Предсознание может быть развито по-разному и использоваться неодинаково, но у представителей этой социальной группы активное и зрелое предсознание есть всегда. Идеальный вариант, когда человек и опытен, и образован. Таких людей называют мудрецами.
Люди необразованные, неопытные, непрактичные или неадекватные – это либо невежи, либо дети, либо инфантильные личности, либо психически больные люди. При всем желании их нельзя отнести
Можно ли воспитывать свое предсознание, укреплять его, развивать, сознательно использовать? - Безусловно, можно!
Об этом и пойдет речь несколько позже. Однако чтобы говорить о некоторых вещах более подробно, сначала обозначим универсальные приоритеты, которые затрагивают и касаются любого нормального человека.
К таковым я отношу  смерть (жизненное время), деньги (хлеб, достаток), любовь радость, положительные эмоции), стрессоустойчивость (война, ассертивность, уверенность – дух), семья (БСО – благоприятная среда обитания), служение (воля), здоровье (тело), просвещенность (ум).
Пройдя сквозь бред сознания, научившись понимать, что есть сознание и подсознание и как информация способна влиять на поведение индивида и масс, я именно эти составляющие сделал содержанием своего предсознания.
Именно эти составляющие сегодня определяют ясность моего мышления, гармонию внутренних состояний, контроль состояний, обеспечивают оптимальный алгоритм развития и совершенствования.
К счастью, мое мнение – это всего лишь мнение. Поэтому каждый волен составить своё и будет прав, если оно будет способствовать его гармоничному личному развитию.


Рецензии
Здравствуйте, Константин.
---
Прочтя в начале -
"Мир всегда безумствовал и сходил с ума!
Бред общественного и индивидуального сознания настолько очевиден своей деструктивностью и безобразным, лишенным самокритичности самомнением (впрочем, какая уж тут самокритичность, если речь идет о бредящем сознании?!), что, если не позаботиться о сознании персональном, однажды ты неизбежно начнешь считать, что происходящее вокруг есть норма и, как многие миллионы других, перестанешь отличать черно-белое от цветного, а чёрное будешь назвать белым..."
с надеждой стал читать...

Большой текст, увы, поглотивший все надежды...
"и, как многие миллионы других, перестанешь отличать черно-белое от цветного, а чёрное будешь назвать белым..."
===
Человеческих сознаний всего два: Адамово и Христово.
Адамово - прах и в прах обращающееся.
И Христово - путь, истина и жизнь.
===
Спасибо.
Всего Вам доброго.

Саша Человекиз   03.02.2018 21:07     Заявить о нарушении
И Вам спасибо, уважаемый Инопланетянин!

Константин Эс   04.02.2018 09:37   Заявить о нарушении