Она прожила чужую жизнь. главы 3 и 4

ГЛАВА 3

В техникуме собеседование было назначено на следующий день. Девочек поселили  в  пустое,  ввиду летних каникул, общежитие.
 Вечером перед сном, лёжа в кроватях, они обсуждали впечатления прошедшего дня. Особое восхищение вызвал у них сам техникум. Действительно, техникум был замечательным: новое, построенное с учётом последних достижений того времени  здание  было красивым и удобным.  Огромный прохладный вестибюль, большие раздевалки,  широкие мраморные лестницы,  ведущие с  этажа  на этаж,  просторные  светлые  аудитории,  чистая большая столовая,  где можно быстро перекусить  на  переменке.  Вспоминая всё это, они уже представляли себя студентками, и с замиранием сердца думали о собеседовании: как оно будет, смогут ли они быть достойными этого техникума?

На  следующий  день небольшой группе абитуриентов из числа отличников, в процессе собеседования пришлось: написать диктант, ответить преподавателю на вопросы по русской и украинской литературе, решить письменно, а затем ответить устно на вопросы по математике.
Успешно преодолев этот этап,  девочки  вздохнули с облегчением,  кажется, всё сдали отлично. Но тут им объявили, что это ещё не всё.  Завтра утром надо явиться в техникум, так как с каждым поступающим отличником  проводит собеседование лично сам директор, и только после этого решится вопрос поступления.

Утром следующего дня в коридоре перед директорским кабинетом узнали, что директор не просто беседует  на  вольные темы,  он экзаменует  по физике,  химии, иностранному языку, и вообще задаёт вопросы по любому предмету  школьной программы.  Заходить  в  кабинет будут по одному человеку в алфавитном порядке заглавной буквы фамилии. Фамилия Милочки начиналась на «К», Ларисы  на «С»,  впереди и между ними было несколько человек.

И  вот,  первая  девочка  выпорхнула  из  кабинета сияющая: - Поступила!  Одна  за  другой поступившие девочки, счастливые, уходили домой.  Казалось, никакой опасности ждать  не приходится. 
Но тут  из  кабинета  понуро вышла заплаканная,  убитая горем девочка.  Все бросились к ней с вопросами,  но бедняжка плакала навзрыд,  не  в состоянии произнести ни слова.  Наконец, с трудом смогла объяснить,  что на первое сентября ей ещё не исполнится четырнадцати лет, и потому её не приняли.
Ларису будто громом поразило, ведь ей тоже четырнадцать лет исполнится только 25 октября,  и  автоматически спросила:
- А когда же у тебя день рождения?
- Пятнадцатого сентября,- ответила девочка.- Директор мне сказал придти через год.
Всё! В одно мгновение рухнули все надежды!

Милочкина очередь подошла,  и  она исчезла за дверью директорского кабинета. Лариса отрешённо стояла под стенкой.  Вот  уже  вышла  из  кабинета сияющая Милочка, вот уже следующая поступившая девочка весело рассказывает что-то, вот уже вошла в кабинет девочка, за которой следом надо идти Ларисе.
«Сейчас и меня отправят домой, скажут придти  через год»,- подумала она, и вдруг какая-то невидимая струна в душе туго натянулась и звонко зазвенела: - «Не сдавайся! Не паникуй! Борись до последнего!» 
И с этим убеждением  она  решительно открыла дверь и переступила порог директорского кабинета.

В просторной комнате было двое - у окна за небольшим столом сидела молодая крашеная блондинка  с  размалёванными  яркой  помадой губами, а за  большим  столом посреди комнаты сидел директор,  седоватый  представительный мужчина. Он с интересом,  улыбаясь,  смотрел на высокую,  стройную,  красивую девочку с решительным выражением лица, так резко контрастировавшим  с  предыдущими робкими девичьими лицами.

Лариса  моментально,  одним  взглядом увидела всё это,  и тут же какое-то седьмое чувство, оценив блондинку, шепнуло: «Вот твой враг, опасность идёт отсюда».

Директор  полистал документы,  раскрытые перед ним.
- Проходи, Лариса. Присаживайся. Так-так. Значит, отличница?
 И начал задавать ей вопросы по химии, физике, ботанике, математике, и снова по физике, одним словом, проверку знаний вёл со всех сторон. Лариса отвечала  и  постепенно успокаивалась,  все поднявшиеся в  ней страхи уползали в свои укрытия. В конце опроса директор предложил перевести на немецкий язык предложение  и,  удовлетворившись ответом, сказал:
          - Молодец! Поздравляю с поступлением в техникум.

Лариса вздохнула облегчённо, кажется, всё в порядке, встала со стула  и направилась к выходу. И тут вдруг заговорила раскрашенная блондинка:
- Пётр Сергеевич,  этой девочке на  первое сентября не будет четырнадцати лет.
Резко остановившись посреди комнаты,  Лариса повернулась и посмотрела на директора. Тот смущённо улыбнулся и развёл руками.
«Неужели не примут? - подумала с отчаянием. И тут зазвенела струна: «Не молчи! Борись!»
- Пётр Сергеевич, - Лариса  с  мольбой  протянула  к нему руки,-  я вас очень прошу,  примите меня в техникум! Я  обещаю,  что  буду учиться «на отлично»,  буду участвовать в спортивных секциях, и ещё, - она перевела дух, - Вы уже приняли мою подругу. Мы с ней поём, у нас дуэт, и мы будем участвовать в самодеятельности. Пожалуйста, Пётр Сергеевич, я вас очень, очень прошу!

Директор смотрел на девочку и тень колебания проступила на его лице. Тонкая девичья фигурка замерла в немом порыве,  руки нервно теребили лист бумаги,  исписанный доказательствами теорем и формулами,  и такая гамма чувств отражалась в глазах: отчаяние, мольба, надежда, решимость  и  ещё  какая-то  магическая  гипнотизирующая сила, что он не выдержал:
- Ладно. Мы тебя примем, - он помолчал, - в порядке исключения.
- Но, Пётр Сергеевич! - блондинка  что-то  сердито доказывала ему.
- Ничего, она  девочка  рослая,  выдержит, - сказал директор.
- Спасибо,  Пётр Сергеевич! - Лариса  пулей выскочила из кабинета.
Поступила! Поступила!

Новость о том, что девочки поступили в техникум, быстро разлетелась  по маленькому городку.  Родители  Ларисы смирились с тем, что их дочь будет учиться и жить в большом городе,  в душе даже гордились тем, что их,  казалось, ещё совсем юный ребёнок проявил взрослую настойчивость  и  волю  в  достижении поставленной цели. Отец, правда,  слегка поддел вспомнив,  наверное,  историю с забытым чемоданчиком:
- Небось, пришлют твои документы домой почтой. Побоялись в руки тебе отдать,  подумали,  что ещё потеряешь где-то.

А время шло. Лето пролетело незаметно, завтра уже 27 августа. Надо ехать в техникум, оформляться в общежитие и готовиться к началу учёбы.  Девочки немного волновались: как-то оно будет?  Подбадривали друг друга, настраивались на «мажорный» деловой лад:  учиться ведь надо не  как-нибудь.  Надо  во что что бы то ни стало добиться, стать отличницами, чтобы сдержать обещание, данное директору техникума при поступлении.

Мама собрала Ларисе большой чемодан ( другого в доме не было), положила скромные одёжки,  немного коржиков,  испеченных накануне,  немного картошки,  лука,  а чемодан  всё ещё был наполовину пустым. Тогда мама положила  туда  помидоры,  которые в том году уродились на редкость крупными и вкусными.
Утром проводили девочек на поезд.

Приехав в город Лариса еле подняла чемодан, такой он был тяжёлый. Но делать нечего, вот сейчас поедут на трамвае в техникум, получат направления в общежитие, устроятся и всё будет в порядке.

ГЛАВА 4

Большой вестибюль техникума был заполнен студентами до отказа, они сновали во все стороны, как муравьи.
Девочки подтащили свои вещи к диванчику, сели, перевели дух и решили немного осмотреться. Напротив на стене  висела большая доска объявлений,  где  были приколоты кнопками листочки со списками поступивших.
            - Милочка, пойди проверь, в какой мы группе, - сказала Лариса, разминая руки, уставшие от тяжёлого чемодана. 

Милочка пошла,  и  долго  не  возвращалась.  Наконец, пришла, вид у неё был растерянный.
- В списках нас нет.
- Как  нет! -  возмутилась  Лариса. - Ты,  наверное смотрела  невнимательно.  Посиди  с  вещами,  я  сама  всё посмотрю.
Подошла  к доске объявлений,  внимательно прочла все списки, даже приподняла каждый  листик и заглянула на обратную сторону, но действительно, в списках их не было. Расстроенная, подошла к диванчику. Милочка сидела                унылая, в глазах её стояли слёзы. Лариса и сама готова была расплакаться, но в этой ситуации кому-то надо было проявить характер и действовать.
- Милочка, надо идти в канцелярию и всё узнавать. 
- Я не пойду, - всхлипнула Милочка, - я боюсь.
- Ладно, - сказала Лариса, - сиди здесь, я пойду узнаю, в чём дело, -  хотя и ей было немного боязно:  куда идти, как спросить?

Дверь канцелярии распахнута настежь, в комнате вплотную к двери придвинут стол, возле которого галдела огромная толпа. Молодая женщина, повидимому методист или секретарь учебной части, пыталась отвечать на вопросы, которые сыпались со всех сторон. Лариса протиснулась к столу,  надо было обратиться с вопросом.  Но как? Имени  и отчества женщины она не знала. А вокруг стоял страшный галдёж.  И тогда Лариса громко произнесла:
- Тётя!  Скажите пожалуйста!
Женщина  на  полуслове замолкла,  глядя с  изумлением, как будто чего-то не поняла.  Толпа тоже притихла.
- Тётя,  скажите пожалуйста, - повторила  Лариса,- а почему это,  мы поступили в техникум и вот, приехали в общежитие оформиться, а в списках нас нет?
Женщина прыснула смехом:
- Почему же ты,  «племянница», решила,  что поступила,  если в списках тебя нет? - спросила с издёвкой.
 В  толпе стали смеяться, но Ларисе было уже всё равно. Надо выяснить, в чём дело.
- Нам сказали. Что мы поступили. И ещё сказали, чтобы приехали в техникум в конце августа, - настаивала с отчаянием. Женщина со всё большей иронией смотрела на неё, наверное за день устала отвечать на практически одни и те же вопросы, и сейчас не прочь была поразвлечься и посмеяться  над  странными вопросами этой провинциальной девчушки.
- Кто же тебе такое мог сказать? - спросила, улыбаясь.
- Директор техникума, Пётр Сергеевич.
- Директор!?  Тебе?  Когда же  это он тебе такое сказал? - искренне удивилась женщина.
- На собеседовании. Директор сказал, что мы поступили, - произнесла уже как-то нерешительно, ей вдруг  вспомнилось, как крашеная блондинка доказывала директору, что её, Ларису, рано  принимать  в  техникум. Может, в самом деле не приняли, и просто забыли сообщить и выслать домой документы?
И уже со страхом ожидала, что же скажет ей сейчас эта женщина.
Лицо женщины стало серьёзным и деловым.
- А-а-а!  Так вы отличники?  Назови мне ваши фамилии, - стала искать на столе нужные списки.
- Всё правильно, вы поступили.  А в списках вас нет потому, что то списки прошедших по конкурсу.  А  вы ведь вне конкурса поступили, так что вас там и быть не должно.

Наконец-то  всё прояснилось,  и  Лариса вздохнула с облегчением:
- Нам бы направление в общежитие.  Где его нужно брать?
Женщина полистала какие-то бумаги.
- Вот что, девочки, - сказала уже строгим деловым тоном, - берите свои вещи и идите на трамвайную остановку. Там спросите, как доехать на улицу Гоголя. - Она объяснила, как найти нужный дом, и добавила: - Там вы будете учиться.
Лариса ничего не поняла: куда и зачем ехать?
- Мы поступили в этот техникум,  дайте нам направления в общежитие, - повторила снова. Женщина досадливо поморщилась, толпа снова загудела вопросами.
- Девочка, -  сердито произнесла женщина, -  дело в том, что все экономические специальности со всех техникумов города собрали в один экономический техникум. Он находится  на  улице Гоголя.  Вся  ваша  группа переведена туда. Вам надо ехать на улицу Гоголя, и все свои вопросы решать там.  Вы - не наши!

Взяв свои тяжеленные чемоданы, девочки обречённо потащили их к трамваю.  Долго  ехали  с пересадками. Наконец, нашли нужный дом по улице Гоголя.
Старое здание с облупившейся штукатуркой. Растрескавшаяся входная дверь заперта на замок, на приколотом к ней обрывке бумаги написано «Вход со двора, третий этаж».
Зашли в узкую мрачную подворотню, мимо зловонных мусорных баков прошли в какой-то грязный двор, по тёмной узкой лестнице чёрного хода поднялись на третий этаж.
Узкий коридор, везде строительный мусор. Заглянув в первую открытую дверь поняли, что там ломают перегородки между комнатами, расширяя их под аудитории.
Нашли канцелярию, где им сказали: - Общежития у нас нет, но коль вам обещали, то сейчас мы напишем направления в общежитие коксо-химического техникума,  но оно находится в другом конце города. Быстренько езжайте туда, чтобы успеть оформиться, иначе будете снимать квартиры. Ехать туда больше часа, двумя трамваями, но ближе общежития нет.

Взяв направления, зашли передохнуть в пустую гулкую комнату. Болели руки, ноги, в голове был какой-то хаос. Что, почему, как? Реальность это, или страшный сон?

Рабочий день уже окончился. Часть стены в комнате была проломана,  на полу и подоконнике густым слоем лежала белая меловая пыль. Молча стали у окна. У Милочки из глаз медленно, одна за одной, вытекали слезинки,  сбегали на  кончик носа  и оттуда капали на подоконник. Кап, кап, кап... Вот и лужица набежала. Лариса не плакала и поэтому ей, возможно, было ещё тяжелее.  Наконец, Милочка произнесла тихим сдавленным голосом:
- Лариса, я не буду учиться в этом техникуме. Я уеду домой.

Наверное об этом думала и Лариса. Наверное. Снова перед ней стояла преграда, и снова ей, девочке тринадцати лет, надо  было  принимать  какое-то решение,  делать  важный жизненный выбор.
 Как будто какие-то неведомые силы переплетались в её судьбе, одна заставляла: делай так, а другая ставила преграды, как бы предупреждая: не иди сюда, не надо, это — не твоё! 
Но не могла она сдаться! Преграду надо  преодолеть. Обязательно,  во что бы то ни стало! И при этом желательно сделать правильный выбор. Выбор не только для себя, дело не  в ней, всё было намного сложнее.

- Милочка,  мы не можем уехать домой, не имеем права, - сказала твёрдо. - Подумай сама.  Мой папа директор школы, твоя мама учительница. Мы с тобой отличницы. Весь город знает, что мы поступили в техникум. Если вернёмся, то найдётся немало таких,  которые будут говорить, что мы соврали, что на самом деле просто не смогли поступить, что мы отличницы благодаря протекции родителей. Над нами будут смеяться, и не только над нами. Мы подставим под удар и родителей, и учителей, и школу, в которой учились.
 Милочка, мы должны учиться в этом техникуме. Должны! Мы не имеем права вернуться домой.

(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)


Рецензии
Людмилочка! С большим интересом и удовольствием читаю!
Написано великолепно, читается легко.
Какая же молодец, Лариса...Характер еще тот!!!!Недаром, Скорпион!

Елена Потемкина   04.05.2020 12:38     Заявить о нарушении
Спасибо, Леночка!
Да, нелегко пришлось Ларисе. Если бы мы умели читать знаки, которые даёт нам судьба! Ведь их столько было! И чемоданчик забыла, и в техникум по возрасту не принимали и вот, все мечты перевёрнуты вверх дном и деться некуда, ведь над каждым из нас висит груз общественного мнения.
С теплом и симпатией,

Людмила Киреева-Силенко   05.05.2020 00:50   Заявить о нарушении
Буду читать дальше с удовольствием!!!

Елена Потемкина   06.05.2020 12:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.