Культурный альтруизм и социальное паразитирование

           На уровне человека, т.е. на траектории не биологической, а культурной эволюции поведение человека определяется не только генами, через созданные ими в мозгу врожденные МЭМы, определяющие инстинктивное поведение, но и культурными МЭМами, созданными не генами, а социальными практиками человека, сдерживающими неприемлемые в социальном обществе проявления инстинктов (врожденных МЭМов).

               Альтруизм это поведение, которое имеет много составляющих. Очевидно, например, что он связан с доверием между людьми. Он формируется большим количеством МЭМов, в разных сочетаниях и соотношениях. Без доверия не может быть и рынка, договоров, контрактов и прочих атрибутов цивилизованного общества.
              С другой стороны, нужные МЭМы образуются в процессе деятельности. Они не могут возникнуть по указу, а те, которые возникают под действием телевизора и СМИ, являются неустойчивыми, виртуальными. Поэтому общество не может за короткий срок перейти из одного состояния в другое. Пока не сформируется новая ментальность, общество будет существовать даже при новой законодательной базе, в рамках прежней парадигмы.
              Иными словами, социальные процессы имеют большую инерционность за счет поддерживающих их в обществе социальных институтов и практик, а совсем не за счёт генетики.

                Доверие национальному лидеру, которое в принципе должно вызывать рост альтруизма в обществе, не приводит в этом плане ни к каким результатам. Это доверие, сформировано манипуляциями сознанием масс, т.е. является неустойчивым и поскольку не вызывает ожидаемых последствий (улучшения условий жизни в стране), виртуальным, готовым разрушиться от малого возмущения.
               В самом деле, кроме создания вертикали власти на его совести «никаких чудес». Правда Россия становится колонией Запада и не потому, что нас кто то завоевал. Олигархи, и крупные чиновники, перетащив на Запад своё добро, обзавелись там недвижимостью и счетами в Банках, работают в России вахтовым методом не щадя себя, как газовики и нефтяники на Севере. Фамилии многих из этих замечательных людей увековечены в «кремлёвском докладе», это как общероссийская доска почёта. Доска почёта эта и есть достижения власти.  Интересно,  что  жить  на  Западе  их  заставляет  проштампованный  Думой  закон  о  том,  что  если  жить  большую  часть  года  за  рубежом,  то  становишься  нерезидентом  России,  что  освобождает  от  уплаты  некоторых  налогов  с  бизнеса  в  России.

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРАЗИТИРОВАНИЕ

            Как было показано  на основе эгоистических отношений невозможно построение устойчивой социальной или профессиональной группы, прочного государства из людей с разной ментальностью, не являющихся близкими родственниками. Нужны некоторые скрепы, чтобы удержать государство от распада при действии центробежных сил, вызываемых эгоизмом, как элиты, так и самих граждан.
             При различающихся ментальностях людей и господствующем в государстве эгоизме бедные беднеют, богатые богатеют. Происходит сепарация. Растет социальное напряжение в обществе. Появляется для некоторых особей определённой ментальности возможность социального паразитирования. Разум, несвязанный культурными установками, доминирующий природный эгоизм и отбор позволяют возникать и развиваться социальным паразитам. Общество атомизируется, превращается в сборище, в толпу.
            Быстрое же развитие социального паразитирования обеспечивается репликацией ментальности паразитов, дающее её обладателю преимущества. В данном случае репликация это распространение менталитета паразита в популяции элиты.
            В новой России социальный паразитизм смог так легко поразить общество потому, что оно лишено иммунитета против такого паразитирования в результате предыдущего советского периода развития. Паразитирование на низшем, бытовом уровне, государством рассматривалось как тунеядство т.е. как криминал. Паразитирование на высшем номенклатурном уровне замалчивалось. И вот оно, разросшись и не стесняясь никого, унаследовано новой Россией, стало непреодолимым тормозом развития экономики страны.
 
ЦЕМЕНТИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВА

            Цементом общества в исторические периоды часто была солидарность, возникавшая в результате жестоких войн. Это доказанный научный факт. Солидарность может создаваться и не вследствие войн, а в результате манипуляций общественным мнением.
             Когда правители не могут (не желают) справиться с внутренними проблемами они стараются отвлечь внимание от них, внедряя в массы необходимость консолидации на каком-то основании, неважно каком.
Для увеличения солидарности в нашем обществе используются разные схемы с помощью СМИ.
           1. Создание вокруг нас образа врага, намеренного наши ценности, а возможно и нас уничтожить. (Обычные конкурентные отношения неправильно толковать, как желание уничтожить.)
          2. Разные манипулятивные приемы воздействия на сознание популяции (эксплуатация ампутированного патриотизма, апелляции к былому величию государства), чтобы в культурные МЭМы проникла и закрепилась идея о «Нерушимом единстве партии и народа». Но какой партии? Партии ПЖВ?
          3. Поощрение и финансирование РПЦ, в надежде на её помощь.

            Отсюда и идея о строительстве церквей шаговой доступности, и сокращении количества общеобразовательных школ, идея позиционировать некоторые элементы образования как услугу.
            В новой России, при резком повороте руля, корабль продолжает движение в прежнем почти направлении. Опять одна руководящая партия, опять Кремль стремится руководить всем, опять вследствие этой политики вокруг нас все враги, опять коллапс экономики, опять здравицы национальному лидеру, опять агрессивное военное поведение.
            Вертикаль власти это понятно для укрепления государства. Но улучшения жизни народа, его благосостояния, образования, здравохранения так и не достигнуто, и не потому, что денег не хватает, а потому что страну превращают в сырьевую колонию, уводя ресурсы в другие страны. И краткий список (кремлёвский список) из 210 человек, лидеров по реализации этого процесса уже опубликован в США.

ИНТЕРЕСЫ ЭЛИТ

              Все эти приёмы подмены понятий, смешение альтруизма и солидарности чреваты наличием неизбежных отрицательных последствий. Но так наши Элиты понимают свою задачу. Т.е для них вопрос не в том, чтобы создавать условия для расцвета альтруистических отношений, а в том, чтобы добиться некоторой консолидации методом манипуляций сознанием. Добиться появление адаптаций к тому, чего реально нет. Они направляют усилия людей на борьбу с ветряными мельницами.
                Надо понимать, что существенной частью алгоритма социальной эволюции являются личные интересы элиты. Эти личные потребности обладают удивительным свойством, чем больше, интенсивнее их удовлетворяешь, тем больше они становятся. Это происходит потому, что это не физические потребности, а мнимые, порождённые мозгом. Но виртуальные потребности вызывают реальные действия элит для их удовлетворения, чтобы их яхта стала чуть длиннее, самолёт дороже, недвижимости больше, а влияние в обществе возросло.

              Уже трудно представить Р. Абрамовича без английского «Челси». Такие вот у него потребности, у паренька, бывшего шофёром у Б. А. Березовского.
Вот поэтому все олигархи наши работают в сфере традиционной сырьевой экономики по известному алгоритму — вырыл из земли, продал и деньги спрятал. Причем прятать заставляет не только их эгоизм, а система власти внутри России, готовая не спрятанное отнять.
              Они не способны работать с инновационными задачами, потому, что в ментальности у них полностью отсутствует альтруизм. Ведь, если бы он там был, им бы не удалось прихватизировать изначально общенародные активы. Наличие альтруизма в МЭМах (подсознании) связывает (нейтрализует или ограничивает) возможности разума действовать против интересов общества, в котором живёшь.
             Прихватизировал ГОКи (Алишер Усманов), Норникель (Владимир Потанин), Новолипецкий металлургический комбинат (Владимир Лисин) и вывели активы в офшоры. А можно даже не приватизировать, а командовать государственным предприятием (Роснефть), быть другом Путина (Игорь Сечин), назначить себе зарплату 3 млн. в день и курить трубку мира, а корпорация вся в долгах.
             Но это не важно. Шкура то со зверя уже украдена. Как говорил кот Матроскин: «Корова государственная, а молоко наше, мы её для этого то и взяли». Пускай она даже сдохнет, но прибыль то у нас останется. Медведев на просьбы людей помочь разобраться с коммунальщиками на прощание напутствовал людей: «А вы ребята там держитесь».
Такое недоброе отношение элиты к гражданам ничего кроме злобы не вызывает.

РЕЗЮМЕ

          Социализация и разум приводят к разделению труда, кооперации, появлению рынка, торговле. Последние, в цивилизованном обществе — к появлению доверия и повышению альтруизма уже не генетического, а культурного. Таким образом, эгоизм и альтруизм существуют одновременно, но на разных уровнях. У торговцев, банкиров и производителей имеются эгоистические интересы, которые в принципе являются двигателем их прогресса, но за счет интересов народа. Эти устремления должны быть ограничены государственными институтами, если они нарушают интересы общества. Конечно, это при  наличии умной и ответственной элиты.
                С развитием цивилизационных процессов альтруизм оказывается всё более востребован. Востребован в том смысле, что без него само государство оказывается не конкурентоспособным, склонным к деградации и развалу. На одной вертикали власти долго не продержаться. Поэтому в развитых странах с капиталистической экономикой, появляются черты социалистического уклада, которые только и могут обеспечить устойчивость самому государству.
               Культурный альтруизм может возникать под действием воспитания, институтов государства, он должен аккумулироваться в культурных МЭМах. Сегодняшние институты России никак не способствуют появлению альтруизма.
Сейчас же образовательные власти пытаются вооружить школьника «божьим словом», плодя многочисленные храмы в цивилизованном обществе, залезая в систему образования государства.
               В социальном обществе кроме генетического альтруизма, появляется также культурный на основе отбора культурных МЭМов (ментального отбора), позволяющего строить сложную систему взаимоотношений, для согласованного инновационного поведения, требуемого цивилизационным процессом.
              Но весь отбор социальной эволюции оказывается не автоматическим естественным процессом, а искусственным отбором, не имеющим аналогов  в  биологии, который можно назвать самоселекцией.
               Альтруизм в человеческом социуме в значительной степени является продуктом разума. Поддерживаться на достаточно высоком уровне, придавая устойчивость всей структуре государства он может в социальном сообществе только институционально.

                С развитием цивилизационного процесса, облегчением жизни, люди должны бы становятся добрее друг к другу. Естественный отбор, борьба за удовлетворение основополагающих жизненных условий ослабляются, что и создаёт базу естественного развития альтруизма, создаёт условия для дальнейшего научно технического и культурного прогресса. Однако находятся силы придумывающие новые многочисленные фетиши (статусные) чтобы внутривидовая борьба за обладание ими не ослабевала.
                Никакой правитель, даже будучи диктатором, не сможет управлять общностями людей против их менталитета. Поэтому властям, корпорациям, элите, отдельным «продавцам воздуха» приходится манипулировать сознанием людей для достижения своих целей. Именно манипулировать, а не жестко регламентировать каждый шаг каждого человека. Напомню,  что  манипуляция  это  групповое  воздействие,  воздействие  сразу  на  всю  группу,  как  лекция  в  институте  или  как проповедь.
                С точки зрения эволюционной теории наша сибаритствующая элита не способная эффективно управлять государством с почти неограниченными ресурсами должна уйти, или как то рассосаться, уступив место тем, кто может эффективно развивать страну. А она категорически этого не желает. В природе всегда так бывает и уходить никто не хочет. Но природа умеет задержавшихся хорошо просить.
                Исходя из изложенного, есть вероятность, что мы уйдём все вместе в небытие, как социум неспособный распорядиться своей территорией и доставшимися нам ресурсами под руководством гениального вождя, у которого бояре оказались плохими??? Последнюю строчку со всех экранов поёт единорос Фёдоров, а 70% славных наших россиян ему подпевают.


Рецензии