мои открытия

МОИ ОТКРЫТИЯ УШЕДШИХ ЖИЗНЕЙ
(я воскресила географические названия, и места нахождения гео.объектов Вытегории;
Издала это в «Проза ру»
© Copyright: Клеопатра Алёшина-Матюшина, 2017
Свидетельство о публикации №217061500176
© Copyright: Клеопатра Тимофеевна Матюшина-Ал, 2017
Свидетельство о публикации №217103101291
© Copyright: Клеопатра Алёшина-Матюшина, Свидетельство о публикации №217061500176 
Свидетельство о публикации №216121700518
      
 Йети - Снежный человек обосновался в лесах Вытего;рии.
может стоит взятся сейчас за поиски вытегорского страховища? Когда ещё выпадет такой  случай, может опять через 100 лет как и теперь(на Вертосельге встреча произошла примерно, в 1898, а на Онего - в 2008).   

В окрестностях озера  Оне;го поселился с давних пор Йети - Снежный человек.  Люди встречают его редко. Мне известно два случая – примерно в 1898 его повстречала жительница Вертосельги моя бабушка Матрона Ильинична Алёшина-Матюшина(в девичестве Зубова с Дальней Ка;рданги Вытегорского Пого;ста). Это произошло в вертосельгских лесах, давным-давно, лет сто назад.
Об этой истории я слышала в детстве от родителей, и  позднее от старожилов деревни Ве;ртосельга и записала как сказку;  Но вот в декабре 2008 года в Вологде на заседании литобъединения «Среда» вытегорка Нина Писарчик   рассказала, что она встретила близ озера Онего точно такое же чудище. Значит  это чудо ещё живо!  Удивительное сходство  этих встречь через столетие позволяет думать, что всё это правда.(К.Т.Алёшина-Матюшина).               

           Затерялись в веках Веды, Весь и «Великая Тарта;рия»; затонула  Атлантида, ушли в глубины Волго-Ба;лта древние селения Вытего;рщины: Сюрьга;, Нага;жма, Ре;бово, Марко;во, Собачьи Прола;зы … На обширном пространстве меж двух дорог («Вы;тегра – Е;жэзеро – у;ндозеро» и «Во;локов Мост – Новостройка») болота, болота… Болото Полудё;нное, Уро;чище Лесы;, урочище Ма;тенжа, Уро;чище Ве;ртосельга…
 «Ве;ртосельга» - это та самая «Кривая се;льга» - «деревня на пала;х», упоминавшаяся в писцовых книгах  Обоне;жской пятины 14 -15 в.в.  (см.«Язык моих предков с Ве;пской возвышенности» К.Т.Алёшина-Матюшина).


                «Деревня на пала;х»
Деревня Ве;ртосельга родилась на «пала;х» = «палёной подсе;ке». Первопоселенцы деревни Вертосельги  (возможно, ушедшие в горы от притеснений  русичи-староверы) занимались подсечным  земледелием, корчуя и паля деревья, высвобождая из-под леса земли для пахоты. И от того, что деревня родилась на росчистях, на «палёной подсеке» русичи называли её «Деревня на пала;х»; аборигены же – ве;псы называли деревню «Vеrtа Sеlgа»(В словаре вепского языка  Марии Ивановны Зайцевой, к стати, она вытегорка, читаем: «Vеr//tа» - палить подсеку);  Значение слова«се;льга» - второго составного  в названии «Ве;ртосельга»  неоднозначно: оправдано и значение «Се;льга» - продолговатая, поросшая  лесом возвышенность;   и «се;льква» - сухое, возвышенное место среди болотистой местности, т.к. Вертосельга, как раз, и стояла на обрыве крутой горы среди непроходимых болот  и  многочисленных озёр. А возможно, «Сельга»  от вепского «Sеlg аhs» - кривая спина (деревня  Ве;ртосельга и в начале ХХ века слыла в округе как «кривая Ве;ртосельга». Возможно, «кривая» -  это оттого, что деревенька сбегала с горы на гору. (В словарях  «гора»: *** «фин. Ѕеlgа, а вепское  Sеlgа = кривая спина, хребет, горб. *олон.- гора,креж, хребёт);   А если учесть что  в округе  Вертосельгу называли «Кривая Ве;ртосельга», напрашивается вывод - это та самая «Кривая се;льга» = «Деревня на пала;х», упоминаемая в «писцовых книгах Обоне;жской пятины» 14 – 16 в.в..

           «Зольни;к».   И сохранился ещё один немой свидетель древнего возраста деревни Ве;ртосельги – «Зольни;к»– это место языческих ритуальных костров. Слово «Зольни;и;и;к» местного вертосельгского происхождения. Это слово я впервые услышала от старожителя деревни Ве;ртосельга  «…а всё «зольни;к, да зольни;к», ак а земля там такая как всё-одно з золо;й смешана, а нечево; на ей не росло – холо;дна земе;люшка» - объяснил он мне.  О зольнике на территории нашей области я  написала в своей краеведческой книге  «Ве;ртосельга», опубликованной в альманахе  «Вы;тегра-4»;   (см.«Язык моих предков с Ве;пской возвышенности»).

 
            «А;лмозеро», «Ильи;нское»,«И;лесозеро»,«Са;лозеро», «Са;лмоозеро»
  О периодически исчезающих и возвращающихся озёрах Вытегорщины писал в 1873 году С. Максимов «… исчезающие и возвращающиеся озёра: У;ндозеро, Ши;мозеро, Ку;штозеро, Лу;хтозеро, Э;йнозеро, Ка;чозеро и А;ндозеро. Шы;мозеро в 10 вёрст величины и до четырех саженей глубины – вода исчезает и по пустынному полю, бывшему дну извивается только небольшой ручей, продолжающий течь и подо льдом. Пучина Долгого никогда окончательно не усыхает к Рождеству лёд садится на дно, образуя холмы, ямы, трещины; весной вода заполняет озеро, переполняет, и затем начинает показывать новое чудо – течение обратное. В Ку;штозеро, высыхая, вода уводила с собой рыбу, доходящую в озере до баснословных размеров. Рыба снова возвращалась, когда с проливными дождями, озеро наполнялось в уровень с высокими берегами. А иногда и до горной гряды, окаймляющей озерную котловину. Ка;инское высыхало так, что дно его казалось дикой степью: люди ходили здесь как по суше. Однажды, два года кряду, крестьяне носили здесь сено и довольно удачно сеяли овёс».
     Но, как я выяснила, не только эти озёра «гуляют». К пропадающим время от времени озёрам Вытегорщины относятся «А;лмозеро», «Ильи;нское» и «И;лесозеро», что в 17 верстах от «Ста;рцевой Горы». На географических картах разных лет обозначены все три озера почти рядом. Старожилы тех мест, родившиеся в начале ХХ века, убеждены, что все три названия относятся к одному и тому же озеру. («Ак, И;леса-та -  И;леса и есть! – непонимающе глянула на меня , мол, уж этово-то не знать дак, что и знает! – Цэрква Ильи;нска, дак и озеро Ильи;нско», - Мария Григорьевна Калязина, уроженка деревни «Ста;рцево»; «А в той стороны – махнул рукой в сторону Подгорнего болота, вертосёл Николай Степанович Фёдоров – ручеёк от пересохшэво Алмозера. Уй, ак Алмозеро-то дак уж лет двадцать, как не больше, не возвращаецце! Ходят как по полю, да траву косят. Летом пряма дорога на Девяти;ны дак за 17 вёрст в Девяти;ны по ему, как по полю ходили, морошку продавать,
 А как с Па;вшозера да и через И;лесу, да.  Ак Алмозеро и есть Ильи;нское – уточнил он, и продолжил – Дак там ручеёк течёт, край леса, такой тоненький ручеёк, а как весной – шумный водопад, где и вода бралась! И мимо ямы куда-то пропадала. А километра два до Ма;теньжы - яма така;, овраг длинный такой! Вода з болота туда и стекает, и пропадает куда-то. Яма такая, Ма;нош–яма. Не знаю, а так называют «Ма;нош-яма», да и всё!»). 

                «Дира;», «Ма;нош-яма» и «Кругова; яма»: 
Не услышав объяснения слову «Ма;нош» я нашла на карте военных лет, созвучное «Манош-яме» название ручья Манажья;м, текущего через дорогу «Ма;теньжа – Ка;рово» и впадающего в реку Тага;жму. «Манажья;м» - может там и находится Ма;нош-яма, уводящая озеро под землю? И «Кругова;я яма» о которой рассказывала М.Г. Калязина, тоже где-то в этой стороне. Возможно, речь идёт об одной и той же яме, а возможно (у меня аж дух захватило от предположения) «Ма;нош-яма» и «Кругова; яма» не что иное как место известное ещё в 14 веке под названием «Корвь»(в переводе с вепсского «дыра, ухо, шерсть»).

«Карха;ловщина», «Ка;рово» «Нове;ц на Ко;рви», древний «Корх» и «Новцы на Корко-наволо;ке» -   не что иное, как современная деревня «Ка;рово».
           В Писцовых книгах Обонежской Пятины 14-15 веков на странице 3 в Никольском Погосте встретилось мне название деревни «Новины на Ко;рхе», а на странице 174 «деревня на Ко;рко-Новоло;ке», «на Корх-наволо;ке Матюшков след Матфеев…» При чём здесь здесь «ухо и шерсть»? – размышляла, не зная ещё о «Маножьяме» и «Круговой яме». Масла в огонь, так сказать, подлил Н.С. Фёдоров, махнув рукой в сторону Матенжи: «… там и Карха;ловщина. А кто ё знат. Кархаловщина, да Карха;ловщина… там дорога на Ка;рово, Новцы;…». Меня насторожила интонация Фёдорова «Новцы;» - произнёс он как воспоминание о чём-то далёком, известном только ему. «…Карово, Новцы;…» - мысль не даёт мне покоя: «Карово» - нет, пожалуй, это не от вепского «кар» = «Залив». Откуда залив? Скорее всего... Скорее всего… Вот оно! «Ка;рово-Новцы;»! Дорога «Ка;рово – Новцы;»… «Нови;ны на Ко;рхе»… Стало быть, – смотрю карту 1728 года: деревни «Корвь» и «Нове;ц» рядышком. Вот оно! - «Нове;ц на Ко;рви! Древний «Корх» и «Новцы; на Ко;рко-наволо;ке» «деревня Ка;ров Конец» - не что иное, как современная деревня Ка;рово, соединенная одной дорогой с деревней Новинкой. И стало понятно вепское «Корвь, Корх» - дыра. («Дира; – яма бездённая по Ка;роськой дороги. Дорога там на Ка;рово, а там Кругова; яма стояла, ак вода откуда и брала;се, в тую яму текла» - вспоминала Мария Григорьевна Калязина:– В ямы круга;м, да круга;м! Как ровно в воронку и уходила куда-то. И вот диво: не прибывало и не убывало. Круговым потоком под землю как в воронку! А в Илесы выскакивала чистым ключевым ручьём. Там мельница была поставлена. Нашы мужыки как праздник – закорешылись: в рого;жной куль наво;зу нагребут, на верёвку к дереву привяжут и в яму пуска;ли. Куль в воронку затянёт, ру;чей в Илесы пересыха;т, мельниця не ро;бит. Вот мельник шлёт записку «Алмозёрски мужыки, розоткни;тё диру!». Мужыки хохоцют. На празник всё Ста;рцэво пеке;т пироги дармовыё. Мельник полумеше;чьё муки по;слал».

   «Ста;рцэво», «Ста;рцева гора», «Старори;чье»
      На мой вопрос не знает ли она в честь чего или кого названа так деревня, Мария Григорьевна ответила: «А говорят там старцы; жыли, дак вот и Ста;рцэво»). И она была не далека от истины, карта 1933 года сохранила название «Ста;рцева гора». (А «Староричье» ешё называют, ак это што река была, пересохла, русло старое – вот и «Старори;чье» - Н.С. Фёдоров);
     В церковных записях Духовных росписей по Вытегорскому Погосту за 1796 год есть названия деревень: «Старори;чье», «деревня между реки А;лый» «деревня над А;лым озером» «на реки А;лги»; «деревня в А;лги». Кстати, ныне живёт деревня с названием «Ва;лги». Не подверженный никаким правилам правописания и тем более произношения, язык предков рождал и оставлял потомкам множество вариаций названия одной и той же местности, озер, рек. Возможно, это произошло и с озером Алым. Допустим на вопрос: «Откуда ты, с каких мест?» - получали ответ – «С Ала-озера» (вот вам и «Са;лозеро»); или «С Ала мы с озера». Вариаций разговорной речи множество, в результете мы имеем и «Са;лмасозеро», и «Са;лм-озеро». На современных картах Вытего;рщины указаны два озера с названием «А;лмозеро». На карте 1728 года Алмозеро, о котором я пишу, записано как «Азмозеро» и находится оно между Волгобалтом и рекой Тага;жмой. Второе Алмозеро между Пе;даж рекой и рекой Мегро;й. В церковных книгах записаны деревни и на Ёж-реке и на Ёж-горе, и Ежезеро, и Ёж-озеро в Ежезерской округе.

            «Ле;ма-потеря;йка» или «Бучьну;ха», «Ко;шаче болото». 
Влево от Го;рменика(поляна слева от дороги на повороте к деревне  Ве;ртосельга) в сторону Ежезера в 4-х километрах от деревни на «Ко;шачем» болоте из «двух Лемозерко;в» начиналась река Бучьну;ха. А охотник А.Н. Жихарев и Н.С. Фёдоров убеждены, что это река «Лема – потеря;йка». Родившись в Ле;мозере на Полу;дённом болоте, две Ле;мы реки недолго бежали рядом. Одна понесла свои воды к реке Мегре, вторая нырнула под болото и поднявшись на поверхность в Ко;шачем болоте, из которого, речка «Ле;ма-потеря;йка»,  образуя два маленьких «Лем-озерка;» выскакивает,  и бурным потоком(получивши в более поздние времна  название «Бучьну;ха») пересекает(в двух верстах от Ве;ртосельги) дорогу(с Ве;ртосельги к деревне «Ле;ма»),огибает гору(под старой осиной – поворот к деревне Ве;ртосельга), и, пробившись через «Полу;нощьно» болото(оно к северо-востоку под Ве;ртосльгой), уходит под гору «Ле;му»(«Большой Шэло;м») прихватив с собой воды «Го;рмо-ру;чья», да «Га;бручья».
   И вот я иду в поисках прошлого в даль залесную, вёрстами немеряными, тропами заросшими иду за тенями предков моих. Бреду по заколоженным болотам…мы перебрели  этот ручеёк: (родившись в «Полу;дённом» болоте две Ле;мы-реки текли рядом, затем, одна свернув влево понесла свои воды к реке «Мегра», другая нырнув под болото «Ко;шачье», из которого, речка «Ле;ма-потеря;йка» выскакивает, и образуя два маленьких «Лем-озерка;»,  и бурным потоком, получивши название «Бучьну;ха», пересекает в двух верстах от Ве;ртосельги  дорогу с Ве;ртосельги к деревне Лема, огибает гору , и, пробившись через «Полу;нощьно» болото, уходит под гору «Ле;му»(«Большой Шэло;м»), прихватив с собой воды Го;рмо-ру;чья, да Габ-ру;чья(см. кн. «Ве;ртосельга» - …итак, мы перебрели  этот ручеёк и пошли, давно никем не хоженой-неежженой, заросшей травой, дорогой, через три (разделённых друг от друга высокими холмами), три заболоченных ручья, а когда-то они жили полноводными реками(на одной из старых карт они обозначены параллельно друг другу, текущими из ниоткуда – в никуда).

      «Паск-ру;чей», «Пе;рт–ручей», «Ма;ндынь-ру;чей» 
 Схематическая карта Европейской части России, составленная в 1918 году, запечатлела три ручья, пересекающих дорогу «Ве;ртосельга – Тага;жмозеро», бегущих ни откуда, в никуда. Остатки этих трёх ручьёв (а возможно, что когда-то они были полноводными реками) я вместе с краеведами Девяти;нской школы форсировала 2 августа 2001 года. Но это уже были заболоченные лесные бача;ги меж высоких холмов. Возможно, что весной они набирают силу и вновь живут полноводной речной жизнью. Так вот на карте они записаны как «Песчаный», «Верт» и «Медный». Старожилы дружно отмахнулись от этих названий: «Што-о?! Ну, и в слуха;х не было!». Но сами не могли точно назвать ручьи, хотя и предположили (в звучании, очевидно, слышались знакомые названия), что это «Паск-ру;чей», «Пе;рт–ручей», «Ма;ндынь-ру;чей». Слово «схематическая» в наименовании данной карты извиняет составителей её, проигнорировавших существование реки Бучну;хи, и укоротивших на половину реку Ле;му. Но, благодаря этой карте, я знаю, где находилась «деревня у ы;гат-озерка;», а вот деревня «Упы;рь-болота» исчезла с лица земли ещё в начале 19 столетия, с тех пор как её покинули мои предки (Нифантьевы, Алексеевы, Васильевы, Савельевы, Елизаровы).

            «Вы;ть-гора»
… в Обоне;жьи 500 лет назад на высокой горе «Выть» обосновался «Вытего;рский Пого;ст». Олонецкие Губернские Ведомости дают двоякое объяснение  названия горы «Выть»: то ли от того что на горе по ночам волки выли –потому-де и «Выть»; то ли «Выть» от того, что гора эта такая высокая, и нужно было поесть и отдохнуть, перед тем как идти в гору;  а я считаю, что название горы осталось с той поры, когда «Вы;ть-гора»  была ничья, и считалась земельным наделом, пускалась в  «переде;л», и облагалась налогом(«выть» - еденица налогообложе;ния).
              А недалеко от озера Оне;го расположился небольшой городок Вы;тегра – районный  центр Вологодской области (до 1920 числился в Олонецкой губернии, до 1937 года относился к Ленинградской области).  Слово «Вы;тегра» – говоровое(«Откуда идёшь?»  «С Вы;ти-горы», «С Вы;ть-горы» и слышим «с Вы;тегры»).

Обовсём этом я  написала в своей краеведческой книге  «Ве;ртосельга», опубликованной в альманахе  «Вытегра-4»;   (см.«Язык моих предков с Вепской возвышенности»).

К читателям сего труда.
Любезные мои потомки, буквы«Е» и «Ё» (в этом словаре)читайте так, как они здесь записаны. Если над знаком «е,Е» не поставлены точки – значит это звук «Е» (шестая буква русского алфавита, и читайте её как «е», а не «э»), ну, а уж коли видите «Ё»- стало быть, то - седьмая буква в русском алфавите; если написано «и» – значит так оно и есть, и читайте как современное нам «и», а не старорусское «ы». (К.Т.Алёшина-Матюшина)

© Copyright: Клеопатра Алёшина-Матюшина, 2017
Свидетельство о публикации №217061500176
© Copyright: Клеопатра Тимофеевна Матюшина-Ал, 2017
Свидетельство о публикации №217103101291

В Писцовых книгах Обонежской Пятины 14-15 веков на странице 3 в Никольском Погосте встретилось мне название деревни «Новины на Корхе», а на странице 174 «деревня на Корко-Новолоке», «на Корх-наволоке Матюшков след Матфеев…» - похоже, мой пращюр


                «Говор моих предков с Вепсской возвышенности»
                (говор Вытегорья начала ХХвека)
                компьюторный набор Мария Павловна Алёшина
                оригинал-макет Александр Александрович Алёшин
                авторская редакция  2000 - 2016гг   


               
               

 


Рецензии