41. Невежественная премудрость

Скажу честно, не знаю, отчего в неделю, называемую "мясопустною", можно есть мясо. При этом тянет написать: "можно кушать мясо" - но, говорят, это дурной тон.
Случилась со мной история одна как-то: гуляю с собаками (у меня их три, две "приютские", третья сама прибилась к стае), кобеля отпустила побегать, "дамочки" (так и тянет написать "суки", но это слово обезображено очеловечиванием, тем более, что одна из них стерилизована, вторая, по счастью, избежала приюта, как неизбежного этапа внедрения в социум, так что - "дамочки"), итак, кобеля отпустила погулять, дамочки - на поводках. Которые, честно сказать, представляют собой классику жанра "сбежать из тюрьмы": ткань, купленную на простыни, порвала на полоски, сплела в веревки, к ним присобачила карабины - и вот на этом пестротряпье вожу собак. Юродствуя...

Итак, кобеля отпустила, и он куда-то пропал. А мы втроем - гуляем. Гуляем-гуляем, стали уже кобла посвистывать, к себе призывая, а - нету его. И идет по аллее мальчик какой-то, услышав наш свист - говорит: "Он на помойке, кушает!".
С тех пор слово это ("кушает") прицепилось, и как-то стараюсь, для радости, почаще его употреблять "по жизни". Но жизнь - это жизнь, а философия - это философия, даже если она глубоко невежественная (а вот не знаю я, отчего неделя "мясопустная", а мясо "кушать" можно!), поэтому: в мясопустную неделю можно есть мясо в любые дни, кроме среды и пятницы. А вот в сырную (масленичную) уже нельзя.

Почему?

А я невежда, не знаю.

Если к философии - сегодня вдруг пришла мне в голову странная мысль: глупо применять к современности понятия, бывшие адекватными реальности двести лет назад. Например, чревоугодие. Пока не было такого явления, как "телевизор", души человеческие были приколочены к телам намертво, и зачастую "вкусно и обильно покушать" означало "вбить еще несколько гвоздей в гроб собственной смертности". Нынче, при наличии телевизоров, интернета, телефонов, радио и прочих информационных транспортов, совершенно непонятно - где именно находятся души, "выданные Господом" при рождении конкретных тел.
Читаю жития св. бл. Матроны Московской, тот эпизод, где она выговаривала матери за... эээ... Матушка ейная пошла как-то в воскресенье в церковь. А Матронушка с батюшкой дома оставались. И когда матушка вернулась домой, Матронушка ей выговорила, мол, мама, ты в церкви-то не была! Отец - был, а ты - нет! Матушка ейная удивилась зело, а потом, призадумавшись, да и покаялась: на самом деле, всю службу только и мыслей было о доме, о Матронушке да муже. Не была в церкви! Дома была! Хотя тело - безусловно - ногами дошло до богослужения.

Ну и, естественно, думаю - а наши души где? Смотрю, например, фильм про Катю Пушкареву (сериал вообще-то, "Не родись красивой", какого-то древнего года издания), и душа аж рвется в полет - делать новые коллекции одежды, украшений, картин и так далее, стало быть моя душа в момент просмотра - где? В мастерской. Хотя телом я у телика. Если смотрю новости, то душа рвется написать пасквиль насчет "какая гадость эта ваша заливная рыба, хрену бы к ней!" - ну, кому интересны новости? Тем более - международные? Про голодающую Африку?! То есть, телик - это сто процентов "транспорт для душ", перенаправляющий их куда-то, куда? я не знаю. За своей бы уследить. Радио, телефон и все прочие средства коммуникации, предназначенные для "соединить душами в обход пространства и времени" - это тоже "транспорты для душ".
Наше время - это время разъединения души с телом, разделения их. И благо тому, кто в состоянии позволить себе страсть чревоугодную, когда душа настолько привязана к "ням-ням", что в состоянии удерживаться в теле, не отлетая от него дальше продуктового супермаркета, ресторана или собственной кухни.

Вот ведь вопрос: а что тогда пост? В наше время, я имею в виду, и в наших современных обстоятельствах? Слышала такое мнение, что пост - это время погружения в себя, в собственную душу, чтобы разглядеть тех, кто в ней живет, и выдворить нелегалов. Но ведь сначала душу нужно уловить! От всех телевизоров, радио, телефонов! И для начала привязать к собственному телу! Не к телу Владимира Машкова, до такой степени харизматично сыгравшего некоего Давида Гоцмана, что "хочется как он! как Гоцман! или, на худой конец, как Машков!" (это если мы вообще вспомним, что Гоцман - это некий выдуманный призрак, а Машков - живой человек с собственной биографией, не имеющей ничего общего с "Давой").

Что такое "подражание"? Оно кажется невинной забавой (да, по сути, таковой и является), однако это если забыть о разделении мироздания на мир физический (видимый), и - метафизический (мир причин, следствий, энергий и образов).
Есть образ Ломоносова. Он состоит из нескольких "образков":
- ушел из дому;
- обучился грамоте;
- сделал несколько грандиозных открытий.
И душа, прочитавшая биографию, тянет тело поступить так же: уйти из дома. Обучиться грамоте. Сделать несколько грандиозных открытий. То есть - влиться в образ, уподобившись.

Уподобление - это как рисование по трафарету: есть св. бл. Ксения Петербуржская, которая подала образ-действие-представление "это не муж мой умер, это я, Ксения, умерла. А муж - жив, в моем теле!" - ересь? Переселение душ? Однако - канонизированная "ересь", Господом утвержденная. И вот мы, современные женщины, "рисуем себя по трафарету": это не я, это муж мой в моем теле ходит в брюках (!) с непокрытой головой (!) и короткой стрижкой (!) зарабатывать деньги. Только в двух телах: в собственном мужском и еще одном - собственном женском. Это означает "единая плоть", хотя - два тела. Что при этом происходит с душами - лично я не знаю, и представлять даже не хочу, возможно, Босх что-то мог бы об этом рассказать, но он не был православным.

Уподобление - это когда много-много душ сливаются в одну через подражание телами "родителю образа", тому, кто первый родил, например, "будь готов - всегда готов" и салют пионера. Или - крестное знамение. Хоть убей меня - не знаю истории правила осенять себя крестным знамением в определенных ситуациях, хотя делаю это с детства. Столь же беззастенчиво, как и "всегда готов", хотя пионерия умерла на моих глазах, похоронив этот обычай и "способ приложиться к предкам-революционерам".

Уподобление - это такой же транспорт для души, как и телевизор, только более активный. не мечтанием, а - действием: в критической ситуации поступать не как Том из мультика "Том и Джерри", а как Гекльберри Финн, сбежавший от пропоицы-отца. Хотя мог бы и потерпеть вообще-то, дождаться визита вдовы Дуглас и "по суду" обрести социальный статус и все, что к нему прилагается.

Транспорт для души.
Зная конечный маршрут - можно уловить душу. Собственную, естественно - в какие времена мы живем? Если бы мы ловили кильку в море, а не в супермаркете, у нас был бы шанс дождаться слов: "Иди за мной! Будешь ловцом душ человеческих!", но мы ловим еду в магазинах. И, возможно, этим - удерживаем собственную душу в теле. Потому что многие и многие уже не в состоянии получать удовольствие от приема пищи - устрашенные ожирением, диабетом, ботулизмом и прочими карами Господними, и  - чем прибивать-приколачивать душу к собственному телу? Вот ведь вопрос...

Что же такое "пост" в наше, такое странное время?
Наверное, это период времени, когда не так важно, что кушает твое тело, если ты в состоянии нащупать собственную душу...


Рецензии