Я играю на арене... 39. Совсем не серый Котя

        Если бы среди домашних котов существовал обычай ходить не на четырёх, а на двух лапах, Котя был бы на голову выше, чем его родственники и выглядел бы приблизительно так, как рослый баскетболист сред обычных людей. Жизнь в подвале воспитала у Коти почти собачий характер. Он умел постоять за себя. При наименьшей угрозе со стороны человека шерсть на загривке у него вставала дыбом, хвост превращался в трубу, а из глотки звучал грозный рык.

        Заприметили в свое время в подвале большого серого кота дрессировщики Георгий и Лариса Волишинские. Они первыми в истории цирка подготовили групповой номер с дрессированными котами, который был своеобразной пародией на аттракцион с укрощёнными хищниками. Их коты, как тигры и львы, выполняли стойки на задних лапах, прыгали в обруч и даже через горящее кольцо.

        Котя с его сильными мышцами и хорошей прыгучестью, казалось, был создан для работы на арене. Но Волишинские знали — прыгнуть через огонь животное сможет только тогда, когда точно будет знать, что человек никогда не причинит ему вреда. А такое доверие приобретается не сразу и начинается всегда со взаимной любви и привязанности.

        Дрессировщик сначала научил нового артиста прыгать просто сквозь обруч. Потом начал обматывать кольцо ватой, смоченной одеколоном, который поджигал, постепенно приучая Котю к небольшому огню. А теперь сильный серый кот летит на арене сквозь пламя, в котором, кажется, вспыхнет его шерсть, обгорят усы — вибриссы. Прыгает он не сразу — стоя на тумбе с прижатыми к голове ушами, внутренне собирается, как спортсмен, идущий на преодоление рекорда. Выжидает определенное время и только после этого резко отталкивается от тумбы. Так он прыгает и сквозь обруч, с натянутой бумагой. Когда дрессировщики выступали в одном из японских городов, работники местного цирка не поверили, что бумага не имеет каких-то незаметных надрезов. Однажды они даже устроили проверку — принесли свой лист и пристально следили за всеми действиями Ларисы Волишинской — даже шли рядом с машиной, какой она выезжала на арену. Подозрительность японцев принесла определенные плоды — дрессировщики потом долго пользовались подаренной японцами бумагой. Несмотря на то, что она оказался более плотной, чем обычная, коты и её успешно пробивали.

        Серый кот ни в чем не был серой посредственностью — свой талант раскрыл не только на арене цирка, но и в кино. Когда для съемок телевизионного фильма «Повод» режиссеру нужен был угрюмый кот, выбор остановили на Коте. Хотя, если честно, он был не столько угрюмым, сколько по-джентльменски сдержанным в проявлении чувств. Пришлось ему играть в фильме своего «соплеменника» Адама, которому люди приписывают свои грехи и судят за них невиновное животное. Казалось, Котя понимает, что происходит в кадре, — и глядя на то, как он бойко выгребает лапкой еду из миски, можно было поверить, что кот Адам на самом деле уничтожил большое количество колбас, цыплят и даже выпил бидон сливок.

        Процесс съёмки четвероногий артист переносил тяжело. Дело в том, что коты существа эмоциональные, на репетициях и спектаклях быстро утомляются — уже через минут пять-семь напряжения и сосредоточения им нужно отойти в сторонку, отдохнуть. А Коте приходилось подолгу находиться на виду у публики, да еще в ярком свете прожекторов. Когда на него наводили мощные софиты, он при первой же возможности старался убежать со света. Однажды, поводив лучами ламп по всем сторонам, обнаружили Котю на дереве. В другой раз снимали эпизод, в котором Адам забирается по стене дома в окно. Котя сыграл безупречно. Но в конце этой сцены спрыгнул вниз и мгновенно исчез. Его искали везде — и безуспешно. И лишь потом, когда убирали осветительные приборы, заметили, что он преспокойно отдыхает прямо под лампой, но на маленьком пятачке, куда не попадает свет.

        Во время работы над фильмом Котя послушно выполнял все команды дрессировщика. Когда Георгий Станиславович приказал коту лечь на стол, тот немедленно вытянулся на указанном месте. И потом произошло непредусмотренное — актёр Владимир Самойлов так вошел в роль, что изо всех сил громыхнул пылкой по столу. Даже самовар сдвинулся из места, но только не Котя, который с немым вопросом в глазах взглянул на дрессировщика и понял его успокоительный жест: «Всё в порядке».

        Возможно, у кого-то возникнет мысль, что Котя — флегматик. Как бы ни так. Реакция у него мгновенная. И в этом первым на съемочной площадке убедился знаменитый Вячеслав Тихонов. Четвероногий партнёр куснул его, не побоявшись показать независимость характера «самому Штирлицу». Так что послушание Коти имеет свои границы. Как-то в Венгрии на художественном фестивале Коте не понравилось, что во время выступления слишком близко к нему сидят за столиками люди. Рассердившись, он в гневе прокусил дрессировщику палец. Кровь даже загрязнила светлый костюм артиста. Зато как потом Котя извинялся, как терся возле него ног, ластился! Несмотря на некоторые непродуманные поступки и внешнюю суровость Котя славится своей добротой. Как-то он заметил, что одной из артисток стало плохо. Когда ее положили на кушетку, Котя прыгнул артистке на грудь. Его хотели отогнать: для чего этот лишний вес, если у человека барахлит сердце? Но Котя окинул артистов тяжелым взглядом в котором можно было прочитать: «Я что, играть сюда пришел? Человека спасать нужно!» Удивительно — состояние артистки после кототерапии значительно улучшилось. И Котя не отходил от пациентки до тех пор, пока те не смогла самостоятельно подняться.

        Опыт жизни в подвале сделал из Коти прекрасного крысолова. И это не мешает ему терпеливо относиться к белым крысам, с которыми он выступает в номере и позволяет пускать в свою клетку. Каким-то образом он отличает «своих домашних» крыс от «диких». Помимо многих талантов, Котя имеет еще один. Довольно низким голосом он умеет громко позвать: «Мама», чем вызывает умиление всех вокруг. Но с уверенностью можно сказать, что он стал одарённым артистом благодаря тому, что не был в детстве «маменькиным сынком», а потому что обучался всей цирковой премудрости терпеливо и старательно.
____________________

Фото: Котя — киноактёр. Дуэт с Александром Пашутиным. Кадр из фильма "Повод".


Видео: фильм "Повод", режиссёр Александр Полынников 

http://www.youtube.com/watch?v=0vrMR-uzCGk


Рецензии