Воспитание таланта

         Стариченко Владимир Александрович — 
   литератор, исследователь проблем духовно-нравственного воспитания детей
         Стариченко Любовь Владимировна — лауреат Международных фортепианных
   конкурсов, педагог, концертный исполнитель

                ВОСПИТАНИЕ ТАЛАНТА
                Мысли и афоризмы

   Все дети от рождения потенциально талантливы,
хотя и, разумеется, в разной степени.
   Могут ли и должны ли их родители и педагоги как-то помочь им
в раскрытии и последующем развитии их внутренних дарований, —
вот вопросы, на которые мы попытались дать свои оригинальные ответы
в виде кратких мыслей и афоризмов.
               
                Авторы

   E-mail:  starichenko@gmail.com

   © Стариченко В.А.
       Стариченко Л.В. 2012

 
              1
     Заинтересованное разумное соучастие родителей
   в самосовершенствовании юного дарования
   есть действенное поощрение его таланта.

              2
     Никто кроме родителей не способен уделить достаточное,
   максимально заинтересованное внимание воспитанию в их талантливом ребёнке
   усиленного трудолюбия, неистощимой работоспособности, терпения,
   преданности любимому делу и многих других наилучших личностных качеств,
   способствующих достижению высочайших результатов
   его творческого самосовершенствования.

              3
     Быть нужным и в максимальной степени полезным своему ребёнку —
   вот высшая заслуга и счастье родителя.

              4
     Наиболее ценным благом для родителя является благо,
   которое он творит своему ребёнку.

              5
     Не бывает пресловутого конфликта отцов и детей,
   если отец находит счастье в служении призванию своего ребёнка.

              6
     Выявленное в раннем возрасте призвание ребёнка — это счастье,
   за которое он будет благодарен родителям всю жизнь.

              7
     Кто хочет иметь ребёнка-друга, тот должен сначала сам стать ему другом.

              8
     Подвиг того или иного неравнодушного родителя в том и состоит,
   что ему удаётся оставаться мудрым, интересным, полезным,
   необходимым другом и соратником своему ребёнку,
   как бы тот не торопился взрослеть.

              9
     Жизнь для ребёнка — это своеобразный лабиринт.
   Требуется умный, знающий, опытный, заинтересованный родитель,
   чтобы повести его по оптимальному пути к Успеху.

             10
     Ошибка некоторых родителей заключается в том,
что они ждут, пока способности их ребёнка проснутся сами по себе.

             11
     Неправы также и те родители, которые не пытаются распознать,
   увидеть в ребёнке потенциально талантливую личность.

             12
     Судьбу ребёнка определяют родители, а не учителя.

             13
     Без нашего благоразумного альтруистического самопожертвования
   невозможно по-настоящему воспитывать талант собственного ребёнка.

             14
     Равнодушие родителей к интересам ребёнка
посеет в конечном итоге в его душе равнодушие к  ним самим.

             15
     Родители, прекратившие заниматься всесторонним самосовершенствованием,
   могут оказаться плохими воспитателями талантов своих детей.

             16
     Жаль родителей,
   которые не стараются воплотить в своих детях
   свои собственные стремления к  талантливости, гениальности
   или которые не имеют таких стремлений.

             17
     Наши дети — это отражение нашей духовно-нравственной сущности.


             18
     Воспитание талантов детей зависит от талантливости их родителей.

             19
     Воспитание детей требует неустанного самоусовершенствования родителей.


             20
     Человек без талантов равнодушен к чужим талантам.


             21
     Кто намерен воспитывать таланты,
   должен сначала в самом себе воспитать мудрость и талантливость.

             22
     Совсем юные родители — безответственные родители: 
   потому что априори являются некомпетентными воспитателями
   для своих детей.

             23
     Воспитание служит  усилению  ребёнка
   в нравственном, умственном, физическом и любом другом отношении.

             24
     Именно через подражание талантам родителей
   ребёнок начинает развивать свои таланты.

             25
     Небрежное, неумелое воспитание ребёнка готовит ему несчастную судьбу.
            
             26
     Можно посочувствовать ребёнку, чей талант родители лишь наблюдают,
   но не принимают участия в его развитии.

             27
     Слабые способности — у того ребёнка,
   у которого они не востребованы.

             28
     Настоящая любовь родителей к  ребёнку
   выражается в их стремлении быть ему в высшей степени
   интересными и полезными.

             29
     Успешно воспитывать детей можно,
   только если сами наставники вдохновляются
   высокими духовно-нравственными идеалами.

             30
     Недостатки детей — это их своего рода болезни,
   к которым мы не имеем права относиться равнодушно или снисходительно.

             31
     Если мы хотим воспитать в ребёнке достойный характер,
   мы должны воспитать в нём достойное мировоззрение.

             32
     Характер — это, в известном смысле, мировоззрение,
   укоренившееся в подсознании.


             33
     Вместе с тем бытие также влияет на формирование характера.


             34
     По отношению к неприемлемым недостаткам ребёнка
   мы обязаны занимать бескомпромиссную непримиримую позицию.


             35
     Психологические недостатки ребёнка, ущербные качества его характера
   словно цепи и гири на руках и ногах
   будут препятствовать его восхождению
   к вожделенной высокой творческой цели.

             36
     Не следует пичкать душу ребёнка
   всевозможными удовольствиями и развлечениями.
     Чтобы воспитывать его талант,
   мы должны разжигать в его душе страстную нуждаемость
   в достижении тех или иных высочайших, заманчивых  целей.

             37
     Если мы не воспитали в ребёнке страстной устремлённости
   к великим, благородным, дерзновенным целям,
   то вскоре мы можем оказаться бесполезными ему.

             38
     Некоторые дети слишком очарованы собой,
   чтобы жаждать совершенствоваться.

             39
     Главнейшая задача Воспитателя —
   заронить в душе ребёнка желание учиться и совершенствоваться.

             40
     Истинная цель воспитания — совершенствование личности ребёнка.

             41
     Бесполезно заставлять талантливого ребёнка
   стремиться лезть по ступенькам вверх,
   если не научить его радоваться
   собственным приобретаемым при этом
   новым выдающимся качествам и способностям.

             42
     Страсть самосовершенствования
   стимулируется ощущаемыми возрастающими результатами самосовершенствования.

             43
     Научить ребёнка радоваться собственному совершенствованию —
   наивысшая заслуга Воспитателя.

             44
     Воспитать в ребёнке жажду стремления к  его собственному высшему «я» —
   величайшая задача Педагога.


             45
     Чтобы оказать действенную помощь талантливому воспитаннику,
   мы должны научить его предпочитать и любить всё то,
   что наиболее благотворно для него,
   научить его воспитывать и совершенствовать
   свои наилучшие качества и способности.

             46
     Важнейшая и, возможно, труднейшая задача родителей —
   научить ребёнка благоразумно любить  себя: 
   не вредить самому себе негативными эмоциональными проявлениями
   и дурными поступками.

             47
     Не воспитаешь талант ребёнка,
   если не воспитаешь в нём трудолюбие и мужество,
   необходимые для преодоления всевозможных преград
   на пути его самосовершенствования.

             48
     Без преодоления предельных  трудностей
   нет максимально интенсивного совершенствования таланта.

             49
     Б;льший талант — у того, кто лучше трудится.

             50
     Насколько ребёнок, наделённый талантом,
   старается изменяться к лучшему,
   настолько активнее он способствует воспитанию собственного таланта.

             51
     Желание драгоценнее умения.
     Важнее стараться воспитывать в ребёнке первое, нежели только второе.

             52
     Никакие таланты в ребёнке нельзя воспитать,
   если не одухотворить его жаждой стремления
   к  великой цели.

             53
     Увы, любой талант зачахнет, если не вдохновляется великой целью.

             54
     Обучение — это главным образом воспитание необходимых  качеств учащегося.

             55
     Без стремления стать наилучшим в избранной сфере самосовершенствования
   ни один талант не воспитает в себе по-настоящему великие качества.

             56
     Талант — это усиленная способность самосовершенствования.

             57
     Сделать учебные занятия приятными, интересными
   и увлекательными для обучаемого —
   значит сделать их в высшей степени продуктивными.

             58
     Каждодневные маленькие, незаметные для других,
   подвиги самоусовершенствования
   подготавливают Великий Успех.

             59
     В идеале ценность учебных занятий определяется тем,
   насколько они способствуют личностному
   самоусовершенствованию учащегося.

             60
     Обучение без воспитания у ученика наилучших личностных качеств
   тормозит его продвижение к творческому успеху.

             61
     Самосовершенствование есть не что иное
   как выявление и искоренение собственных недостатков.

             62
     Развитие таланта зависит оттого,
   насколько индивидуум способен учиться у других людей
   и быть учителем для себя.

             63
     Всякий талант развивается исключительно посредством
   воспитания и самовоспитания.

             64
     Каждодневно неутомимо реализуемая жажда самосовершенствования —
   главнейшее условие развития таланта.

             65
     Ум учащегося — главная помощь его таланту.

             66
     Воспитание таланта ученика
   непременно включает в себе воспитание его интеллекта,
   благодаря чему воспитывается его способность самосознания,
   видения возникающих проблем и рецептов их решения.

             67
     Воспитываем ум детей — когда искренне уважаем это его достоинство.

             68
     Ум — глаза таланта.

             69
     Из-за недостатка ума недостаёт и таланта.

             70
     Именно ум воспитанника  или вдохновляется мудрыми рекомендациями Педагога,
   или, увы, отвергает их.

             71
     Ум ребёнка вызывает порой наше не меньшее восхищение,
   чем тот или иной его талант.

             72
     Любознательность ребёнка, инициативность и активность его ума
   в наибольшей степени благоприятствуют ускоренному развитию его таланта.

             73
     Жизнестоек, жизнеспособен лишь тот талант, который воспитывается мудростью.

             74
     Насколько критически, беспристрастно ученик способен оценивать себя,
   настолько он талантлив.

             75
     Восприимчивый ум ученика — главнейшее желание Педагога.


             76
     Неблагодарное занятие — воспитывать того,
   кто не заинтересован в воспитании своего ума.

             77
     Воспитывая в ребёнке даже наилучшие качества,
   мы можем не дождаться от него благодарности,
   если он не осознал свою нуждаемость в них.

             78
     Способность испытывать благодарность —
   это ещё один источник вдохновения талантливой личности.

             79
     Талант — это ум, внимание и усердие.

             80
     Вдохновение —
   это азартная сосредоточенность, фокусировка, концентрация внимания
   и духовных сил на выполнении поставленной задачи.

             81
     Радость понимать и воссоздавать Прекрасное —
   как может юный талант не вдохновляться этим свои выдающимся качеством!

             82
     Прекрасная музыка возбуждает в ребёнке возвышенные чувства.
   Из этого следует, что она возбуждает в нём и возвышенные стремления.

             83
     Любовь к  Прекрасному, жажда приобщения к  Прекрасному,
   которые трансформируются в душе ребёнка
   в потребность самому творить Прекрасное,
   есть несомненное проявление и утверждение его таланта.

             84
     Восхищение ребёнка Прекрасным есть поощрение его собственного таланта.
     То, что восхищает, воспитывает.

             85
     У детей, которые систематически слушают прекрасную музыку,
   воспитывается чувствительность сердца,
   благодаря которой они начинают распознавать и ценить идеалы Красоты,
   которые становятся также и их нравственными идеалами.

             86
     Дети нравственнее взрослых —
   потому что больше нуждаются в любви, доброте и справедливости.


             87
     Если родителям дороги и святы высокие нравственные идеалы и принципы,
   то и ребёнок постарается их соблюдать,
   понимая, что это — залог любви и уважения его родителей к нему.

             88
     Основой воспитания юного таланта является его нравственное воспитание.

             89
     Воспитывая в ребёнке лучшие личностные качества,
   мы созидаем наилучшие возможности для развития его таланта.


             90
     Великие личностные качества
   могут начать развиваться у ребёнка и в раннем возрасте,
   но не раньше, чем когда он увидит в этом великий, вдохновляющий его смысл.

             91
     Проявляющиеся потребности ребёнка
   в тех или иных нравственных, эстетических и духовных идеалах
   предопределяют зарождение его соответствующего таланта.

             92
     Увлекательным творчеством становится для ребёнка любое занятие,
   если придать ему сюжет какого-то сказочного, приключенческого действа.

             93
     Воображение — важнейший инструмент самосовершенствования творческой личности.
   Оно позволяет таланту предвосхитить пути и возможности
   своего дальнейшего совершенствования.

             94
     Воображение
   есть способность умозрительной реализации духовных  усилий  человека.

             95
     Капризность и упрямство обучаемого
   есть его подсознательное сопротивление воспитанию собственной талантливости.

             96
     Труднее всего, но важнее всего —
   научить талантливого воспитанника реагировать с чувством удовлетворения,
   а не обиды и возмущения, на выявляемые у него
   недостатки и затем помочь ему их искоренять.

             97
     Разве может быть сердце заряжено вдохновением у того,
   у кого оно переполнено ядом болезненно самолюбивых эмоций!?

             98
     Талантлив не тот, кто всячески ублажает свою душу,
   выполняет все её прихоти,  а тот,
   кто старается заслужить одобрение своего ума.

             99
     Талантлив тот ученик, 
   кто занимается самосовершенствованием не с ощущением «надо»,
   а с ощущением десятикратного «хочу»!

            100
     Страсть самосовершенствования — основная сущность таланта.

            101
     По-настоящему плодотворно лишь то творческое усилие,
   которое совершается с максимальной страстностью.

            102
     Только внушая юному дарованию высокие дерзновенные цели,
   удаётся заряжать его душу страстью самосовершенствования.

            103
     Сердце и ум, устремлённые ввысь, рождают вдохновение.

            104
     Талант — это страсть сердца
   в соединении с трудолюбивым дерзновенным умом.

            105
     Воспитывая в ученике незаурядную личность,
   воспитываем его талант.

            106
     Важно, чтобы талантливый ученик как можно раньше понял,
   что по-настоящему любить себя — значит с осознанной вдохновенной старательностью
   воспитывать и совершенствовать свои наилучшие качества и способности.

            107
     Удовлетворение, радость, восторг самосовершенствования —
   это и есть источник вдохновения юного таланта.

            108
     Признак  таланта — способность наслаждаться самосовершенствованием.

            109
     Изучение, усвоение учеником нового —
   это процесс воспитания его новых качеств и способностей;
   именно поэтому оно является для талантливого учащегося
   осознанным стимулом его самосовершенствования.

            110
     Истинное воспитание — это вовсе не «возведённое в принцип
   стремление к нравственному деспотизму»,
   как  утверждал Лев Николаевич Толстой. 
     Истинное воспитание есть не что иное
   как возбуждение и поощрение у воспитуемого интереса и стремления
   к высоким дерзновенным целям, потребности к благородному, возвышенному,
   талантливому самовыражению.

            111
     Главнейший принцип обучения и воспитания —
   «не навредить!» ребёнку как чрезмерной требовательностью,
   так и равнодушной снисходительностью.

            112
     Быть добрым по отношению к ребёнку —
   значит быть по-настоящему полезным ему.

            113
     Воспитание, чтобы не быть вредоносным, обязано быть мудрым.

            114
     Быть добрым — самая трудная и ответственная задача для воспитателя,
   потому что она обязывает его быть в высшей степени мудрым.

            115
     Воспитатель добр лишь настолько, насколько он мудр.

            116
     Жажда собственной гениальности, жажда собственного совершенства —
   главный движитель восхождения творческой личности к вершинам Мастерства.

            117
     Творческая энергия,
   благодаря использованию которой юный талант может стать великой личностью,
   находится внутри его.
     Главное — разбудить эту энергию, направить её по нужному руслу.

            118
     Творческий энтузиазм одарённой личности
   невозможен без веры в собственный талант,
   доказательства наличия которого эта личность находит
   в процессе каждодневного самосовершенствования.

            119
     Талант — это внутреннее ощущение своего могущества,
   посредственность — это раболепствование перед своими недостатками и слабостями.

            120
     Каждодневные всё новые и новые успехи
   творческого самосовершенствования ребёнка
   предопределяют неуклонный рост его таланта.

            121
     Именно страстное стремление юного дарования
   к идеальным результатам своего самосовершенствования
   есть наилучшее воспитание его собственного таланта.

            122
     Талант оригинален, если устремлён ввысь.

            123
     Талант развивается,
   только если аккумулирует в себе
   высшие духовно-эстетические идеалы человечества.

            124
     Эволюция таланта —
   это в то же время духовно-нравственная эволюция его обладателя.

            125
     В любой сфере деятельности победит своих соперников тот,
   кто больше побед одержит над самим собой.

            126
     Процесс самосовершенствования таланта
   происходит благодаря искоренению им обнаруженных у себя недостатков
   и созидания на их месте требуемых достоинств.

            127
     Самовыражение таланта —
   это его стремление к идеалам Красоты, Добра, Совершенства.

            128
     Талант беспомощен, если его воспитанию не способствует чья-то мудрость.

            129
     Именно мудрость Педагога позволяет ему изыскивать и использовать
   наиболее эффективные средства воспитания таланта.

            130
     Единая страстная устремлённость к намеченной творческой цели
   составляет благотворный тандем мудрого Воспитателя
   и жаждущего самосовершенствования талантливого ребёнка.

            131
     Неразрывная взаимосвязь мудрого воспитания
   и активного самовоспитания таланта
   предопределяет успех  в деле наиболее эффективного совершенствования
   творческой личности.

            132
     В дальнейшем именно самосовершенствование творческого индивидуума
   корректирует и дополняет внешнее воспитание его таланта.

            133
     Самосовершенствование ценно уже тем,
   что оно неизмеримо сильнее вдохновляет творческую личность
   на воспитание своего таланта.

            134
     Никому ещё не удавалось скопировать Моцарта, Бетховена, Эйнштейна…
   Поэтому каждый талант формирует собственное мировоззрение,
   избирает собственный путь к  гениальности.

           135
     Меценаты, поддерживая таланты, оказывают благодеяние всему человечеству.

           136
     Свою задачу мудрый Педагог видит в том, чтобы ученик, развивая свой талант,
   стремился быть наилучшим не среди людей, а для людей.

           137
     Подлинное самоутверждение и определённое признание таланта происходит,
   когда он служит людям.

           138
     Надо быть заботливым арендатором своего таланта,
   а не его безответственным эксплуататором.

           139
     Талант в себе нужно носить на цыпочках.

           140
     Талант — средство не хвастовства, а служения людям.

           141
     Величие таланта определяется тем,
   насколько он способен обогащать своим талантом других людей.

           142
     Восхищение, адресуемое таланту,— это аванс, который  он должен ещё оправдать.

           143
     Преклонение перед гениями прошлого
   позволяет таланту сохранять должную скромность.

           144
     Заповедь тщеславному таланту: «Не сотвори из самого себя кумира самому себе».

           145
     Как важно, чтобы талант не ограничивался достижением  внешнего признания,
   а вдохновенно продолжал искать и находить средства продвижения
   к  высшему совершенству.

           146
     Будущее высшее счастье есть цель и стимул самосовершенствования таланта.

           147
     Дерзновенность —
   это смелое, отважное, мужественное и при этом выверенное восхождение индивидуума
   по ступенькам собственной гениальности.

           148
     Мало — обладать талантом, надо ещё сделать его привлекательным и нужным людям.

           149
     Многие из великих посвящали свой талант Богу,
   чтобы заслужить признание у человечества.

           150
     Человек, не испытывающий благодарность Богу за свой талант,
   губит в конечном итоге и свой талант, и себя.

   
   P.S. Спасибо читателю за проявленный интерес к тексту данной книги.


Рецензии