Южнославянский эпос Песни о Марко Кралевиче и Песн
«Песни о Марко Кралевиче» и «Песни о Косовской битве» - образцы южнославянского эпоса. Они отличаются глубоко патриотическим характером. Песни эти были созданы не ранее конца 14 века.
Основное содержание песен – в освобождении освободительной борьбы южнославянских народов против турецких захватчиков. Особенно ожесточенной была битва южнославянских войск против огромных полчищ завоевателей в 1389 году на Косовом поле. Битва окончилась победой турок, использовавших численное превосходство своей армии, лучшее вооружение и распри в лагере противника.
Многочисленные песни о Марко Кралевиче объединены в цикл личности этого героя. Историки и литературоведы подчеркивали, что реальный Марко имеет очень мало общего с литературным героем. Настоящий Марко был сыном македонского правителя Вукашина. В то время как Марко, вынужденный после победы турок над его отцом, служить турецкому султану, ничем особенным себя не проявил. Образ песенного Марка совершенно иной. Как все эпические герои, он имеет в своем облике многое от сказочного богатыря. Он в родстве с фантастическими женскими существами (вилами), владелец шестикрылого коня Шарко, чудесного оружия. Его вынужденное нахождение под властью султан – роковое следствие отцовского проклятия. А в некоторых песнях он показан не королевским сыном, а крестьянином. В каждой из многочисленных песен, вырисовывается какая-либо новая, присущая ему черта характера. В результате получается целостный образ героя – скромного, храброго, справедливого. В «Первом подвиге Марко», он, прибегнув к хитрости, освобождает от трехсот турок тридцать девушек-пленниц, которых враги ведут в неволю. В песне «Марко пашет» герой избивает плугом отряд янычар.
«…Пашет Марко царскую дорогу.
По дороге едут Янычары
И везут с собой три воза денег.
Говорят они с укором Марку:
«Эй, ты, Марко, не паши дорогу!»
«Эй, вы, турки, не топчите пашню!»
Досадили Марку янычары:
Он схватил волов и плуг, и ими
Он побил турецких янычаров…»
В песне «Кто лучший юнак», Марко, объявленный за рюмкой вина воеводами-бахвалами самым слабосильным, только он и спасает их от ярости нагрянувшего турецкого отряда, заставляя воевод убедиться в его силе.
«…А все двадцать воевод бежали,
По Крушеву полю рассыпались,
И вернул их еле-еле Марко,
А когда в корчму они вернулись,
Они сели, пить вино начали;
А как снова спор пошел меж ними, -
Кто юнак меж ними будет лучший?
Все сказали: «Королевич Марко!»
Примечательно, что среди песен о смерти Марко есть и такие, где отсутствует показ самого момента смерти героя, что подчеркивает бессмертие народного подвига.
В песнях Косовского цикла преобладает трагизм, но в них и воспевается любовь к Родине, бесстрашие воинов. Особенно выделяются из героев богатыри Милош Обилич, царь Лазарь, Юг-Богдан с его девятью сыновьями, Иван Косанчич.
«…Царь Лазарь и царица Милица»
«…Отвечают вороны Милице:
«Слава богу, царица Милица,
Мы сегодня от Косова поля,
Там сошлися сильные два войска,
Рать на рать ударила, сразились.
У обеих их цари погибли.
Кое-что осталося от турок,
А от сербов если и осталось –
Раненые мертвые остались…»
Песни о Косовской битве, как и весь южнославянский эпос, принадлежат к числу лучших образцов героического эпоса во всей мировой литературе.
Свидетельство о публикации №218020400651