Способность видеть Невидимого
ибо мы ходим верою, а не видением (2Кор.5:7)
Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками. (Ин.15:8)
Он истязуем был, но страдал добровольно (Ис.53:7)
Что объединяет три прочитанных текста? Они все имеют какое-то отношение к притче о хозяине виноградника и злых виноградниках (Мф.21). (Пересказать притчу, немного сказать об исторических деталях, например: такое поведение виноградарей не было необычным для того времени).
Первые разы и даже десятки раз, как я прочитывал эту евангельскую притчу, мне казалось очень странным поведение хозяина виноградника. Он видел, как работники обошлись с его посланниками – оскробляли, били и убивали их. И после этого он посылает к ним сына. Сына, а не отряд спецназовцев! Не слишком ли наивно и неосмотрительно, прежде всего, по отношению к своему сыну?
Сейчас я пришел к следующему объяснению поведения хозяина виноградника: это Евангелие. Евангелие ведь тоже в каком-то смысле достаточно странная история. Бесконечно сильный Бог в Своем Сыне встал в такое положение, чтобы Его можно было в этом мире оскорблять, плевать в Него (буквально, физически), бить Его, вытеснить в материальном мире на крест и убить на этом кресте.
Предлагаю теперь перевести взгляд с хозяина на виноградарей. Виноградари живут так, как будто хозяина виноградника не существует. То есть они умом, конечно же, признают, что он где-то есть, но живут так, словно его нет.
Есть разные виды неверия и атеизма.
Вчера я встретился с одним своим одноклассником (может, мы не учились в одном классе, но в одной параллели точно были). Ох, сколько я в школе натерпелся от него... И только вчера я узнал, что у него вся семья верующая: его дедушка и бабушка ходили на Вычулки, мама ходит на Вульку, сестра на Скрипникова. Есть верующие родственники в Америке и на Украине. Но сам он атеист, единственный в семье. Ходил на богослужения до 12-13 лет (т.е. он перестал ходить, а я через пару лет начал, в Доме молитвы встретиться нам не довелось).
И вот он мне говорит вчера: "Все что написано в Библии, это неправда, ну, кроме разве что некоторых исторических фактов". Я его попросил объяснить, почему он так думает. Он ответил просто прекрасно, честно и в точку, не всякий атеист способен так отрефлексировать причины своих убеждений: "Я так решил".
Бог так устроил мир, чтобы можно было решить, что Его – Бога – нет.
В свое время я много месяцев посвятил исследованию научных доказательств существования Творца, благо статей и книг на эту тему написано немеряно. Я прочитал довольно много по этой тематике, начиная от самых древних авторов и до современных.
И вот вывод, к которому я пришел: неопровержимых логических научных доказательств существования Бога не существует. Ничто из прочитанного не убеждало меня, уже верующего человека, и я бы не посмел приводить неверующим людям доводы, которые не убеждают меня самого. Но почему так, почему Бог устроил мир именно таким образом? По этому поводу приведу две цитаты. Рав Шломо Вольбе в книге "Бейн шешет леасор" писал так:
"Человек, чувствующий связь с Творцом, видит Его следы повсюду в мире, куда ни посмотрит. Каждый цветок и каждая травинка, блеск звезды и птичье пение, улыбка ребенка и великолепие молнии, – во всем этом раскрываются ему милости Всевышнего, Его мудрость и величие Его царства. Он видит тысячи тысяч доказательств непосредственного присутствия Всевышнего в мире, и все они логичны, ясны и, несомненно, приемлемы. Но, тем не менее, математического доказательства существования Творца нет!
Что я имею в виду? Можно строго доказать, что 2 + 2 = 4, и у человека нет выбора: принимать это доказательство или нет. Такого строгого доказательства существования Творца у нас нет. Все эти тысячи очевидных соображений в пользу того, что Всевышний в Своей мудрости создал мир, оставляют человеку возможность выбора: поверить или не поверить. Вера возникает в глубине сердца. В то мгновение, когда человеческое сердце раскрывается для веры, он начинает видеть в мире ясные, не оставляющие никакого места для сомнений доказательства существования Творца и Его непосредственного присутствия в мире. Тогда чувства в его сердце и рассудок в его мозгу объединяются, строя ясную очевидность, полную веру. Но без сердца никакой веры не будет!
Если бы вера основывалась на строгих доказательствах, она перестала бы быть верой. Тогда существование Бога стало бы просто фактом, который человек вынужден признать, как математическую очевидность – без всяких чувств и без всякого выбора. Не таков был замысел Творения".
Другими словами, при существовании математически строгих доказательств существования Творца ограничивалась бы свобода выбора человека. А вот что написал по этому же поводу Блез Паскаль:
"Открыто являясь тем, кто ищет Его всем сердцем, и скрываясь от тех, кто всем сердцем бежит от Него, Бог регулирует человеческое знание о Себе - Он дает знаки, видимые для ищущих Его и невидимые для равнодушных к Нему. Тем, кто хочет видеть, Он дает достаточно света; тем, кто видеть не хочет, Он дает достатчно тьмы..."
Я очень люблю в связи с этим рассказывать такую историю. Папа играет с маленьким сыном. Папа спрятался за книжкой, сын нашел. За стулом – сын нашел. Встал за шторы. Вот они, тапочки торчат из-под штор, легко ведь найти. А сын заигрался и забыл про папу. Для него папы в комнате нет. Каково этому папе стоять там за шторой?
В третьей главе книги Бытие описана история, когда между Богом и человеком появилась плотная штора. Но оказавшийся за шторой Бог не отказался от проекта под названием “Человек”. Он ищет способы, как восстановить связь с нами. При этом Бог – самое деликатное существо во Вселенной. Он подбрасывает нам из-за шторы конфетки и ждет, когда мы вспомним Его и подбежим к Нему. Но почти никто внимания на Него не обращает. Многие, очень многие относятся к Богу, как виноградари относились к хозяину виноградника.
При грамматическом разборе притчи обращает на себя внимание такой факт: глаголы здесь стоят в двух временах – в прошедшем и будущем. И примечательно, что мы находимся в ситуации как раз на стыке этих двух времен, в настоящем – между 39-м и 40-м стихом.
И эта история имеет к нам и нашему настоящему самое прямое отношение. Наша христианская жизнь устроена так, что у нас всегда существует риск упустить Его, не заметить или перестать замечать. Начать жить, как жили виноградари, умом признававшие существование хозяина, но образом жизни опровергавшие его существование.
Вот стоят чаши и лежит хлеб под салфеткой. Что это? Если посмотреть одним взглядом – то это просто чаши с вином и хлеб. Посмотреть другим взглядом – и увидишь Христа, Который для нашего искупления умирает на кресте. Христианская жизнь заключается в том, чтобы глядя на видимое, видеть невидимое.
Как-то в детском лагере была сложная ситуация. Проповедник, который должен был проводить занятие, сообщил, что не приедет. Замену ему найти не удалось. Не складывалось что-то еще с предыдущими и последующими пунктами программы. Руководители и воспитатели сидели за столом, повесив головы и не зная, что делать.
И у кого-то взгляд упал на плакат с темой завтрашнего дня: "Он придет". Это было написано об Иисусе Христе. Как-то эта фраза очень всех ободрила. Не приедет проповедник, не придет кто-то еще, но главное, чтобы пришел Иисус Христос. И у нас есть обетования о том, когда и к кому Он придет.
Нам надо напряжение веры, чтобы замечать Его. Поиск веры для того, чтобы различать Его присутствие, Его действия и Его слова. И сознание того, что Он присутствует, очень меняет тех, кто с этим сознанием живет. "Жив Господь, пред Которым я стою" (3Цар.17:1; 18:15; 4Цар.3:14).
Чего хозяин ожидал от виноградарей? Плодов. Упоминанием плодов притча заканчивается: "Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его" (ст.43).
Как бы нам не оказаться в положении виноградарей. Точнее, наполовину мы уже в таком положении находимся. Хозяин виноградника отлучился. Мы Его не видим. Но время от времени к нам говорят Его посланники. И время от времени наступает "время плодов" (ст.34).
Два примера, которые первыми пришли мне в голову. Закончится собрание, мы поедем домой, сядем за стол, покушаем. И настанет время принесения плода благодарения. Принесем ли мы этот плод осознанно, видя Невидимого?
Может быть, на следующей неделе случится ситуация, когда с нами заговорят недружелюбным тоном. И настанет время принесения плода терпения, кротости, воздержания, любви. Принесем ли мы его, видя Невидимого? Причем одно дело просто повести себя в рамках приличия для того, чтобы не вызвать дальнейшего разрастания конфликта, и совсем другое поступить правильно именно потому, что этого ожидает Бог. Это и будет принесение плода Ему.
Дай Бог всем нам видеть Невидимого и приносить Ему плоды в свое время.
04.02.2018
Свидетельство о публикации №218020402503
Вера, превращенная в знание - есть Смерть!
Валерий Промысловский 07.02.2018 11:40 Заявить о нарушении
Рыжов Александр Геннадьевич 10.02.2018 13:58 Заявить о нарушении