Сонет 2571. Глубина текстов песен - Визбора!

«Ты у меня одна,
Словно в ночи луна,
Словно в степи сосна,
Словно в году весна» -
из известнейшей песни
Юрия Иосифовича Визбора


Сонет 2571

Кто, в песен Визбора - пронИкся глубину,
Кто, погрузился - в мыслей сочетанья,
Где даже штрих, напоминает - старину,
В тех: в ДНК – языческие знанья.

Простор у автора для песни – небольшой,
Минуты две - чтоб темы суть озвучить:
Морозом, в коже и в спине с душой -
На крОхотном плацдАрме стрОки мучить!

Чтоб в пене тёплых слов, шипела и виднА
Идея: шаг – от горя и до счастья,
Чтоб содрогнулся мир: «Ты у меня – одна!»
В Язычестве: в степи, Сосна – несчастья!

Где, до крещения РусИ - всегда там шли -
ПомИнки чудом повстречАвшейся души!
 
*

Помню,
в начале 60-х годов,
один приятель мне сказал с возмущением
о строках песни Визбора:
«Ты у меня одна,
Словно в степи сосна...»,
что эту глупость Визбор написал для рифмы,
мол, в степи сосен не бывает.

Тогда я подумал,
что наверняка,
хоть и очень редко,
но может расти и в степи одинокая сосна,
что Визбор этим хотел сказать -
встретившаяся ему возлюбленная
настолько единственная,
настолько редкая,
как сосна в степи.

Время от времени,
анализируя тексты Визбора,
я понял,
что Визбор не позволял себе
ни вставлять слова для рифмы,
ни допускать сомнительные сравнения.

Позднее, в 21 веке,
слушая лекции Великой фольклористки
Софьи Залмановны Агранович
для студентов-психологов,
я понял,
что Визбор хотел сказать словами,
ты у меня одна, словно в степи сосна!

Когда на Русь пришла иная Вера
и Русь подвергалась Крещению,
то стало считаться страшным грехом,
если собираются люди,
как теперь говорят «на шашлыки» -
на берегу реки
или на перекрёстке дорог,
или на холме,
или у одиноко растущего высокого дерева.

Например,
у сосны в степи,
поскольку язычники в таких местах
не просто праздновали,
а воссоединялись с мёртвыми,
что недопустимо христианами.

Теперь понятны и слова Пушкина,
когда Александр Сергеевич,
вспоминая Русское Язычество,
описывает такое воссоединение с мёртвыми:
«Князь Игорь и Ольга на хОлме сидят;
Дружина пирует у брЕга;
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они»,
именно поминают, а не вспоминают,
поскольку на Русском языческом пире
обязательно присутствовали
и живые и мёртвые.

Так и у Визбора –
словно в степи сосна –
языческое представление о роковой женщине,
которую невозможно забыть,
но с которой предстоит расстаться...

То есть,
это - поэтический образ,
подобно музыке,
этот образ возможно только прочувствовать,
но не описать
словами!

*

Сергей Владимирович Евдокимов,
Санкт-Петербург,
4 февраля 2018 года


© Copyright: Сергей Владимирович Евдокимов, 2018
Свидетельство о публикации №118020411238


Рецензии