Время жечь костры. Ч. 1. Счастливый август. Гл. 1

«Время жечь костры».
Повесть.
               

Посвящается моей погибшей Родине.
И моей семье, выжившей под её обломками.


Часть 1. Счастливый август.
Глава 1.

«Август 1944 года. На командном пункте авиационного полка, легендарный лётчик, Герой Советского Союза, генерал Каманин (А. Пороховщиков). Ему необходимо срочно доставить пакет на плацдарм, где в окружении немцев героически сражается одна из частей Красной армии... Незадолго до этих событий: в прифронтовую эскадрилью связи попросился мотористом щуплый паренёк, заявив, что он сирота, а моторы самолётов знает, как свои пять пальцев. Сироту пожалели и в эскадрилью взяли. А со временем, видя его огромное желание летать, научили управлять самолётом. И вот однажды, посещая эту эскадрилью, командир полка Каманин узнаёт в этом мальчике своего сбежавшего на фронт сына Аркадия».

Паренёк лет семи-восьми, белобрысый и веснушчатый, с нескрываемым удивлением смотрел на товарища, который только что прочитал этот текст на афише возле кинотеатра.

- Вiтьок, а де ти так гарно1 навчився по-кацапськи читати?
- Я два роки назад ще жив під Херсоном, а там всі так балакають.
- Ніфіга собі. А як ти в школу підеш? Там уроки на нашій мові2.
- Нікітос, я по-українськи вже говорю і понімаю не хуже тебе. Ми на кіно про льотчиків підем завтра чи3 ні4?

Витёк – судя по виду, сверстник Никиты, только вихрастый и черноглазый, как циганчонок – смотрел на друга в упор и ждал немедленного ответа.

- А де ж ми грошей візьмемо на білет? Мені мамка не дасть. Скаже, шо лишніх нема. Шо через місяць в школу йти і гроші потрібні5 на форму і зошити6.
- У мене така же сама історія.
- Так може давай проберемося задовго до сеанса в зал. Мені Льоха розказував, що він зі старшаками так вже дивився7 кіно.


1. Красиво (укр.)
2. Языке
3. Или
4. Нет
5. Нужны
6. Тетради
7. Смотрел


- Давай попробуєм. А шо робить1…
- Ну тоді завтра зустрічаємося тут же за годину2 до кіна, да?
- Ага. А зараз погнали додому, бо я вже проголодався. В животі скоро буде війна, якшо3 не поїм.

***
- Льоха!!! Льоха!!!
- Може його нема дома? А ми тут, як дураки, кричим.

И тут из подъезда вылетел пацан, заговорщицки подмигнул, махнул друзьям рукой и помчался за дом.

-     Ти чого вилетів, як пробка, Льоха?
-     Мене батько наказав, поставив в угол за те, шо від мене сигаретами пахло.
-     Так він же з вами не живе?
-     Ну і шо? Мамка попросила і він мене прийшов воспітувати. А ви чого під вікнами в мене репетували4, наче сказилися5?
-     Нас із кінотеатру виперли. Ми вже пробралися в зал, але тітка прийшла мити підлоги6 і нас замітила. Почала кричати. І ми втекли7.
-     Льоха, там таке класне кіно про пацана, який на війні був льотчиком!
-     Як пацан може бути льотчиком? Ви шо?
-     Та серйозно. Вітьок на афіші прочитав.

Лёха почесал затылок. Замер на несколько секунд, резко взмахнул рукой, как крылом, и рванул с места, крикнув на ходу: «Придумав!»

Он вспомнил о лазе на чердак. В прошлый раз, когда он со старшаками просочился в зал бесплатно, один из них проговорился про запасной вариант – разбитое окно на чердаке кинотеатра.
1. Делать
2. Час
3. Если
4. Орали
5. С ума сошли
6. Пол
7. Убежали


Друзья бежали легко и азартно. Сразу было видно, что им очень хочется попасть на этот фильм и они сделают всё, чтобы так и было.

На их счастье, окно ещё не застеклили. То ли завхоз догуливал свой летний отпуск, а остальным дела не было до этого окна. То ли ещё по какой причине, но окно зияло манящей чернотой под самой крышей. Нужно было только до него добраться. Пацаны попробовали стать друг другу на плечи, но после того, как третий раз завалились, весело смеясь, на траву, поняли, что надо искать лестницу – другого выхода нет.
Недалеко был ГАП – государственное автопредприятие. Там работал сосед Витька и Лёхи – дядя Серёжа. Прелюбопытный был дядька: четыре рабочих дня ходил трезвым, как стёклышко, светился здоровьем и жизнерадостно гремел своим басом: «Ну шо, пацани, як діла на лічному фронті?» и заливисто смеялся, видя, как соседские мальчишки недоумевают и серьёзно морщат лоб, ища ответ на взрослый вопрос. Зато вечер пятницы и всю субботу он был постоянно пьяным и сосредоточенным на том, где бы ещё достать выпивки. И любил рассказывать, как он работал дальнобойщиком, ездил за границу, привозил оттуда всякие разные красивые шмотки и жвачки. Но никто из соседей этого на сто процентов не знал, потому что дядя Серёжа переехал в наш дом не так давно. Его квартира была как раз между квартирами ребят, на первом этаже последнего подъезда.

А в ГАПе дядя Серёжа работал в цехе вулканизации, чинил повреждённые колёса грузовиков и самосвалов. Была ли у него лестница и, самое главное, даст ли он её ребятам – они не знали, но нужно было попробовать, поэтому преграду в виде блочного покосившегося забора они, практически, не заметили. Как и большую асфальтированную площадку между гаражами и вулканизацией – пролетели её, как гоголевская птица-тройка. Раз, и уже на месте! Теперь, надо было осмотреться. До начала киносеанса оставалось время. Тут спешка уже ни к чему. Лестница нужна была позарез.

- Давайте розділимося, – предложил Никитос – так бистріше найдемо.
Они разбежались в разные стороны и, сосредоточенно оглядываясь по сторонам, начали искать спасительную лестницу.
- Так-так. І шо ми тут робимо?

Дядя Серёжа пристально смотрел на мальчишек из-под кустистых бровей, отчего им казалось, что сейчас-то он точно не шутит и настроен серьёзно. Ребята наперебой начали рассказывать ему про кино, про то, что денег нет, а попасть туда надо «кровь из носу», и потому, им срочно нужна лестница для осуществления этого плана.

- І ви думаєте, шо я вам дам драбину1, шоб ви собі шиї зламали, коли2 будете з неї падати?
1. Лестницу
2. Когда


Дядя Серёжа был не просто серьёзен. Он был зол. И ребята поняли, что их замысел с треском провалился, развернулись и медленно побрели по асфальту в сторону забора, не замечая ни луж под ногами, ни выбоин в асфальте. Шли, как будто из них ушёл весь жизненный воздух и они превратились в тряпичных кукол, которых забыли набить ватой на фабрике – столько неприкаянного горя и неземной тоски было в их сгорбившихся фигурках. Вся несправедливость огромного мира, казалось, сейчас давила на хрупкие мальчишеские плечи. И смотреть на это было больно. Какая уж тут злость. Сначала дядя Серёжа отвернулся, прокашлялся, а потом зычным голосом протрубил им вслед: «А ну стояти!» Пацаны уже были готовы резко рвануть с места и скрыться за забором, но их остановил раскатистый хохот соседа.

- Ну ви і клоуни, їй-богу. Вам би в цирк! Ідіть сюди, дам грошей на кіно.
Вот так мир вокруг опять обрёл краски, жизнь стала цветной и весёлой, а дядя Серёжа с этой минуты стал чем-то вроде «божественного чудотворца» или «волшебника, который прилетит в голубом вертолёте», ну вы помните эту детскую песенку, да?


Рецензии