Мертвые универы

 
  Теория без практики мертва,
 практика без теории слепа…»
                Архимед

В августе месяце 2017 года одному из предприятий города требовался электрик шестого разряда. Оказывается, найти электрика, который бы мог выполнять монтажные, пусковые и наладочные работы, не так – то просто. В трудовых книжках претендентов были записаны, что ее владелец работал электриком 6 – го разряда. При самом беглом собеседовании оказывалось, что собеседник едва вытягивал на 4 – й разряд. Последним на собеседование к главному энергетику Эдуарду Ш. пришел молодой человек, окончивший энергетический факультет университета в 2016 по указанной специальности. До сего времени не трудоустроен по специальности. Специальность получил на платной основе. Первое же собеседование привели главного энергетика пенсионера в ступор. Во – первых Константин К. не мог вспомнить тему своего дипломного проекта. Он заявил так: «Что – то о комплексной механизации и автоматизации цеха по откармливанию телят… Ну что – то в этом роде». Оказывается основу дипломного проекта можно купить через интернет. Что и сделал наш молодой специалист. Ответы на все элементарные вопросы по электротехнике, электронике и цифровым технологиям он пытался озвучить, протягивая руку к айфону. На просьбу не трогайте телефон, путал закон Ома с законом Джоуля – Ленца, трехфазный ток с однофазным. Не мог по памяти начертить схему магнитного пускателя, переключение двигателя со «звезды» на «треугольник». В конечном итоге экзаменуемый взмолился: «Ну, Вы меня примите по любому разряду, я все выучу».
  Эдуард Ш. задал резонный вопрос:
- Ну как же так, у Вас ведь были лабораторные работы, Вы каждый год проходили практику, составляли и защищали курсовые проекты?
- Да никаких у нас лабораторных у нас  не было.
Наш университет молодой, оборудование только приобретается, да и специалисты – лаборанты все закачивали с интернета, подписывали нам, не глядя, и курсовые наши с интернета. На практике у предприятий были свои проблемы, рабочих, в том числе электриков, отправляли в отгулы, без сохранения з/п, поэтому практику подписывали так же на халяву. Мне один раз показал дежурный электрик высоковольтную распределительную ячейку и на расстоянии указал на масленый выключатель, коммутирующий 10 000 вольт.
Главный энергетик сжалился над молодым человеком и поверил его обещаниям все постичь  в процессе работы. В итоге специалист с дипломом инженера – электрика был принят электромонтером 3 – го разряда по обслуживанию цехового оборудования.
  Белорусские университеты, созданные за последние 10 – 15 лет, в основе своей имеют принцип советских университетов. Они не имели материально – технической базы, кроме мелких лабораторий и кабинетов, где отрабатывалась элементарная практика на полученные теоретические знания. Основная я же производственно – техническая и гуманитарные практики будущие выпускники университетов получали на предприятиях. При получении направления на практику издавался приказ, студента – практиканта зачисляли в штат предприятия. Обычно рабочим третьего – четвертого разряда с оплатой за отработанное время. Практиканта прикрепляли к опытному рабочему «наставнику» или к мастеру этого производственного участка. В течение нескольких месяцев за время учебы практикант осваивал все навыки и тонкости предстоящей профессии: инженера – энергетика, инженера – механика, инженера автоматизированных систем и т.д. То же самое было в гуманитарном направлении: учителя, врачи, экономисты, юристы. Все проходили «живую» практику в производственных условиях, получая определенную, пусть небольшую, но заработную плату.
    В период бурного развития капитализма, когда тысячи людей не имея работы, готовы браться за любой труд, не глядя на свое образование, возраст и социальное положение. Предприятия и организации, задушенные «финансовой недостаточностью» не могут себе позволить не только оплату практиканту, но и допустить его на рабочее место, так как «наставник» или мастер заняты столь интенсивным трудом, что практикант является для них помехой. Поэтому  в белорусских университетах практика будущих специалистов отсутствует или является чисто формальной. Ну что это за программист, который за 5 лет не научился паять мягкими припоями, не научился производить элементарный ремонт блока питания компьютера. При малейшей неисправности блок питания или другие узлы компьютера выбрасываются на мусорную свалку. Тоже самое относится к инженеру – механику, который не знают, что такое эллипс шеек коленчатого вала в моторе. А инженер – электрик не может отличить электродвигателя с фазным ротором от электродвигателя с коротко-замкнутым ротором.
   Для того, чтобы университеты выпускали  полноценных грамотных эрудированных специалистов, они должны иметь производственно – техническую базу. Университеты должны иметь токарные, фрезерные, шлифовальные, расточные станки, газосварочное оборудование, установки плазменного напыления, малогабаритные плавильные печи, установки искровой обработки металлов, оборудование для отливки деталей из отходов капрона и  иных пластических масс. Тоже самое относится и к профессиям гуманитарного направления, экономического, юридического и т.д.
  Знаменитый американский изобретатель Томас Эдисон и его ученик Никола Тесла говорили, что при занятии изобретательским творчеством на складах фирмы учебного заведения должны быть материалы и детали (образцы), выпускаемые всеми фирмами мира. Когда Эдисон изобретал свою первую электрическую лампочку, в качестве спирали нужна была бамбуковая угольная спираль. И небольшое количество этой спирали оказалось на складах фирмы. Эдисону не пришлось тратить время на ее поиск. Сейчас мир увлекся цифровыми технологиями. Как известно, в созданном окружающем нас мире царит баланс и гармония. Гиперфункция в системе одного параметра (скорость, температура, ускорение)  приводит к разрушению всей системы.
  Несколько дней назад читал экспресс - отчет одного из университетов. Честно говоря, было стыдно за этот университет. Неизвестно сколько было разработано приборов, устройств, автоматических систем, сколько получено патентов на промышленные образцы и изобретения. Зато было упоминание о спиральных ножах, их заточке и намагничивании, как о мировой новизне. Хотя 40 лет тому назад эти практические работы велись в литейно – механических мастерских БПХО.
   И последнее, поговорим о качестве преподавания в современных университетах и институтах. Вот мнение нашего героя, Константина К., выпускника университета, который был принят электромонтером 3 – го разряда:
- Преподавание в большинстве случаев велось на низком профессиональном уровне. Приходил преподаватель, садился за кафедру или стол и начинал читать материал со своего конспекта, не отрываясь и не посмотрев, как он воспринимается аудиторией - это лучший вариант. В худшем случае, преподаватель раскрывал книгу и 80 минут читал материал, предупреждая студентов, что будет принимать экзамен по тому материалу, что он диктовал. Наиболее дисциплинированные и ответственные студенты после такой «лекции» трясли кистями рук. Конечно, были преподаватели с высоким уровнем ответственности и качества преподавания, но таковых единицы. Что дал мне университет, так это умение приспосабливаться, находить выход из казалось бы, безвыходного положения. Мы – студенты были оторваны от профессорско-преподавательского состава. Пишешь курсовую, а посоветоваться не с кем.  Темы дипломных проектов давали, но по этой теме не было совершенно никакой практики. Вот и крутились, как могли. Сейчас я удовлетворен, что меня приняли по третьему разряду электромонтером, надеюсь, что смогу восполнить недополученные знания и практику своей работой.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.