Даздравторма

     30 апреля 1979 года.

     Весь вечер полк маршировал на плацу под духовой оркестр. Нет, я вру – не весь. Только достойные. Остальные – в душе явно завидовали тем, кто чеканил шаг. Темп – 120 шагов в минуту. Было холодно, потому все в шинелях. Но пот струился по желобку вдоль позвоночника, и резинка на трусах становилась мокрой, трусы и майку хоть выжимай! Это была генеральная репетиция перед Первомайской демонстрацией в г. Сосновый Бор, в которой наш полк традиционно принимал участие.   

     Ну да рассказик совсем не про это, не про демонстрацию. Шёл тогда 1мая снег.
Полк, пройдя строевым маршем, вернулся в расположение.Был праздничный обед.

     После обеда поротно, прямо из столовой, личный состав следовал в клуб. Кино!
Клуб – удобное место время провождения. Если фильм дрянь или ты его уже наизусть знаешь, то можно сидя в «кресле» поспать. А если две серии, то можно неплохо выспаться.

     Рота за ротой заходили в клуб.
Как всегда, за этим наблюдали или Дежурный по части или помдеж – из числа сержантов.

     День праздничный, наверно, потому процесс заполнения клуба служилым людом проходил под контролем дежурного по части. Кто именно – не помню.Для порядка ещё привлекли трёх стрелков комендантского отделения полка и сержанта. Младший сержант - это был я.
     Подошёл замполит полка. Его я увидел ещё издали. Он медленно направился к клубу. По пути он осматривал обновлённые стенды и плакаты, развешенные на заборе, отделявшем спортивную площадку от территории клуба. Лицо его явно выражало удовольствие.

   
     Всю зиму полковой художник, мой закадычный дуг, земляк–уралец, вёл реставрационные работы. Он обновлял плакаты, делал новые. Во влажном климате ленинградской области плакаты и стенды быстро приобретали нереспектабельный вид. Мягкая зима доделывала своё тлетворное дело.

     Замполит, подполковник Майоров подошёл к входу в клуб. Осмотрелся. Глянул на плакат над входом. Вдруг он как-то весь сжался, засуетился, осмотрелся вокруг и подозвал одного из стрелков комендантской отделения, что-то сказал ему. Тот, «козырнув», убежал в неизвестном направлении.
     Через пять минут Андрей Сычёв, так звали полкового художника, пришёл в сопровождение того стрелка. Андрей подошёл к п/полковнику Майорову. Лицо военноначальника исказилось в диком гневе.
     Я со стороны наблюдал за происходящим. Они отошли в сторону, Майоров пальцем указал на плакат над входом. Я не успел перевести взгляд на плакат, как увидел короткий удар Майорова в челюсть Андрюхи.
     Что за разборки? Майоров не славился рукоприкладством. Среди солдат пользовался уважением. А тут мордобой. Смотрю на плакат. Дважды перечитал, но я не ошибся, мне не показалось.
Плакат гласил:
                ДА ЗДРАВСТВУЕТ 2 МАЯ!!!
Пипец, полный.

     Клуб наполнился под завязку. Двери закрыли. Началось кино.
     Дежурный отпустил стрелков, разрешив нам тоже идти в клуб. Мы ушли. Хоть и фильм «Чапаев», но глупо не воспользоваться предоставленной возможностью вздремнуть. Места я себе не нашёл, а потому тихонько пробрался в радиорубку, вход в которую был из зала клуба. Там мой друг, ефрейтор Андрей Зоти, который уже попивал чаёк и смотрел какой-то фильм по телевизору. Он,как и Сычёв, служил под началом Майорова.Занимался Андрей ремонтом телевизоров и другой аппаратуры. Телевизоры,  которые были в каждой роте, в Ленинской комнате (Аналог красного уголка на гражданке).Их постоянно ломали. А в радиорубке всегда был рабочий телевизор. 
    Из окна радиорубки я увидел Андрея Сычёва, который тащил лестницу. За ним угрюмо плёлся плотник с «гвоздодёром» в руке.
    Я рассказал Зоти об увиденном. После сеанса мы пошли посмотреть на Андрюхин «шедевр» из серии «Политический плакат».
     Но над дверью красовался старый ветхий плакат с выцветшими и пошарпанными буквами:
                ДА ЗДРАВСТВУЕТ 1 МАЯ!!!
   
     Название рассказа возникло неожиданно. Было такое женское имя: Даздраперма! (См. Википидею). Что в переводе означает - Да Здравствует Первое Мая!

     Народ, окрылённый идеей всемирной солидарности трудящихся всех стран, стал давать детям своим подобного рода имена,абы увековечить в памяти потомков тот энтузиазм.
     Праздник этот праздновали два дня: 1-го и 2-го Мая. День на демонстрацию и митинги. Второй же день – на «просушку» или опохмелку.
     А потому не совсем понятно, почему отсутствовали лозунги в здравицу ВТОРОГО МАЯ. Вот Андрей и попытался добавить недостающее звено для полного понимания политического момента.
     Инициатива, как известно, наказуема. Вот и получил по морде Андрей Сычёв от заместителя командира полка по политической части.
     А зря! Загубили начинание на корню. А вошёл бы в обиход ещё один лозунг. А любителям давать детям экстравагантные имена – ещё одно имя: ДаздраВторма, например Сидорова или, скажем – Иванова.

P.S.

Рассказ уже был написан, когда я встретился со своим другом-одноклассником. Он прочитал мой рассказ и поведал мне о мысли, которая посетила его лет тридцать назад. Как он сказал, аж пот холодный на лбу выступил от такого предположения.

Отец его родился в начале тридцатых годов прошлого столетия. Родился первого мая. А потому родители дали ему имя Май. И понятно, что мой друг Сергей имеет отчество Маевич. Да — он Сергей Маевич.

     — Вот представь себе, Виталя, если взбрело бы в головы бабушки и дедушки дать моему отцу имя Даздраперм. Круто бы меня величали сейчас: Сергей Даздрапермович. А ведь я капитан первого ранга…

Февраль 2018. 


Рецензии
Виталий, здесь художнику пришла хорошая идея... с 2-м маем плакат повесить! Пусть бы был! Но получил удар...значит наказуема его инициатива оказалась! Да. Так бывает часто. И надо быть осторожными...с инициативами... С улыбкой.
С уважением.

Галина Никонорова   20.02.2021 22:55     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.