Она прожила чужую жизнь. глава 6
Лариса и Милочка поселились в общежитие коксо-химического техникума, которое находилось на другом конце большого города. Ездить надо было с пересадками, двумя трамваями в часы «пик».
Техникум в срочном порядке готовили к занятиям: приводили в надлежащий вид помещения под аудитории, канцелярию, библиотеку, формировали преподавательский состав. Всех студентов, которые поступали уже именно в этот техникум, отправили в колхоз на уборку урожая, и только группу экономистов на базе семи классов, малолеток, оставили в техникуме.
Основная масса преподавателей состояла из совместителей, приглашённых из других учебных заведений. На чтение некоторых курсов преподавателей ещё просто не нашли, и потому иногда все четыре пары занятий читался один и тот же предмет. Спортзала и столовой не было, утром поесть удавалось не всегда: то ли с вечера всё съедалось, то ли утром проспали, не успели позавтракать, так что приходилось сидеть все занятия голодными.
Настроение было на нуле. Многие городские девочки бросили техникум и вернулись в свои школы. Библиотека только формировалась, учебников не было, готовиться к занятиям можно было только по конспектам. Всему приходилось учиться, и конспектировать тоже. Не успевали записывать за преподавателем, не умели уловить главное, поэтому не всегда получалось подготовиться к занятиям.
К тому же возникла совсем неожиданная трудность: семь лет Лариса и Милочка учились в украинской школе, в техникуме же преподавание велось на русском языке. И когда, объясняя теорему, преподаватель говорил: «угол", «треугольник», то приходилось сначала перевести в уме с русского, что «угол» - это «кут», а «треугольник» - это «трикутник», то же было и с другими словами. Материал не усваивался, пока переводили, теряли нить восприятия.
Появились «тройки», и даже «двойки». Девочки похудели, ходили удручённые и подавленные, вспоминая, сколько слёз проливали в школе, получив за ответ урока «четыре», а не «пять». Но человеку свойственно привыкать к любым неприятностям. Привыкли и к «тройкам».
На первых двух этажах здания, в котором открылся техникум, размещался научно-методический отдел по среднему специальному образованию и, конечно, базой для своих экспериментов они избрали только что родившийся техникум. Благо, ходить далеко не надо.
И группа, в которой учились девочки, стала экспериментальной: учиться они будут по ускоренной программе, три года вместо четырёх.
С первого семестра были введены спецдисциплины.
Технологию металлургического производства стала преподавать странная, бледная и злая «старая дева», классический «синий чулок». С первых минут урока она начинала монотонно, но в довольно быстром темпе диктовать конспект: «Соврымённый металлургический агрыгат ...» Через некоторое время группа «приклеила» ей прозвище «Ходячий Агрыгат».
Звали её Эмма Эммануиловна. Она люто ненавидела девчонок, напускала на себя жуткую строгость и диктовала, диктовала, диктовала! Без переменок ( звонки ещё не работали ), по четыре пары подряд. Когда какая-нибудь из девочек просилась выйти, смотрела на неё, как на провинившуюся, потом долго всматривалась в свои часики и говорила: - Сидите пишите. Сейчас сделаем переменку, пойдёте, - и ещё полчаса диктовала, диктовала, диктовала.
В группе были одни девочки, и вскоре они возненавидели «Ходячий Агрыгат» и мечтали, чтобы она уволилась. Преподаватели часто менялись, и только «Ходячий Агрыгат» была незаменимой, вечной.
Закончив первый курс, Лариса и Милочка собрали вещи, распрощались с общежитием и уехали в свой городок на каникулы.
Дома родители попросили Ларису показать табель успеваемости. Среди сплошных «троек» в табеле одиноко ютились две «четвёрки», по украинскому и русскому языкам. Отец строго посмотрел на дочку:
- Это ещё что такое!?
Она пыталась оправдаться отсутствием учебников, нехваткой времени, но отец был неумолим.
- Тебе нет никаких оправданий. Ты разленилась и показала свою неспособность жить и учиться самостоятельно. Завтра же едем в техникум и забираем документы!
Лариса обмерла.
- Что, я вернусь в школу? Но с какими глазами я войду в свой класс? Надо мной же вся школа будет смеяться. Скажут, что выгнали из техникума!
- Нет. В школу ты не вернёшься. Я тебя отправлю работать, и не куда-нибудь, а в «Заготскот», волам хвосты крутить! - отец с возмущением бросил на стол табель, и нервно зашагал из угла в угол по комнате. Лариса не знала, что это за работа, но по тону отца чувствовала, что ничего хорошего её не ожидает. Отец был зол и расстроен:
- Говорил же, что тебе ещё рано ехать учиться в другом городе! Вот и вышло по-моему!
Лариса расплакалась. Вспомнилось всё, что пришлось пережить за этот год, как уговаривала Милочку смириться с трудностями и не уезжать домой, а тут родной отец не хочет понять её, пожалеть, посочувствовать.
Но слезами отца не проймёшь.
- Что ты нюни распустила, как первоклассница? Надо в любых условиях думать о главном, ставить цель и достигать её, а не плыть безвольно по течению. Что делать будешь? - Он и сам понимал, что в школу действительно возвращаться не надо, ну, а что касается «Заготскота», то это конечно, разговор несерьёзный. Но сейчас дочь сама должна принять решение, сама должна строить своё будущее.
- Папа, я исправлю все «тройки». Я буду учиться хорошо. Поверь мне, папа, - твёрдо сказала Лариса.
Свидетельство о публикации №218020401330
Но, похоже, сила воли есть.
Спасибо, Людмила. Повествование ведёте двумя параллельными линиями, и они должны где-то пересечься. Интересно, где и когда.
Валентина Колбина 16.01.2021 17:33 Заявить о нарушении
Так получилось, что жизнь не оставила девочкам выбора. Раньше люди больше прислушивались к общественному мнению, поэтому они приняли единственно правильное решение: учиться. Иначе "подставили" бы своих родителей.
С уважением,
Людмила Киреева-Силенко 17.01.2021 02:35 Заявить о нарушении