Макаренко Антон Семёнович

* Сборник. Проводники
* http://proza.ru/2017/12/03/2473

_________________________________

МАКАРЕНКО Антон Семенович
_________________________________

(01/13.03.1888–01.04.1939)
Русский педагог, писатель.

Родился в городе Белополье Харьковской губернии в семье железнодорожного рабочего. В 1917 г. окончил Полтавский учительский институт. В 1919 г. организовал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей, а с 1927 г. руководил трудовой детской коммуной в Харькове, где на практике применял разработанную им педагогическую систему. С 1934 г. стал членом Союза советских писателей. Среди наиболее известных литературных произведений: «Марш 30-го года» (1932), «Педагогическая поэма» (1935), «Флаги на башнях» (1938), «Честь» (1938). Среди научно-педагогических работ: «Методика организации воспитательного процесса» (1936), «Книга для родителей» (1937) и др. Умер в вагоне пригородного поезда на станции Голицыно. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

________________________________________

Афоризмы и умозаключения Макаренко:
________________________________________

Большая воля – это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно. Воля – это не просто желание и его удовлетворение, а это и желание и остановка, и желание и отказ одновременно.

Воспитание в том и заключается, что более взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению.

Воспитать человека – значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость.

Дети – это живая сила общества. Без них оно представляется бескровным и холодным.

Дисциплина – это лицо коллектива, его голос, его красота, его подвижность, его мимика, его убежденность. Всё, что есть в коллективе, в конечном счете принимает форму дисциплины.

Если я буду так поступать, чтобы все остальные были счастливы, тогда и я буду счастлив.

Книги – переплетенные люди.

Коллектив – не толпа. Опыт коллективной жизни есть не только опыт соседства с другими людьми, через коллектив каждый член его входит в общество.

Любовь – это самое великое чувство, которое вообще творит чудеса, которое творит новых людей, создает величайшие человеческие ценности.

Мораль буржуазного мира – это мораль жадности, приспособленной к жадности.

Наказание – очень трудная вещь; оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности.

Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это – наши слезы, это – наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

Необходимый аксессуар счастья – это уверенность, что живешь правильно, что за спиной не стоит ни подлость, ни жульничество, ни хитрость, ни подсиживание, ни скверна.

Несмотря на длящийся веками опыт народного страдания, люди всегда верили, что счастье есть законная норма человеческой жизни, что оно может быть и должно быть обеспечено и гарантировано в самом устройстве общества.

Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть.

Отказаться от риска – значит отказаться от творчества.

Самая трудная вещь – требование к себе.

Смысл авторитета в том, что он не требует никакого доказательства, что принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность.

Храбрый не тот, который не боится, а тот, который умеет подавить свою трусость. Другой храбрости и быть не может.

Цель нашего воспитания заключается не только в том, чтобы воспитать человека-творца, человека-гражданина. Мы должны воспитывать человека, который обязан быть счастливым.

Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного.


Рецензии