Теплый свет чужих окон

Я вырос в очень неблагополучной семье. Особенная проблема в том, что выглядело это вполне благопристойно. Мама, бабушка ....
Моя мать окончила кулинарный техникум - и начала свой путь по жизни как обычная повариха в офицерской столовой для морских офицеров. Судьба или распределение занесло ее в Баку из Ленинграда ...
И обслуживала юная красавица морских офицеров.
А какая самая актуальная задача у  юной поварихи?
Правильно захомутать себе офицерика!))
Наверное, в то время свободных офицеров в наличии не представилось и она обзавелась персональным мичманом - возможно ожидала перспектив ? А может просто точно знала - женатым офицерам быстро дают квартиры ?
Дело кончилось свадьбой. И сначала мы жили в малюсеньком финском домике на окраине Баку. Вернее мы занимали одну малюсенькую комнатушку - остальные были заняты другими новоявленными семействами таких же офицеров.
Говорят, что почти до трёх лет я вообще не разговаривал. Даже «мама-папа» не говорил. Даже уже в немые записали и смирились. Но потом не задолго до своей первой смерти вдруг начал говорить и первыми моими словами в этой жизни были :
- здравствуйте! Проходите пожалуйста! Мы все вам тут очень рады!
Разумеется все офицерские семьи устроили по этому поводу грандиозный праздник, но сам я этого не помню)))
 Будучи морским военным офицером отец надолго пропадал в море.
И вот однажды вернувшись из плавания отец с удивлением обнаружил, что пока он «родину защищал» матушка подсуетилась с разводом и родина полностью ее поддержала в этом вопросе оставив за ней квартиру и половину имущества ))
Я мало помню из того времени, помню как тонул, помню как меня воскресили после получаса проведённого на дне колодца, помню ржавое верблюжье одеяло в которое меня завернули...
А ещё помню день, когда злой отец пришёл забирать свою половину имущества.
Помню что половина квартиры была уставлена узлами и в одном из них был телевизор - маленький такой в железной оболочке ,,,
Я не очень понимал, что происходит и почему ..
Но догадывался что этот черно- белый телевизор - редкостная ценность по тем временам ( далеко не в каждой семье они были) сейчас собираются унести совсем (((
Помню как отец стал выносить зачем то телевизор.
Я  Бросился к нему с криком : - Папочка не уноси телевизор! Я по нему буду мультики смотреть...
Отец отшвырнул меня и сказал матери :- забери своего щенка!)))
История разъяснилась многие десятилетия спустя )))
Я не злюсь на отца и никогда на него не злился - не знаю почему.
Мне его даже прощать не за что - у меня не было на него даже обиды- может я любил его ? Вот чесно не помню.
Хотя помню. Что с ним мне весело, хотя многое из того что он говорил и объяснял мне было совсем не понятно.
Он вообще был ... странный.
Полноватый. Округлый , как сейчас понимаю не мечта для красавиц.
История для меня прояснилась много десятилетий спустя - мой отец считал и вероятно не без оснований , что я сын его брата.
Да ! Дядя Саша был круче любой звезды вестернов, статный крупный, импозантный до умопомрачения.  Клуни с Ковбоем Мальборо нервно курят)))
И мать не раз признавалась, что любила его всю жизнь, а паинькой она точно не была ... так что возможно мое настоящее отчество и не Эдуардович вовсе ))))
Два родных брата выглядели вместе как Шварцнеггер с Дени де Вито)))
Но ...
Мать была дамой с амбициями, отец так и остался по жизни недалеким и простоватым мичманом ( прапорщиком) а вот мать..
Вынужден признать моя мать отчаянно сильная женщина и талантливая карьеристка.
Но обо всем по порядку.
Почти сразу после развода мать отвезла меня к бабушке в Кандалакшу( мурманская область) и так после тёплого баку и квартиры в панельной хрущевке ( хоромы по тем временам) а начал жить в деревянном двух этажном бараке.
Длинные коридоры, обитые ватными одеялами и дермантином двери, для тепла. В каждой комнатушке с белёными стенами есть дровяная печка , но вместо туалета - помойное ведро стоявшее на кухне )))
На против дома такой же деревянный двухэтажный сарай, где каждая семья хранила зимний запас дров и всякий хлам.
Каждую осень бабушка и ее сожительница  тетя Надя( никакого Лесбоса - отголоски войны) пилили толстые брёвна. Кололи их топорами и складывали в сарае в поленницу.
«Тётя Нака» я так ее звал - прибилась к нам по случаю.
Тогда мать и бабка жили в Ленинграде. Там же мать вроде и техникум кулинарный заканчивала. Кто жил с ними, где они там жили , и как бабка из ленинградской квартиры оказалась в заполярном бараке мне не известно. Тогда принимал все как данность, а потом спросить стало не у кого.
Но известно, что отец матери был человеком ... я как нибудь историю своего сотворения потом напишу. Это должна быть отдельная история))
И так мать в каком-то нежном возрасте , возвращалась из школы.
Увидела на улице плачущую девушку лет девятнадцати наверное.
- Чего плачешь ? спрашивает моя будущая родительница
- Жить негде .отвечает девушка
- Пойдём жить к нам у нас большая хорошая квартира -говорит моя Маман. Времена были другие и люди немного тоже...
В последствии выяснилось, что тётя Надя была под немцами. И как всех пленных ее хотели отправить в лагеря. Вроде как за сожительство с немцами. Но вот только Тётя Надя заявила что может доказать , что не спала с фашистами «медицинским способом»- оказалась девственницей )))
Ее взял к себе в услужение, какой то престарелый то ли профессор, то ли академик ,, но вот жена этого научного светилы неизвестной  направленности - опасаясь молодой и стройной- выгнала юную служанку на улицу,
Так тётя Нака и провела остаток жизни в нашей семье.
Замуж не вышла, детей не нарожала ...
По моим воспоминаемым это самый приличный человек в нашей семье .
Сдержанная, с ироничным хохлятским юморком, никаких истерик и вообще можно сказать возможно идеал человека с самой здоровой и уравновешенной психикой , которые я встречал за свои 50 лет)))
Помню как ходил в ясли в примерно таком же бараке ...
Когда мне исполнилось .... а вот я неизнаю сколько мне исполнилось - возможно 4 года ... но это будет тоже отдельная история )))
Вобщем мать приезжала за это врем всего раз или два.
Я по ней не скучал. Временами даже забывал о ее существовании.
А бабка постоянно рассказывала мне о матери какие то гадости .
Суть претензий я не понимал вообще , но по общему тону - приходил к выводу «мама очень плохая»
Говоря сегодняшним языком , бабуля активно настраивая меня против матери - выгружая на меня свои бабские комплексы и общую неудовлетворённость жизнью - выговаривалась так сказать)))
Мать за время моего отсутствия заново выучилась и к моему возвращению в Баку уже работала бухгалтером на каком то заводе и снова училась в новом институте .
Вообще у моей матушки куча образований.
Видел я ее мало и редко. Меня поднимали в шесть утра - до сих пор звуки гимна советского союза вызывают сиротливо детское желание укутаться в тёплое одеяло и заснуть)))))
Мать отправляла меня сначала в садик потом в школу ..
Возвращалась она всегда поздно. И после этого писала и училась училась и писала ...
И как то незаметно из простого бухгалтера в инженеры проектировщики. Оттуда она стала одним из первых программистов в Азербайджане. Работала не каких то машинах которые и компьютерами язык  поворачивается обозвать )) ЭВМ на лампах )))
Тогда все было  лампах у нас даже  магнитофон был на лампах - размером с огромный дорожный чемодан ))) и из него хрипел Высотский ))) и  баритонил Том Джонс)))
И вот она прикончив ещё пару институтов уже главный бухгалтер в БакСпортКульторге - вы не можете себе этого представить.
Русская женщина в Азербайджане ( пусть и красивая и сильно не паинька) не замужем, в занимает одну и ключевых должностей по распределению основных благ в пределах отдельно взятой республике.
Вот с этого момента я уже помню все хорошо. И мне совсем не нравится то, что я помню.
Все это время мамуля была поглощена тремя вещами, учеба с целью карьерного роста, вываливание на меня претензий на бабку и поиск нового мужа.
Этих кандидатов в «папочки» через меня прошло десятками.
Мне до сих пор смешно и грустно .
Вот как такая умная образованная женщина могла предполагать...
Нет хотя бы допускать, что очередной желающий потрахаться нахаляву, заслышав слово «папа» от худющего лопоухого  мальца, тут же расчувствуется и бросится на ней жениться ? Идиотизм .
Разумеется «папой» я никого не называл, но старался быть учтивым с новыми кандидатами, дабы не портить маме малину)))))
Я понимал - сия дама желает обзавестись персональным мужчиной .
Мне было пофиг - никого из них я в серьёзен воспринимал .
Некоторые задерживались у нас на несколько месяцев ))

Я просто знал, что мешаю матери жить.
Я просто ПОСТОЯННО чувствовал, что если бы меня не было, то она давно бы вышла замуж... наверное.
И при этом мать постоянно рассказывала, какая плохая у нас бабуля .
Как ребёнок я не мог понять кто же из них хороший  ?
Мне представлялось , что если кто плохой, то второй должен быть обязательно хорошим)))
Сходились они в одном - мой папа прохвост)))
Значения этого слова я не знаю до сих пор )))) и даже не интересно ))
Но я все пытался понять - кто хороший? За кем идти ?
И только с возрастом понимаешь что все были хороши )))))
Вот такая была психологическая атмосфера взаимный претензий, где ребёнка используют, как средство давления- я вот кто из них о ребёнке думал ?))))))
Так что не кривя душой,я можно сказать вырос и воспитался на улице пополам с библиотекой))

Наверное это выглядит красиво.. буйные кавказские застолья..
Столы ломятся от явств и деликатесов...
Чёрная икра в хрустальных вазах на пол ведра ..
Заграничные бутылки с нерусскими названиями...
Коньяки . Ликеры и вина льются рекой
Импозантные холеные и хорошо одетые мужчины произносят длинные пафосные тосты...
Красивые женщины в модных кримпленовых платьях и даже (с ума сойти) некоторые в экстра модных брючных костюмах....
Красивые песни, многие шикарно играли на фортепиано а некоторые даже на гитаре или барабане..

Только вот я ненавидел эти регулярные домашние банкеты
Вернее я не ненавидел их .. я чувствовал себя чужим и никому не нужным на них.

В те времена в Баку деньги не имели значения в принципе .
Невозможно было купить машину или квартиру ..
За ними стояли в очереди по много лет .
Ценность имели только СВЯЗИ.
И связи эти налаживались у нас в квартире .
Короче половина окружения Алиева паслось у нас постоянно, а другая половина наведывалась периодически.
 Мать дружила со всеми «элитными проститутками» и это ей прекрасно помогало выходить на нужных людей тоже.
Люди приходили отдохнуть , возможно познакомиться с новой девушкой , но в основном приобрести нужные связи среди маминых гостей.
Я чувствовал себя лишним на этом «празднике жизни»
Мне очень хотелось уйти из дома навсегда - просто я не знал куда идти и что там делать.
 В такие вечера я выходил на улицу и бродил по ночному городу.
Мой дом не принадлежал мне. Мне просто позволяли там жить, и то наверное потому, что выгнать меня плохо для имиджа ))))))
И я мечтал о СЕМЬЕ. Вернее о тёплом понимающем круге близких людей, мечтал как мне тогда казалось о тихом семейном счастье, где мама любит папу. А папа любит маму. Где есть братья и сестры которые ВСЕГДА Любят и заботятся друг о друге . Где каждый день и каждый семейный ужин как на новогодней открытке .
Но все семьи которые я знал имели проблемы. Мамы с папами ругались. Братья воевали с братьями и враждовали с сёстрами. Вернее враждовали только со старшими сёстрами, а младших обижали....

Но я верил, что есть НОРМАЛЬНЫЕ семьи . Я верил что обычная семья ХОРОШАЯ.

И мне казалось, что за другими окнами, плотно задернутыми шторами и занавесками, откуда льётсятакой тёплый и ласковый свет - вот за ними и течёт та настоящая тёплая семейная жизнь....
Я верил в это.... или очень хотел верить ...
Иногда я подкрадывался к окнам первых этажей чужих домом м заглядывал в незадернутые занавески .....
Я хотел хоть одним глазком увидеть настоящую ПРЕКРАСНУЮ семейную жизнь ...
Хоть прикоснуться к чужому счастью
Хоть на мгновение..хоть раз в жизни

Знаете , что я чаще всего видел ?)))))
Догадаются наверное только те кому за пятьдесят )))
Вечер в СССР )))
Семья тихо почти неподвижно сидит на диване завороженно уставившись куда-то в угол и по лицам скачут голубоватые всполохи.
Я даже начинал  думать , что весь мир какое то злобное представление для меня лично. Что все люди исполняют свои роли только для того что бы ввести меня в заблуждение , а на самом деле , как только они оказываются заперты в своей квартире они как роботы выключаются до следующего представления.
Только потом я понял - семья смотрит телевизор ))))
С тех пор я часто ловил себя на печальном и исполненном надежды взгляде в чужие окна. Надежда что там живут тепло относящиеся к друг другу люди и не треплющие друг другу нервы члены семьи. Пусть не для меня, пусть просто в мире существуют такие семьи . Где не воюют, не скандалят, не лгут. Где все стараются заботиться обо все и где нет таких которые только используют чужую заботу ....
Я не встречал воочую такие семьи лично никогда.
Большинство семей демонстрирующих в окружение сладостную пастораль на деле оказывались с ещё большими проблемами.
Просто дипломатично старались держать свои ... причуды . Подальше от чужих глаз.

Есть ли у меня теперь вера в семью ?
Нет )) особенно памятуя , что я сам вытворят на почве ревности, чувства обиды или ощущения, что меня попросту используют....
Я вообще теперь не верю что семья есть необходимая обществу система.
Мне представляется, что институт семьи противоестественный от начала до конца. Вернее в том виде который навязывается нам правительствами - а вот правительствам браки стабилизирует управляемость народом ))
Как ? Если ещё не догадались , то я как нибудь потом напишу )))
И не приводите мне в пример волков, лебедей , уточек мандаринок, аистов и прочих животных ))) там они такое вытворяют пока муж на охоте, что Кармен отдыхает ))))))
Но все равно ... даже зная, что я больше не хочу никаких семей, ни своих ни чужих. Не хочу никаких связей. Не хочу никому быть нужным и не хочу ни в ком нуждаться . Я в этом уверен на сто процентов .
Но даже так ... иногда подняв глаза и увидев тёплый свет в чужих окнах я вдруг подумаю - а вдруг вы , там за окнами , именно вы и живете как надо ? Тогда будьте Вы счастливы !  Ведь если не получилось у меня , то это же не значит, что ни у кого никогда не получится .
- думаю я и ухожу своей дорогой


Рецензии
А мне понравилось...Читая Вашу исповедь Семен, я невольно поймала себя на мысли,что и я так же искала теплоту ,глядя в чужие окна...Много общего,хотя все не так.

Прасковья Шувалова   07.01.2021 05:38     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.