Обыкновенная семья. Учеба

                Однажды Александр Иосифович руководитель группы в институте, где работала Лена, вызвал ее к себе.

- Как у вас дела дома, как малыш, подрастает, сколько ему?

- Два года с половиной.

- Вот и прекрасно. Не думаете повышать свой профессиональный уровень?  Через месяц в нашем профильном институте начинаются экзамены. Вы способная, проштудируйте школьные предметы и вперед. При зачислении вы идете вне конкурса, так как работаете по специальности. Пока ребенок подрастет, вы институт окончите.

- Я пока не думала об этом.

- А вы подумайте, посоветуйтесь с мужем. Пока молоды, учиться и преодолевать житейские трудности намного легче. Знаю из личного опыта.

                Пожилой человек приветливо и уважительно относился к каждому сотруднику своей группы, и  это благотворно влияло на коллектив совершенно разных по возрасту людей. Лена обсудила с мужем полученное предложение. Биология, математика, а также экономическая география  требовали при подготовке разного подхода.

                В библиотеке института Лена познакомилась с молодой девушкой Светой выпускницей школы. Благодаря Свете  учебники и многие материалы для изучения искать не пришлось.  Пора экзаменов наступила гораздо раньше, чем Лена повторила материал.

                Перед первым экзаменом книга в руках Лены, стоявшей перед дверью аудитории, непроизвольно открылась на самом трудном материале из раздела генетики. Лена пробежала глазами короткий, но сложный текст и, в этот момент ее пригласили. Передав книгу Свете, вошла в аудиторию. Номер билета 13 не обрадовал.

                Первый и третий вопрос не вызывал трудностей. Ответ на второй вопрос еще оставался перед глазами как фотографическая карточка  только что прочитанного текста. Лена быстро набросала на листок по памяти его содержание и, пока не забылось, попросилась отвечать. Удивленные экзаменаторы не возражали.

- Можно я начну со второго вопроса?

- Вы уверены, что хорошо знаете его?

- Знаю.

 - Пожалуйста.

                Лена  близко к тексту изложила сложный материал, и, не останавливаясь, перешла к первому вопросу. «Органы кровообращения» она успела повторить. Сжато  пересказала суть вопроса и только приступила к третьему вопросу, «витамины и их роль…» экзаменатор прервала ее.

- Если бы она не отвечала без подготовки, я бы решила, что использовалась шпаргалка, - сказала, обратившись к своей коллеге экзаменатор.

    А Лене выставила отличную оценку, так и не потребовав продолжить отвечать на третий вопрос.

                Математика для Лены всегда была любимым предметом и в школе и в техникуме. Поэтому уверенный ответ был также оценен на «отлично». Вопросы по географии были  не сложными, большая часть информации, заключавшаяся в них, использовалась Леной  в разработке перспективных планов развития на работе в ее институте. Три отличных оценки давали надежду на зачисление. Оставалось сочинение.

Утро перед экзаменом началось с головной боли. Температура 38 градусов. Мужу ничего не сказала, попросила только отвести Сережу в садик. Сама скорей на метро и в институт.

                На доске было три темы. Статья «Луч света в темном царстве» литературного критика Н. А. Добролюбова о драме «Гроза» А.Н. Островского;  Платон Каратаев – представитель русского крестьянства (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»);  «Герои рядом с нами».

                Экзаменаторы предупредили, что третья тема не такая легкая как кажется. Описывать нужно людей общеизвестных всей стране. Таковых у Лены не наблюдалось. Герои были, но когда они родились, где жили, конкретики не было.   О Каратаеве теснились несвязные текстовые обрывки. Критическую статью при изучении в школе Лена как-то пропустила. Что было делать? Встать и уйти, а значит, все ее труды были напрасны. Голова раскалывалась, нужно было на что-то решаться.
 
- Напишу я свою критическую статью на «Грозу», а там будь, что будет. Все равно, пропадать, так с музыкой.

            Сосредоточившись, кратко описала содержание драмы. Припоминая общие фразы  по поводу «луча света» сделала выводы. Несколько раз тщательно перепроверила текст на всех страницах. Выглядело сочинение красиво, без видимых ошибок. Поставив число и подпись, сдала работу и вышла из аудитории.
 
                В фойе никого не было. Абитуриенты, сдавшие работы, разъезжались на выходные по домам. Лена  нашла одиноко стоявшее кресло и присела. Ехать домой, не зная, как оценят ее работу,  не могла. Сидела долго, в фойе стали собираться ожидавшие результата экзамена молодые люди жившие неподалеку.

                В тот момент, когда секретарь вывесила на доску объявлений листок со списком абитуриентов получивших положительные оценки, из аудитории вышли экзаменаторы и направились к раздевалке. Их разговор бросил  Лену в краску.

- Прекрасное сочинение написал один абитуриент. Так подробно и со знанием дела описал знаменитого ….. - далее шло имя и фамилия ничего не сказавшее Лене.

- Это еще что, мне довелось проверять поистине героический шедевр. Не знаю, мужчина писал или женщина, фамилия явно украинская. Критическая статья по драме написана, видимо исходя из собственного разумения.  Без единой грамматической и стилистической ошибки. За смелость и решительность я поставил тройку. Если остальные предметы сданы хорошо, пусть учится, а  огромное желание учиться уже видно сейчас.

   Экзаменаторы оделись и пошли к выходу. А Лена с пылающим кумачом лицом поспешила к вывешенному списку. Там в середине списка красовались ее фамилия и инициалы. 


Рецензии