Ленин Владимир Ильич
(настоящая фамилия – Ульянов)
(10/22.04.1870–21.01.1924)
Российский революционер
_________________________
Богатые и жулики – это две стороны одной медали.
Бывают такие крылатые слова, которые с удивительной меткостью выражают сущность довольно сложных явлений.
Бюрократизм – действия правильные формально и издевательские по существу.
Власть центрального учреждения должна основываться на нравственном и умственном авторитете.
Все знания из опыта, из ощущений, из восприятий.
Всеобщая вера в революцию есть уже начало революции.
Государство – особый аппарат для систематического применения насилия и подчинения людей насилию.
Диктатура означает неограниченную, опирающуюся на силу, а не на закон, власть.
Если я знаю, что знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше.
Жизнь идет вперед противоречиями, и живые противоречия во много раз богаче, разностороннее, содержательнее, чем уму человека спервоначалу кажется.
Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.
Клевета… как грязны должны быть источники, подменяющие борьбу идей распространением клевет!
Книга – огромная сила.
Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов.
Надо быть осторожным, чтобы в критике недостатков не переходить границу, где начинаются пересуды.
Невежество менее удалено от истины, чем предрассудок.
Недостатки у человека как бы являются продолжением его достоинств. Но если достоинства продолжаются больше, чем надо, обнаруживаются не тогда, когда надо, и не там, где надо, то они являются недостатками.
Нет ничего пошлее самодовольного оптимизма.
Никакая политическая свобода не удовлетворит голодные массы.
Никто не повинен в том, если он родился рабом; но раб, который не только чуждается стремлений к своей свободе, но оправдывает и приукрашивает свое рабство… есть внушающий законное чувство негодования, презрения и омерзения холуй и хам.
О человеке судят не по тому, что он о себе говорит или думает, а по тому, что он делает.
Озлобление вообще играет в политике обычно самую худую роль.
Отчаяние свойственно тем, кто не понимает причин зла.
Партия у власти защищает «своих» мерзавцев.
Патриотизм – одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств.
Петр ускорял перенимание западничества варварской Русью, не останавливаясь перед варварскими средствами борьбы против варварства.
Пока есть государство, нет свободы. Когда будет свобода, не будет государства.
Политика беспринципного практицизма есть самая непрактичная политика.
Политическая свобода не удовлетворит голодные массы.
Раб, сознающий свое рабское положение и борющийся против него, есть революционер. Раб, не сознающий своего рабства и прозябающий в молчаливой, бессознательной и бессловесной рабской жизни, есть просто раб. Раб, у которого слюнки текут, когда он самодовольно описывает прелести рабской жизни и восторгается добрым и хорошим господином, есть холоп, хам.
Равенство по закону не есть еще равенство в жизни.
Равнодушие есть молчаливая поддержка того, кто силен, того, кто господствует.
Разбитые армии хорошо учатся.
Религия есть один из видов духовного гнета, лежащего везде и всюду на народных массах, задавленных вечной работой на других, нуждою и одиночеством.
Религия – род духовной сивухи, в которой рабы топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь.
Руководитель – диктатор во время работы.
Самое верное средство дискредитировать новую политическую (и не только политическую) идею и повредить ей состоит в том, чтобы, во имя защиты ее, довести до абсурда. Ибо всякую истину, если ее преувеличивать, если ее распространить за пределы ее действительной применимости, можно довести до абсурда, и она даже неизбежно, при указанных условиях, превратится в абсурд.
Самое опасное в войне – это недооценить противника и успокоиться на том,что мы сильнее.
Самый глубокий источник религиозных предрассудков – это нищета; с этим злом и должны мы бороться.
Свобода печати во всём мире, где есть капиталисты, есть свобода покупать газеты, покупать писателей, подкупать и покупать и фабриковать «общественное мнение» в пользу буржуазии.
Свобода развода означает не «распад» семейных связей, а, напротив, укрепление их на единственно возможных и устойчивых в цивилизованном обществе демократических основаниях.
Слова обязывают к делам.
Талант надо поощрять.
Талант – редкость. Надо его систематически и осторожно подчеркивать.
Только тогда мы научимся побеждать, когда мы не будем бояться признавать свои поражения и недостатки.
Умен не тот, кто не делает ошибок. Умен тот, кто умеет легко и быстро исправлять их.
Честность в политике есть результат силы, лицемерие – результат слабости.
ЛЕНИН
(1870—1924)
Жизнь и деятельность Ленина в России конца XX века стала оцениваться
совершенно не так, как в советское время. И если прежде преувеличивались его
достоинства как мыслителя (в политическом гении ему не могут отказать даже враги), то
затем его еще более несправедливо стали обвинять в злодеяниях, преступлениях и вреде,
нанесенном якобы процветавшей Российской империи. Поэтому прежде всего обратимся
к бесспорным фактам.
Владимир Ильич Ульянов (взявший псевдоним Ленин) родился в Симбирске в семье
инспектора, а позже директора народных училищ Симбирской губернии, мелкого
помещика И.Н. Ульянова. Старший брат Владимира — Александр — учился в
Петербургском университете, был членом подпольной организации «Народная воля»,
участвовал в подготовке покушения на царя Александра III и казнен в 1887 году. В том же
году Владимир поступил в Казанский университет, но вскоре был исключен за участие в
студенческих волнениях. В последующие три года он самостоятельно освоил курс наук и
сдал экстерном экзамены на юридическом факультете Петербургского университета,
служил недолго присяжным поверенным в Самаре, но предпочел подпольную
революционную деятельность; писал публицистические статьи, участвовал в создании
"Союза борьбы за освобождение рабочего класса.
В конце 1895 года он был арестован и заключен в тюрьму, а затем выслан на три
года в Восточную Сибирь (село Шушенское). Там писал политические и экономические
работы, из которых наиболее основательная «Развитие капитализма в России». В 1900
году эмигрировал и жил преимущественно в Швейцарии, основал революционную газету
«Искра», разрабатывал идеологические основы марксистской партии. На II съезде РСДРП
(Российской социал-демократической рабочей партии) стал лидером большевистской
фракции. С 1912 года активно работал в партийной газете «Правда». Вернувшись в марте
1917 года в Россию, выдвинул тезисы («апрельские») о переходе от
буржуазно-демократической революции к социалистической, пролетарской, под лозунгом
«Вся власть Советам!».
Ленин иронизировал над теми, кто предупреждал, что стране грозит гражданская
война. В работе «Государство и революция» доказывал неизбежность и прогрессивность
диктатуры пролетариата (ведомого партией) и последующего построения сначала
социалистического, а затем бесклассового общества. Действительно, большевики легко
взяли власть, совершив октябрьский (7 ноября 1917 года) вооруженный переворот.
Однако удержать власть удалось с большим трудом. Началась кровавая междоусобица и
иностранная интервенция. В окончательной победе большевиков и Красной армии
немалую роль сыграл политический и организаторский талант Ленина, а также поддержка
значительной части народа России. Для подавления оппозиции осуществлялся «красный
террор» в ответ на «белый террор» (вообще, с противниками Ленин был нетерпим).
Восстанавливая экономику страны на новых, социалистических основах, он как
руководитель Советского правительства столкнулся с огромными трудностями. Пришлось
поощрять мелких частников в рамках «новой экономической политики» (нэп). В 1922 году
Ленин тяжело заболел и постепенно отходил от активной государственной деятельности,
оставаясь вождем своей партии. Посмертно его образ был мифологизирован
коммунистическими идеологами, а все труды и высказывания назывались гениальными.
Враги, напротив, придавали и придают ему демонические черты.
Безусловно, он был одной из ключевых политических фигур XX века, хотя крупным
или оригинальным философом его назвать нельзя. Он был фанатиком и гением
политической борьбы. Только с этих позиций смотрел на все другие проблемы. Религию
отрицал как атеист (истово верующий в небытие Бога), науки знал поверхностно. В своих
суждениях обычно был резок и категоричен, а в критике слишком часто ограничивался
язвительными, а то и грубыми отповедями вместо убедительных доводов. Он утверждал,
что отстаивает единственно верное учение Маркса — Энгельса, диалектический и
исторический материализм. В действительности его взгляды не всегда были столь
определенны и четко высказаны, как это он сам полагал. (Серьезный и подробный анализ
его взглядов дан Н.О. Лосским в «Истории русской философии».)
Например, он был убежден, что «дух не существует независимо от тела, что дух есть
вторичное, функция мозга, отражение внешнего мира»; «Ощущение, мысль, сознание есть
высший продукт особым образом организованной материи»; «Вся материя обладает
свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения…». И, наконец,
о материи: «Единственное свойство материи, с признанием которого связан философский
материализм, есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего
сознания». Получается, что дух есть функция мозга, отражение внешнего мира, а материя
обладает (по-видимому, в разной степени) свойством отражения. Значит ли это, что дух в
некоторой степени присутствует в материи вообще, а в наибольшей степени проявляется
как функция мозга? Откуда бы вдруг снизошел дух на мозговую ткань, если он нигде
никогда до этого не присутствовал? Но тогда уже получается нечто подобное
панпсихизму или пантеизму.
Он был убежден, будто есть только два противоположных способа устранения
дуализма духа и тела: или одно первично, а другое вторично, или наоборот. Третьего не
дано! (Кроме, как пишет Ленин, «бестолкового перепутывания материализма и
идеализма».) Такая позиция для него характерна. Он, к примеру, перечисляет: «…Борьба
идеализма и материализма… Борьба религии и науки… Отрицания объективной истины и
признания ее… Борьба сторонников сверхчувственного знания с противниками его…»
Словно нет ничего более важного в интеллектуальной жизни, чем идеологическая война
на разных уровнях и по различным поводам. Таковы издержки мышления,
ориентированного на политическую борьбу. Для выдающегося политика это качество
полезное, но только не для философа или ученого.
Вот как он расправляется с идейными противниками: «За гносеологической
схоластикой эмпириокритицизма нельзя не видеть борьбы партий в философии, борьбы,
которая в последнем счете выражает тенденции и идеологию враждебных классов
современного общества. Новейшая философия так же партийна, как и две тысячи лет
назад». Для Ленина философия была не целью, а средством политической борьбы.
Итак, для него были характерны: вера в небытие Бога, в материю, науку и
собственные знания. При этом не было стремления изучать суть и свойства материи,
особенности научного метода, смысл познания вообще.
Он признавал тезис: практика — критерий истины. Если исходить из этого, то
следует признать его философское направление истинным. Он был ярким представителем
особого течения мысли — политфилософии. Победа большевиков, установление
диктатуры пролетариата, воинствующий атеизм, единая государственная идеология
материализма и огромные успехи Советского Союза — все это самым убедительным
образом, на деле, доказало верность политической и философской установки Ленина. С
одной существенной оговоркой: это была победа партии, сумевшей использовать
текущую ситуацию в стране и мире, поднявшейся на гребне народного восстания и
обострения классовых противоречий. Для реализации этой цели политфилософия
оказалась наиболее целесообразной, как сильное идеологическое оружие.
Однако, как показал опыт последующих десятилетий, победившее
марксистско-ленинское учение содержало истину относительную и временную (если
опять использовать критерий практики). СССР потерпел поражение в идеологической
борьбе. Хотя победила не какая-то высокая истина «открытого общества», персонализма,
пантеизма или всеединства, а самая заурядная, пошлая и проклятая всеми честными
людьми идеология мелкого буржуа, стяжателя, барышника, приспособленца, алчного
потребителя материальных благ. Как писал Максимилиан Волошин:
И жадный хам, продешевивший дух
За радости комфорта и мещанства.
Впрочем, если признавать, вслед за Лениным, первичность материи и вторичность
сознания, то погоню за материальными ценностями кто-то может принять за сильное
проявление духа в поисках смысла жизни.
Ленину со своими соратниками удалось не просто свершить государственный
переворот, но одержать полную победу в Гражданской войне с представителями
буржуазной идеологии, которых поддерживала Антанта, иностранные интервенты. Под
его руководством было создано первое в мире социалистическое государство,
определившее ход мировой истории XX века. Но вот после победы второй буржуазной
революции в России в учебном биографическом справочнике издательства
«Просвещение» (автор А.Н. Щукин, 1996 год) сказано: «…Л(енин) с помощью
многочисленных печатных изданий… и агитаторов разложил русскую армию посулами
мира и земли. А Россия выигрывала первую мировую войну: ведь в ноябре 1918 г.
Германия и ее союзники сложили оружие на Западном фронте перед Антантой. Л(енин)
ради личной выгоды — захвата власти изменил национальным интересам своей страны и
отнял у нее заслуженную победу. Большего предательства не знает вся мировая история!»
Тут утверждается нечто несусветное. Известно, что разложение русской армии
началось после предательского указа буржуазного Временного правительства, свергшего
Николая II. К ноябрю 1918 года большевики уже целый год были у власти. Более того, они
сумели восстановить почти полностью Россию, а затем настолько укрепили ее, что
победили во Второй мировой, а для нас — Великой Отечественной войне. Дело Ленина
оказалось благотворным для становления державы нового типа с высоким
интеллектуальным, духовным и экономическим потенциалом СССР.
Свидетельство о публикации №218020401439