Загадка Моста Кентавров в Павловске

Загадка моста Кентавров.

Я работаю над книжками  «Истории Петергофской Белки». Главный их герой,  точнее героиня, как и понятно из заглавия  – Белка из Петергофского парка. Хотя на самом деле – главное, это конечно, памятники, известные и малоизвестные, прославленные и позабытые, путешествия по петербургским пригородам, открытые для каждого и делающие жизнь насыщенной и интересной.
Я радуюсь тому, что эта работа как раз для меня – когда-то выучившаяся на архитектора и даже успевшая поработать несколько лет в архитектурно-реставрационной мастерской, я понимаю архитектуру, или, во всяком случае, думаю, что понимаю. Вижу, как построены ее объемы, умею читать планы, замечаю все ее детали, мне интересна ее история, и я не устаю восхищаться красотой ее творений, если, конечно, они красивы. А еще, как сценарист, я умею сочинять разные истории.  А раз уж это развлекательные истории для людей, любящих пригородные путешествия, то они  и должны быть не только познавательны, но и в меру забавны. И мне это тоже удается, ну, или кажется, что удается.            


Моя героиня, Белка из Петергофского парка - великодушна и  простодушна,  любознательна,  тянется к знаниям, верит в победу добра, переживает за судьбу исторического наследия, романтична, мечтательна,  ее рыжая головка с ушками с кисточками  полна всевозможных знаний и идей, но и с ними  она все время попадает впросак,  однако не падает духом. В общем, копия я.
Записываю я очередную  «Историю Петергофской Белки», про Павловский парк и пишу  такую  фразу:
- «Если мы, наконец, спустимся вниз по дорожке, то сможем созерцать еще один необычный памятник любви! – поторопила всех самая важная Павловская Белка.
- Надеюсь, это будут не четыре  бородатых  насмешника-кентавра, –  тихо пожелала
Петергофская Белка, завидев в конце дорожки мост с кентаврами ».

И вдруг меня озаряет ужасная мысль  – а бородатые ли эти кентавры на самом деле? Почему так сказала Белка? И с чего я вообще решила, что они бородатые?
А ведь мы с Белкой несем ответственность  перед читателями за каждое слово!
Поднимаю массу материалов о том, как будущий император Павел Первый с супругой Марией Федоровной  путешествовали по Европе, и  четыре месяца пребывали в Италии.
« Особо познавательным было их пребывание в Риме, где они осмотрели все дворцы, виллы, галереи и коллекции, в частности в Ватикане, куда были приглашены Папой Римским Пием VI. Большое впечатление произвела Вилла римского императора Адриана в Тиволи, откуда происходят многие известные скульптуры античности, в частности две статуи старого и молодого кентавров работы скульпторов Аристия и Папия II в. н.э. Они были найдены при раскопках на вилле и перевезены затем в Музей Капитолия. Скульптуры отличаются выразительностью пластического языка, вместе с тем интересна почти портретная трактовка лиц и передача настроения веселья у молодого кентавра и страдания - у старого».
Молодая великокняжская чета во время путешествия  приобретала античные подлинники, а так же заказывала гипсовые отливки с понравившихся скульптур, если на это давали  разрешение  их владельцы.
Гипсовые слепки с античных кентавров украсили новый мост, построенный в 1790 году через Славянку у Семейной рощи, созданный архитектором  Винченцо Бренной. Таким образом, мост с самого начала был украшен по четырем углам двумя парами статуй безбородого и бородатого кентавров. Ура! Хотя бы наполовину Белка была права – у двух кентавров борода была. Остается только исправить число бородачей.
Но! Заглядываю для верности на  сайт Музея-заповедника Павловск и обнаруживаю там такую информацию:
« Идет процесс возрождения Моста Кентавров. Сейчас фигуры кентавров сняты с моста и отданы в реставрацию. Две подлинные статуи молодых кентавров прошли фундаментальную реставрацию в мастерской ООО «Коринф». Там же с них сделано четыре копии в искусственном мраморе, которые и установлены временно на Мосту Кентавров. Многие, кто любит и знает Павловский парк, удивлены и даже возмущаются, видя четыре одинаковые статуи. Однако, это лишь первый этап воссоздания декоративного облика моста. Молодые кентавры заняли свои места. Что касается двух старых или бородатых кентавров, то в фондах музея сохранились фрагменты со значительной долей утрат тех подлинных статуй, что были сделаны для моста в начале XIX века. Реставрация их запланирована на 2015 год, она будет сложной и трудоемкой. По завершении ее будут выполнены две копии, которые и установят на свои исторические места, и тогда мост вновь приобретет свою первозданность.»
Стоп! Значит, сейчас   на мосту нет никаких бородатых кентавров?  Сейчас, правда, 2017 год. Может быть, реставрация, которая была намечена на 2015 год уже состоялась?
Начинаю листать свои фотоальбомы,  в Павловске мы бываем время от времени, но мост Кентавров во время поездок  фотографирую далеко не всегда. К глубокому разочарованию обнаруживаю на снимках закрытые в коробочки статуи весной этого года!  И, наконец, по августовским прошлогодним фотографиям  делаю  неутешительный вывод  –  все четверо молодые, безбородые. Не отреставрировали, не скопировали, не установили.
И даже не понять – как они были установлены раньше – два старых по одну сторону моста, два молодых по другую? Или два старых – встречали
идущих к дворцу, а молодые провожали? Или наоборот? Или по обе  стороны моста стояли молодой и старый кентавр, и тогда какой ближе к дворцу? Просто голова кругом. 
А откуда я вообще изначально помню про бородатых? Зрительная память? Столько раз в детстве бегали  мимо этих кентавров,  а  уж после  окончания архитектурного факультета   почти целый год ездила на работу в Павловский дворец и шла именно этой дорогой, через ворота с  чугунными вазами  и фруктами,  вниз по спуску к мосту и даже не замечала, что они разные! То есть были разные.  Два печальных, два веселых. Печальными, умудренными жизнью были как раз  бородатые. Насмешниками – юные.
Листаю фотоальбомы и вижу – и весной и летом заглядывала в окна Павловского вольера.  Там выставлены подлинники некоторых статуй Павловского парка. Точнее подлинники  или предыдущие копии. Ведь те, предшествующие нынешним, кентавры из эпоксидной смолы и мраморной крошки – копии мраморных Воронихинских, поврежденных во время войны, а те, мраморные, в свою очередь созданы по примеру гипсовых, а гипсовые – слепки с античных, ватиканских, которые понравились Павлу Петровичу и Марии Федоровне во время пребывания в Италии.
Нахожу среди них исходного кентавра ( он кажется слишком  уж светлым, в отличие от советских, эпоксидных). Он бородат! Вот и табличка рядом это подтверждает. Значит, о нем говорим мы с Белкой!
Но какой смысл Белке упоминать кентавра, который находится в другой части парка? Значит надо исправлять диалог.
 
- «Если мы, наконец, спустимся вниз по дорожке, то сможем созерцать еще один необычный памятник любви! – поторопила всех самая важная Павловская Белка.
- Надеюсь, это будут не четыре  насмешника-кентавра, –  тихо пожелала Белка, завидев в конце дорожки мост с кентаврами».

Но знаете, теперь эта фраза мне уже  не кажется  занятной! Надо срочно искать другую фразу для оживления диалога, да  честно сказать, и изначальная была не слишком удачна! Зато сколько мы узнали благодаря ей про Мост с кентаврами в  Павловске!
А  в этой истории я вообще не буду упоминать кентавров.
Ведь  необычным памятником любви в этой истории были вовсе  и не они, а  Семейная роща, заложенная  неподалеку от Холодных бань императрицей  Марией Федоровной, супругой императора Павла Первого. В честь каждого нового ребенка супружеской четы   с 1785 года здесь сажали  деревце, а когда дети подросли, к посадкам добавились и деревца в честь их избранников и избранниц, а затем и их наследников, так что к концу жизни императрицы роща насчитывала около полусотни деревьев. Со временем таблички с именами царственных домочадцев, прикрепленные к деревьям были утрачены, но осталась роща, как памятник родительской любви.

Постскриптум от 16 января 2019 года:
Вот все, наконец, и разъяснилось с кентаврами на Мосту кентавров в Павловске!
Теперь на мосту установлены обе группы кентавров ( копии) - и юные, веселые и зрелые, умудренные жизнью. Если идешь по направлению к дворцу - по правую руку старый, по левую молодой. И дальше, по сходу с мостика  - по правую руку молодой, по -  левую старый.

 


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.