Седьмая тетрадь

*     *     *
Хоронили молодого мужчину, выпившего вместо самогона стакан соляной кислоты. Проводить в последний путь усопшего пришла такая толпа, что многие из старух сравнили эти похороны с похоронами космонавта.
Хоронили забитую пожилую женщину. За ее гробом шел лишь один мужчина. Он был председателем уличного комитета. Получалось так. что он исполнял этот печальный ритуал по обязанности.
Почему такое разное отношение односельчан к людям в общем-то одного уровня авторитета. А дело тут, по всей вероятности, в возрасте. Молодой пьяница имел кучу друзей. Одни были собутыльниками, с другими вместе учился, с третьими - работал. В силу своей молодости все они еще хранили к усопшему дружественные чувства. Да и смерть сравнительно молодого мужчины - дело необычное, вызывает ответную эмоциональную реакцию.
Другое дело пожилая женщина, Ее окружение молодости либо вымерло, либо очерствело от возраста, Измученные своими болезнями, бывшие друзья и знакомые, как говорится, месту рады. Они совершенно безразличны к проводам в последний путь когда-то знакомого человека. Умерла -  ну и бог с ней. Со своими бедами бы расхлебаться. Вот и оказался за гробом пожилой женщины всего один человек.
Старость- вещь жестокая. Теряешь прежних друзей. Сужается круг просто знакомых. Одни умирают. С другими в силу возраста или ряда причин отношения охладели.
Да и теряется интерес к старому человеку. Из истории и художественной литературы вроде бы можно сделать вывод, что старость время наивысшей мудрости. До последнего времени на Востоке аксакалы почитались как мудрецы непререкаемые. В наше время старика редко кто до конца выслушает. При первой возможности, иногда даже без соблюдения элементарной вежливости от них стремятся отделаться.
Это очень обидно. Но, возможно, это и с точки зрения здравомыслия, оправдано. Тебе кажется, что ты говоришь умные вещи. А на самом деле несешь несусветную чушь. Есть расхожее мнение, что к старости человек впадает в детство. Такое приходится наблюдать в реальной жизни
Вот и выходит, что природе не до чувственных сантиментов, не до гуманности. Постепенно она отделяет человека от общества, изолирует его. Готовит к уходу в мир иной. И когда это происходит естественным путем, ко времени, исход в вечность отжившего индивида не вызывает у окружающих большого горя.
Когда это случается преждевременно, окружающие реагируют эмоционально. Вот, вероятно, почему опрометчивого алкоголика хоронили всем селом. Хотя это не истина в последней инстанции. Можно наблюдать, когда старого человека провожают в последний путь много людей. Либо человек пользовался большим авторитетом, либо у него много любивших или хотя бы уважающих его родственников.


*     *     *


Люди - странные создания. То, что в другом человеке оценивают крайне негативно, в себе самом это же отвратительное качество либо совсем не замечают, либо оценивают его с легким добродушно-ироническим оттенком. Дескать, конечно, слабость, но слабость терпимая.
А вот у другого-совсем иное дело. У другого- все просто отвратительно.
Мало кто способен оценивать себя со стороны и судить свои поступки критично. Для этого нужны ум, воля говорить себе о собственной персоне голую неприкрашенную правду, способность объективно оценивать себя и окружающих людей.
Дело, как видим, нелегкое, требующее немалого мужества.

*     *     *
*     *     *

Унылая пора, очей очарование,
Приятна мне твоя прощальная краса,
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.


Только у Пушкина могли родиться, на первый взгляд, эти парадоксальные строки. Осень действительно приносит тоску, печаль и обостренное чувство одиночества. Какое уж тут "очей очарование", когда днями идут бесконечные дожди, когда мокрый холодный ветер находит даже мизерную щелочку в твоей одежде и очень неприятно холодит тело.
Помнится, у того же Пушкина в "Повестях Белкина" есть фраза, вполне отражающая осеннее настроение: "Сенька бит по погоде".
И все-таки "очей очарование". И тут ни добавить, ни убавить. Красота действительно неописуемая, когда деревья одеваются в ярчайшие краски осени. Их восторженную влюбленность в грустное осеннее великолепие нисколько не портит рычащая аллитерация. Случайно ли получилось так, что в стихотворении часто прорывается звук "р". Несет ли он эмоциональную или смысловую нагрузку? Я лично не могу сказать по этому поводу ничего определенного. Знаю точно одно: стихи изумительные.
*     *     *
*     *     *


Бумага наилучший собеседник. Она не перебивает не вовремя и некстати. Она иронически не усмехается, когда мы несем несусветную чушь. Она не осуждает за написанную ложь или клевету. Она не предлагает заткнуться при твоей очевидной многословности и надоедливости.
Она тактично молчит при любом варианте твоего словоизлияния. Она молчит, когда ей доверяют самую сокровенную тайну. Она самый верный и все понимающий друг. Может, поэтому в свое время так модны были личные дневники. В них можно было излиться с полной и безоглядной откровенностью.
Но и эта тайна не совсем надежна. Она хранит свое инкогнито, если тебя окружают порядочные люди, которые при нечаянном обнаружении твоего дневника не сунут в него свой любопытный нос.
Но в наше время порядочность не в почете. Поперестали вести. Редкое исключение составляют люди творческие. Но и они пишут свои дневники по большей части не ради исповеди на бумаге, а для того, чтобы их мудростью восхитились потомки. Люди творческие ведут дневники в прямой надежде на их последующую публикацию.
Люди-странные создания. То, что в другом человеке оценивают крайне негативно, в себе самом это же отвратительное качество либо совсем не замечают, либо оценивают его с легким добродушно-ироническим оттенком. Дескать, конечно, слабость, но слабость терпимая.
А вот у другого - совсем иное дело. У другого- все просто отвратительно.
Мало кто способен оценивать себя со стороны и судить свои поступки критично. Для этого нужны ум, воля говорить себе о собственной персоне голую неприкрашенную правду, способность объективно оценивать себя и окружающих людей.
Дело, как видим, нелегкое, требующее немалого мужества.
*     *     *
*     *     *


Бумага наилучший собеседник. Она не перебивает не вовремя и не кстати. Она иронически не усмехается, когда мы несем несусветную чушь. Она не осуждает за написанную ложь или клевету. Она не предлагает заткнуться при твоей очевидной многословности и надоедливости.
Она тактично молчит при любом варианте твоего словоизлияния. Она молчит, когда ей доверяют самую сокровенную тайну. Она самый верный и все понимающий друг. Может, поэтому в свое время так' модны были личные дневники. В них можно было излиться с полной и безоглядной откровенностью.
Но и эта тайна не совсем надежна. Она хранит свое инкогнито, если тебя окружают порядочные люди, которые при нечаянном обнаружении твоего дневника не сунут в него свой любопытный нос.
Но в наше время порядочность не в почете.  Дневники почти перестали вести. Редкое исключение составляют люди творческие. Но и они пишут свои дневники по большей части не ради исповеди на бумаге, а для того, чтобы их мудростью восхитились потомки. Люди творческие ведут дневники в прямой надежде на их  последующую публикацию.
 




*     *     *
*     *     *

* * *
За свою долгую жизнь мне приходилось общаться с евреями в различных ситуациях. Все время получалось так, что я, как правило, имел дело с отдельными индивидами, а не с группой людей этой знаменитой национальности. Те, с кем мне довелось встречаться, производили на меня в абсолютном большинстве самое  благоприятное впечатление.  Как правило, это были люди воспитанные, умные, образованные. Весьма доброжелательные и ненавязчивые в общении. Ни в одном из них я не находил даже намека на хитрость, коварство, лицемерие и двуличие. Мне всегда казалось, что они  говорили то, что думали. Возможно, многие из них старались не грешить излишней горячностью, а посему и не спешили страстно изложить и напористо отстоять свою точку зрения. Они убеждали в рамках светских  приличий.  Не убедил  -  что поделаешь.   Давайте останемся на своих позициях.  И больше спорной   темы  касаться   не  будем.
 *
Мне всегда казалось это высшей мерой воспитанности и культурности. В остальном евреи на меня производили впечатление обычных людей с обычными и привычными достоинствами и недостатками. На мой взгляд, у них все как у всех. Люди как люди.
Но за свою долгую жизнь я встречал немало симпатичных мне людей, которые представителей этой национальности люто и неизменно ненавидели. У всех антисемитов я настойчиво пытался выяснить причину их неприязни к евреям. Ответ был один и тот же. Они охмурили русский народ и постепенно ведут его к погибели. В качестве примера приводят, что Октябрьскую революцию организовали в основном евреи. Большая часть ленинского правительства-евреи. Практически всеми лагерями сталинского Гулага руководили евреи. И не просто руководили, но и отменно зверствовали.
Советскую власть устранили в стране вопреки воле большинства народа тоже евреи. В ельцинском и путинском правительствах их несомненное засилье. В списке олигархов практически почти одни евреи.
Но очень трудно найти евреев в чисто рабочей или крестьянской среде.
Мои попытки объяснить этот факт, что сама история развития человечества заставила евреев быть изворотливее, осторожнее, умнее, а нередко и хитрее окружающих людей, моими собеседниками за серьезные довод не берется. По крайней мере, ни одного антисемита мне переубедить не удалось.
Со своей стороны сами евреи считают себя обиженными всеми и во все времена. У меня есть в библиотеке книга братьев Вайнеров, в которой авторы преподносят читателю историю страдания евреев в Советском Союзе. Не все в этой книге убедительно, но есть сильные правдивые места.
Да и самому приходилось наблюдать в разговорах бывших тогда руководящих партийные людей нотки насмешки в адрес евреев. В советское время такое случалось в курилках, при дружеском застолье. Но ни в коем случае ни с трибуны, ни в средствах массовой информации
Теперь о неприязни к евреям как к народу говорят вполне публично. Гнев антисемитизма неумолимо нарастает, и уже становится страшно за наше будущее. Озверение уже выплескивается в убийства людей иного цвета кожи. Кажется, не за горами еврейские погромы, в свое время так опозорившие царский режим. Мы звереем буквально на глазах. С виду очень интеллигентные люди изрыгают ненависть к евреям при любой возможности. И эта ненависть может перерасти в практические акты насилия. Тогда мы станем похожими на фашистов


Рецензии