Возвращение в Кривбасс. Лето 2014
Выехали, как и планировалось, ровно в четыре утра. Машина, как всегда была загружена заранее. Накануне был научный спор о том, какую еду лучше брать, чтобы не умереть с голода. Сошлись на том, что каждый возьмет продукты по своему вкусу. Витя набрал шоколада, первую плитку которого, распечатал еще в городе. Никто не отказался, в надежде на благотворное воздействие последнего, на мыслительные способности. И уже в Николаеве доедали последний кусочек. С весны, дороги стали гораздо хуже. Ближе к Николаеву, средняя скорость была сорок-пятьдесят километров. На блок-посты, которые были на дорогах, уже никто не обращал внимания. Они стали чем-то обыденным и привычным. Как люди с оружием, и военная техника на дорогах. Не было в этот раз и никакой нервозности. Так по словам друзей, дорога на Баштанку совсем разбита, решили поехать по кировоградской трассе и через Воссиятское повернуть на Кривой Рог. За поворотом нас должен был ждать гранитный карьер, который тоже можно было осмотреть. Сначала, дорога радовала нас. Можно было ехать быстро, и не снижая скорость. Периодически попадались разбитые участки, но на это никто не обращал внимания. То, что мы увидели дальше, показало, что совсем ничего не знаем о дорогах. Дорога попросту пропала. И с каждым километром становилась все хуже. Был и еще один сюрприз – бензина осталось не так много. И, чтобы не искушать судьбу, надо было заправиться как можно быстрее. Судьба, впрочем, была к нам благосклонна – через несколько километров, мы уже заезжали на заправку. Там же узнали дорогу, купили минералки и чтобы не нарушать традицию, еще одну плитку шоколада. Как нам и говорили, через десять километров дорога стала гораздо лучше. Можно было осмотреться. Справа был живописный то ли старый карьер, то ли каньон, представляющий собой вертикальную гранитную стену со следами выветривания, а чуть дальше действующий гранитный карьер. Но останавливаться не стали. Единственная остановка была для непродолжительного отдыха и поедания бутерброда с чаем. И снова в путь. К городу приближались уверенно, но на час позже запланированного. С весны, состояние дорог не улучшилось, и привычный уже маршрут занял на час больше времени.
Подъезжая к Кривому Рогу, поймал себя на мысли что устал и ехать в город нет никакого желания. Предложил, заехать в гости к друзьям – Виталику и Вике, которые как раз отдыхали с детьми на даче. Нас с удовольствием приняли. Виталик встретил возле трассы, и вот мы уже едем по грунтовым (но в то же время очень неплохим) дорогам через леса и посадки. Минут через десять, показался дачный городок. Чуть дальше, в низине, расположилось живописное озеро. На участке был дом, веранда с большим столом. О большем, мы и не мечтали. Достали еду и так за разговорами не заметили, как прошло несколько часов. То ли от еды, то ли от компании, снова почувствовался прилив сил, и эмоциональный подъем. Камни ждут нас! И с этой мыслью мы двинулись в путь. Чтобы не заезжать в город, решили ехать через Лозоватку. Судя по карте, которая у нас имелась, дорога была довольно неплохая. Местные жители, тоже с этим согласились. Город проехали быстро – минут за пятнадцать. Пригородные дороги тоже оказались достаточно хорошими. Впрочем, с каждым километром удаляясь от города, становились все хуже. Ям было все больше, а объезжать их все труднее. Периодически я не выдерживал, и высказывал все что думаю о политике, политиках, дорогах и всем что с этим связано. Когда увидел одно из последних видео Кузьмы Скрябина, которое он снял незадолго до трагедии, все его слова и выражения показались до боли знакомыми. Времена идут, а беды сохраняются. Но это было только начало. Лозоватку проехали нормально, сразу нашли нужный нам поворот. Витя, сидел на штурманском месте с картой в руках, и следил за дорогой. Дальше должен быть еще один поворот, и железнодорожный переезд, который мы никак не могли найти. И вот он появился на горизонте. Нашли, радостно подумал я и тут же повернул. И тут же услышал голос Шурика – А ты видел запрещающий знак? Оказалось, мы съехали на дорогу, ведущую к шахте или карьеру. Вообще, в Кривом Роге таких дорог много. И местные, зная что все спокойно, и сюрпризов ожидать не стоит, спокойно по ним ездят. Нам же, встречаться с охраной совсем не хотелось. Поэтому, недолго думая, развернулись и поехали дальше. Дороги становились все хуже, но по-прежнему, проходимы. И вот мы нашли тот самый переезд. Сразу после него, повернули на перекрестке и поехали дальше. Состояние трассы, говорило о том, что по ней мало кто ездит. Ямы, отсутствие какого-либо ремонта. На обочине, стояли машины – люди приехали собирать молодые орехи в посадках. Мы же уехали недалеко – когда путь преградили деревья, выросшие живым забором посреди дороги, пришлось остановиться и думать что делать дальше. Карта сыграла с нами злую шутку. Очевидно, составляли ее в те времена, когда дороги еще строили и ремонтировали. По ощущениям, не доехали совсем чуть-чуть. Что подтвердили местные жители, (те самые собиратели орехов) и подсказали дорогу. Надо было вернуться до перекрестка и ехать налево, затем, проехав мимо городской тюрьмы, ехать через город. Так мы осмотрели еще одну местную достопримечательность. С двухэтажными зданиями барачного типа, охранными вышками, и заборами с колючей проволокой. Последний поворот, и ловлю себя на мысли, что эту дорогу хорошо знаю. Теперь точно не заблудимся.
Мы были и в самом деле близко от Первомайского карьера. Проехав Терны, сразу выехали на нужную нам дорогу. Остановились, когда она закончилась у глиняной насыпи отделяющей цепь рукотворных гор, и дикую природу от цивилизованного мира. Прямо за ней была довольно узкая и опасная дорога. Слева экскаватором выкопана дренажная канава, метра два глубиной, а справа вплотную росли деревья. Аккуратно проехав опасный участок, заехали в дремучий лес. Было понятно, несмотря на то, что на земле дорога была еще видна, фактически она заканчивалась. Через минуту остановились на стихийной свалке, которых к сожалению, сейчас очень много. Груды бытового и строительного мусора. Горы битой плитки. И два неизвестно откуда взявшихся унитаза, поставленных местными юмористами. Здесь мы и остановимся, - сказал Витя. Моим же представлениям о дикой природе эта урбанистическая картина совсем не соответствовала. Оставив Витю охранять машину, мы с Сашей пошли на разведку места для ночевки. Долго ходить не пришлось. Совсем недалеко оказалась замечательная поляна с оборудованным кострищем. Там же притоптав траву, подготовили место для палатки. А машину поставили прямо среди деревьев. С дороги ни ее, ни наш лагерь было не видно. Лучшего места найти было просто невозможно! Устроившись на полене с бутербродами в руках, начали обсуждать дальнейшие планы. Время беспощадно уходило, и сегодня на отвалы решили не подниматься, а посвятить вечер отдыху. Гонка закончилась. Можно было расслабиться и получать удовольствие от пения птиц, шелеста листьев и треска кузнечиков. Напарники тут же побежали в магазин, который предусмотрительно заметили, пока ехали. Принесли еды, пива. Подумали и о развлечениях – купили две колоды карт. Разожгли костер, приготовили нормальный ужин и чай. Погода была сухой и теплой, компания хорошей – все получали удовольствие от уходящего дня. Старались хорошо отдохнуть, понимая, что завтра будет тяжелый день и потребуется немало сил. Когда совсем стемнело, спрятали от диких собак остатки еды в машину, и легли спать.
Проснулся в шесть утра. Солнце не взошло, но было достаточно светло. Валяться в палатке не имело смысла. Разжег костер, и поставил чайник. Тем временем, проснулись и остальные. Быстро позавтракав, закинули палатку в машину, начали искать дорогу на отвалы. Бегло осмотрев склоны, нашли небольшой овраг с растущими в нем деревьями. С него и начался наш путь наверх. Нижние горизонты отвалов сильно заросли. Деревья, кустарники, полевые травы и цветы. На рукотворность гор указывали только промоины, которые обнажали структуру из дробленых камней, различного размера. Но наша цель выше. Поднимались медленно, обходя опасные участки с осыпающимися из под ног мелкими камнями. Дорогу, по которой благополучно спустился прошлый раз, найти не удалось. Так что поднимались прямо по осыпям. Вот начали появляться мелкие кристаллы пирита, и небольшие щетки празема. Разгоралось желание попасть наверх как можно быстрее. Но после попыток забраться по кратчайшему расстоянию, поняли всю безрезультатность – поднявшись на пять-шесть метров, тут же сползаешь на два-три назад. Так что шли по естественным низинам и промоинам. Так гораздо безопаснее. Появилась и первая интересная находка – глыба, усеянная кристаллами пирита с побежалостью. Весила она килограммов десять, так что носить в рюкзаке такую тяжесть, да еще в начале дня, совсем не хотелось. Спрятал ее, и пошли дальше. (Надо сказать, обратно спускались по другой дороге и с полными рюкзаками. Так что забрать камень не было ни сил, ни желания. Будет ждать следующей экспедиции или станет находкой наших коллег-конкурентов. А их, судя по следам от зубил и кувалд, на огромных глыбах, здесь бывает немало) Дальше же произошел, его величество, случай. На краю обрыва, довольно большой камень привлек мое внимание. Чем, сразу не понял. Но решил подойти поближе и рассмотреть, чем же он меня так заинтересовал. Интуиция не обманула – большая полость, заполненная кристаллами аметиста, проходила прямо по центру глыбы. Теперь, предстояло поработать кувалдой. С одной стороны, бить интересный камень было жалко. Всегда существует возможность того, что расколется не так как надо. По спайности, трещинам, образовавшимся в результате взрыва, или естественного напряжения земной коры. Но забирать в таком виде было нереально и бессмысленно. Первые удары кувалды показали, что сомнения были хоть и обоснованны, но совершенно напрасны. Разбился он идеально, на четыре куска. Лишнюю породу оббить удалось тоже достаточно легко. Он и стал нашим первым настоящим трофеем. Каждый участник получил по образцу. Разложив добычу по рюкзакам, пошли дальше. И вот мы наверху. Можно немного отдохнуть и сфотографироваться. Внизу, как на ладони трубы и отстойники северного ГОКа, и соседний Анновский карьер. Сделав несколько фотографий, пошли дальше в глубь отвалов. Здесь нас ждал еще один сюрприз. Прямо перед нами лежал большой кусок хлоритового сланца с кристаллами горного хрусталя, поверх которых выросли крупные кристаллы празема второй генерации. Что интересно, поверх этих кристаллов росли маленькие игольчатые кристаллы празема. Часть кристаллов была повреждена, но и в таком виде, образец представлял безусловный интерес. Раскололся он не так удачно как первый. Зато мелких, но довольно приличных щеток получилось не меньше десятка. В рюкзаки уже ничего не собирали. Уложили «улов» на видном месте, и пошли дальше. Сюрпризы закончились. Началась рутинная работа. Поиск, сбор, сортировка, работа с кувалдой и зубилом. И дальше по кругу. Надо сказать, отвалы представляют собой не только кладовую минералов, но и музеи под открытым небом. В некоторых случаях, отбить кварцевые щетки невозможно, не смотря на огромное желание. А ломать камень просто так, не имеет смысла. Остается только окинуть его восхищенным взглядом, сфотографировать, (если есть возможность) и идти дальше. Впрочем, и относительно доступных щеток тоже хватало. К полудню вышли на противоположную сторону отвалов. Карьер, с трудягами БелАЗами, открылся во всей красе. Полюбовавшись видом, решили вернуться к нашим камням. Из интересного, попался кусок сланца с кристаллами пирита и необычным волокнистым минералом семейства амфиболов. Раскололся он на два куска. И кристаллы кварца, имеющие необычный для этих мест, голубоватый оттенок. Попалась и огромная глыба сланца с аметистовой жилой. Но колоть ее не имело смысла. Кроме склада и музея, отвалы являются свалкой, куда выбрасывают все ненужное. В один прекрасный момент мы обнаружили старые шины от БелАЗа. Саша решил сфотографироваться и удобно устроился в одном из них. После непродолжительного обеда, поев бутербродов и печенья, продолжили поиски. Внезапно взвыли сирены воздушной тревоги. Я отнесся к этому спокойно – отвалы все равно бомбить никто не будет. Да и спрятаться можно в любом момент. А вот у компаньонов на лицах читалось удивление, а так же желание выкопать норку среди камней и спрятаться там. Все-таки людям, родившимся и выросшим в мирное время неприятна война, и все что ей сопутствует. Как выяснили позже, это была проверка систем гражданской обороны во всем Кривом Роге. Больше нас не беспокоили. А между тем, солнце грело все сильнее. Работать на жаре совсем не хотелось. Рылись в тени огромных валунов, потом устроили еще один обед. Решили потихоньку спускаться в лагерь. Дольше оставаться на верху смысла не было. Камня было как раз столько, сколько мы могли унести. Шли, по пути собирая свои заначки. И вот последние камни упакованы, мы готовы к спуску. Маршрут, учитывая тяжелые рюкзаки, будет достаточно легким. Надо преодолеть только один крутой спуск на самом верху. Я шел впереди, в полный рост, спускаясь под углом к обрыву. Следом за мной шел Саша. Не имея опыта, он шел достаточно уверенно. Витя, у которого к тому времени с непривычки разболелось колено, спускался на пятой точке. По дороге шли гораздо быстрее. Еще минут сорок хождения по нижним горизонтам отвалов, и мы вышли к нашему лагерю. Сказать что все устали – ничего не сказать. Начали с того, что побросали рюкзаки и дали себе отдышаться и прийти в себя. Тяжелая часть этого дня закончилась. Можно отдохнуть. Достал из рюкзаков находки. По очереди сходили в магазин. После печенья и бутербродов, хотелось разнообразия. Купил хлеба, колбасы и кваса. Ужин получился великолепным. После ужина стол превратился из обеденного в карточный. Так за разговорами и прошел остаток дня. Вечер был теплым и безветренным. Палатку ставили, когда солнце уже садилось. Ответ на вопрос, что будем делать завтра, решили отложить до утра.
Всю ночь шел дождь. Но мы, уставшие за прошедший день, спали все как убитые. Утром, на рассвете, не нарушая установившуюся традицию, я вылез из палатки. Дождь закончился, тучи ушли на запад, оставив после себя редкие облака. Ярко-оранжевое солнце только начинало выходить из-за горизонта. Не смотря на сырость, было непривычно тепло. В палатку возвращаться не хотелось. Да и снаружи было чем заниматься - собрать дрова для костра, достать из машины продукты для завтрака. После которого, предстояло принимать решение о наших дальнейших действиях. Когда костер загорелся, остальные уже проснулись и вышли из палатки. По быстрому накрыли наш импровизированный стол. Завтракали не торопясь, понимая что момент истины приближался с каждой минутой. Уезжать не хотелось. С другой стороны, еще один сложный подъем осилили бы не все. И самое главное, у нас появлялся шанс попытать счастья на отвалах Петровского карьера. Единогласно решили ехать. Снова уложили палатку в багажник, собрали рюкзаки, инструмент и мы готовы ехать. На нужную дорогу выехали не стразу. Карта в очередной раз пошутила над нами. Вместо уже знакомой трассы ведущей в Петрово, выехали к еще одному въезду в карьер. Сразу же развернулись, и через несколько минут перед нами показались трубы северного ГОКа. Состояние дороги было хорошим, и уже через час мы были под отвалами в Петрово. Интересно, что в прошлой поездке видеть дорогу у меня возможностей не было. А теперь мы оказались как раз в той точке, куда три месяца назад нас привез Тарас. Место тогда мы хорошо проверили, и делать это второй раз не хотелось. Позвонил нашему другу, и он сказал, что есть и другие отвалы, которые можно проверить. А чуть позже передал небольшое количество имеющихся в наличии минералов. Дорогу нашли быстро. Объехав карьер по бетонной дороге, нашли свежие, не заросшие овалы. До обеда мы должны были изучить их содержимое. Переоделись и выдвинулись в путь. Как и планировали, обошли довольно большую территорию. Забегая вперед, скажу, что и в этот раз Петрово нас не впечатлило. Нет, без находок мы не остались. Нашли несколько гранатов, эпидот в кварце, пириты, симпатичные пегматиты, являющиеся визитной карточкой Петровского карьера. С остальными находками сложнее. Диопсиды, эгирины с знаменитым оранжевым кальцитом сейчас не добывают. Есть они только в старых отвалах. С кордиеритом ситуация похожая. Найти его можно только старых отвалах. И то, если повезет. С гранатами еще хуже – отвалы в которых попадались интересные находки, просто засыпали. И теперь они не доступны. Между делом, осматривали местность. Мое внимание привлекла дикая груша, внешне похожая на яблоню. Плоды оказались вполне съедобны. Имели кисло-горький вкус, но состояли из семечек и кожуры. И мало напоминали привычную нам грушу. К двум часам почувствовали усталость и сделали перерыв. Устроились на поляне в посадке под высоковольтными линиями. Место неплохое, но оставаться здесь на ночь не хотелось. У нас остался один день, и запланированная поездка в единственное на Украине месторождение розового кварца в Шолохово. К тому же, бензина в баке оставалось мало. Рисковать не хотелось, надо было обязательно заправиться. Чтобы выиграть больше времени решили не ждать, и собравшись как можно быстрее ехать. Заправку нашли уже в Тернах. Там же, Витя с Сашей нашли магазин. И пока я сидел в машине, купили еды для ужина. Теперь в Кривом Роге нас ничего не удерживало, и можно было выезжать на объездную дорогу и ехать в сторону Орджоникидзе. Попали на нее не сразу. Пропустив поворот, поехали в сторону Девладово. Возможно, ошибка была не случайной. Место и в самом деле интересное. Но на сегодня у нас другие планы. Вот он нужный поворот, и мы на объездной дороге. Впечатление от нее оказалось, мягко говоря, неоднозначным. Дорога очень хорошая, но местами имеет участки по пятьдесят-сто метров полностью разбитые. На одном из них вовремя не заметил яму, машина подпрыгнула и мы услышали ругань с заднего сиденья. Саша, как оказалось, перепрыгнул машину и набив себе небольшую шишку ударился о крышу. К счастью, больше настолько убитых участков дороги не было. Последний поворот, и мы выехали на трассу, ведущую нас к цели. Качество дороги приятно поразило. Можно было ехать на полной скорости. Как ни странно, обошлось без сюрпризов. Карта вела нас четко. И до берега Каховского водохранилища доехали без приключений. Они начались, когда решили сократить дорогу чтобы не ехать через Орджоникидзе. А поехать через Гранитное, Усть-каменку и Токовское. Идея была хорошей, но реальность внесла свои коррективы. Во-первых, поразили сельские дороги. На удивление, как асфальтовые, так и грунтовые они оказались отличного качества. С другой стороны, некоторые из них использовались промышленными предприятиями, остовы которых остались стоять как памятники индустриального прошлого. И теперь ушли в небытие вместе с построившими их предприятиями. Но правильно говорят – язык и до Киева доведет. Местные жители объяснили нам, куда и как ехать, и дали ориентиры. Когда подъезжали к Шолохово, солнце уже зашло. На небе были удивительно красивые узоры. Не выдержав, я остановился и сделал несколько фотографий. Немного не доехав до вышки мобильной связи, последнего ориентира, увидели старый заброшенный карьер. В принципе, можно было остановиться на ночь в нем. Но путь нам преградил черный дым. Кто-то поджег сухую траву, и теперь ехать туда было небезопасно. Через пять минут мы были в Шолохово. В последний раз спросили, как проехать к дамбе, и через два квартала выехали на небольшую асфальтовую дорогу. Дамбы мы так и не увидели. Через пятнадцать минут с левой стороны дороги показался сад с большим железным забором и угрожающими табличками о возможностях и характере охраняющих его собак. До полной темноты оставалось несколько минут. То, что дамбу мы не увидим, уже все поняли. Задача была более важной – надо было выбрать место для ночевки. Свернули в посадку прямо напротив ворот фермерского хозяйства. Слева, только собрали пшеницу. С другой стороны, было поле с подсолнечником. Проехав метров триста, увидели в посадке небольшой пустырь. Места хватало как раз чтобы поставить машину и палатку. А о большем, мы и не мечтали. Костер решили не зажигать, да в этом не было смысла. Еды, которую купили, выезжая из Кривого Рога, хватало с запасом. Палатку ставили уже в темноте. Как оказалось, мы были не одни. Рядом была лисья нора и нескольких метрах от нас, постоянно кто-то шуршал. Коллеги тут же назвали невидимых жителей чупакабрами. Но на свое, или наше счастье, близко они не подходили. Предпочитали держаться от нас на расстоянии.
Утром проснулся от методичного стука по дереву. Так впервые в жизни услышал, как работает дятел. Наши соседи, «чупакабры» уже успокоились. Видимо, как и все ночные хищники залегли спать. Мне же спать совсем не хотелось, а делать было нечего. Костер зажигать в этот день не планировали. Вообще-то, я люблю погулять, особенно перед сном. Особенно, после тяжелого дня. В Крыму, Евгений постоянно беспокоился как бы я не заблудился на Карадаге или в Челядиново. Это утро не стало исключением, и я отправился на прогулку. Было интересно где же мы оказались. Почти на всех полях росли подсолнухи. Вечером, Саша очень обрадовался, предчувствуя возможность погрызть семечки. Реальность оказалась немного иной. Подсолнухи видимо, выращивались для масла, и семечки были мелкими. Подобрал один наиболее спелый, на мой взгляд, подсолнух и пошел дальше. Поля до самого горизонта. Ничего не указывало на наличие здесь воды или дамбы. Разве что небольшое болото, поросшее камышом, находившееся в низине среди полей. Росли там и две дикие груши. Плоды их были намного крупнее вчерашних, но изнутри совершенно гнилые. Так что пробовать желания не возникло. Вернулся в лагерь. Разбудил остальных. Желания вставать ни у кого не было, но спать больше было нельзя. Время стремительно уходило. Позавтракали бутербродами с тушенкой, сложили палатку и поехали в Шолохово, чтобы узнать дорогу. Как объяснили, мы просто пропустили нужный поворот и вместо этого уехали далеко от водохранилища. Через пятнадцать минут, что-то блеснуло на горизонте. Вода! Еще через несколько минут показалась и дамба. Вышли осмотреться. Дамба достаточно широкая. Но ездить по ней нельзя – со всех сторон обнесена забором. Левее вниз уходит грунтовая дорога. В стороне от нее видны обнажения розовых пегматитов. И чем ниже, тем больше размер камней. Внизу протекает речка метров десять шириной, поросшая камышом. По берегам ее были луга, заросшие яркой зеленой травой. На противоположном берегу, паслось стадо коров. Там же, в сторону дамбы, начинался каньон.
Поставив машину в посадке, чтобы хоть как-то уменьшить нагрев от яркого солнца достали рюкзаки с инструментом, фотоаппарат, и пошли вниз. Природа оказалась дикой и живописной. Пройдя через небольшой заболоченный участок вышел на твердое скальное основание из розовых пегматитов. Из них, а так же различных гранитов были пороги и перекаты, беспорядочно разбросанные в центре реки. Возле дамбы, круто уходили вверх скалы из розового пегматита. Деревья с неизвестными красными ягодами. Хорошо просматривается и сама дамба. Через которую и сбрасывается вода из водохранилища, с характерным шумом вылетая из трубы. Противоположный берег снизу густо зарос лесом, метров на семьдесят вертикально поднимался над рекой. Примерно в середине карьера была видна выработка, явно техногенного происхождения. Сверху просматривались участки ярко розового цвета. Это единственное место, где мог быть интересующий нас розовый кварц. Или не единственное? Помог с ответом на этот вопрос Сан-Саныч. Нам надо было попасть именно туда – на вершину каньона. Сделать это оказалось не так просто. Местные жители, рассказали нам о нескольких дорогах с мостами. Правда, смотрели косо. Видимо, считали нас кем-то вроде черных копателей. Первый мост оказался совсем рядом. Небольшой, деревянный и очень старый. Пешеходов и велосипедистов он еще выдержит, а проехать было нельзя. Идти пешком, без машины не имело смысла. Оставалось вернуться в Шолохово, проехать мост и свернуть в поля, в сторону водохранилища. Через час, выехали к другой стороне дамбы. Дальше место совсем дикое. Ехать приходится прямо по степи. Но это не чувствуется. Грунт на удивление ровный. Остановились рядом с кустами дикого шиповника. Повсюду следы взрывных работ – куски белого и розового кварца. Но это в прошлом. Вблизи дамбы, любые взрывные работы запрещены. Работать можно только кувалдой и зубилом. Розовый кварц находится в центре жилы. И представляет собой монолитные блоки, отбить которые почти невозможно. Почти везде есть следы от ударов, в результате которых, отбились лишь небольшие кусочки снаружи. Отколоть большие куски удается немногим. Мое внимание привлек небольшой участок, окрашенный в зеленый цвет. Витя остался наверху, а мы с Сашей спустились вниз. Около часа ушло чтобы раскрыть трещину. Еще час забивал все имеющиеся зубила и пику. Еще через какое-то время стало ясно, что их заклинило окончательно. Забить дальше или вытащить невозможно. Руки тоже устали. Обед поднял настроение, да и сил прибавилось. К тому же, я вспомнил, что в машине есть еще два зубила. Именно они изменили безвыходную ранее ситуацию в нашу пользу. Через полчаса первый кусок кварца упал к нашим ногам. Работа пошла быстрее. Еще полтора часа и у нас уже было достаточно камня. Каждый выбрал себе образец в коллекцию, и приступили к погрузке машины.
Обед не готовили. Есть уже хотелось, но решили, что будет лучше остановиться в каком-нибудь относительно цивилизованном кафе. Что интересно, ни в Шолохово ни в Орджоникидзе мы ничего так и не нашли. Возвращение в цивилизованный мир напомнило о себе большим количеством людей с оружием и в камуфляже. На мостах, железнодорожных станциях. Немного поплутав, нашли нужную дорогу. Возвращаться через Кривой Рог не хотелось. А может быть дорога через Херсон лучше? Думали мы. Насыпная дамба Каховского водохранилища, по которой проходила дорога, а точнее ее полное отсутствие, позволяла ехать не быстрее пешехода. Но через несколько километров дорога стала лучше. Есть хотелось все больше, так что смотрели по обочинам в поисках какого-нибудь кафе. Недалеко от Херсона нашли одно, но меню, да и отношение к клиентам нам не понравилось. Поехали дальше. Через час под Николаевом обнаружили небольшой городок, построенный на трассе, с магазинами, гостиницами и кафе. Остановились у одной из них рядом с надписью «VIP зал» Но зайти не успели. Ребята с радостными лицами потянули меня через дорогу. Там было небольшое и недорогое кафе. Заказав обед, можно было отдохнуть от напряжения накопившегося за время поездки. С огромным удовольствием поедали двойные порции пельменей, картошки с куриной отбивной. И делились впечатлениями. Было очевидно, несмотря на состояния цейтнота, которое постоянно напоминало о себе, поездка удалась. И чувство, что мы обязательно вернемся. До новых встреч, Кривбасс! В Одессу вернулись к полуночи, поставили машину и отправились спать.
Игорь Кравченко 8.03.2015
Свидетельство о публикации №218020400027