Пять вечеров в Русском драматическом театре

  Русский драматический театр Заметки зрителя.

То, что театр всегда заполнен, а на премьерах обязательно аншлаг, — уже показатель его высокой популярности.
Но не надо думать, что режиссер и труппа идут на любые компромиссы, лишь бы «сделать кассу».
Репертуар умело сочетает и русскую, и мировую классику, и  современность.
Я не буду оперировать категориями  «понравилось- не понравилось», а  попытаюсь проанализировать.
  Начнем с «Венецианских близнецов» Карло Гольдони.
Здесь придраться не к чему: блестящая сценография,  прекрасные  актерские работы.
Даже милая отсебятина любимца публики Латыпова-Догадова вполне органична. Именно так строилась commedia dell'arte, просуществовавшая до конца 18 века: можно было импровизировать прямо на сцене, отсылая зрителей к насущным проблемам.   В то же время обязательны в северном венецианском квартете масок Доктор — псевдоученый, хитрец и пройдоха. В РДТ в этой роли блестяще выступает Тимур Гарипов — Панкрацио.
В буффонаде  разрешено «переигрывать», то есть не вживаться в роль, а откровенно «изображать» своего персонажа. Потому так преувеличенно кокетлива Коломбина — Ирина Бусыгина, так эпатирующе красива Айгуль Шакирова — Беатриче.
   Столь же безупречен «Неаполь, город миллионеров» замечательного современного итальянского драматурга Эдуардо де Филиппо ( 1900- 1984), «последнего великого».
Правда, и ставили спектакль итальянцы —  режиссер  Паоло Ланди и художник Санти Миньеко.
Главная роль — опять Владимир Латыпов-Догадов.  И опять разнообразен, интересен:
насколько ироничен, по-итальянски беспечен  он в первом действии — и совершенно другой во втором, вернувшийся из лагеря, постаревший, хромой, почти не узнаваемый даже близкими. И не узнающий своего убогого жилища, превратившегося благодаря спекуляциям супруги ( Амалия — Ирина  Агашкова), ее нового сердечного друга ( Эррико Красавчик — Тимур Гарипов)  и махинациям сына ( Амедео — Вячеслав Виноградов) в шикарные  апартаменты. Эти три роли — как живые. Виноградов ухитрился даже внешне стать совершенным итальянцем! 
Видела спектакли де Филиппо в театре Вахтангова и даже с Юрием Яковлевым в  главной роли. Приятно, что наш уровень не ниже, не намного ниже ( если быть критичной).   
   Перейдем  к русской классике. Александр Николаевич Островский,  комедия  в 4 действиях «Невольницы» (1881). Теперь, конечно, столько никто не высидит, а потому в  2 действиях.
Этот спектакль был   поставлен приглашенным режиссером Екатериной Гранитовой в знаменитом новосибирском театре «Красный факел». Перенесен в наш театр   с теми же декорациями, даже с теми же костюмами, только наши поют получше. Да, представьте себе, в комедии 1881 — джаз-банд ( даже с гримом под негров) и джазовая вокалистка!
Говорит же умнейший Дмитрий Быков: Ставьте пьесу так, как она написана!
Но — мадам Гранитова ставит  родную русскую классику так, как ей видится.
Вся коллизия пьесы, весь ее драматизм ( хотя и поданный драматургом как комедия) тонут у режиссера в нелепых телодвижениях:  молодая жена Евлалия Андревна ( Лариса Капустина) пожилого мужа, уехавшего на время по делам ( Евдокима Егорыча Стырова — Латыпов- Догадов)   и  молодой  Артемий Васильич ( Николай Рихтер), крутят в воздухе ногами, держась за поручни странной конструкции — это так они « стремятся друг к другу», наверное?  Но ведь история как раз о другом: не сразу разглядела глупенькая наивная Евлалия, как  гнусен ее  друг детства, ее первая любовь — Артемий, если он идет на содержание к ее подруге Софье Сергевне ( Татьяна Григорьева), достойной по своим безнравственным принципам паре сему ничтожному лакею, готовому любой ценой пролезть в более высокое сословие.
Вся  глубина переживаний вернувшегося из поездки пожилого супруга - какое это поле для работы хорошего режиссера! Но тут опять песни-пляски негров!
А ведь сильный актерский состав, собранный для Русского драматического театра  - это заслуга Михаила Рабиновича.  И Латыпов-Догадов, и Гриньков, и молодые очаровательные Капустина и  Григорьева — это благодатный актерский материал ( простите за такое слово).
Но не дают ему проявиться в полную силу в этом спектакле.
  «Улыбайтесь, господа!» Григория Горина -  какое многообещающее название!
Но не все зрители выдерживают до конца убожество текста  - рассказы Горина, переделанные для сцены.
1 действие — пережевывание анекдота о повязке от головной боли, но оказавшейся на ноге.
«Сползла» - объясняют туповатому персонажу (Валерий Гриньков).
«А почему оказалась на одной ноге?»
И целое действие примеряют бинт, перебирают варианты («Может, пациент был с одной ногой») - ну, очень смешно.
2 действие — фабрика. Работает, пока летит матерщина от начальника все ниже и ниже по его замам. Застопорилась на культурном инженере, который не умеет материться. Кто-то в зале хихикает, но большинство зрителей все же демонстрируют уровень более высокий, чем предполагает г. Горин.
 И , наконец, «Фабричная девчонка» Александра Володина. Знаменитый когда-то спектакль БДТ, где у Г.Товстоногова играла сама Татьяна Доронина.
Честное слово, удивительное чувство возникает! 1956 год. Реалии соблюдены, песни, костюмы продуманы и почти совпадают ( за редким исключением: «Подмосковный городок», «Шагает солнце по бульварам» - это уже 60-е г.г.) и вызывают в зале щемящее чувство ностальгии. По чему? Неужели по этим совковым  проблемам о якобы зажимаемой личной жизни? Нет! Скорее — по молодости, по юным мечтам и надеждам, которые есть или были у каждого, кто сидит в зале.
Каким схематичным кажется теперь драматургический материал!
Комсорг группы в женском рабочем общежитии Леля ( Татьяна Ахроменко) и комсорг   фабрики Бибичев (Вячеслав Виноградов)  оказываются самыми аморальными (пользуясь советской терминологией) персонажами. Леля  по требованию комсорга Бибичева безжалостно позорит живущую с ней в одной комнате детдомовку  Женю Шульженко, написав о ней в «Комсомольскую правду» разоблачающую статью о том, что ее выставили за любовь к танцулькам из ДК, где она  безыдейно проводит время.
 И это при том, что у самой Лели есть внебрачная дочка от женатого мужчины, которую она называет в целях конспирации сестрой и которая живет где-то на полустанке у родни.
А Бибичев, туповатый, не умеющий связать двух слов, ничего не знающий, кроме последних директив, неумело и грубовато ухаживающий за Лелей и делающий ей предложение, мгновенно исчезает, узнав о ребенке.
Девчонки, осуждаемые идейной Лелей, как могут устраивают свою жизнь: Ирина (Татьяна Григорьева) собирается замуж за болгарина, Надя — бросает преданного ей вернувшегося после службы на флоте Федора (Антон Болдырев),  гуляет сначала с кинооператором ( Денис Саратников),  а потом выходит замуж за военного.
Самой лучшей, самой честной выходит — Женька!
Как подходит для этой роли столь же милая непосредственная Лариса Капустина!
Хотелось бы отметить замечательную игру Валентины Гриньковой. Она  - настоящая актриса, умеющая быть разной. Видела  ее в «Несерьезных намерениях», где она  - театральная дива, в «Неаполе» , где у нее небольшая роль синьоры Пеппенеллы, изо всех сил старающейся не опуститься в нищете, в «Фабричной девчонке» она — вдова пропавшего в лагерях, интеллигентная женщина, вынужденная работать вахтершей в рабочем общежитии. Как она читает Пастернака! Как она держит себя на собрании, где Бибичев и Леля объясняют трудовому коллективу, что такое любовь и как надо уметь ее беречь.
А как зажигателен финал, где молоденькая деревенская девчонка Вера (Ольга Лукьянова) отплясывает под мелодию Арно Бабаджаняна! 
«Шагает солнце по бульварам»   - напевая, счастливая публика покидает зал.
Все-таки это риторический  вопрос: Любите ли вы театр?


Рецензии
Нина, интересную, а главное такую важную тему Вы затронули, как творимое безобразие в нынешних театрах(в т.ч. и с ценами на билеты).

Для меня эта тема не безразлична, потому как имею к ней самое непосредственное отношение. Потому рискну отнять у Вас некоторое время для прочтения моих ответных рассуждений на ваше критическое эссе о театрах.

Постараюсь покороче. Относительно того, что в настоящее время на сценах театров полное отсутствие истинно-художественных работ, это знает каждый театрал. Пьесы постановщиками уродуются, изменяются до неузнаваемости. Нередко от них остается лишь авторское название.

Приведу пример, так песа А.Чехова "Чайка"(смотрела в театре) до того испохабили, что истинные зрители возмутившись потребовали прекратить издевательство над пьесой, и потребовали вернуть деньги за билеты.

Да и было отчего. Женские роли были превращены в проституток(извините), но это действительно так, а термин названия пьесы "Чайка" превращен в название бюро интимуслуг.

Еще пример. Мне пришлось по счастливому случаю попасть на оперу по роману Л.Толстого "Война и мир"(кстати,моего любимого муз. жанра). Так вот мало того, что постановщик начисто извратил сюжетную линию произведения, так еще ухитрился поставить исполнителей на роликовые коньки.

Отчего Наташа Ростова постоянно наступала ими на плате и если бы не ее партнер, несчастная валялась бы на сцене поверженной. Зрители от возмущения ринулись на сцену(как выкрикивала мужская часть зрителей), чтобы начистить морду постановщику. Однако, тот срочно исчез.

В театрах начисто отсутствуют современные пьесы с занимательными сюжетами. А если и случаются, то это либо тоска зеленая, либо откровенная порнография, типа "Американский дядя", где этот дядя заставляет своего врача потрахаться(его
слова) у него на глазах с медсестрой.

Откровенные спальные сцены, бегающие по сцене голые исполнители, ненормативная лексика, низкопробные реплики действующих лиц такая подача зрителю современной драматургии на сцене.

Счастье, что этой низкопошлости немного. По-прежнему идут на сценах исковерканные допотопные пьесы типа "Пять вечеров", пресловутая "Тетка Чарлей" с занудной "Поминальной молитвой". Постановщики и в ус не дуют о качестве постановок. И это в первую очередь касается столичных театров и театров крупных городов.

Почему "не дуют в ус" об изменении репертуаров? Да потому что знают, театр в любом случае будет полон. А почему?Да потому что зритель идет не на их замшелую убогость, а на "АКТЕРА", типа Певцова, Чурикову, Неелову, ту же Пугачеву и др. артистов. Сюжет и постановка им, как говорит молодежь - до балды.

Совсем другое дело с провинциальными театрами. Здесь труднее проволочь ахинею, потому как зритель идет именно на постановку, а артистов он знает, как своих родственников(соседи, знакомые, друзья, да и знакомые по прошлым постановкам).

Потому постановщики провинциальных театров стараются изукрасить(считай) испохабить чаще всего внесением отсебятины в авторские работы откровенных спально-сексуальных сцен. Считая, что этим можно привлечь не шибко взыскательного провинциального зрителя. Однако, не раз я слышала от зрителей, выходящих из зала: - Чтобы я еще хоть раз сюда, в этот шалман...

Писать можно много, прочтя Ваши рассуждения, однако все же следует сделать вывод:
Во-первых. Современный театр, с его постановками располагается ныне на самой низшей строчки нравственного падения.

Второе. За его репертуаром, и издевательством даже над классическими постановками, и неуважении к зрителю нет не то что контроля, а даже примитивного слежения за спамом.

Отчего и творится на сценах театров низкопробный беспредел.

Прошу прощения за отнятое у Вас время на прочтения моего объемного ответного текста.

С уважением, Ант.


Антонина Глушко   07.12.2019 05:52     Заявить о нарушении
Антонина,
очень рада Вашей развернутой рецензии, написанной знатоком.

Послала свои две пьесы - ни ответа, ни привета. Правда,были 2 рец, обе полож.,
1- от театра Л А Додина (СПб)
2 - от драматурга О А Богаева
Но ставить - увы.
А Вы о каком конкретно театре про Чайку?

Нина Тур   07.12.2019 12:42   Заявить о нарушении
Нина, я упомянула постановки, увиденные мною в других театрах. Нередко мне приходится писать критические заметки в газеты, о просмотренных в театрах спектаклях, в т.ч. и балетах.

А отправлять пьесы в театры(как в Вашем случае), не имея в них "кумовьев со сватами" не стоит. Там их(пьесы) никто не читает, и даже не смотрит. Почему? Об этом я ранее написала в своем к Вам ответе. Проще театру поставить замшелую пьесу "Тетку Чарлей",для которой имеются готовые декорации, облезлый реквизит, обтрепанные костюмы, и устоявшиеся актеры с заученными за десятилетия репликами, нежели подготовить новую, современную пьесу, требующей мат. затрат.

Старые не требуют этого, да и актеры готовые.

Пример. Если ранее юная Джульетта прыгала по балконам, теперь это уже едва ли не 60-летняя матрона с больными ногами, осторожно спускающаяся по ступеням, поддерживаемая 70-летним Ромео. Но заменять их не станут. Не выгодно да и расходно.

Аналогичное и с другими персонажами пьес. Потому наши тетры с замшелым репертуаром и пожилыми актерами, находятся на самой низкой ступеньке театрадльной культуры.

С уважением, Ант.

Антонина Глушко   08.12.2019 05:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.