Мой дед. портрет фронтовика ч. 8

             САМАЯ ВЫСОКАЯ НАГРАДА


 У моего деда был двоюродный брат, Арбен Давтян. Он был троцкистом, и дабы избежать ареста и последующего расстрела сбежал из СССР в 30-х гг. После его побега дедушку арестовало НКВД. Они продержали его некоторое время, не судили и каким-то чудом отпустили. Дедушка, вспоминая те дни, как-то обмолвился –“ Для меня это осталось загадкой, как же меня отпустили?”


Арбен оставил в Армении жену и дочь, Надю. Где-то в начале 70-х Правительство Франции официально пригласило Надю в Париж на чествование Национальных Героев Франции. Оказалось, что ее отец, Арбен , был правой рукой известного антифашиста армянского происхождения, лидера Движения Сопротивления Франции, Мисака Манушяна. За мужество, героизм и большие заслуги в борьбе с фашизмом все члены партизанской организации стали Национальными Героями Франции. Их было 23 человека: испанские республиканцы, поляки, итальянцы, евреи, венгры и двое армян.


Я хорошо помню, как после возвращения Нади из Парижа, вся наша родня собралась у дедушки дома, чтобы услышать подробный рассказ о ее поездке. Французы передали Наде некоторые архивные документы и одну единственную черно-белую фотографию дяди Арбена, сделанную прямо перед расстрелом. Она до сих пор стоит перед моими глазами: после нечеловеческих пыток, с перебитыми ногами, разбитой головой, весь в крови, но все еще гордо стоящий герой с полуулыбкой на лице… Снимок сделал один из немецких офицеров, пораженный мужеством дяди Арбена.
В архивах Гестапо была также запись о том, что  перед расстрелом он отказался от повязки на глаза. Их всех расстреляли после зверских пыток в феврале-марте 1944г.

 
 А также, французы передали Наде копию допросов ее отца. Во время допроса немцы пригласили пожилую армянку, некую Шушаник (фамилию не помню), с целью хоть как-то разговорить Арбена, видимо рассчитывая на то , что тоска по Родине и  родному языку сломает его. Но он молчал на всех допросах и заговорил по-армянски с той Шушаник, только когда его повели на казнь – “ У меня в Армении есть жена и дочь. Передайте им, что я умираю за Советскую Армению”. Это были его единственные слова…
 

К чему я рассказала о двоюродном брате дедушки?
 После отъезда Нади в Ереван моя бабушка проговорилась, что первый освобожденный от немцев город, Волчанск, был освобожден под командованием моего дедушки. Если бы не побег Арбена, то дедушка получил бы Звезду Героя.


Я возмутилась:
 – Но, дедушка! Это ведь, несправедливо! Ведь сейчас, дядя Арбен реабилитирован? Ты заслужил своей кровью самую высшую награду…
 Он улыбнулся, взял меня за руку и повел в соседнюю комнату. Из-под кровати достал старый черный чемодан с металлическими заклепками на углах и болтающейся, наполовину оторванной ручкой и, положив свою мягкую морщинистую ладонь на крышку чемодана, дедушка сказал:
 – Детка! Вот моя самая высшая награда!
 Чемодан доверху был набит поздравительными открытками, благодарственными письмами и фотографиями тех, с кем мой дед прошел бок о бок всю войну – рядовых солдат и офицеров.


 К сожалению, мой дедушка так и не узнал о том, что согласно некоторым рассекреченным в 2000-х гг. архивным данным КГБ, его брат, Арбен Давтян, никуда не сбегал. Он был Советским разведчиком посланным со спец. заданием за кордон...   


                ( продолжение следует )




http://www.proza.ru/2018/02/05/154


Рецензии
Наш век пройдет. Откроются архивы,
И все, что было скрыто до сих пор,
Все тайные истории извивы
Покажут миру славу и позор.

Богов иных тогда померкнут лики,
И обнажится всякая беда,
Но то, что было истинно великим,
Останется великим навсегда.

1969
Николай Тихонов

Георгиевна   23.10.2018 23:20     Заявить о нарушении
Воистину!Все Великое останется навсегда! Спасибо вам за чудные стихи, что вы мне послали! Всех благ, Марина

Марина Давтян   24.10.2018 05:38   Заявить о нарушении