Статский советник Николай Никитич Сеславин. Ч. 4

За подвиги при осаде Данцига 10 октября 1814 г. Н.Н. Сеславин награжден орденом Св. Анны 2 ст., а 18 октября 1814 г. его вторично наградили этим же орденом.
После завершения войны был снова назначен городничим Вышнего Волочка. Вступил в должность 24 октября 1814 года. 31 декабря 1815 г. получил чин надворного советника.

В 1815 г. женился на Софье Павловне Гурьевой (1800-1852). Она была родной племянницей Анны Николаевны Гурьевой, дочери Обер-прокурора Правительствующего Сената и генерал-рекотмейстера Николая Григорьевича Гурьева. Супруга Н.Н. Сеславина, Софья Павловна, в 1754 г. выкупила имение Алексеевское в Вышневолоцком уезде. Они имели владения не только в Тверской губернии, но и в Новгородской.

Некоторое время управляющим Гурьевых был отставной поручик Преображенского полка Андрей Андреевич Аракчеев – отец будущего всесильного графа. Они всегда помнили и благодарили Софью Павловну за помощь, которую она оказала бедствующим отцу и сыну Аракчеевым во время затянувшегося на полгода вступления Алексея Андреевича в Артиллерийский и Инженерный шляхетский корпус. Достигнув высоких чинов, граф А.А. Аракчеев не забывал свою благодетельницу. С.П. Гурьева жила в имении Алексеевском до 1800 г. и была похоронена на церковном кладбище села Млево (Удомельский р-н Тверской обл.).

В Вышнем Волочке у Сеславиных родились первые дети: в 1816 г. – Мария, в 1817 г. – Анна.

Дом городничего в Вышнем Волочке (ныне улица Осташковская, 1) стоял в ряду казенных городских зданий, построенных в 1770-80-х годов. Здесь располагались дома: казначея, уездные присутственные места, магистрат, Путевой дворец, а также Банковская контора. Город был не только важным пунктом водной системы, но и станцией на одной из главных сухопутных дорог, соединявших две столицы. Кто только, проезжая, не останавливался здесь, включая и членов императорской фамилии.

Большое недовольство императором Александром не скрывали и в армии, особенно после его слов, что походы и сражения «испортили» его армию. Гатчина воскресла. И новая Гатчина далеко оставила за собой старую. Только называться она стала по-другому – «аракчеевщина».

29 декабря 1817 г. городничий Н.Н. Сеславин предан суду за злоупотребление с увольнением от должности, но из-за соображений беспорочной военной службы оставлен вышневолоцким городничим.

Пять писем А.Н. Сеславина, сохранившиеся в архиве его брата, Николая Никитича, относятся к 1817-19 годам. Первые четыре письма написаны брату, пятое – к жене его Софье Павловне. Это не только ценные биографические сведения о личности героя, они освещают именно то время, когда Николай Никитич был городничим и жил в Вышнем Волочке. Благодаря письмам мы даже можем представить, как выглядел наш герой, какой имел характер:

«…Я вспыльчив, но не зол; ты добр и хладнокровен, и сего довольно, чтоб умерить мою вспыльчивость и утишить строптивость. 20 лет взаимной дружбы может предохранить нас от несчастия быть во вражде; за облачка-же, которые могут иногда находить, не ручаюсь…

…Здесь военный комиссар довольна значущая особа, сходствует с тобой как две капли воды; тот-же кривой нос и те-же кривые ноги; та-же походка, та-же честность и то-же благородство…»

Обласканный царской милостью генерал Сеславин обещает брату:

«…Прошлого года в Сентябре [1817 год] ты писал, что идешь в отставку.
Это меня порадовало; нынешнего года из письма твоего от июня [1818 год] вижу, что ты еще городничий. Это меня удивило; иди в отставку, устраивай хозяйство свое так, чтоб через год и без тебя могло все идти своим порядком. Возвратясь в Россию даю тебе слово исходатайствовать тебе место и выгодное и почетное в государстве».

22 июля 1819 г. скончалась девица Анна Николаевна Гурьева, родная тетка Софьи Павловны Сеславиной. Она завещала племяннице имение Алексеевское, которое находилось в Вышневолоцком уезде.

Сельцо Алексеевское располагалось на правом берегу реки Мсты, в 25 верстах от Вышнего Волочка. Сама усадьба состояла из барского дома с флигелем, конюшни, нескольких сараев и сада. В сельце была часовня, и по количеству домов и жителей оно было больше соседнего Млева.

10 июня 1820 г. Николай Никитич уволен с должности городничего и вышел в отставку. С 2 июня 1822 г. по 10 января 1824 г. выбран предводителем вышневолоцкого уездного дворянства.

Его брат генерал-майор А.Н. Сеславин 4 августа 1820 г. подает прошение об увольнении со службы. Долго лечится за границей. Вернулся в Петербург в мае 1822 года.

Высокопоставленные чиновники, чтобы заставить замолчать его, прибегли к излюбленному приему – компрометации правдолюбца не только перед государем, но и в обществе. При этом Сеславина начинают обвинять во многих смертных грехах, даже в сумасшествии. Созданный недругами образ престарелого героя 1812 года – нелюдимого самодура и мизантропа сохранится, к сожалению, до наших дней.

Осенью 1823  г. он уезжает к брату Николаю Никитичу в имение Алексеевское.

В Алексеевском он проживет до 1827 года. Николай Никитич сделает все, чтобы брат ни в чем не нуждался и его дом считал своим домом.

Не имея своей семьи, всю любовь свою перенес на старших племянников и племянниц. Он считал их своими детьми.

Александр Никитич мечтает выкупить у родственников родное Есемово, и это становится основной его целью. Он находит поддержку у Николая Николаевича и, чтобы как-то помочь брату, последний решил отделить свое колено от ржевского рода Сеславиных по собственным заслугам и по желанию записаться в вышневолоцкие дворяне. В декабре 1826 г. по определению Вышневолоцкого Дворянского Депутатского собрания он будет принят, а 21 декабря того же года дети Сеславиных: Мария, Анна, Павел, Александр, Екатерина, Вера, Надежда тоже будут записаны дворянами Вышневолоцкого уезда. В «Генеалогии господ дворян внесенных в родословную книгу Тверской губернии 1787-1869 года» Д.Чернявского в семье Николая Никитича и Софьи Павловны Сеславиных записаны 17 детей. Но в метрических книгах церкви села Млёво священником А.Любским записан ещё один сын, умерший в младенчестве.

Весной 1827 г. Александр Никитич вновь наденет забытый парадный мундир с орденами. Он едет в Петербург хлопотать об определении двух старших племянниц, Марии и Анны, в Екатерининский институт благородных девиц. На то время это было самое привилегированное учебное заведение для девушек благородного происхождения из знатных русских фамилий. Николай I, помня старого генерала еще со службы в гвардии и по достоинству ценя его военные заслуги, на прошение напишет: «Дочери Сеславина принадлежат государству – они приняты!» Окрыленный благосклонностью Его Императорского Величества, Александр Никитич тут же подает новое прошение с просьбой зачислить двух старших племянников, Павла и Александра, в Пажеский корпус.

Проживая в имении брата, Александру Никитичу наконец-то удалось подкопить денег. Продав аренду, полученную от Александра I за заслуги, он теперь смог «удовлетворить прочих наследников деньгами» и вступить в единоличное владение родовым Есемово.

Мечта заняться сельским хозяйством сбылась.

Николай Никитич Сеславин с 26 апреля 1826 г. по 26 июля 1827 г. – член Вышневолоцкого Экономического комитета путей сообщения.

По выбору благородного общества 4 декабря 1839 г. выбран в посредники по специальному размежеванию земель. За ревностное содействие к успешному размежеванию дач награжден орденом Св. Анны 2 ст. украшенным императорской короной (18.09.1842).

Коллежский советник со старшинством с 24 февраля 1840 г. по 31.12.1843 года. В 1845 г. выбирается предводителем вышневолоцкого дворянства. С 6 августа 1849 г. переведен в Тверскую Казенную палату советником ревизского отделения. 4.11.1849 г. вступил в должность и получил чин статского советника.

Николай Никитич Сеславин умер 4 декабря 1856 года. Похоронен на церковном кладбище села Млево, рядом с женой – Софьей Павловной. На похоронах присутствовал Александр Никитич. Смерть брата была страшным ударом для него. С ним он потерял последнего друга и единственного родного человека на этом свете.

Одиночество стало уделом старого генерала. В Сеславино он запирался в своем кабинете, в который «никого не впускал, а только отдавал приказания чрез приотворенную дверь, куда подавалась ему набиваемая лакеем трубка табаку».

Могила Н.Н. Сеславина долгое время считалась утерянной. Сведения о том, что она находится на погосте с. Млёво были опубликованы в книге «Русский провинциальный некрополь» (1914 г.), но точное её месторасположение известно не было. 27 июня 2012 г. удомельскими краеведами Д.Л. Подушковым, Л.Н. Константиновым, А.В. Серяковым, Л.Б. Назаровой были организованы тщательные поиски на старом кладбище Спасо-Георгиевского храма с. Млево. Лежащий в густой чаще памятник статского советника удалось обнаружить Л.Б. Назаровой. Могила была найдена. Памятник хорошо сохранился, но табличка с надписью была срублена в начале 1990-х гг. собирателями цветного металла. Краевед А.Б. Намзин и местные старожилы подтвердили, что это именно тот памятник, т.к. хорошо помнили надпись на нем.

По инициативе краеведов, при активном участии А.В. Серякова, помощи молодежной организации КАЭС, администрации г. Удомли, жителей г. Удомли и Удомельского района, всех неравнодушных к истории своего края могила Н.Н. Сеславина была благоустроена и установлена надгробная плита «Герою Отечественной войны статскому советнику Н.Н. Сеславину (1.05.1777 – 4.12.1856) от благодарных потомков».



И.А. Нечаев. Портрет Н.Н. Сеславина


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.