Гори, гори, моя звезда. Общий файл

Иллюстрация из интернета. Спасибо автору

Один из моих любимых романсов - "Гори, гори, моя звезда". Впервые я услышала его, когда ещё была девочкой с двумя косичками. Помню, что мелодия мне понравилась, а слова... Я была слишком маленькой, чтобы проникнуться глубиной этих слов.

Прошло несколько лет, я стала старше. Помню, что прослушав этот романс в исполнении Бориса Штоколова, была потрясена. Конечно, и тогда я ещё не могла полностью понять глубину слов, их невероятное слияние с музыкой. Но почувствовала, как прекрасен этот романс, как он близок моему сердцу. С тех пор я часто слушаю его в исполнении разных певцов.

Вчера случайно нашла в интернете статью, в которой упоминаются практически все исполнители романса "Гори, гори, моя звезда". Меня поразил внушительный список, многие имена были мне незнакомы. Возможно, именно поэтому возникла идея написать об этом романсе, его авторах и исполнителях.

Долго размышляла с чего начать, о каком исполнителе рассказать раньше, а о каком позже. Решила, что будет правильно начать с авторов музыки и слов романса. А затем, придерживаясь алфавитного порядка, написать обо всех певцах, включивших этот романс в свой репертуар. Лично я за демократию и уверена, что в искусстве (и в жизни) все равны, каждый делает то, что может в меру своего таланта.

И ещё. Сразу хочу предупредить, что в мои планы не входит просветительская деятельность. Уверена, что на сайте "Проза.ру" есть те, кто знает об этом романсе, о его авторах и исполнителях намного больше, чем я. Просто хочется рассказать о своих личных впечатлениях. Буду рада всем откликам с вашими замечаниями, уточнениями и дополнениями.

Авторы романса "Гори, гори, моя звезда":
Музыка - Пётр Булахов, Слова - Василий Чуевский.
Романс был написан в 1846-ом году.

Композитор Петр Петрович Булахов родился и вырос в творческой семье.
Его отец - выдающийся русский певец Пётр Александрович Булахов.
Младший брат - артист и оперный певец Павел Петрович Булахов, автор музыки к нескольким романсам.

Пётр Петрович Булахов был тяжело больным человеком, прикованным к инвалидному креслу. Тяжело ему было не только физически, но и морально. Он не имел возможности официально жениться на своей гражданской жене и дать свою фамилию детям. Его биологическая дочь Евгения Ивановна Збруева - оперная певица, вокальный педагог и музыкально-общественный деятель вынуждена была всю жизнь носить фамилию и отчество совершенно чужого ей человека (легального мужа своей матери).

Семья жила очень бедно, а через несколько лет они потеряли всё своё имущество во время пожара. Последние годы композитор и его семья провели в подмосковном имении графа Шереметева. На смерть Петра Булахова откликнулись все крупные газеты России. Похороны взяла на себя Московская Консерватория.

Лично мне удивительно, что человек с такой нелёгкой судьбой сочинял светлую музыку, которая дарила и продолжает дарить людям радость. Например, в мелодии романса  "Гори, гори, моя звезда" нет надрыва, нет трагедии, она звучит спокойно и жизнеутверждающе.

Романсы Петра Булахова исполняли со сцены, в великосветских салонах, во многих богатых и не очень богатых домах. Благодаря такой популярности они сохранились и дошли до нашего времени.

Об авторе слов романса "Гори, гори, моя звезда" Василии Павловиче Чуевском известно очень мало. В середине 1840-х годов он был студентом Московского университета. На его слова писали романсы Пётр и Павел Булаховы, Александр Дюбюк. До нас дошло более двадцати песен и романсов на слова русского поэта Василия Чуевского, но выходили они только в нотных изданиях, отдельного поэтического сборника не было.

В 1915-ом году новую жизнь романсу "Гори, гори, моя звезда" дал артист эстрады, оперы и оперетты Владимир Сабинин.
Он сделал современную аранжировку музыки, изменил несколько строк и записал романс на пластинку.
Так началась вторая волна популярности романса.

После революции и гражданской войны романс "Гори, гори, моя звезда" объявили белогвардейским. Распространились слухи, что его авторы или расстрелянный большевиками Николай Гумилёв, или белоэмигрант Иван Бунин, или адмирал Колчак.

В 1944-ом году вышла пластинка, где романс исполнял певец Георгий Виноградов. На её этикетке автором слов романса был назван В.Чуевский.

В 1950-х годах указывалось, что у романса «музыка и слова народные», а затем «музыка П.Булахова, слова народные»

Долгое время даже считалось, что автор слов неизвестен. "Потеря" автора стихов объяснялась отсутствием его имени в нотных изданиях. Однако каким-то чудом исследователям удалось найти ноты романса "Гори, гори, моя звезда" 1847-го года издания с указанием имён Петра Булахова и Василия Чуевского.

У романса "Гори, гори, моя звезда" запутанная и нелёгкая судьба.
Но преодолевая все препятствия, он нашёл и продолжает находить свой путь к сердцам многих тысяч людей.


Валерий Агафонов

Эта ссылка на романс "Гори, гори, моя звезда" в исполнении Валерия Агафонова.
https://www.youtube.com/watch?v=5FJGneMFs3k

Скажу откровенно, что имя этого певца - исполнителя русских и цыганских романсов и песен было мне совершенно незнакомо. Решила узнать, кто же был этот человек и вышла в интернет.

Валерий Борисович Агафонов родился 10-го марта 1941-го года в Ленинграде.
Его отец погиб на фронте. Семья пережила ленинградскую блокаду.

После войны окончил ремесленное училище, работал шлифовщиком на заводе, учился в школе рабочей молодежи.

Любовь музыке, к пению, к театру не давала ему покоя, хотелось быть поближе к искусству и oн поступил рабочим сцены в учебный театр Ленинградского театрального института, потом работал там осветителем, радистом.

И стал вольнослушателем в классе профессора, народного артиста СССР Василия Васильевича Меркурьева.

Тогда же проявились его способности к живописи, посещал мастерскую профессора Мыльникова.

Общение с большими мастерами стало "его университетами", он приобрел вкус к настоящему искусству.
Участвовал в художественной самодеятельности, увлекался поэзией.

Но уже тогда он мечтал о своих выступлениях с романсами на сцене.

Участие в просмотре в "Ленконцерте" ни к чему не привело, чиновники посоветовали ему сменить репертуар и петь советские песни.

Но он хотел исполнять только романсы! Первыми подмостками певца стала не концертная сцена,  а ресторанный зал гостиницы "Астория".

Он всегда с легкостью схватывал все, что доводилось услышать. Например, у певцов-цыган перенял характерную для таборных песен манеру исполнения и пел эти песни естественно и органично.

В "Астории" Агафонова услышал руководитель цыганского ансамбля и пригласил в свой коллектив. С цыганами Агафонов гастролировал по всей стране.

Но по-прежнему его больше всего влекла русская поэзия и романс. И он поступил в Алтайскую филармонию в Барнауле.
Там он выступал с исполнением русских романсов.

Затем уехал в Вильнюс, служил актёром Русского драматического театра.

Снимался в фильмах «Путина» и «Личной безопасности не гарантирую…».

Валерий Агафонов вместе со своей женою Еленой Бахметьевой, филологом по профессии, подготовили оригинальную концертную программу под названием "Гори, гори, моя звезда", и с огромным успехом выступали с ней по литовским городам.

С 1980-го года он артист Ленконцерта, постоянно расширяет свой репертуар, совершенствует мастерство.

Однако большая сцена была по-прежнему не для него. Выступал певец в основном в пригородных домах отдыха и санаториях. Тогда же была сделана первая запись романсов в его исполнении на радио.

Аккомпанируя себе на гитаре, он умел создать атмосферу особой сердечной интимности, пел негромко, будто обращаясь лично к каждому из слушателей.

Кстати, игре на гитаре он никогда не учился. Не зная нот, подбирал аккорды на слух, и лишь многолетней ежедневной работой, упорным стремлением к совершенствованию добивался выразительного, высокохудожественного звучания инструмента.

Вот, что писал об этом писатель Борис Алмазов:

"Более одаренного человека, чем Валерий Агафонов, я не встречал! Казалось, он все умел от природы только кое-что подзабыл в ежедневной суете. Так он самостоятельно виртуозно освоил гитару, играя на ней не только романсы, но и "Лунную сонату" Бетховена. Самоучкой, по слуху, исполнял на фортепиано музыкальные произведения Шуберта и Шопена."

В пении Валерий Агафонов видел весь смысл своей жизни. Он мог петь в любое время дня и ночи для любой аудитории.
Даже в моменты обострения болезни (у него был порок сердца), как только становилось чуть-чуть легче, он требовал неразлучную свою гитару и пел для пациентов и докторов. Своей любовью к русской музыке и поэзии он хотел поделиться со всеми.

Писатель Борис Алмазов рассказывал:

"На что он жил неизвестно. За вещи он не держался, то есть признавал их объективную ценность, но не соотносил их со своей необходимостью. А вот для чего он жил, было ясно с первой секунды, как только начинал звучать его необыкновенный, глубокий и страстный голос, когда рождались романсы на той редкостной ноте, которое делает исполнение Агафонова безупречным, классическим..."

5-го сентября 1984-го года певец Валерий Агафонов шёл на свой очередной концерт. Прямо на улице, вблизи Московского вокзала, у него случился сердечный приступ, и он скоропостижно скончался. Ему было 43 года.

Творческая судьба исполнителя старинных романсов Валерия Агафонова сложилась непросто. Широкое признание его искусства пришло тогда, когда певца уже не было в живых.

По Ленинградскому, а затем и по Всесоюзному радио прозвучали передачи, посвященные его памяти.

На фирме «Мелодия» в 1985-ом 1991-ом годах было выпущено пять дисков с записями романсов в исполнении Валерия Агафонова. С 1998-го по 2005-ый год было выпущено шесть CD певца.

О Валерии Агафонове созданы два документальных фильма:
«Петербургский романс» (1989-ый год) и «Порог сердца» (2007-ой год).

В 2000-ом году в Санкт-Петербурге на доме, где жил певец (Моховая улица, дом 32) была установлена мемориальная доска.

"Я считал, что Валерий жизнь свою истратил на то, чтобы угробить свой талант, но талант был так огромен, что жизнь кончилась раньше... Валерий был сложным человеком и быть рядом с ним было непросто. Но вот он брал гитару, прикрывал свои огромные глаза - и рождалось то, ради чего он жил, ради чего ему многое прощали близкие и друзья... У него делалось другое лицо, стирались черты повседневности - и являлась душа". (Алмазов Борис Александрович - советский и российский бард и писатель, член Союза Журналистов СССР, член Союза Писателей СССР).

"Слово "мастерство" как-то не вяжется с тем, что слышишь в этих записях. Это поет само сердце, открытое, нежное, удивительно чистое и доброе". (Заслуженная артистка РСФСР Евгения Владимировна Лисецкая)

P.S. В мои планы не входит просветительская деятельность. Уверена, что на сайте "Проза.ру" есть те, кто знает о Валерии Агафонове и о его творчестве намного больше, чем я. Просто хотелось рассказать о своих личных впечатлениях. Конечно, мне будет очень приятно, если читатели найдут для себя в моём рассказе что-то новое и интересное.


Анатолий Александрович

Хочется напомнить ещё об одном исполнителе романса "Гори, гори, моя звезда". Это Анатолий Александрович.
Даю ссылку на романс "Гори, гори, моя звезда" в его исполнении:
http://kkre-48.narod.ru/aleksandrovich-a/ggm.mp3

Анатолий Константинович Александрович родился 13-го декабря 1922-го года в Петрограде. После окончания средней школы подал заявление и был принят в военно-инженерное училище. Вскоре началась война.

В августе 1942-го года Анатолий вместе со своей 40-ой гвардейской стрелковой дивизией оказался под Сталинградом. Однажды поступил приказ - взять высоту. Вперед двинулись ночью, без артподготовки. Сразу упал комбат. Анатолий Александрович принял на себя командование батальоном. Высоту взяли, потом отбили одиннадцать контратак.
Орден Красной Звезды напоминание про тот нескончаемый бой.

Во время сражения за железнодорожную станцию Обливская, откуда гитлеровцы воздушным путем продолжали перебрасывать боеприпасы окруженным солдатам Паулюса, он был в штурмовой группе, которая рванула прямо на пулеметы, и фашисты не выдержали, отступили.

Боевой орден Отечественной войны это память о битве за плацдарм на Немане, когда под огнем форсировали реку, и он вел вперёд своих автоматчиков.

Это только несколько эпизодов его военной биографии.

Октябрьской ночью близ пограничной реки Шешупе, недалеко от Кенигсберга, при выполнении боевого задания гвардии капитан, начальник полковой разведки Анатолий Александрович был тяжело ранен, потерял ногу.

Вспоминая пройденный путь, певец рассказал о своем первом сольном концерте, который дал зимой 1944 года в палате госпиталя, где лечился после ранения. Рядом с ним лежал летчик Леонид Кордонский, потерявший руку. Бывший тракторист, он очень переживал, что не сможет теперь сесть за руль трактора. Чтобы его подбодрить, Анатолий попросил медсестру раздобыть баян, кое-что подобрал на слух и начал петь песни.

Спустя много лет давал певец концерт в Московском доме офицеров. "Гляжу, - вспоминает он, - идет по центральному проходу человек и обнимает рукой огромный букет. Тут же я узнал Леню Кордонского! И так мы завели зал нашей встречей, что минут сорок не могли продолжать концерт. Леша закончил институт, стал инженером. И на всю жизнь запомнил, как пел я ему в госпитале "Сады-садочки, цветы-цветочки".

После демобилизации Анатолий Александрович окончил Рязанское музыкальное училище, вокальный факультет и аспирантуру Ленинградской государственной консерватории.

Принимал участие в спектаклях Оперной студии консерватории, был солистом оперы Академического театра оперы и балета имени С.М.Кирова, солистом-вокалистом Ленконцерта, затем Государственного концертно-филармонического учреждения "Петербург-концерт".

В его репертуаре были классические произведения, песни советских композиторов, русские романсы, в том числе "Гори, гори, моя звезда".

С 1990-го года занимался педагогической деятельностью.

Большую и славную жизнь подарила судьба фронтовику и певцу, народному артисту России Анатолию Александровичу.
Он дожил до глубокой старости, умер 6-го марта 2016-го года.

Я собирала материалы для рассказа о жизни этого человека и думала о многом. В двадцать лет он встретился с войной,
с атаками и контратаками, с кровью, с потерями боевых товарищей. В двадцать два года потерял ногу, остался инвалидом.
Но не сдался. Пел, учился, опять пел. Стоял на сцене, преодолевая боль. Пел, чтобы подарить людям радость и надежду. Несгибаемый был человек.

Рассказ хочется закончить словами самого Анатолия Константиновича Александровича:
"Такой тяжелой работы, как война, больше не было в моей жизни. Но мне повезло - остался живой, встретил любовь и нашел свое призвание. Ну а голос у меня многие-многие годы звучал по-молодому, потому что я никогда никому не завидовал."

P.S. В мои планы не входит просветительская деятельность. Уверена, что на сайте "Проза.ру" есть те, кто знает об  Анатолии Александровиче и о его творчестве намного больше, чем я. Просто хотелось рассказать о своих личных впечатлениях. Конечно, мне будет очень приятно, если читатели найдут для себя в моём рассказе что-то новое и интересное.


Владимир Атлантов

Даю ссылку на романс "Гори, гори, моя звезда" в исполнении Владимира Атлантова
http://kkre-19.narod.ru/atlantov/ggm.mp3

"Владимир Атлантов обладает уникальным голосом и большим художественным дарованием.
Мне не приходилось еще встречать драматического тенора такой красоты, выразительности, мощи, экспрессии."
(Георгий Свиридов, композитор, пианист, народный артист СССР)

Владимир Андреевич Атлантов родился 19-го февраля 1939-го года в Ленинграде, пережил войну и блокаду. Его родители были профессиональными певцами. Отец - Андрей Петрович Атлантов (1906—1971), солист Ленинградского Малого театра оперы и балета. Мать - Мария Александровна Елизарова (1897—1978), солистка Ленинградского Малого театра оперы и балета и Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова, заслуженная артистка РСФСР.

Вполне логично, что родители решили дать сыну музыкальное образование. В шестилетнем возрасте он оказался в хоровом училище им. М. И. Глинки при Ленинградской Государственной Академической капелле и планировал стать хоровым дирижёром. Шли годы. Преподаватели обратили внимание на хорошие вокальные данные Владимира. Перед ним открылись новые перспективы.

В 17-ть лет он набрался смелости и попробовал поступить в Ленинградскую Консерваторию. Именно в тот год там открывалось подготовительное отделение и его приняли. А через два года Владимир стал полноценным студентом Консерватории. Родители его всегда и во всем поддерживали, кроме того мама давала ценные советы в пении, ведь она была не только известной оперной певицей, но и замечательным педагогом.

В 1963-ем году он окончил Ленинградскую консерваторию и стал солистом Театра оперы и балета им. С. Кирова в Ленинграде. Два года стажировался в театре Ла Скала в Италии. В 1967--1988 годах был солистом Большого театра в Москве. Об этих годах Владимир вспоминает с доброй улыбкой:

"Судьба подарила мне возможность работать с такими выдающимися певцами, как Тамара Милашкина, Ирина Архипова, Галина Вишневская, Елена Образцова, Евгений Нестеренко, Юрий Мазурок и другими. Мои коллеги, выдающиеся личности и исполнители, украшали мою жизнь. Выступать вместе с ними было для меня честью."

«Он беспредельно талантлив, такие голоса, как у него, рождаются раз в сто лет. Володя – очень хороший партнер», - вспоминает народная артистка СССР Елена Образцова.

Имя Владимира Атлантова ставят в один ряд с лучшими тенорами мира – Пласидо Доминго, Лучано Паваротти.
Его голос по мощи сравнивали с Энрико Карузо, а по красоте звучания с Марио Ланца.
Сам Владимир Атлантов говорит, что никогда не стремился никому подражать.

Награды
1962 г. — II премия II Всесоюзного конкурса вокалистов им. М. Глинки.
1966 г. — I премия III Международного конкурса им. П. Чайковского.
1967 г. — I премия III Международного конкурса молодых оперных певцов в Софии.
1967 г. — IV премия Международного конкурса вокалистов в Монреале.
1967 г. — звание «Заслуженный артист РСФСР».
1971 г. — Орден Трудового Красного знамени.
1972 г. — звание «Народный артист РСФСР».
1967 г. — звание «Народный артист СССР».
1978 г. — Государственная премия РСФСР им. Глинки
1981 г. — Орден Трудового Красного знамени.
1987 г. — звание Каммерзингера Венской государственной оперы.

В 1988-ом году Владимир Атлантов уехал в Австрию. Выступал на лучших сценах мира - Ла Скала, Метрополитен-опера, Ковент Гарден, Парижская национальная опера, Венская государственная опера, театр Колон, в оперных театрах Берлина, Гамбурга, Мюнхена, Дортмунда, Барселоны, Рима, Вероны, Питтсбурга, Сан-Франциско, Токио, Нагасаки, Осаки.

Владимирa Атлантовa можно часто встретить в жюри музыкальных конкурсов, на мастер-классах для молодых вокалистов.
В начале сентября 2002-го года  Владимир Атлантов дал несколько мастер-классов в Санкт-Петербургской консерватории,
а также в Академии молодых оперных певцов при Мариинском театре. 15-го сентября 2002-го года он принял участие в концерте «Голоса России — великому городу», проходившем в рамках празднования 300-летия Санкт-Петербурга.

Елена Васильевна Образцова - советская и российская оперная певица, актриса, оперный режиссёр, профессор Московской консерватории рассказывала: «Все женщины были влюблены в Володю, он был очень хорош собой, обладал шармом».
А он выбрал одну женщину и на всю жизнь. Его жена - Тамара Андреевна Милашкина, знаменитая оперная певица, народная артистка СССР.

Когда Владимира Атлантова спросили:
- Кто ваш самый близкий друг?
Он ответил:
- Моя жена.
На вопрос:
- Ваше самое большое счастье?
Ответил:
- Тоже жена. И добавил:
- Мой брак с ней оказал сильнейшее влияние на всю мою жизнь, в том числе и на карьеру. Она помогала мне, давала ценные советы, была и остается моим самым лучшим другом. Она – моя настоящая вторая «половинка». Не только в благополучные, но и в трудные времена Тамара Андреевна всегда была рядом со мной. Мы всегда ценили домашний уют, гастроли нам не мешали. Дом как был, так и остается для нас «святым местом», куда хочется возвращаться.

Когда я прочитала эти строки, почувствовала белую зависть.
А ещё я вспомнила некоторых артистов, которые меняют жён и мужей со скоростью света. И пожалела их.

P.S. В мои планы не входит просветительская деятельность. Уверена, что на сайте "Проза.ру" есть те, кто знает о Владимире Атлантове и о его творчестве намного больше, чем я. Просто хотелось рассказать о своих личных впечатлениях. Конечно, мне будет очень приятно, если читатели найдут для себя в моём рассказе что-то новое и интересное.


Георгий Виноградов

Даю ссылку на романс "Гори, гори, моя звезда" в исполнении Георгия Виноградова.
http://kkre-22.narod.ru/vinogradov/gmz.mp3


После революции и гражданской войны романс "Гори, гори, моя звезда" объявили белогвардейским. Распространились слухи, что его авторы или расстрелянный большевиками Николай Гумилёв, или белоэмигрант Иван Бунин, или адмирал Колчак.
Георгий Виноградов был первым певцом, который по прошествии многих лет вспомнил, что слова для романса "Гори, гори, моя звезда" были написаны русским поэтом Василием Чуевским.

Георгий Павлович Виноградов родился в Казани 16-го ноября 1908-го года. Все дети в семье были очень музыкальны, обладали прекрасным слухом, но дать им музыкальное образование денег в семье не хватало. Все они пели в церковном хоре. Музыкальную грамоту и основы акапельного пения Георгий Виноградов получил именно там.

Весной 1931-го года он становится вольным слушателем Восточного музыкального техникума в Казани, изучает скрипку, затем альт, одновременно  учится на рабфаке. После его окончания Георгий поехал на учёбу в Москву, в Военную академию связи. Однако любовь к музыке, к пению победила, он ушёл из академии в оперную студию при московской консерватории.

Долгий, упорный труд принёс свои результаты - Георгий стал одним из лауреатов Первого Всесоюзного конкурса вокалистов, на который собрались лучшие певцы со всей страны. С 1937-го года он солист Всесоюзного радио.

В июне 1941-го года он по призыву явился в райвоенкомат. Неожиданно для Георгия комиссар военкома­та сказал: «А ты, Виноградов, пойдешь петь!» Георгий стал солистом отдельного образцово-показательного оркестра Наркомата обороны. Западный, Белорусский, Волховский, Брянский фронты... Концерты артистов проходили на передовых позициях. Часто орудийные раскаты, свист бомб и грохот взрывов звучали, как гроз­ный аккомпанемент к песням. В 1943-ем году Виноградов стал солистом Краснознаменного ансамбля песни и пляс­ки, выступал с концертами на многих фронтах, летал с группой артистов в блокадный Ленинград.

В послевоенные годы жизнь Георгия Павловича была тесно связана с коллективом Краснознаменного ансамбля песни и пляски. Концерты по всей нашей стране, гастроли в Европе, сольные выступления, опять гастроли...

В 1951—1963 годах Георгий Виноградов был солистом Всероссийского гастрольно-концертного объединения. В его репертуаре классические произведения русских и зарубежных композиторов, русские народные песни, песни советских композиторов. Кроме того, он работал на радио и на фабрике звукозаписи. Многие годы голос Виноградова звучал почти в каждом доме, в клубе, на площадях, лился из открытых окон. Были выпущены сотни пластинок - арии, песни, романсы.

Романсы всегда занимали особое место в творчестве Георгия Виноградова. Он включал их в свой репертуар и в мирные дни, и на фронте. Виноградов пел много известных, популярных старинных русских и цыганских романсов. По словам очевидцев они звучали классически чисто, без подделки под страдания, а с искренним волнением и трепетом.

Собирая материалы для этого очерка, я узнала, что на Виноградова и его отношение к романсам большое влияние оказал знаток старинного романса Николай Николаевич Кручинин. Скажу честно, что об этом музыканте раньше никогда не слышала, поэтому решила узнать, кто он такой и вышла в интернет. Сведения о нём нашла в Энциклопедическом музыкальном словаре, составленном советским музыковедом И. М. Ямпольским.

Оказалось, что Николай Николаевич Кручинин (настоящая фамилия Хлебников) родился в 1885-ом году в Москве,
в цыганской семье. Его дед в 50-60-х годах 19-го века был выборным старостой московских цыган, отец - Н. И. Хлебников,
в 80-е годы 19-го века управлял цыганским хором.

Игре на гитаре Николай Николаевич Кручинин обучался у своего дяди Хлебникова и у Николая Степановича Лебедева - аккомпаниатора знаменитой цыганской певицы Вари Паниной.

В 1907-17 годах Кручинин был артистом драматических театров, позднее Театра Корша. В 1917-ом году он организовал вокально-инструментальный цыганский ансамбль. Участвовал в музыкальном оформлении спектаклей - "Живой труп" Толстого (Московский театр им. Ленинского комсомола), "Бесприданница" Островского (Московский театр Ленсовета),
оперы "Станционный смотритель" Крюкова (Моск. оперный театр им. Станиславского).

Кручинин много раз слышал пение Виноградова и однажды предложил ему поработать вместе...

А потом был концерт в Большом зале консерватории. В первом отделении исполнялась популярная камерная музыка.
А во втором на сцену вышли Николай Николаевич Кручинин с гитарой в руках и Георгий Павлович Виноградов.

Зазвучали забытые прекрасные русские и цыганские романсы, полные лирики, грусти, нежности и простоты. Это был вечер «возвращения к романсу». Старинному романсу были вновь возвращены его чистота, лиричность и первозданность.

Романсы в исполнении Виноградова и Кручинина можно легко найти в интернете.
Я их с удовольствием послушала.

Хочу добавить, что среди огромного количества романсов, спетых Виноградовым, есть и малоизвестные романсы Аренского, Ляпунова, других композиторов. Певец говорил: «Всегда хотелось познакомить слушателей с редкими романсами классиков, дать возможность шире узнать наше музыкальное богатство, и жаль было, чтобы ушли в небытие сокровища мировой культуры».

В 1963-ем году Георгий Виноградов ушёл со сцены, преподавал во Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства. Своим ученикам, которые потом пели по всей стране, он запомнился требовательным и строгим педагогом.
А на вопрос, почему он больше не поет, Георгий Павлович отвечал: «Я навсегда запомнил совет моего старого учителя:
«Не забудь уйти со сцены вовремя! Помни, никто и никогда не споет так, как он пел в молодости!»

P.S. В мои планы не входит просветительская деятельность. Уверена, что на сайте "Проза.ру" есть те, кто знает о Георгие Виноградове и о его творчестве намного больше, чем я. Просто хотелось рассказать о своих личных впечатлениях. Конечно, мне будет очень приятно, если читатели найдут для себя в моём рассказе что-то новое и интересное.



Владимир Высоцкий

Была очень удивлена, когда услышала в интернете исполнение романса "Гори, гори, моя звезда" Владимиром Высоцким.
О своём отношении к нему несколько лет назад написала рассказ "Поэт, певец и гражданин".
Подумала и решила поместить его в этот обзор певцов, исполнявших романс "Гори, гори, моя звезда":

В нашей квартире часто звучали песни Высоцкого. Я до сих пор храню старенький магнитофон "Яуза" и много раз склеенные плёнки. Боюсь их окончательно испортить и слушаю песни Высоцкого, записанные на дисках, a плёнки и магнитофон храню, как память. Они достались мне от родных, которые впервые услышали песни Владимира Высоцкого в 1965-ом году. Песни сразу же зацепили струны души и вошли в их жизнь навсегда. Эту любовь они передали мне.

Несколько дней назад я слушала эти песни и мне пришла в голову идея попробовать написать о том, как будут относиться к песням Владимира Высоцкого через сто лет, в 2113-ом году.

                ***

Год 2113-ый. Июль месяц. Жара, духота. А тут вдруг выдались классные деньки. И как раз выходной, по случаю праздника - День Планеты Земля. Решили мы с друзьями собраться и это дело отметить.

Мы с Тоней, женой моей, купили и с вечера замариновали побольше мяса. Витёк c его второй половиной, Катей, купили зелёный лучок, укроп, петрушку. Не забыли помидоры, редиску, огурчики, домашнюю колбасу, сало.

Серёга и его невестa обещали принести солёные огурчики и грибочки, которые Ольга сама заготавливает. Она же обещала напечь пироги. А Ольга, к слову сказать, мастерица в этом деле. Серёга, с тех пор, как с ней познакомился, пирожки постоянно жуёт. Да и нам они частенько перепадают.

Живём мы хорошо. У всех свои дома, но хочется на природу. Поэтому на следующий день наша компания дружной гурьбой направилась в берёзовую рощу недалеко от дома. А там уже народу - тьма. Люди не дураки, тоже решили праздник отметить, некоторые уже успели мангалы разжечь. Аромат вокруг! Ну, мы с Серёгой и Витьком тоже своего маринованного барашка достали, на шампуры нанизали и жарить определили. А наши дорогие женщины тем временем закуску разложили. Красиво и аппетитно получилось!

Пока шашлык жарился, Витёк гитару достал, зазвенели струны... Хорошо поёт Витёк, с душой, мы подпеваем...
А тут и шашлык подоспел. Под такую закуску грех не выпить. В берёзовой роще пить не разрешают, но все пьют. Выпили за праздник, а потом и шашлыку должное отдали, и колбаске, и сальцу. Похрустели солёными огурчиками, отведали грибочки.

И тут Серёга вспомнил, что через несколько дней, 25-го июля, исполняется 133-я годовщина со дня смерти Владимира Высоцкого. Ну, мы, конечно, выпили, помянули нашего дорогого Володю, светлая ему память, настоящий мужик был. Витёк гитару настроил и запел песни Высоцкого.

Народ со всей берёзовой рощи сбежался. Кто-то просто слушает, а кто-то подпевает. Долго пели...
Постепенно люди начали расходиться.  Мы с Тoней пригласили друзей к себе домой. Ольга вспомнила про пирожки, Тоня поставила чайник.

Я достал из шкафа старинную, допотопную, много раз склеенную магнитофонную плёнку, подошёл и включил старенький магнитофон...

Конечно, технические достижения ушли далеко вперёд, и мы слушаем песни Высоцкого используя новую технику.
А старинные магнитофон и плёнка перешли ко мне по наследству от прадедушки, а ему - от его дедушки, который давным-давно, в семидесятых годах двадцатого века был на концерте и записал выступление любимого певца. Я берегу эти магнитофон и плёнку и включаю очень-очень редко, потому что для меня они не только память о Владимире Высоцком, но и о дедушке, и о прадедушке. 

Итак, я подошёл и включил старенький магнитофон.
В комнате зазвучал хрипловатый, до боли знакомый голос. Пел Владимир Высоцкий.

P.S. Не знаю, будет ли всё именно так. Но надеюсь, что люди будут жить хорошо, каждая семья будет иметь свой дом и всё необходимое. Уверена, они будут любить друзей, будут любить природу, будут слушать и петь хорошие, душевные песни,
в том числе те, которые пел Владимир Высоцкий.



Анна Герман

Я часто, особенно в трудные минуты жизни, слушаю романс "Гори, гори, моя звезда" в исполнении Анны Герман.
И на сердце становится теплей. https://www.youtube.com/watch?v=Y0mcrf0lWME

Трудно писать о людях, когда мало материала, но ещё трудней, когда материалов целые горы. Я прочитала много статей об Анне Герман. Уверена, что на сайте "Проза.ру" есть те, кто знает о её жизни и творчестве намного больше, чем я. Просто хотелось рассказать о своих личных впечатлениях. Конечно, мне будет очень приятно, если читатели найдут для себя в моём рассказе что-то новое и интересное.

*****

Удача улыбнулась Анне Герман сразу, как только она спела свою первую песню на прослушивании во Вроцлавской филармонии. Позади остались университет, факультет геологии, участие в студенческой художественной самодеятельности. Впереди было большое будущее певицы. Настоящую известность Анне Герман принесла песня «Танцующие Эвридики» на фестивале в Сопоте.

В 1964-ом году она впервые приехала на гастроли в Советский Союз.
На сцене стояла высокая, стройная, белокурая, сероглазая, красивая молодая женщина и пела прекрасные песни. Чудесный голос, молодость, красота. Со стороны казалось, что это счастливая женщина, что у певицы нет и быть не может никаких проблем. Но это было совсем не так. Непростая и нелёгкая жизнь Анны Герман начиналась именно здесь.
Она родилась 14-го февраля 1936-го года в СССР, в городе Ургенче, Узбекской ССР.

Мать Анны Герман работала учительницей немецкого языка. Она происходила из меннонитов. Меня заинтересовал вопрос, кто такие меннониты. Оказалось, что меннонитство возникло в 1530-е годы в Нидерландах. В основе вероучения меннонитов лежат идеи неприменения силы и непротивленчества - принципиальный пацифизм. Во второй половине XVIII-го века группы меннонитов отправились в Российскую империю по приглашению Екатерины II.

Отец Анны - Евгений Герман был потомком немецких переселенцев, работал бухгалтером на хлебозаводе. В 1937-ом году он был арестован по обвинению в шпионаже, осуждён на 10 лет без права переписки и расстрелян. В 1957-ом году посмертно реабилитирован. Но Анна не знала о судьбе отца и долгие годы мечтала его найти. Лишь в 1973-ем году она случайно во время гастролей встретилась с его братом и сестрой. Её первый вопрос был об отце, но они тоже ничего не знали о судьбе своего брата.

В 1939-ом году, не дожив до двух лет, умер младший брат Анны - Фридрих.
Анна вместе с семьёй жила в разных городах - Ташкент, Новосибирск, Красноярск, Джамбул... В 1943-ем году Ирма Мартенс вышла замуж за офицера Войска Польского. В 1946-ом году, когда Анне Герман было десять лет, она вместе с мамой и бабушкой переехала на постоянное жительство в Польшу. Они должны были начинать жизнь с начала - искать работу и жильё, учить незнакомый язык и обычаи страны.

Прошли годы. Мама работала, Анна училась в школе, затем в университете, встретила свою любовь - Збигнева Тухольского, стала известной певицей, в СССР была выпущена её первая пластинка.

В 1967-ом году Анна поехала в Италию по контракту. Все было, как в сказке. Она стала первой певицей из социалистической страны, которая участвовала в фестивале в Сан-Ремо. Ей посчастливилось петь в концертах вместе с Доменико Модуньо, Шер, Адриано Челентано, Далидой, Конни Френсис и другими суперзнаменитостями. Из Анны стали делать новомодную, «славянской внешности», звезду. Были записаны несколько пластинок, сняты клипы, она давала многочисленные пресс-конференции и интервью. Итальянские газеты пестрели фотографиями Анны Герман на первых полосах.

Казалось, судьба повернулась к Анне своей доброй, счастливой стороной, и всё плохое ушло из её жизни навсегда.
Но оказалось, что это совсем не так.

27-го августа Анна вместе со своим импресарио возвращались после концерта в Милан, и Ренато уснул за рулем.
Машину занесло в кювет. Анну выбросило через лобовое стекло, она упала на камни.

Мама и Збигнев сразу же приехали в Италию, чтобы быть рядом с Анной. Ее лечили в итальянских клиниках, а потом разрешили улететь в Польшу. У Анны были переломаны руки, ноги, позвоночник, были травмы головы. Надежда, что она выживет, была очень слабой. Несколько месяцев после аварии она была закована с головы до пят в гипс.

Анне очень хотелось жить и вернуться на сцену. Для этого надо было восстановить память и заново научиться ходить. Каждый шаг давался с огромным трудом, вызывал невыносимые боли, но она терпела. И нашла в себе силы писать книгу воспоминаний об Италии «Вернись в Сорренто», сочинять музыку на стихи польских поэтов и обдумывать новую концертную программу - ее авторское сочинение «Человеческая судьба».

Варшава, 1970-ый год. Дворeц науки и культуры. Концерт, посвященный освобождению Варшавы.
Когда на сцену вышла Анна Герман, весь зрительный зал встал и стоя аплодировал.

А потом были концерты в Польше, гастроли, новые записи, многочисленные пластинки...

В ноябре 1975-го года у Анны родился сын Збышек. Они с мужем оборудовали подвал, чтобы Анна могла репетировать, не мешая ребенку спать. Сделали там камин, поставили кресла, диван. Получилась музыкальная гостиная. Анна любила принимать у себя гостей. По воспоминаниям родных и друзей, ей нравились восточная кухня, вареная картошка с селедкой, соленые огурцы, пирожки с капустой и черный чай с лимоном. Алкогольные напитки она не употребляла.

Казалось, что всё плохое позади, но Анну ждали новые испытания. Она старалась не показывать, что плохо себя чувствует,
но выходить на сцену становилось все труднее, ей поставили страшный диагноз неизлечимой болезни.

Она умерла 25-го августа 1982-го года в Варшаве. Ей было сорок шесть лет. Тысячи варшавян пришли проститься с Анной Герман. Збигнев Тухольский остался верен своей единственной любви навсегда. Он сам воспитывал сына и ухаживал за престарелой матерью жены.

Проходят годы, а люди продолжают помнить Анну Герман, слушают и поют песни которые пела она.
В Польше, в Зелёна-Гуре, проводится Международный фестиваль им. Анны Герман «Танцующие Эвридики».
В 2003-ем году на площади Звезд в Москве появилась именная Звезда певицы Анны Герман.
В 2012-ом году вышел художественный фильм «Анна Герман. Тайна белого ангела».
Имя Анны Герман носит астероид 2519, открытый советским астрономом Т. М. Смирновой.

Звезда Анны Герман не погасла, она продолжает гореть, даря людям надежду.

P.S. В мои планы не входит просветительская деятельность. Уверена, что на сайте "Проза.ру" есть те, кто знает об Анне Герман и о её творчестве намного больше, чем я. Просто хотелось рассказать о своих личных впечатлениях. Конечно, мне будет очень приятно, если читатели найдут для себя в моём рассказе что-то новое и интересное.



Сергей Захаров

Даю ссылку на романс "Гори, гори, моя звезда" в исполнении Сергея Захарова
https://www.youtube.com/watch?v=v3Ms4a4mVrQ

Сергей Георгиевич Захаров родился 1-го мая 1950-го года, в Николаеве, в семье военнослужащего.
Затем отца перевели на космодром Байконур, где семья Захаровых прожила тринадцать лет.

Во время службы в армии Сергей был ротным запевалой. В 1971-ом году направлен в Москву для получения музыкального образования. Поступил в музыкальное училище имени Гнесиных. Позже Сергей рассказывал: "Я подрабатывал в ресторане «Арбат», пел с джазовым оркестром. Там меня услышал Утёсов. После одного из выступлений подошёл его директор: «Вы понравились Леониду Осиповичу!»".

Так Захаров стал солистом Государственного эстрадного оркестра под управлением Л. О. Утёсова. В 1973-ем году он перешёл на работу в Ленинградский мюзик-холл и перевёлся в Ленинградское музыкальное училище имени Римского-Корсакова.

Затем были победы на международных конкурсах:
1974-ый год — конкурс «Золотой Орфей» (Болгария), 1-ая премия.
1974-ый год — конкурс в Дрездене (Германия), 1-я премия.
1975-ый год — конкурс эстрадной песни в Сопоте (Польша), 1-я премия.
1976-oй год — конкурс «Братиславская лира» (Чехословакия), 1-я премия.

Он стал одним из самых популярных молодых исполнителей на советской эстраде. Одна за другой выходили пластинки, его приглашали на телевидение и радио. В музыкальном фильме «Небесные ласточки», он сыграл одну из ролей, работая вместе с такими актёрами, как Людмила Гурченко, Андрей Миронов, Александр Ширвиндт.

И вдруг... в 1977-ом году, в зените славы и признания, Сергей Захаров пропал. Оказалось, что он был осуждён за драку, заключениe отбывал в городе Сланцы.

Лично моё мнение, что иногда в жизни нужны остановки. И если не можешь остановиться сам, то тебя останавливает жизнь. Никогда не знаешь, что лучше, судьба не зависит от наших желаний. Возможно, Захарову нужна была остановка и именно на пике славы. Вероятно, это помогло ему многое понять. Сегодня он - член питерского «Фонда помощи заключённым».

Вернувшись из заключения, Сергей Захаров работал в филармониях разных городов России. В 1986-ом году состоялся его первый сольный концерт в концертном зале «Россия». Сольные программы певца были показаны по Центральному телевидению. В его репертуаре эстрадные песни, русские романсы, произведения Чайковского, Рахманинова, Глинки, Мусоргского, арии из оперетт. Oн побывал с гастролями в Великобритании, США, Германии, Австрии, Франции, Италии, Испании и в других странах мира.

В 1988-ом году Захарову было присвоено почётное звание Заслуженного артиста РСФСР, а в 1996-ом - почётное звание Народного артиста России.

Образцом для себя он считает Георга Отса:
«С ним я познакомился в 1970-е годы и с тех пор моё творчество проходит под знаком его благословения. Он, прожив большую творческую жизнь, ни разу не изменил себе ни в чём — само воплощение благородства и культуры».

Когда у Сергея спросили:
- Кто ваши друзья?
Он ответил:
- Не артисты! С ними очень скучно, все время нужно говорить об одном и том же - это неинтересно. У меня друзья, в работе которых я не понимаю, а они ничего не понимают в моей. Поэтому всегда есть темы для разговора, обо всем по-немножку. Встречаемся мы в основном у меня за городом, на рыбалке, или в баньку сходим, или за грибами.

Сергей женился, в юном возрасте, вот что об этом рассказывает сам певец:
"Алла - моя первая любовь, я ухаживал за ней с 14 лет. Все заглядывался, заглядывался на нее, а потом - женился. Мне было семнадцать. В Казахстане, где мы тогда жили, можно было выходить замуж с 16-ти, Алле как раз столько и исполнилось, поэтому у нас все и получилось. Она мой друг и любимая. Она обладает всеми теми качествами, которых мне не хватает.
Мне легко с ней в общении, она всегда появляется вовремя и в нужном месте, дополняя мою жизнь какими-то незаметными, но очень важными и нужными штрихами."

У Сергея и его жены Аллы есть дочь, внучка и внук. Они не пошли по стопам певца. Однако, это его не огорчает.
Он считает, что каждый должен заниматься своим любимым делом.

P.S. В мои планы не входит просветительская деятельность. Уверена, что на сайте "Проза.ру" есть те, кто знает о Сергее Захарове и о его творчестве намного больше, чем я. Просто хотелось рассказать о своих личных впечатлениях. Конечно, мне будет очень приятно, если читатели найдут для себя в моём рассказе что-то новое и интересное.



Сергей Лемешев

Даю ссылку на романс "Гoри, гори, моя звезда" в исполнении Сергея Лемешева.
https://www.youtube.com/watch?v=f2jXaZhmx2w

Народный артист СССР, оперный певец, режиссёр и педагог Сергей Яковлевич Лемешев родился 10-го июля 1902-го года в селе Старое Князево, Тверской губернии.

О Сергее Лемешеве можно найти и прочитать огромное количество статей. Мне не хочется пересказывать его подробную биографию, не хочется повторять сколько у него было официальных жён, сколько неофициальных романов. Не буду я рассказывать и о лемешистках, которые преследовали Сергея Яковлевича долгие годы. Моё личное мнение, что это не самое главное в жизни. Главным для него было искусство.

С теплотой вспоминает Сергей Яковлевич в своей книге «Путь к искусству» о матери, Акулине Сергеевне: «Мне запомнились долгие зимние вечера, когда мать со своими подругами сидела за пряжей, и они пели согласным, стройным хором. Тонкий, инструментально ровный голос матери поднимался над другими, звучал грустно и нежно».

А вот что он пишет об отце, Якове Степановиче: «Без песни я его не представляю. Пел отец всегда охотно, с большой душой. Голос у него был звонкий, красивый, да и сам он был, как теперь понимаю, очень красив. Выше среднего роста, широкий в плечах, с густыми русыми и пышными усами, он привлекал той открытой ясной красотой, которая так часто встречается в русском народе».

Однажды Сергей вместе с младшим братом Алексеем поехали в ночное, пасти коней. Развели костер, пели песни. Проезжавший мимо инженер Николай Александрович Квашнин сказал: “Ребята, да вы — тенора! Это же Божий дар, вам учиться надо! Приходите-ка завтра к моей жене, она вами займется”.

Евгения Николаевна Квашнина, окончившая когда-то Саратовскую консерваторию, прослушав пение братьев, сказала, что у Алексея голос сильный, настоящий драматический тенор, а у Сергея послабее, но зато своеобразнее, лиричнее и обаятельнее. А главное, Сергей действительно хотел освоить певческое мастерство. И вскоре он уже пел арию Ленского из оперы "Евгений Онегин". А его брат Алексей учиться не захотел и вернулся домой.

В декабре 1919-го года Сергей пешком направился в Тверь. В городе он переночевал у знакомых, а утром направился в клуб, рассказал, что пришёл из деревни и спросил нельзя ли ему выступить на концерте. И его мечта исполнилась. Он спел со сцены нескольких оперных арий и русские народные песни. Публика долго не отпускала его со сцены и просила спеть еще.

Культурная жизнь Твери была насыщенной. Здесь Лемешев впервые услышал выдающегося русского певца Леонида Витальевича Собинова, побывал на концерте Антонины Васильевны Неждановой. Время было трудное, шла гражданская война. На учёбу в Москву его направили только в 1921-ом году. Конкурс был огромный. Заниматься в Московской консерватории было нелегко, но он был влюблен в свою будущую профессию певца, которая казалась ему самой лучшей на свете, и продолжал упорно трудиться.

Мне было интересно узнать, что в это же время у Лемешева зародилась мысль о сольном концерте. Изба, в которой жила мать Лемешева, быстро становилась ветхой и непригодной для жилья. Концертный зал удалось получить бесплатно, а товарищи помогли распродать билеты. Концерт получился успешным, и Сергей построил новую избу для своей матери.

В 1925-ом году Лемешев окончил консерваторию, на экзамене он пел свою любимую партию Ленского. О том, что было дальше рассказывал он сам: «После консерватории я был принят в студию Станиславского. Под непосредственным руководством великого мастера русской сцены я приступил к изучению своей первой роли — Ленского. Полные юношеского горения, напутствуемые указаниями Станиславского, поощряемые его дружеским вниманием и заботой, мы начали изучение клавира Чайковского и романа Пушкина. Конечно, всю пушкинскую характеристику Ленского, как, впрочем, и весь роман, я знал наизусть и, мысленно твердя его, непрестанно вызывал в своем представлении, в своих чувствах ощущение образа юного поэта».

Именно эта роль принесла Лемешеву широкую известность и любовь зрителей. Он говорил: «Ленский целиком заполнил мою жизнь. Из моих более чем тридцати ролей эта — самая дорогая, любимая, самая большая радость моего творчества». А певица Людмила Зыкина рассказывала: «В сознание людей моего поколения Сергей Яковлевич вошел прежде всего неповторимым по своей задушевности и чистоте образом Ленского из оперы Чайковского „Евгений Онегин“. Его Ленский — натура открытая и искренняя, вобравшая в себя характерные черты русского национального характера».

Я нашла в интернете много фотографий артиста. Долго думала, какую из них выбрать в качестве иллюстрации к этому рассказу. Решила взять фото Сергея Лемешева в образе его любимого героя - Ленского.

В 1931-ом году Сергей Лемешев получил приглашение в Большой театр на ведущий репертуар. Дирижёр Большого театра
Б. Хайкин рассказывал: «Я встречался и выступал со многими выдающимися артистами разных поколений. Но среди них есть только один, которого я особенно люблю — и не только как товарища по искусству, но прежде всего как артиста, озаряющего счастьем! Это Сергей Яковлевич Лемешев. Его глубокое искусство, драгоценный сплав голоса и высокого мастерства, результат большой и упорной работы... Где бы ни появилась афиша, извещающая о концерте Лемешева, заведомо известно, что зал будет переполнен и наэлектризован...».

С интересом прочитала, что став солистом Большого театра, Лемешев попытался устроить судьбу своего брата Алексея.
В Большой театр, даже в хор, не принимали без специального образования. Однако незаурядные певческие данные Алексея Яковлевича Лемешева впечатлили дирекцию театра и его приняли в хор. К сожалению, будучи равным своему брату Сергею по природной одаренности, Алексей не обладал ни его целеустремленностью, ни его трудолюбием, ни его одержимостью искусством. Работая в Большом театре, Алексей тосковал, много пил, а потом взял и вернулся в деревню Князево.
Сергей Лемешев никогда не забывал своих родных и всю свою жизнь до самой смерти материально им помогал.

Кроме пения в оперных спектаклях Большого театра, Лемешев много трудился над исполнением камерного репертуара.
Он с гордостью отмечал, что ему удалось спеть все 100 романсов П. И. Чайковского, романсы М. И. Глинки, Н. А. Римского-Корсакова и других композиторов. С большим удовольствием, задушевно и сердечно пел Лемешев русские народные песни. Выступал он и как эстрадный певец, исполняя песни М. И. Блантера, Т. Н. Хренникова, Б. А. Мокроусова, А. Г. Новикова,
Н. В. Богословского...

На вопрос журналиста, в чем секрет его популярности, Лемешев ответил: «Конечно же, в народной песне. Меня, как певца воспитала народная песня, в которой отразились богатейшие черты русского народа, огромный мир его мыслей и чувств».

«С детства понятия «Родина» и «Лемешев» были для меня неразрывными - за ними вставали певец и жизнь его народа, наша русская культура… он пел душой народа, и народ признавал за ним право на эту высокую честь».
(Солист Большого театра Юрий Гуляев).

Сергей Яковлевич Лемешев умер 26-го июня 1977-го года в Москве.
В 1978-ом году в его честь был назван астероид (4561 Сергей Лемешев).

P.S. В мои планы не входит просветительская деятельность. Уверена, что на сайте "Проза.ру" есть те, кто знает о Сергее Лемешеве и о его творчестве намного больше, чем я. Просто хотелось рассказать о своих личных впечатлениях. Конечно, мне будет очень приятно, если читатели найдут для себя в моём рассказе что-то новое и интересное.


Борис Штоколов

Даю ссылку на романс "Гори, гори, моя звезда" в исполнении Бориса Штоколова:
https://www.youtube.com/watch?v=D524ucRm9Ic

Я уже рассказывала, что впервые прослушав романс "Гори, гори, моя звезда" в исполнении Бориса Штоколова, была потрясена. Потом я много раз слушала этот романс в его исполнении и не переставала удивляться и радоваться.

Борис Тимофеевич Штоколов - советский оперный певец, Народный артист СССР (1966-ой год), Лауреат Государственной премии СССР (1981-ый год) родился 19-го марта 1930-го года. Уже став известным певцом, он рассказывал:

"Наша семья жила в Свердловске. В сорок втором пришла похоронка с фронта: погиб отец. А нас у матери осталось мал мала меньше… У нас на Урале прошел набор в Соловецкую школу, и решил я поехать на Север, думал, матери чуть полегче будет... Помню, с каким нетерпением мы ждали практику на боевых кораблях. В сражениях нам участвовать уже не привелось... С Балтики я вернулся домой, поступил в спецшколу ВВС. Маршал Жуков командовал тогда Уральским военным округом. Он пришел к нам на выпускной вечер курсантов. Среди номеров художественной самодеятельности значилось и мое выступление. Пел «Дороги» А. Новикова и «Матросские ночи» В. Соловьева-Седого. После концерта Жуков сказал мне: «Авиация без тебя не пропадет. Петь тебе надо». Так и приказал: направить Штоколова в консерваторию. Вот и попал я в Свердловскую консерваторию. По знакомству, так сказать…"

Учебу в консерватории Борису пришлось совмещать с вечерней работой электриком в драмтеатре. После окончания консерватории в 1954-ом году он стал одним из ведущих солистов Свердловского оперного театра.

В 1959-ом году Штоколов стал лауреатом Международного конкурса в рамках VII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Вене. Была выпущена дебютная пластинка, в которую вошли романсы А. Рубинштейна и Ф. Шуберта в его исполнении. В том же году он был приглашён в Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова, в котором работал до 1990-го года.

А ещё Штоколов пел в оперных театрах США, Испании, Швеции, Италии, Франции, Швейцарии, Германии, Венгрии, Австралии, Кубы, Англии, Канады... Зарубежная пресса высоко оценивала певца, как продолжателя великих традиций русской оперной школы.

Кроме театра Борис Штоколов уделял большое внимание концертным выступлениям.
Певец рассказывал:
«На концертной эстраде труднее, чем в опере. Здесь нет костюма, декораций, актерской игры, и артист должен раскрыть суть и характер образов произведения только вокальными средствами, один, без помощи партнеров».

Гастрольные маршруты Бориса Тимофеевича пролегли по всей стране. Лично мне было интересно прочитать, что написала одна из многочисленных газет об исполнении Борисом Штоколовым романса «Гори, гори, моя звезда…»:

«... если бы певец исполнил в концерте только один этот романс, воспоминаний хватило бы на всю жизнь. Вы прикованы к этому голосу — и мужественному, и нежному, к этим словам — «гори», «заветная», «волшебная»… Как он их выговаривает — будто дарит, как драгоценности».

С интересом прочитала, что говорил сам Борис Штоколов:
«Я заметил, что мои чувства и внутреннее видение, то, что я сам себе представляю и вижу в воображении, передается в зал. Это усиливает чувство творческой, художнической и человеческой ответственности: ведь народ, слушающий меня в зале, обмануть нельзя... ».

Всю жизнь Борис Штоколов посвятил изучению тайны искусства пения, искусству дыхания, сам дошел до многих профессиональных секретов. В 1995-ом году он опубликовал книгу, которую назвал, как самый знаменитый романс из своего репертуара - "Гори, гори, моя звезда".

Сейчас в моей жизни трудные дни. Я потеряла близкого человека. Пишу эти строки, слушаю романс "Гори, гори, моя звезда", по коже бегут мурашки, на глазах слёзы, а в душе тепло.


P.S. В мои планы не входит просветительская деятельность. Уверена, что на сайте "Проза.ру" есть те, кто знает о Борисе Штоколеве и о его творчестве намного больше, чем я. Просто хотелось рассказать о своих личных впечатлениях.
Конечно, мне будет очень приятно, если читатели найдут для себя в моём рассказе что-то новое и интересное.



Екатерина Юровская

Мысль написать этот рассказ появилась сегодня, когда я получила отзыв от одного из авторов "Прозы.ру".
Владимир Байков, прочитав мою миниатюру "Русский романс прошлого", напомнил ещё об одной исполнительнице русских романсов -  Екатерине Юровской и прислал две ссылки:

"Вернись, я всё прощу"
https://www.youtube.com/watch?v=_b05pxX_2mY

"Вот что наделали песни твои"
http://www.youtube.com/watch?v=GaG-yMbGYX8

Я с огромным удовольствием прослушала эти два романса.
И ещё нашла в исполнении певицы один из моих любимых романсов:

"Гори, гори, моя звезда".
http://www.youtube.com/watch?v=I2yu7bMi-ik

В наши дни имя Екатерина Юровская помнят немногие, а ведь когда-то оно стояло в одном ряду с именами
Изабеллы Юрьевой, Клавдии Шульженко, Лидии Руслановой и других известных певиц прошлого.
Я решила побольше узнать об этой певице и вышла в интернет...

Екатерина Николаевна Панкратова родилась в 1885-ом году. (Иногда указывается 1886-ой год). Училась у известного итальянского вокального педагога Мартина Петца. Принимала активное участие в любительских концертах,
исполняя русские народные песни и романсы. Вскоре она вышла замуж за антрепренера Иосифа Адамовича Юровского
и уехала с ним в Москву. Там Екатерина Николаевна Юровская познакомилась с руководителем хора русской песни Богдановым. В 1908-ом году вместе с этим хором совершала большие гастроли по Сибири и Дальнему Востоку.
В 1911-ом году перешла в хор Анисимова и с большим успехом пела в течение шести лет.
С 1917-го года начaла работать на эстраде самостоятельно.

Сорок лет концертной деятельности. Несколько тысяч концертов. Популярность ее была огромна. Екатерина Юровская исполняла народные песни, песни композиторов-современников, но главной любовью певицы были старинные романсы.

В 20-40-ые годы двадцатого века имя Екатерины Юровской не сходило с концертных афиш Москвы, Ленинграда и других городов Советского Союза.  Её имя собирало полные залы многочисленных поклонников таланта, выступления всегда проходили с огромным успехом.

В годы Великой Отечественной войны уже немолодая певица в составе фронтовых бригад выступала на передовых позициях, в госпиталях, на сборных пунктах.

Народная артистка РСФСР Екатерина Николаевна Юровская умерла в 1949-ом году, похоронена в Москве на Ваганьковском кладбище.

"Я только начинала свой творческий путь, а Екатерина Николаевна Юровская была уже в зените славы. Мне не раз приходилось слушать её с концертной эстрады. Слушателей всегда покоряло её исполнительское мастерство – темпераментное, содержательное и всегда с настроением. Я уважала эту певицу как большого мастера жанра, в котором она выступала". (Клавдия Шульженко)

«... Тыльная сторона кабаре выходила на нашу улицу. Мы просверлили дырочку в заборе и смотрели через нее выступление прославленной исполнительницы старинных русских и цыганских романсов Екатерины Юровской». (Изабелла Юрьева)
(Из воспоминаний внучки, актрисы  Татьяны Владимировны Стебловской).

«Впервые мы встретились с Екатериной Николаевной в 1924 году. В то время я работал аккомпаниатором, и мне часто приходилось встречаться с ней на концертах. Успех Екатерины Николаевны был колоссальный. Публика любила ее за какое-то необыкновенное умение исполнять старинные романсы, цыганские и русские народные песни. В них певица вкладывала весь пыл, всю страсть своего горячего сердца. Прекрасная это была певица. Редкого дарования. Одна из немногих, умевшая на протяжении долгих лет достойно представлять свой жанр на концертной эстраде». (Композитор Дмитрий Покрасс).

Я писала этот рассказ, а в моей комнате продолжали звучать русские романсы в исполнении Екатерины Юровской.
Душа моя была полна чувством радости общения с настоящим исскуством, которое дарит людям минуты счастья.

P.S. В мои планы не входит просветительская деятельность. Возможно, на сайте "Проза.ру" есть те, кто знает о Екатерине Юровской и о её творчестве намного больше, чем я. Просто хотелось рассказать о своих личных впечатлениях.
Конечно, мне будет очень приятно, если читатели найдут для себя в моём рассказе что-то новое и интересное.
Спасибо за прочтение.

P.P.S. Спасибо Владимиру Байкову, который вспомнил имя замечательной певицы и дал ссылки на романсы в её исполнении.

17.01.2017-го года


Рецензии
Мне посчастливилось в концертах со сцены услышать этот замечательный романс в исполнении Анны Герман и Сергея Захарова. Петр Петрович Булахов в 1846 году сочинил романс, а он живет и радует. С теплом.

Наталья Скорнякова   09.11.2021 08:13     Заявить о нарушении
А я видела этих певцов только по телевизору.

Любовь Кирсанова   09.11.2021 21:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.