Предтеча

Анатолий Кудласевич

Предтеча
Святой Иоанн Креститель

(Пересказ Жития для детей)

Обетование Мессии
Когда Господь сотворил первых людей, он дал им разум и бессмертную душу. Люди должны были познавать Бога и становиться всё лучше и лучше, добрее и совершеннее. Однако они согрешили – нарушили волю Божию. От этого стали страдать и умирать. Сами люди не способны были победить свои грехи и их последствия. Это мог сделать только один Бог. И Господь сказал, что придет в мир Спаситель (Мессия), Который победит грех, избавит людей от вечной смерти и вернет их к любви и вечной жизни.
Род человеческий быстро размножался. Однако столь же быстро множилось в мире людском и зло. Тогда Господь решил очистить Землю водой от нечестивого человеческого рода, сохранив лишь праведного Ноя и его семью. Потомки Ноя породили различные народы, одним из которых был израильский.
Столетиями израильский народ ждал Спасителя. По пророчествам Мессия должен был родиться в царском роде. Об этом свидетельствовали пророки. Это было записано и в Священном Писании. Обещанного события ждали с нетерпением.
Часто в субботу люди, знающие закон, собирались и спорили о том, каким образом придет Мессия. Одни утверждали, что Мессия придет в силе и славе и освободит иудеев от римского владычества. Другие говорили, что Он будет подобен Богу. Третьи – что родится царем. Но всё случилось не так, как предполагали люди.

Рождение Предтечи
Всего в достатке у еврейского священника Захарии. Хороший каменный дом в городе Хевроне (Юте) {?}, верная и благоразумная возлюбленная жена Елисавета, почёт и уважение сограждан. Захария жил по правде. Лишь одного не доставало праведной семье: у них не рождались дети. Долгое время они молили Бога о даровании ребенка. Шли годы, вот уже незаметно подкралась старость, а детей так и не было. Это обстоятельство смущало и безмерно печалило Захарию. Ведь бездетный дом считался проклятьем. «Вот, смотрите, – мог сказать любой в то время, – не дал Бог продолжения роду, значит, не такой уж Захария и праведный?».
Так думал Захария, облачаясь в священническое одеяние. Сегодня ему выпало служить в храме, что находился в священном граде Иерусалиме. Это была большая честь. Особенно торжественным моментом являлось каждение. Совершение его предоставлялось священнику лишь раз в жизни, по жребию. На этот раз жребий пал на Захарию. Внимание многочисленных прихожан, собравшихся у входа в храм, обратилось к этому праведному священнику. Захария вошел внутрь, взял жаровню с углями и с трепетом поднялся в святилище. Он приблизился к жертвеннику, воскурил благовония. Благоухающий запах наполнил святилище. И вдруг Захария вздрогнул. С правой стороны жертвенника вспыхнул яркий свет. В страхе священник закрыл лицо рукой и упал на землю.
– Не пугайся, Захария! – послышался величественный голос.
Но еще больший ужас объял Захарию.
– Откуда этот неизъяснимый свет? Откуда исходит голос? Уж не схожу ли я с ума? – подумал праведный священнослужитель.
А голос между тем возвещал:
– Господь услышал твои молитвы. Жена твоя, Елисавета, родит тебе сына. Вы назовете его Иоанном (что означает «благодать Божия»). И он будет велик перед Господом. И многих людей обратит к Богу.
– Как возможно такое? – осмелившись, спросил Захария, – ведь я уже стар, да и жена моя в преклонных годах, до сего времени была бесплодной?
– Я – Гавриил! – сказал Ангел, – посланный Господом сообщить тебе эту весть. И вот тебе знак: будешь нем, пока не исполнится сказанное. За то, что не поверил словам моим, не будешь говорить до той поры, пока всё не сбудется.
И Ангел стал невидимым. Только благоухающий кадильный дым распространялся по храму.
Народ снаружи храма начал волноваться. Почему медлит священник? Что случилось в святилище? Наконец показался Захария, вид у него был испуганный и растерянный. Кое-как, знаками, он объяснил людям, что онемел, однако благословил прихожан и отпустил их с миром. Изумленные люди, тихо переговариваясь, разошлись по домам. Все поняли, что в святилище праведному Захарии было видение.
Вскоре жена Захарии Елисавета узнала, что у неё будет ребёнок.

Благая весть Марии
Этот же благовестник – Архангел Гавриил – был послан Богом к Деве Марии в город Назарет. И приветствовал Марию такими словами:
– Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами!
Мария, увидев Ангела, смутилась:
– Что бы означало такое приветствие?
– Не бойся, Мария! – продолжал Архангел Гавриил. – Ты обрела благодать у Бога. И вот родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего… И будет царствовать, и царству Его не будет конца.
– Как возможно такое, – спросила Мария, – если я даже не знаю мужа?
– Дух Святой найдет на Тебя, и Сила Всевышнего осенит Тебя, – объяснил Ангел, – потому и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая бесплодной, зачала в старости. Потому что у Бога не остается бессильным никакое слово.
– Я раба Господня, – покорно согласилась Мария, – да будет Мне по твоему слову.
И исполнилось всё, как возвестил Ангел.
Тайна рождения Спасителя, как и чудо рождения Иоанна Крестителя, – непостижима для человеческого ума. Невозможно объяснить то, что случилось. Как муравья нельзя научить читать, так человеку невозможно проникнуть в высший Промысел рождения на земле Божьего Сына. Выход только один: верить, что так оно и было.
Вскоре Мария отправилась проведать свою тетку Елисавету, которая Её очень любила. Путь был не близким. Но окрыляемая счастьем Мария без труда добралась до жилища священника Захарии, где и раньше часто гостила. Переступив порог, Дева Мария вошла в дом Захарии.
– Благословенна Ты между женами, и благословен Плод чрева Твоего! – услышала она радостное приветствие Елисаветы, – и откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?».
И в это же время младенец в утробе Елисаветы подал признаки жизни, словно тоже радовался этой встрече.
Наступило время родов. Елисавета родила сына во время летнего солнцестояния, седьмого июля. И стали родственники спорить между собой: как же назвать младенца?
– Надо дать ему имя Захария, как у его отца, – решили они.
– Нет. Пусть мой сын будет Иоанном, – сказала Елисавета.
– Но ведь в нашем роду никого не было с таким именем? – недоумевали собравшиеся рожственники.
И пришли спросить об имени у Захарии. Он все еще оставался немым, поэтому взял дощечку и написал: «Иоанн имя ему!». Тут же к священнику вернулся дар речи. Он поведал, обо всем, что случилось с ним в храме. И прославил Господа, и стал пророчествовать о пришествии Спасителя и о том, что его сын Иоанн будет Предтечей. [«Предтеча» означает предшественник]
Все удивлялись Божьему промыслу и размышляли о будущей судьбе младенца Иоанна.

Проповедь Иоанна
Когда святому Иоанну Предтече было полгода, у Пресвятой Девы Марии в Вифлееме родился Младенец, Который был Сын Божий и Которого нарекли Иисус Христос. Весть о том, что в мир наконец пришел Мессия, как гром поразила жестокого царя Ирода. По пророчествам, он должен быть изгнан с престола и уступить место новому Царю Иудейскому – Мессии. В ярости Ирод повелел убить в Вифлееме всех младенцев до двухлетнего возраста. Он, конечно же, не знал, что Дева Мария и Младенец уже перебрались в Египет, где пребывали в спокойствии и безопасности. А маленький Иоанн с матерью Елисаветой чудесным образом укрылись в пустыне, и воины Ирода не нашли их.
Прошло три десятка лет. Иоанн вырос. До самого дня своего явления народу израильскому он жил в пустыне.
Пустыни всегда влекли к себе  сильных духом людей, это колыбель святых и пророков. Вдали от мирской суеты, под шатром звездного неба лучше слышится голос Бога. В одиночестве и безмолвии, наедине с Создателем, многие святые проходили школу духовного возмужания. Подобно пророкам древности, Иоанн оделся в простую грубую одежду из верблюжьей шерсти, препоясался кожаным ремнем. Питался акридами (высушенными на солнце кузнечиками) да диким медом.
Вскоре из этой же пустыни начали доноситься громогласные проповеди.
– Покайтесь! Немедля покайтесь в грехах своих! Ибо приблизилось Царство Небесное! – говорил Иоанн, грозя посохом и указывая на небеса перстом.
И пошла молва по всей земле Израильской, что на реке Иордан появился удивительный пророк, который проповедует крещение покаяния для прощения грехов.
Разные люди приходили слушать проповеди: и хитрый фарисей, и жадный до чужого добра мытарь (сборщик податей), и суровые римские солдаты. Простые пастухи, пригнав на водопой стада, с благоговением внимали пророку.
– Что же нам делать? – спрашивали они.
– Кто имеет две одежды, отдай нищему. Кто имеет пищу, – раздели с голодным. Не убивай, не бери чужого, всегда поступай справедливо.
Для каждого пророк находил истинный ответ. Он видел сердца и мысли людей, потому проповеди его разным людям были разными. Когда, например, захотели креститься некоторые из фарисеев, он гневно воскликнул:
– Порождения ехиднины! Кто надоумил бежать вас от будущего гнева? Сотворите прежде плод, достойный покаяния. Дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.
Воины же услышали такие слова:
– Никого не обижайте, не клевещите. И довольствуйтесь своим жалованием.
И многих крестил Иоанн в водах Иордана. И некоторые думали, что именно он и есть Мессия, на что пророк отвечал:
– Я крещу вас водою, но идет за мною Сильнейший, я недостоин развязать ремень обуви Его. Он будет крестить вас огнем и Духом Святым.
Иоанн постоянно искал в толпе Того, которого ждут люди. В один из дней подошел к Иордану Иисус Христос.
И пророк сразу узнал Его:
– Господи, почему Ты пришел ко мне? Это мне надо у Тебя креститься!.
Но Спаситель смиренно опустил голову перед Иоанном:
– Крести меня, – тихо сказал Он, – ибо такова воля Божия. Пусть исполнится всякое слово.
А когда Господь, крестившийся в Иордане, вышел из воды, святой Иоанн Предтеча увидел Духа Святого, сходящего на Иисуса в виде голубя. И с неба прозвучал голос:
– Ты Сын Мой возлюбленный! В Тебе Мое благоволение!
Предназначение пророка было выполнено, он объявил людям о Господе и теперь всем Его показал.
Вскоре солдаты царя Ирода Антипы арестовали Иоанна и бросили в темницу.

Пир Ирода и смерть Пророка
Ирод Антипа был сыном царя Ирода, избившего младенцев в Вифлееме. Был он человеком злобным и завистливым. Про таких людей говорят: ни стыда, ни совести. Он отобрал жену Иродиаду у своего сводного брата Филиппа, и сам на ней женился. За эти и многие другие бесчинства, которые творил Ирод Антипа, гневно обличал его перед людьми святой Иоанн. По этой причине пророк был посажен трусливым царем в тюрьму.
В день своего рождения Ирод устроил роскошный пир. Он созвал знатных вельмож и старейшин, накрыл столы с дорогими яствами.
– Какая роскошь! Какое изящество! Какой изысканный вкус!!! – слышались со всех сторон лестные отзывы гостей.
Перед гостями танцевала юная красавица Саломея, дочь Иродиады. Все с восхищением следили за её движениями, просили танцевать ещё и ещё. Но вот музыка смолкла, Саломея грациозно поклонилась пирующим. Царь Ирод, будучи в восторге от своей падчерицы и желая еще больше удивить гостей, крикнул:
– Проси любую награду! Всё, что захочешь, будет твоим!
Послышались одобрительные аплодисменты.
– Что же попросить? – растерялась Саломея, – кольцо, браслет, золото?
Смотрит жадными глазами по сторонам: как бы не прогадать? Подбегает к матери за советом, и слышит её зловещий шепот:
– Голову! Проси голову пророка!
–Зачем? – ничего не понимает Саломея.
– Я сказала: проси, или ты мне не дочь! – злобно шипит Иродиада.
Саломея, напуганная гневом матери, выбегает на середину зала, пробует улыбнуться, но улыбка походит на оскал загнанного звереныша:
– Голову! Хочу в подарок голову Иоанна, который сидит в темнице.
Повисла гробовая тишина. Ирод молчит. «Мыслимо ли такое? Ведь даже цари боялись убивать пророков!».
Ирод испуган: «Ты шутишь? – пробует усомниться он».
– Голову! – дерзко повторяет глупая Саломея, – пусть принесут сейчас же! Или ты не хозяин своему слову?
Все с ужасом ожидают решения. Ирод каменеет лицом.
– Пусть принесут! – приказывает он, и бросает под ноги палачу золотое блюдо.
Праздник прервался. Все гости замолчали и, кто с ужасом, кто со злорадством смотрели на дверь. Наконец она распахнулась и вошел слуга, неся на блюде отсеченную голову пророка. Блюдо с поклоном подали Саломее.


Божья кара
Так должно было случиться. Пройдет немного времени и мученической смертью закончит земной путь Господь Иисус Христос, о котором возвестил Иоанн Креститель. Но через три дня после смерти Иисус воскреснет и победит саму смерть, даруя людям спасение.
А все, кто творил злое, получили по заслугам. Пока ходил по земле Христос, Ирод дрожал в страхе, ему всё время мерещилось, что это святой Иоанн Креститель восстал из мертвых и проповедует в его землях. Возмездие за совершённое злодеяние настигло Ирода в 38 году после Рождества Христова. Войска царя были разбиты Арефой, отцом первой жены, которую он оставил ради Иродиады. В следующем году римский император Калигула отправил Ирода с семьей в далекую ссылку, где царь вскоре умер.
По преданию, почти все участники того пира испытали Божью кару: в разное время их постигла ужасная смерть. Саломея, например, однажды идя по льду, провалилась под воду. Сдвинувшиеся льдины отрезали ей голову.

Почитание
После мученической смерти святого Иоанна Крестителя его ученики взяли из темницы тело пророка и с почетом похоронили. Главу же святого Иоанна злобная Иродиада закопала в саду своего дворца. Она боялась, что если голова соединится с телом, то пророк воскреснет и воздаст ей по заслугам. Об этом узнала одна благочестивая женщина из прислуги, тайком выкопала главу и похоронила на Елеонской горе.
Впоследствии дважды глава святого была чудесным образом обретена и дважды святыню скрывали в землю, чтобы уберечь от нечестивцев. Когда же наконец честную главу обрели в третий раз, ее торжественно перенесли в Константинополь.
Пророк Иоанн Креститель – один из самых чтимых святых. Уже много веков Христианская Церковь чтит святого пророка, Предтечу Господа Иисуса Христа на протяжении всего года, в его честь установлены многие праздники: 7 января – собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, 24 февраля – первое и второе обретение главы, 7 июля – рождество, 11 сентября – усекновение главы и многие другие.
«Из рожденных женщинами нет ни одного Пророка больше Иоанна Крестителя» – так сказал об Иоанне Cам Господь Иисус Христос.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.